Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего: Фархутдиновой Г.Р.,
судей: Куловой Г.Р.,
Хакимова А.Р.,
при секретаре: Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа адрес РБ В. на решение Октябрьского районного суда адрес РБ от дата, которым постановлено:
Признать незаконным отказ Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан в постановке Л. ФИО8 на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан осуществить постановку Л. ФИО9 на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского округа адрес Республики Башкортостан, определив очередность на момент обращения - дата г.
Заслушав доклад судьи Фархутдиновой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Л. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан в постановке на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и обязании Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан поставить ее на указанный учет. В обоснование заявленных требований указала, что согласно письму адрес городского округа адрес РБ N... от дата она признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в число участников Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования распоряжением главы адрес ГО адрес РБ N... от дата. дата Л. обратилась в Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан с просьбой поставить ее на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка на льготных условиях для индивидуального жилищного строительства. дата Управлением по земельным ресурсам Администрации ГО адрес РБ Л. было отказано в постановке на учет по тем основаниям, что она не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в адрес ГО адрес, а лишь включена в число участников Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования. По мнению заявителя отказ в постановке на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство противоречит п. 2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в адрес". На основании изложенного Л. просит ее требования удовлетворить.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа адрес РБ В. просит данное решение отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, поскольку Л. признана нуждающейся в жилых помещениях исключительно в рамках программы социального жилищного ипотечного кредитования. На учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях она не вставала, и соответствующего распоряжения администрации района о постановке ее на учет не было.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на рассмотрение дела в апелляционном порядке, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В п. п. 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N... "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Указанным требованиям обжалуемое решение суда не отвечает.
Как следует из обращения Л. в Администрацию ГО адрес РБ от дата, она просила поставить ее на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. При этом к обращению были приложены справка адрес ГО адрес РБ N... от дата, выписка из состава участников Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования адрес ГО адрес по состоянию на дата, справка адрес ГО адрес РБ N... от дата и т.д.
дата Комиссией по вопросам индивидуального жилищного строительства Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан принято решение отказать заявителю в постановке на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в связи с несоответствием условиям, установленным вышеуказанным Положением. При этом было разъяснено, что заявитель не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в органе местного самоуправления, а лишь включена в число участников Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования (л.д. 10).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что отказ ответчика в постановке Л. на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства является незаконным, поскольку ранее она была признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в состав участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования в адрес РБ. Как указал суд первой инстанции, при этом не имеет правового значения в рамках какой социальной программы совершены данные действия уполномоченным органом, так как Закон Республики Башкортостан не содержит ограничений относительно оснований признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу ст. 34 ЗК РФ, устанавливающей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Предоставление земельного участка в собственность осуществляется путем проведения торгов, а лицам, указанным в части 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" - однократно и бесплатно без процедуры проведения торгов.
Согласно части 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", к категории граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства отнесены граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из Постановления Правительства РБ от 08 ноября 2011 года N 393 (ред. от 03 апреля 2013 года) "О перечне документов, необходимых для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно" следует, что к заявлению граждан, обратившихся в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений либо орган местного самоуправления для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно, прилагаются:
1) для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
- копия документа, удостоверяющего личность;
- нотариально удостоверенная доверенность - в случае подачи заявления представителем;
- справка, выданная органом местного самоуправления (не ранее 60 дней на дату подачи заявления), о том, что гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, с указанием даты постановки на учет - в случае подачи заявления в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений;
- справка, выданная органом местного самоуправления городского округа, муниципального района (в том числе городского поселения), а также сельского поселения по месту жительства гражданина, об отсутствии у него земельного участка на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды для индивидуального жилищного строительства - в случае подачи заявления в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных на имя гражданина правах на объекты недвижимости (выписка представляется по Республике Башкортостан).
По правилам ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
При системном толковании вышеизложенных положений во взаимосвязи с Жилищным кодексом РФ, Приказом Минрегиона РФ от 25 февраля 2005 года N 18 "Об утверждении методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма", постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 июня 2012 года N 2846 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" усматривается, что у гражданина, признанного нуждающимся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, установленными ст. ст. 51, 52 ЖК РФ, то есть при наличии решения органа местного самоуправления о принятии его на учет в качестве такового, возникает право на льготное предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Судебной коллегией достоверно и бесспорно установлено, что в отношении Л. указанного распоряжения адрес РБ не принималось.
При обращении Л. в Администрацию ГО адрес РБ дата она просила поставить ее на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, при этом обосновывая свое заявление тем, что она включена в Городскую программу социального жилищного ипотечного кредитования, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Приложенное ею сообщение адрес городского округа адрес РБ от дата о том, что она признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в число участников Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования распоряжением главы адрес ГО адрес РБ N... от дата, не может рассматриваться в качестве доказательства того, что она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Указанное письмо не имеет правового значения при разрешении заявленных Л. требований о понуждении Администрации ГО адрес РБ осуществить постановку Л. на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского округа адрес Республики Башкортостан.
Так, Городская программа социального жилищного ипотечного кредитования не предусматривает предоставление на льготных (бесплатных) условиях земельных участков, а предоставление на льготных (бесплатных) условиях земельных участков и социальное жилищное ипотечное кредитование являются различными и самостоятельными правоотношениями и порядок предоставления земельных участков регулируется различными нормами земельного законодательства.
Социальное жилищное ипотечное кредитование в Республике Башкортостан является мерой государственной поддержки постоянно проживающих и зарегистрированных в Республике Башкортостан граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в виде: субсидии на частичную оплату первоначального взноса по договору на строительство (приобретение) жилья, предоставления ипотечного жилищного займа на строительство (приобретение) жилья.
Из Постановления Правительства РБ от 16 мая 2006 года N 131 "О социальном жилищном ипотечном кредитовании в Республике Башкортостан", постановления Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 28 июня 2012 года N 2844 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Признание гражданина нуждающимся в жилых помещениях и включение в состав участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования" усматривается, что данная программа является государственной поддержкой постоянно проживающих и зарегистрированных в Республике Башкортостан граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в виде субсидии на частичную оплату первоначального взноса по договору на строительство (приобретение) жилья; предоставления ипотечного жилищного займа на строительство (приобретение) жилья.
При этом содействие в улучшении жилищных условий может быть оказано гражданам как уже признанных нуждающимися в жилых помещениях органами местного самоуправления по основаниям, предусмотренными ст. 51 ЖК РФ, так и гражданами, признаваемыми таковыми в рамках данной программы при соблюдении следующих требований: если совокупный среднемесячный доход заявителя и членов его семьи за последние шесть месяцев составляет: для приобретения однокомнатной квартиры - до 30 тыс. руб.; двухкомнатной квартиры - до 40 тыс. руб.; трехкомнатной квартиры - до 50 тыс. руб.
Ежемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, и ежемесячный доход одиноко проживающего гражданина определяются на основании указанных в заявлении о включении в состав участников Городской Программы социального жилищного ипотечного кредитования сведений о составе семьи и сведений о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина за шесть последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Граждане, которые могут быть признаны малоимущими в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством, не могут быть участниками данной программы.
При таких обстоятельствах, рассматривая данное обращение Л., исходя из его содержания, Управление по земельным ресурсам ГО адрес РБ обоснованно пришло к выводу, что требования заявителя направлены на однократное бесплатное предоставление земельного участка в собственность, на что Л. обоснованно и правомерно сообщено об отказе в постановке ее на учет в целях однократного и бесплатного предоставления земельного участка, в связи с не предоставлением справки о постановке на учет в Администрацию по месту жительства в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Безусловным и очевидным является, что предоставление земельных участков однократно и бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства (п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан"), как и социальное жилищное ипотечное кредитование граждан, в силу своей правовой природы являются различными и самостоятельными правоотношениями.
Требования Л., обоснованные вышеуказанными письмами и обращением заявителя со ссылками на положения ч. 2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", устанавливающей однократное и бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и нормы Земельного кодекса РФ, основаны на ошибочном и неправильном толковании норм материального права и удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления Л. о признании незаконным отказа Администрации ГО адрес РБ в постановке на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и обязании поставить ее на указанный учет.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда адрес РБ от дата отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Л. ФИО10 о признании незаконным отказа Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан в постановке на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и обязании Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан поставить ее на указанный учет, отказать.
Председательствующий
Г.Р.ФАРХУТДИНОВА
Судьи
Г.Р.КУЛОВА
А.Р.ХАКИМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ДЕЛУ N 33-1658/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-1658/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего: Фархутдиновой Г.Р.,
судей: Куловой Г.Р.,
Хакимова А.Р.,
при секретаре: Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа адрес РБ В. на решение Октябрьского районного суда адрес РБ от дата, которым постановлено:
Признать незаконным отказ Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан в постановке Л. ФИО8 на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан осуществить постановку Л. ФИО9 на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского округа адрес Республики Башкортостан, определив очередность на момент обращения - дата г.
Заслушав доклад судьи Фархутдиновой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Л. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан в постановке на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и обязании Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан поставить ее на указанный учет. В обоснование заявленных требований указала, что согласно письму адрес городского округа адрес РБ N... от дата она признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в число участников Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования распоряжением главы адрес ГО адрес РБ N... от дата. дата Л. обратилась в Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан с просьбой поставить ее на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка на льготных условиях для индивидуального жилищного строительства. дата Управлением по земельным ресурсам Администрации ГО адрес РБ Л. было отказано в постановке на учет по тем основаниям, что она не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в адрес ГО адрес, а лишь включена в число участников Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования. По мнению заявителя отказ в постановке на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство противоречит п. 2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в адрес". На основании изложенного Л. просит ее требования удовлетворить.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа адрес РБ В. просит данное решение отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, поскольку Л. признана нуждающейся в жилых помещениях исключительно в рамках программы социального жилищного ипотечного кредитования. На учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях она не вставала, и соответствующего распоряжения администрации района о постановке ее на учет не было.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на рассмотрение дела в апелляционном порядке, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В п. п. 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N... "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Указанным требованиям обжалуемое решение суда не отвечает.
Как следует из обращения Л. в Администрацию ГО адрес РБ от дата, она просила поставить ее на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. При этом к обращению были приложены справка адрес ГО адрес РБ N... от дата, выписка из состава участников Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования адрес ГО адрес по состоянию на дата, справка адрес ГО адрес РБ N... от дата и т.д.
дата Комиссией по вопросам индивидуального жилищного строительства Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан принято решение отказать заявителю в постановке на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в связи с несоответствием условиям, установленным вышеуказанным Положением. При этом было разъяснено, что заявитель не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в органе местного самоуправления, а лишь включена в число участников Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования (л.д. 10).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что отказ ответчика в постановке Л. на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства является незаконным, поскольку ранее она была признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в состав участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования в адрес РБ. Как указал суд первой инстанции, при этом не имеет правового значения в рамках какой социальной программы совершены данные действия уполномоченным органом, так как Закон Республики Башкортостан не содержит ограничений относительно оснований признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу ст. 34 ЗК РФ, устанавливающей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Предоставление земельного участка в собственность осуществляется путем проведения торгов, а лицам, указанным в части 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" - однократно и бесплатно без процедуры проведения торгов.
Согласно части 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", к категории граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства отнесены граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из Постановления Правительства РБ от 08 ноября 2011 года N 393 (ред. от 03 апреля 2013 года) "О перечне документов, необходимых для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно" следует, что к заявлению граждан, обратившихся в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений либо орган местного самоуправления для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно, прилагаются:
1) для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
- копия документа, удостоверяющего личность;
- нотариально удостоверенная доверенность - в случае подачи заявления представителем;
- справка, выданная органом местного самоуправления (не ранее 60 дней на дату подачи заявления), о том, что гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, с указанием даты постановки на учет - в случае подачи заявления в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений;
- справка, выданная органом местного самоуправления городского округа, муниципального района (в том числе городского поселения), а также сельского поселения по месту жительства гражданина, об отсутствии у него земельного участка на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды для индивидуального жилищного строительства - в случае подачи заявления в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных на имя гражданина правах на объекты недвижимости (выписка представляется по Республике Башкортостан).
По правилам ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
При системном толковании вышеизложенных положений во взаимосвязи с Жилищным кодексом РФ, Приказом Минрегиона РФ от 25 февраля 2005 года N 18 "Об утверждении методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма", постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 июня 2012 года N 2846 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" усматривается, что у гражданина, признанного нуждающимся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, установленными ст. ст. 51, 52 ЖК РФ, то есть при наличии решения органа местного самоуправления о принятии его на учет в качестве такового, возникает право на льготное предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Судебной коллегией достоверно и бесспорно установлено, что в отношении Л. указанного распоряжения адрес РБ не принималось.
При обращении Л. в Администрацию ГО адрес РБ дата она просила поставить ее на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, при этом обосновывая свое заявление тем, что она включена в Городскую программу социального жилищного ипотечного кредитования, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Приложенное ею сообщение адрес городского округа адрес РБ от дата о том, что она признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в число участников Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования распоряжением главы адрес ГО адрес РБ N... от дата, не может рассматриваться в качестве доказательства того, что она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Указанное письмо не имеет правового значения при разрешении заявленных Л. требований о понуждении Администрации ГО адрес РБ осуществить постановку Л. на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского округа адрес Республики Башкортостан.
Так, Городская программа социального жилищного ипотечного кредитования не предусматривает предоставление на льготных (бесплатных) условиях земельных участков, а предоставление на льготных (бесплатных) условиях земельных участков и социальное жилищное ипотечное кредитование являются различными и самостоятельными правоотношениями и порядок предоставления земельных участков регулируется различными нормами земельного законодательства.
Социальное жилищное ипотечное кредитование в Республике Башкортостан является мерой государственной поддержки постоянно проживающих и зарегистрированных в Республике Башкортостан граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в виде: субсидии на частичную оплату первоначального взноса по договору на строительство (приобретение) жилья, предоставления ипотечного жилищного займа на строительство (приобретение) жилья.
Из Постановления Правительства РБ от 16 мая 2006 года N 131 "О социальном жилищном ипотечном кредитовании в Республике Башкортостан", постановления Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 28 июня 2012 года N 2844 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Признание гражданина нуждающимся в жилых помещениях и включение в состав участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования" усматривается, что данная программа является государственной поддержкой постоянно проживающих и зарегистрированных в Республике Башкортостан граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в виде субсидии на частичную оплату первоначального взноса по договору на строительство (приобретение) жилья; предоставления ипотечного жилищного займа на строительство (приобретение) жилья.
При этом содействие в улучшении жилищных условий может быть оказано гражданам как уже признанных нуждающимися в жилых помещениях органами местного самоуправления по основаниям, предусмотренными ст. 51 ЖК РФ, так и гражданами, признаваемыми таковыми в рамках данной программы при соблюдении следующих требований: если совокупный среднемесячный доход заявителя и членов его семьи за последние шесть месяцев составляет: для приобретения однокомнатной квартиры - до 30 тыс. руб.; двухкомнатной квартиры - до 40 тыс. руб.; трехкомнатной квартиры - до 50 тыс. руб.
Ежемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, и ежемесячный доход одиноко проживающего гражданина определяются на основании указанных в заявлении о включении в состав участников Городской Программы социального жилищного ипотечного кредитования сведений о составе семьи и сведений о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина за шесть последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Граждане, которые могут быть признаны малоимущими в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством, не могут быть участниками данной программы.
При таких обстоятельствах, рассматривая данное обращение Л., исходя из его содержания, Управление по земельным ресурсам ГО адрес РБ обоснованно пришло к выводу, что требования заявителя направлены на однократное бесплатное предоставление земельного участка в собственность, на что Л. обоснованно и правомерно сообщено об отказе в постановке ее на учет в целях однократного и бесплатного предоставления земельного участка, в связи с не предоставлением справки о постановке на учет в Администрацию по месту жительства в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Безусловным и очевидным является, что предоставление земельных участков однократно и бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства (п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан"), как и социальное жилищное ипотечное кредитование граждан, в силу своей правовой природы являются различными и самостоятельными правоотношениями.
Требования Л., обоснованные вышеуказанными письмами и обращением заявителя со ссылками на положения ч. 2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", устанавливающей однократное и бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и нормы Земельного кодекса РФ, основаны на ошибочном и неправильном толковании норм материального права и удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления Л. о признании незаконным отказа Администрации ГО адрес РБ в постановке на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и обязании поставить ее на указанный учет.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда адрес РБ от дата отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Л. ФИО10 о признании незаконным отказа Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан в постановке на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и обязании Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан поставить ее на указанный учет, отказать.
Председательствующий
Г.Р.ФАРХУТДИНОВА
Судьи
Г.Р.КУЛОВА
А.Р.ХАКИМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)