Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Раменского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03.06.2014 по делу N А41-13519/14, принятое судьей Неяскиной Е.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Хорстен" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) (с учетом принятых судом уточнений требований):
признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровые стоимости и удельные показатели кадастровых стоимостей, определенных в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ по состоянию на 01.01.2013 и внесенных 12.12.2013 органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости, земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0040542:16, 50:23:0040542:18, 50:23:0040542:20.
установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040542:16 общей площадью 127 499 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: земельный участок находится примерно в 480 м по направлению на северо-запад от ориентира: деревня Тяжино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства определенные по состоянию на 01.01.2013 в размере равном их рыночной стоимости, а именно 119 976 559 рублей и 941 рублей за 1 кв. м соответственно.
обязать кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка и рыночную стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040542:16 общей площадью 127 499 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: земельный участок находится примерно в 480 м по направлению на северо-запад от ориентира: деревня Тяжино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства в размере 119 976 559 рублей и 941 рублей за 1 кв. м соответственно с даты вступления решения суда в законную силу.
установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040542:18 общей площадью 126 702 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: земельный участок находится примерно в 1 м по направлению на север от ориентира: деревня Тяжино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства определенные по состоянию на 01.01.2013 в размере равном их рыночной стоимости, а именно 119 226 582 рублей и 941 рублей за 1 кв. м соответственно.
обязать кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка и рыночную стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040542:18 общей площадью 126 702 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: земельный участок находится примерно в 1 м по направлению на север от ориентира: деревня Тяжино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства в размере 119 226 582 рублей и 941 рублей за 1 кв. м соответственно с даты вступления решения суда в законную силу.
установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040542:20 общей площадью 90 253 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: земельный участок находится примерно в 1 м по направлению на север от ориентира: деревня Тяжино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства определенные по состоянию на 01.01.2013 в размере равном их рыночной стоимости, а именно 84 928 073 рублей и 941 рублей за 1 кв. м соответственно.
обязать кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка и рыночную стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040542:20 общей площадью 90 253 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: земельный участок находится примерно в 1 м по направлению на север от ориентира: деревня Тяжино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства в размере 84 928 073 рублей и 941 рублей за 1 кв. м соответственно с даты вступления решения суда в законную силу.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, администрация Раменского муниципального района Московской области, ИФНС г. Раменское Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.06.2014 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей кадастровой палаты, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Правительства Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, ИФНС г. Раменское Московской области.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 22.05.2012 за обществом зарегистрировано право собственности на земельные участки, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства,
- с кадастровым номером 50:23:0040542:16, общая площадь 127 499 кв. м, по адресу: участок находится примерно в 480 м по направлению на северо-запад от ориентира: д. Тяжино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское,
- с кадастровым номером 50:23:0040542:18, общая площадь 126 702 кв. м, по адресу: участок находится примерно в 1 м по направлению на север от ориентира: д. Тяжино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское,
- с кадастровым номером 50:23:0040542:20, общая площадь 90 253 кв. м, по адресу: участок находится примерно в 480 м по направлению на север от ориентира: д. Тяжино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское.
В соответствии с кадастровыми паспортами кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером 50:23:0040542:16 составляет 196 577 958 рублей 20 копеек, с кадастровым номером 50:23:0040542:18 составляет 195 349 143 рублей 60 копеек, с кадастровым номером 50:23:0040542:20 составляет 139 152 075 рублей 40 копеек.
Кадастровая стоимость определена на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области".
Не согласившись с установленной кадастровой стоимостью, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя требования общества, суд первой признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В подпункте 11 пункта 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельного кодекса, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки).
Исходя из взаимосвязи положений пунктов 5, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, при этом в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости) и в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктом 12.25 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27, действовавшего в 2013 году, утверждение в порядке, установленном законодательством, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области относилось к полномочиям Министерства экологии и природопользования Московской области.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Для определения рыночной стоимости земельного участка судом может быть назначена экспертиза.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости. В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области.
Из приложения N 1 к указанному распоряжению следует, что удельный показатель кадастровой стоимости спорных земельных участков составляет 2 179 рублей 11 копеек за 1 кв. м.
Как следует из отчета ООО "Гипрозем-оценка" N 7/10-01-14, по состоянию на 01.01.2013 наиболее вероятная рыночная стоимость объектов оценки (без учета НДС): земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040542:16 составляет 119 976 559 рублей, кадастровым номером 50:23:0040542:18 составляет 119 226 582 рублей, кадастровым номером 50:23:0040542:20 составляет 84 928 073 рублей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. Как следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11, согласно правилам части 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 указано, что то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 указывается, что правовые последствия установления судом рыночной стоимости земельного участка и внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости наступают с момента вступления в силу соответствующего судебного акта.
В порядке статьи 65 АПК РФ администрация, не представила доказательств несоответствия отчета N 7/10-01-14 требованиям Федерального закона об оценочной деятельности.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно и правомерно удовлетворил требования общества.
Из доводов администрации, материалов дела, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.06.2014 по делу N А41-13519/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2014 ПО ДЕЛУ N А41-13519/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2014 г. по делу N А41-13519/14
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Раменского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03.06.2014 по делу N А41-13519/14, принятое судьей Неяскиной Е.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Хорстен" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) (с учетом принятых судом уточнений требований):
признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровые стоимости и удельные показатели кадастровых стоимостей, определенных в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ по состоянию на 01.01.2013 и внесенных 12.12.2013 органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости, земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0040542:16, 50:23:0040542:18, 50:23:0040542:20.
установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040542:16 общей площадью 127 499 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: земельный участок находится примерно в 480 м по направлению на северо-запад от ориентира: деревня Тяжино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства определенные по состоянию на 01.01.2013 в размере равном их рыночной стоимости, а именно 119 976 559 рублей и 941 рублей за 1 кв. м соответственно.
обязать кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка и рыночную стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040542:16 общей площадью 127 499 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: земельный участок находится примерно в 480 м по направлению на северо-запад от ориентира: деревня Тяжино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства в размере 119 976 559 рублей и 941 рублей за 1 кв. м соответственно с даты вступления решения суда в законную силу.
установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040542:18 общей площадью 126 702 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: земельный участок находится примерно в 1 м по направлению на север от ориентира: деревня Тяжино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства определенные по состоянию на 01.01.2013 в размере равном их рыночной стоимости, а именно 119 226 582 рублей и 941 рублей за 1 кв. м соответственно.
обязать кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка и рыночную стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040542:18 общей площадью 126 702 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: земельный участок находится примерно в 1 м по направлению на север от ориентира: деревня Тяжино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства в размере 119 226 582 рублей и 941 рублей за 1 кв. м соответственно с даты вступления решения суда в законную силу.
установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040542:20 общей площадью 90 253 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: земельный участок находится примерно в 1 м по направлению на север от ориентира: деревня Тяжино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства определенные по состоянию на 01.01.2013 в размере равном их рыночной стоимости, а именно 84 928 073 рублей и 941 рублей за 1 кв. м соответственно.
обязать кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка и рыночную стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040542:20 общей площадью 90 253 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: земельный участок находится примерно в 1 м по направлению на север от ориентира: деревня Тяжино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства в размере 84 928 073 рублей и 941 рублей за 1 кв. м соответственно с даты вступления решения суда в законную силу.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, администрация Раменского муниципального района Московской области, ИФНС г. Раменское Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.06.2014 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей кадастровой палаты, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Правительства Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, ИФНС г. Раменское Московской области.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 22.05.2012 за обществом зарегистрировано право собственности на земельные участки, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства,
- с кадастровым номером 50:23:0040542:16, общая площадь 127 499 кв. м, по адресу: участок находится примерно в 480 м по направлению на северо-запад от ориентира: д. Тяжино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское,
- с кадастровым номером 50:23:0040542:18, общая площадь 126 702 кв. м, по адресу: участок находится примерно в 1 м по направлению на север от ориентира: д. Тяжино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское,
- с кадастровым номером 50:23:0040542:20, общая площадь 90 253 кв. м, по адресу: участок находится примерно в 480 м по направлению на север от ориентира: д. Тяжино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское.
В соответствии с кадастровыми паспортами кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером 50:23:0040542:16 составляет 196 577 958 рублей 20 копеек, с кадастровым номером 50:23:0040542:18 составляет 195 349 143 рублей 60 копеек, с кадастровым номером 50:23:0040542:20 составляет 139 152 075 рублей 40 копеек.
Кадастровая стоимость определена на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области".
Не согласившись с установленной кадастровой стоимостью, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя требования общества, суд первой признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В подпункте 11 пункта 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельного кодекса, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки).
Исходя из взаимосвязи положений пунктов 5, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, при этом в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости) и в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктом 12.25 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27, действовавшего в 2013 году, утверждение в порядке, установленном законодательством, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области относилось к полномочиям Министерства экологии и природопользования Московской области.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Для определения рыночной стоимости земельного участка судом может быть назначена экспертиза.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости. В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области.
Из приложения N 1 к указанному распоряжению следует, что удельный показатель кадастровой стоимости спорных земельных участков составляет 2 179 рублей 11 копеек за 1 кв. м.
Как следует из отчета ООО "Гипрозем-оценка" N 7/10-01-14, по состоянию на 01.01.2013 наиболее вероятная рыночная стоимость объектов оценки (без учета НДС): земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040542:16 составляет 119 976 559 рублей, кадастровым номером 50:23:0040542:18 составляет 119 226 582 рублей, кадастровым номером 50:23:0040542:20 составляет 84 928 073 рублей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. Как следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11, согласно правилам части 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 указано, что то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 указывается, что правовые последствия установления судом рыночной стоимости земельного участка и внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости наступают с момента вступления в силу соответствующего судебного акта.
В порядке статьи 65 АПК РФ администрация, не представила доказательств несоответствия отчета N 7/10-01-14 требованиям Федерального закона об оценочной деятельности.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно и правомерно удовлетворил требования общества.
Из доводов администрации, материалов дела, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.06.2014 по делу N А41-13519/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)