Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.05.2014 N 33-1838/2014

Требование: Об обязании изменить разрешенный вид использования земельных участков.

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Собственники земельных участков ссылаются на бездействие местной администрации в части принятия соответствующего решения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2014 г. N 33-1838/2014


Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Т.Б.
судей Астапенко С.А. и Решетникова М.Н.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя <ФИО15> - <ФИО16> решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 20 февраля 2014 года, которым в удовлетворении заявления <ФИО1>, <ФИО9>, <ФИО10> об обжаловании действий администрации МО "Выборгский район", администрации МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области - отказано.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Решетникова М.Н., объяснения <ФИО1> в поддержание доводов жалобы, возражения на жалобу представителя администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области - <ФИО7>, представителя администрации МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области - <ФИО8>, судебная коллегия

установила:

<ФИО1>, <ФИО9>, <ФИО10> обратились в Выборгский городской суд в порядке главы 25 ГПК РФ об обжаловании действий администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, администрации МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области. Заявители, с учетом уточнения заявленных требований, просили обязать указанных заинтересованных лиц изменить разрешенный вид использования земельных участков, с вида разрешенного использования "для ведения сельского хозяйства" на вид разрешенного использования "для ведения садоводства и огородничества" земельных участков площадью 28839 кв. м и 27954 кв. м с кадастровыми номерами N и N соответственно, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: <адрес>
В обоснование заявления указали, что 06 марта 2012 года администрация МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области провела общественные слушания по вопросу изменения разрешенного вида использования указанных выше земельных участков. Согласно заключению комиссии по проведению публичных слушаний от 12 марта 2012 года публичные слушания признаны состоявшимися, однако администрация МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области в нарушение п. 9 ст. 39 Градостроительного законодательства Российской Федерации до настоящего времени не рассмотрела вопрос об изменении разрешенного вида использования спорных земельных участков. Просили возложить на орган местного самоуправления обязанность принять соответствующее решение.
В суде первой инстанции представитель заявителя <ФИО1> по доверенности <ФИО2> по указанным основаниям поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица - администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области по доверенности <ФИО11> в судебном заседании возражала по заявленным требованиям, указала на пропуск заявителями срока, установленного ст. 256 ГПК РФ, на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления. По существу имеющихся возражений относительно требований <ФИО1>, <ФИО9> и <ФИО10> представила письменный отзыв на иск.
Представитель заинтересованного лица администрации МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области в судебном заседании 20 февраля 2014 года не участвовал. Ранее представитель администрации по доверенности <ФИО12> представила письменные возражения на заявление <ФИО1>, <ФИО9> и <ФИО10>, в котором просила в удовлетворении требований заявителям отказать, указав на особый статус земель сельскохозяйственного назначения и необходимость сохранения разрешенного вида использования земельного участка.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 20 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных требований <ФИО1>, <ФИО9>, <ФИО10> было отказано.
На данное решение представителем <ФИО1> - <ФИО2> подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения - об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что <ФИО1>, <ФИО9> и <ФИО10> являются сособственниками земельных участков площадью 28839 кв. м и 27954 кв. м с кадастровыми номерами N и N соответственно, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: <адрес>
06 марта 2012 года администрация МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области провела публичные слушания по заявлению <ФИО1>, <ФИО9> и <ФИО10> по вопросу изменения разрешенного вида использования указанных выше земельных участков с вида "для ведения сельского хозяйства" на вид "для садоводства и огородничества".
Согласно заключению комиссии по проведению публичных слушаний от 12 марта 2012 года решение об изменении вида разрешенного использования указанных земельных участков с вида "для ведения сельского хозяйства" на вид "для садоводства и огородничества" большинством голосов рекомендовано не принимать.
В силу п. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Согласно п. 8 ст. 39 указанного Закона на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
В соответствии с п. 9 ст. 39 этого Закона на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Из заявления <ФИО1>, <ФИО9> и <ФИО10> следует, что на момент их обращения 25 декабря 2013 года такого решения администрацией МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области либо администрацией МО "Выборгский район" Ленинградской области принято не было.
Согласно части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 2).
Суд пришел к выводу, что заявителями без уважительных причин пропущен срок для оспаривания бездействия органов местного самоуправления.
При этом суд произвел исчисление данного срока в порядке статьи 256 ГПК РФ с момента, когда заявителям стало известно о нарушении их прав, а именно с 06 марта 2012 года, когда были проведены публичные слушания по вопросу изменения разрешенного вида использования земельных участков, принадлежащих <ФИО1>, <ФИО9> и <ФИО10>, на которых они присутствовали.
Из материалов дела следует, что требования об оспаривании законности бездействия органов местного самоуправления заявлены <ФИО1>, <ФИО9> и <ФИО10> 25 декабря 2013 года, то есть со значительным пропуском срока, установленного частью 1 статьи 256 ГПК РФ.
Доказательств уважительности причин пропуска срока, как это установлено судом, заявителями не представлено.
С указанным выводом суда судебная коллегия согласна, считает его правильным.
По изложенным мотивам не является основанием для восстановления данного срока подача заявителями новых заявлений в администрацию МО "Выборгского района" Ленинградской области и администрацию МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области в декабре 2013 года.
С учетом уточненных требований заявителей и позиции представителя заявителя в апелляционной инстанции, судебная коллегия полагает необходимым указать и на отказ в удовлетворении заявленных требований по существу. Как следует из материалов дела, участвующие в деле лица давали пояснения и по существу спора, о возможности изменения разрешенного вида использования земельного участка.
Статьей 77 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации при разрешении вопросов о порядке предоставления гражданам земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения для целей дачного строительства подлежат применению также нормы Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ).
Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ регламентирован поэтапный порядок предоставления земельных участков, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в собственность или на ином вещном праве.
Исходя из положений Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ, первоначально предусмотрено предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан. И только после данной процедуры земли предоставляются членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. При этом допускается использование для дачного строительства только тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан, а не гражданам в индивидуальном порядке.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" содержится запрет на процедуру изменения вида разрешенного использования земельных участков в случае изменения одного вида разрешенного использования на другой вид разрешенного использования земельных участков, если он предусматривает жилищное строительство.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Системное толкование вышеуказанных правовых норм свидетельствует о том, что изменение разрешенного использования земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, невозможно без изменения категории земель, в составе которых находятся данные участки.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Согласно положениям п. 1 ч. 2 ст. 2 указанного Федерального закона вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию рассматривается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 4 названного Федерального закона предусмотрено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.
С учетом изложенных обстоятельств, в удовлетворении заявленных требований заявителям должно быть отказано не только по мотивам пропуска срока давности для обращения в суд, но и по существу.
С учетом изложенного, доводы жалобы не содержат оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам

определила:

Решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 20 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя <ФИО1> - <ФИО3> - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)