Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гулиевым А.Ф.,
при участии в заседании:
от Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области - Варламов М.С. по доверенности от 10.01.2014 N 13исх,
от ООО "Строительное управление-1098" - Медведев С.Н. по доверенности от 16.05.2014, Тарабрин А.В. по доверенности от 10.05.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Солнечногорского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29.09.2014 по делу N А41-34417/14, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление-1098" к администрации Солнечногорского муниципального района Московской области о признании недействительным постановления, незаконным решения и обязании совершить действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительное управление-1098" (далее - ООО "Строительное управление-1098", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным постановления главы Солнечногорского муниципального района Московской области, от 17.04.2014 N 650 "Об отмене некоторых постановление Главы Солнечногорского муниципального района"; признании незаконным решения администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, оформленное письмом N М-3040 от 29.04.2014 об отказе в выдаче ООО "Строительное управление-1098" разрешения на строительство; обязании администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области, в срок не позднее 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, выдать ООО "Строительное управление-1098" разрешение на строительство торгово-офисного здания по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, микрорайон рекинцево-2, ул. Молодежная, в южной части кадастрового квартала 50:09:0080104.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.09.2014 по делу N А41-34417/14 признано недействительным постановление главы Солнечногорского муниципального района Московской области, от 17.04.2014 N 650 "Об отмене некоторых постановление Главы Солнечногорского муниципального района". Признано незаконным решение администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, оформленное письмом N М-3040 от 29.04.2014 об отказе в выдаче ООО "Строительное управление-1098" разрешения на строительство. Суд обязал администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области, в срок не позднее 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, выдать ООО "Строительное управление-1098" разрешение на строительство торгово-офисного здания по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, микрорайон рекинцево-2, ул. Молодежная, в южной части кадастрового квартала 50:09:0080104. С администрации Солнечногорского муниципального района Московской области в пользу общества взыскано 4 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины (том 4, л.д. 55 - 58).
Не согласившись с указанным судебным актом администрация Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - администрация) обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представители ООО "Строительное управление-1098" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266 - 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, согласно договору аренды от 05.12.2011 N 2232 ООО "Строительное управление-1098" является арендатором земельного участка площадью 482 кв. м, с кадастровым номером 50:09:0080104:251, расположенного по адресу: ул. Молодежная в микрорайоне Рекинцо-2 в г. Солнечногорске городского поседения Солнечногорск, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для размещения объектов общественно-делового и гражданского строительства (для строительства офисно-торгового здания) сроком на 49 лет (том 1 л.д. 24 - 29). Данный договор прошел государственную регистрацию.
Согласно договору аренды N 294-АП от 27.07.2012, обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 637 кв. м с кадастровым номером 50:09:0080104:263, расположенный в микрорайоне Рекинцо-2 в г. Солнечногорске городского поседения Солнечногорск, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для размещения объекта общественно-делового и гражданского строительства (строительство офисно-торгового здания) сроком на 49 лет (том 1, л.д. 36 - 41). Данный договор прошел государственную регистрацию.
Постановлением Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 7638 обществу разрешена разработка проекта планировки территории совмещенного с проектом строительства торгово-офисного здания ООО "СУ-1098" и предложено разработать и согласовать проектную документацию в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и действующим законодательством, а также оформить разрешение на строительство (том 1, л.д. 186).
Постановлением Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 7637 ООО "Строительное управление-1098" утвержден градостроительный план земельного участка и присвоен номер RU 50531000-051-12 для размещения торгово-офисного здания по адресу: Московская обл., г. Солнечногорск, микрорайон Рекинцо-2, улица Молодежная и обществу предложено оформить разрешение на строительство в установленном законом порядке (том 1, л.д. 188).
Постановлением Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 7638 разрешена разработка проекта планировки территории совмещенного с проектом строительства торгово-офисного здания ООО "СУ-1098".
10.06.2013 Главой Солнечногорского муниципального района Московской области обществу выдано разрешение на строительство N RU 50531000-021-13 для проведения работ по прокладке и подключению к сетям теплоснабжения, водоснабжения и канализации торгово-офисного здания, согласно выданных технических условий и проектной документации, указанные работы были проведены (том 1, л.д. 54).
Также обществом получен проект технических условий для присоединения энергопринимающих устройств к электрической сети.
24.03.2014 общество обратилось к Главе Солнечногорского муниципального района Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство торгово-офисного здания на двух земельных участках, переданных обществу в аренду для этих целей (том 1, л.д. 177).
Письмом от 29.04.2014 N М-3040 администрация отказала обществу в выдаче разрешения на строительство (том 1, л.д. 182).
В обоснование причин отказа администрация указала на то, что постановлением Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 17.04.2014 N 650 отменено постановление Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 7637 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка и присвоении номера RU 50531000-051-12 для размещения торгово-офисного здания по адресу: Московская обл., г. Солнечногорск, микрорайон Рекинцо-2, улица Молодежная в южной части кадастрового квартала 50:09:0080104, принадлежащего ООО "Строительное управление-1098" и постановление Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 7638 "О разрешении разработки проекта планировки территории совмещенного с проектом строительства торгово-офисного здания ООО "Строительное управление-1098" по адресу: Московская обл., г. Солнечногорск, микрорайон Рекинцо-2, улица Молодежная в южной части кадастрового квартала 50:09:0080104 (том 1, л.д. 184).
Полагая, что постановление администрации от 17.04.2014 N 650 "Об отмене некоторых постановлений главы Солнечногорского муниципального района" (том 1 л.д. 184), отказ администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 29.04.2014 N М-3040 не соответствуют закону и нарушают права ООО "СУ-1098", последнее обратилось в Арбитражный суд Московской области в настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у администрации оснований для отмены ранее принятых постановлений, отказа в выдаче разрешения на строительство.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 АПК РФ на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Подпунктом 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства. В свою очередь, отменяющий акт должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций.
В части 1 статьи 7 Закона о местном самоуправлении установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону о местном самоуправлении, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Градостроительного кодекса решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 45 Градостроительного кодекса уполномоченные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства федерального значения.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства регионального значения.
Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий.
Согласно требованиям части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Градостроительного кодекса решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства, застройщик направляет в уполномоченный орган, в частности в местную администрацию документы, исчерпывающий перечень которых установлен частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 11, 15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство соответствующий орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия и соответствия документов, прилагаемых к заявлению и выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанный орган направляет копию такого разрешения в соответствующий орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора.
Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство указаны в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к которым относится: отсутствие документов, предусмотренных в частях 7 и 9 настоящей статьи; несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (при наличии соответствующего разрешения).
Как следует из материалов дела, постановлением главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 7638 обществу разрешена разработка проекта планировки территории совмещенного с проектом строительства торгово-офисного здания ООО "СУ-1098" и предложено разработать и согласовать проектную документацию в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и действующим законодательством, а также оформить разрешение на строительство (том 1, л.д. 186).
Поскольку размещение объектов жилого комплекса предусмотрено в г. Солнечногорске, апелляционный суд приходит к выводу о том, что постановление от 26.11.2012 N 7638 издано администрацией в соответствии с требованиями статьи 45 Градостроительного кодекса.
В частью 3 статьи 46 Градостроительного кодекса предусмотрено, что со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Доказательств того, что какие-либо заинтересованные лица реализовали право по внесению предложений по содержанию документации по планировке территории, предусмотренное частью 3 статьи 46 Градостроительного кодекса, в материалы дела не представлено.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 46 Градостроительного кодекса проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Администрацией издано постановление от 23.10.2007 N 2858 "О назначении публичных слушаний".
В соответствии с частями 7, 9 статьи 46 Градостроительного кодекса в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
В соответствии с частью 10 статьи 46 Градостроительного кодекса заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Доказательств того, что результаты публичных слушаний оспариваются в настоящий момент, отменены либо признаны недействительными, в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 13 статьи 46 Градостроительного кодекса глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
В соответствии с частью 17 статьи 45 Градостроительного кодекса органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
На момент вынесения постановления от 17.04.2014 N 650 "Об отмене постановления администрации от 26.11.2012 N 7638 "О разрешении разработать проект планировки территории совмещенного с проектом строительства торгово-офисного здания ООО "СУ-1098" проект планировки территории, расположенной по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, микрорайон рекинцево-2, ул. Молодежная не был оспорен в судебном порядке, не признан незаконным, недействительным.
Исходя из изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что постановление администрации от 26.11.2012 N 7638 принято в соответствии с порядком, предусмотренным нормами Градостроительного кодекса.
Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 486-О-О решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что администрация не доказала, что постановление от 27.12.2012 N 542-ПА "Об утверждении проекта планировки территории комплексной жилой застройки площадью 56,6 га, расположенной по адресу: Московская область, Люберецкий район, г.п. Томилино" принято с нарушением или в противоречии с действующим законодательством, в связи с чем законных оснований для принятия постановления от 07.02.2014 N 40-ПА "Об отмене постановления администрации городского поселения Томилино от 27.12.2012 N 542-ПА" не имелось.
В соответствии с частями 3 - 5 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
В соответствии с формой, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 на чертеже градостроительного плана земельного участка указываются:
- - схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план);
- - границы земельного участка и координаты поворотных точек;
- - красные линии;
- - обозначение существующих (на дату предоставления документа) объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства и их номера по порядку, в том числе не соответствующих градостроительному регламенту;
- - минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство;
- - границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и номера этих зон по порядку (на основании документации по планировке территории, в соответствии с которыми принято решение о выкупе, резервировании с последующим выкупом);
- - места допустимого размещения объекта капитального строительства;
- - информация об ограничениях в использовании земельного участка (зоны охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитные, водоохранные зоны и иные зоны);
- - границы зон действия публичных сервитутов (при наличии);
- - параметры разрешенного строительства.
Администрация в силу установленного частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремени доказывания была обязана представить доказательства соответствия оспариваемого постановления закону или иному нормативному правовому акту.
Между тем в материалы дела не представлены доказательства обоснованности отмены администрацией постановления от 26.11.2012 N 7637 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка и присвоении номера RU 50531000-051-12 для размещения торгово-офисного здания по адресу: Московская обл., г. Солнечногорск, микрорайон Рекинцо-2, улица Молодежная в южной части кадастрового квартала 50:09:0080104, принадлежащего ООО "Строительное управление-1098" в порядке самоконтроля, в соответствии со статьей 48 Закона N 131-ФЗ, а также несоответствия указанного постановления требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, 24.03.2014 при обращении общества в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство представлен полный пакет документов, необходимый для получения разрешения.
Доказательства того, что представленные для выдачи разрешения документы не соответствовали градостроительному плану или архитектурно-планировочному заданию, материалы дела не содержат.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что постановление Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 17.04.2014 N 650 "Об отмене некоторых постановлений Главы Солнечногорского муниципального района Московской области" немотивированно, поскольку не содержит правового обоснования и фактических обстоятельств, послуживших основанием для отмены постановления, не содержит указания на несоответствие отмененного постановления закону или иному нормативному акту.
Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области не представила доказательств наличия каких-либо оснований для отмены постановления Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 7637 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка и присвоении номера RU 50531000-051-12 для размещения торгово-офисного здания по адресу: Московская обл., г. Солнечногорск, микрорайон Рекинцо-2, улица Молодежная в южной части кадастрового квартала 50:09:0080104" (л.д.), и постановления Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 7638 "О разрешении разработки проекта планировки территории совмещенного с проектом строительства торгово-офисного здания ООО "Строительное управление-1098" по адресу: Московская обл., г. Солнечногорск, микрорайон Рекинцо-2, улица Молодежная в южной части кадастрового квартала 50:09:0080104".
По смыслу статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
При этом судом обоснованно принято во внимание, что при выдаче обществу разрешения на строительство администрацией не было установлено оснований для отказа, предусмотренных часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается выводом суда первой инстанции о несоответствии законодательству действия администрации, выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на строительство торгово-офисного здания по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, микрорайон рекинцево-2, ул. Молодежная, в южной части кадастрового квартала 50:09:0080104.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что постановление администрации от 17.04.2014 N 650 "Об отмене постановление Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 7637 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка и присвоении номера RU 50531000-051-12 для размещения торгово-офисного здания по адресу: Московская обл., г. Солнечногорск, микрорайон Рекинцо-2, улица Молодежная в южной части кадастрового квартала 50:09:0080104, принадлежащего ООО "Строительное управление-1098" и постановление Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 7638 "О разрешении разработки проекта планировки территории совмещенного с проектом строительства торгово-офисного здания ООО "Строительное управление-1098" по адресу: Московская обл., г. Солнечногорск, микрорайон Рекинцо-2, улица Молодежная в южной части кадастрового квартала 50:09:0080104, приняты в нарушение норм Градостроительного кодекса, в связи с чем подлежит отмене.
Доводу заявителя апелляционной жалобы о том, что постановления Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 7637 и от 26.11.2012 N 7638 вынесены с нарушением требований закона, поскольку противоречат проекту планировки, дана надлежащая оценка судом первой инстанции, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Из представленных в материалы дела кадастровых паспортов в отношении спорных земельных участков следует, что они относятся к виду разрешенного использования: "для размещения объектов общественно-делового и гражданского строительства (для строительства офисно-торгового здания), вся выданная заявителю администрацией разрешительная и информационная документация, подтверждала указанный вид разрешенного использования.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для ее переоценки апелляционный суд не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2014 года по делу N А41-34417/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ИГНАХИНА
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.11.2014 ПО ДЕЛУ N А41-34417/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2014 г. по делу N А41-34417/14
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гулиевым А.Ф.,
при участии в заседании:
от Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области - Варламов М.С. по доверенности от 10.01.2014 N 13исх,
от ООО "Строительное управление-1098" - Медведев С.Н. по доверенности от 16.05.2014, Тарабрин А.В. по доверенности от 10.05.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Солнечногорского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29.09.2014 по делу N А41-34417/14, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление-1098" к администрации Солнечногорского муниципального района Московской области о признании недействительным постановления, незаконным решения и обязании совершить действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительное управление-1098" (далее - ООО "Строительное управление-1098", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным постановления главы Солнечногорского муниципального района Московской области, от 17.04.2014 N 650 "Об отмене некоторых постановление Главы Солнечногорского муниципального района"; признании незаконным решения администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, оформленное письмом N М-3040 от 29.04.2014 об отказе в выдаче ООО "Строительное управление-1098" разрешения на строительство; обязании администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области, в срок не позднее 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, выдать ООО "Строительное управление-1098" разрешение на строительство торгово-офисного здания по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, микрорайон рекинцево-2, ул. Молодежная, в южной части кадастрового квартала 50:09:0080104.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.09.2014 по делу N А41-34417/14 признано недействительным постановление главы Солнечногорского муниципального района Московской области, от 17.04.2014 N 650 "Об отмене некоторых постановление Главы Солнечногорского муниципального района". Признано незаконным решение администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, оформленное письмом N М-3040 от 29.04.2014 об отказе в выдаче ООО "Строительное управление-1098" разрешения на строительство. Суд обязал администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области, в срок не позднее 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, выдать ООО "Строительное управление-1098" разрешение на строительство торгово-офисного здания по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, микрорайон рекинцево-2, ул. Молодежная, в южной части кадастрового квартала 50:09:0080104. С администрации Солнечногорского муниципального района Московской области в пользу общества взыскано 4 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины (том 4, л.д. 55 - 58).
Не согласившись с указанным судебным актом администрация Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - администрация) обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представители ООО "Строительное управление-1098" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266 - 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, согласно договору аренды от 05.12.2011 N 2232 ООО "Строительное управление-1098" является арендатором земельного участка площадью 482 кв. м, с кадастровым номером 50:09:0080104:251, расположенного по адресу: ул. Молодежная в микрорайоне Рекинцо-2 в г. Солнечногорске городского поседения Солнечногорск, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для размещения объектов общественно-делового и гражданского строительства (для строительства офисно-торгового здания) сроком на 49 лет (том 1 л.д. 24 - 29). Данный договор прошел государственную регистрацию.
Согласно договору аренды N 294-АП от 27.07.2012, обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 637 кв. м с кадастровым номером 50:09:0080104:263, расположенный в микрорайоне Рекинцо-2 в г. Солнечногорске городского поседения Солнечногорск, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для размещения объекта общественно-делового и гражданского строительства (строительство офисно-торгового здания) сроком на 49 лет (том 1, л.д. 36 - 41). Данный договор прошел государственную регистрацию.
Постановлением Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 7638 обществу разрешена разработка проекта планировки территории совмещенного с проектом строительства торгово-офисного здания ООО "СУ-1098" и предложено разработать и согласовать проектную документацию в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и действующим законодательством, а также оформить разрешение на строительство (том 1, л.д. 186).
Постановлением Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 7637 ООО "Строительное управление-1098" утвержден градостроительный план земельного участка и присвоен номер RU 50531000-051-12 для размещения торгово-офисного здания по адресу: Московская обл., г. Солнечногорск, микрорайон Рекинцо-2, улица Молодежная и обществу предложено оформить разрешение на строительство в установленном законом порядке (том 1, л.д. 188).
Постановлением Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 7638 разрешена разработка проекта планировки территории совмещенного с проектом строительства торгово-офисного здания ООО "СУ-1098".
10.06.2013 Главой Солнечногорского муниципального района Московской области обществу выдано разрешение на строительство N RU 50531000-021-13 для проведения работ по прокладке и подключению к сетям теплоснабжения, водоснабжения и канализации торгово-офисного здания, согласно выданных технических условий и проектной документации, указанные работы были проведены (том 1, л.д. 54).
Также обществом получен проект технических условий для присоединения энергопринимающих устройств к электрической сети.
24.03.2014 общество обратилось к Главе Солнечногорского муниципального района Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство торгово-офисного здания на двух земельных участках, переданных обществу в аренду для этих целей (том 1, л.д. 177).
Письмом от 29.04.2014 N М-3040 администрация отказала обществу в выдаче разрешения на строительство (том 1, л.д. 182).
В обоснование причин отказа администрация указала на то, что постановлением Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 17.04.2014 N 650 отменено постановление Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 7637 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка и присвоении номера RU 50531000-051-12 для размещения торгово-офисного здания по адресу: Московская обл., г. Солнечногорск, микрорайон Рекинцо-2, улица Молодежная в южной части кадастрового квартала 50:09:0080104, принадлежащего ООО "Строительное управление-1098" и постановление Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 7638 "О разрешении разработки проекта планировки территории совмещенного с проектом строительства торгово-офисного здания ООО "Строительное управление-1098" по адресу: Московская обл., г. Солнечногорск, микрорайон Рекинцо-2, улица Молодежная в южной части кадастрового квартала 50:09:0080104 (том 1, л.д. 184).
Полагая, что постановление администрации от 17.04.2014 N 650 "Об отмене некоторых постановлений главы Солнечногорского муниципального района" (том 1 л.д. 184), отказ администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 29.04.2014 N М-3040 не соответствуют закону и нарушают права ООО "СУ-1098", последнее обратилось в Арбитражный суд Московской области в настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у администрации оснований для отмены ранее принятых постановлений, отказа в выдаче разрешения на строительство.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 АПК РФ на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Подпунктом 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства. В свою очередь, отменяющий акт должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций.
В части 1 статьи 7 Закона о местном самоуправлении установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону о местном самоуправлении, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Градостроительного кодекса решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 45 Градостроительного кодекса уполномоченные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства федерального значения.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства регионального значения.
Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий.
Согласно требованиям части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Градостроительного кодекса решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства, застройщик направляет в уполномоченный орган, в частности в местную администрацию документы, исчерпывающий перечень которых установлен частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 11, 15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство соответствующий орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия и соответствия документов, прилагаемых к заявлению и выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанный орган направляет копию такого разрешения в соответствующий орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора.
Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство указаны в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к которым относится: отсутствие документов, предусмотренных в частях 7 и 9 настоящей статьи; несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (при наличии соответствующего разрешения).
Как следует из материалов дела, постановлением главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 7638 обществу разрешена разработка проекта планировки территории совмещенного с проектом строительства торгово-офисного здания ООО "СУ-1098" и предложено разработать и согласовать проектную документацию в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и действующим законодательством, а также оформить разрешение на строительство (том 1, л.д. 186).
Поскольку размещение объектов жилого комплекса предусмотрено в г. Солнечногорске, апелляционный суд приходит к выводу о том, что постановление от 26.11.2012 N 7638 издано администрацией в соответствии с требованиями статьи 45 Градостроительного кодекса.
В частью 3 статьи 46 Градостроительного кодекса предусмотрено, что со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Доказательств того, что какие-либо заинтересованные лица реализовали право по внесению предложений по содержанию документации по планировке территории, предусмотренное частью 3 статьи 46 Градостроительного кодекса, в материалы дела не представлено.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 46 Градостроительного кодекса проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Администрацией издано постановление от 23.10.2007 N 2858 "О назначении публичных слушаний".
В соответствии с частями 7, 9 статьи 46 Градостроительного кодекса в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
В соответствии с частью 10 статьи 46 Градостроительного кодекса заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Доказательств того, что результаты публичных слушаний оспариваются в настоящий момент, отменены либо признаны недействительными, в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 13 статьи 46 Градостроительного кодекса глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
В соответствии с частью 17 статьи 45 Градостроительного кодекса органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
На момент вынесения постановления от 17.04.2014 N 650 "Об отмене постановления администрации от 26.11.2012 N 7638 "О разрешении разработать проект планировки территории совмещенного с проектом строительства торгово-офисного здания ООО "СУ-1098" проект планировки территории, расположенной по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, микрорайон рекинцево-2, ул. Молодежная не был оспорен в судебном порядке, не признан незаконным, недействительным.
Исходя из изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что постановление администрации от 26.11.2012 N 7638 принято в соответствии с порядком, предусмотренным нормами Градостроительного кодекса.
Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 486-О-О решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что администрация не доказала, что постановление от 27.12.2012 N 542-ПА "Об утверждении проекта планировки территории комплексной жилой застройки площадью 56,6 га, расположенной по адресу: Московская область, Люберецкий район, г.п. Томилино" принято с нарушением или в противоречии с действующим законодательством, в связи с чем законных оснований для принятия постановления от 07.02.2014 N 40-ПА "Об отмене постановления администрации городского поселения Томилино от 27.12.2012 N 542-ПА" не имелось.
В соответствии с частями 3 - 5 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
В соответствии с формой, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 на чертеже градостроительного плана земельного участка указываются:
- - схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план);
- - границы земельного участка и координаты поворотных точек;
- - красные линии;
- - обозначение существующих (на дату предоставления документа) объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства и их номера по порядку, в том числе не соответствующих градостроительному регламенту;
- - минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство;
- - границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и номера этих зон по порядку (на основании документации по планировке территории, в соответствии с которыми принято решение о выкупе, резервировании с последующим выкупом);
- - места допустимого размещения объекта капитального строительства;
- - информация об ограничениях в использовании земельного участка (зоны охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитные, водоохранные зоны и иные зоны);
- - границы зон действия публичных сервитутов (при наличии);
- - параметры разрешенного строительства.
Администрация в силу установленного частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремени доказывания была обязана представить доказательства соответствия оспариваемого постановления закону или иному нормативному правовому акту.
Между тем в материалы дела не представлены доказательства обоснованности отмены администрацией постановления от 26.11.2012 N 7637 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка и присвоении номера RU 50531000-051-12 для размещения торгово-офисного здания по адресу: Московская обл., г. Солнечногорск, микрорайон Рекинцо-2, улица Молодежная в южной части кадастрового квартала 50:09:0080104, принадлежащего ООО "Строительное управление-1098" в порядке самоконтроля, в соответствии со статьей 48 Закона N 131-ФЗ, а также несоответствия указанного постановления требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, 24.03.2014 при обращении общества в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство представлен полный пакет документов, необходимый для получения разрешения.
Доказательства того, что представленные для выдачи разрешения документы не соответствовали градостроительному плану или архитектурно-планировочному заданию, материалы дела не содержат.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что постановление Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 17.04.2014 N 650 "Об отмене некоторых постановлений Главы Солнечногорского муниципального района Московской области" немотивированно, поскольку не содержит правового обоснования и фактических обстоятельств, послуживших основанием для отмены постановления, не содержит указания на несоответствие отмененного постановления закону или иному нормативному акту.
Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области не представила доказательств наличия каких-либо оснований для отмены постановления Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 7637 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка и присвоении номера RU 50531000-051-12 для размещения торгово-офисного здания по адресу: Московская обл., г. Солнечногорск, микрорайон Рекинцо-2, улица Молодежная в южной части кадастрового квартала 50:09:0080104" (л.д.), и постановления Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 7638 "О разрешении разработки проекта планировки территории совмещенного с проектом строительства торгово-офисного здания ООО "Строительное управление-1098" по адресу: Московская обл., г. Солнечногорск, микрорайон Рекинцо-2, улица Молодежная в южной части кадастрового квартала 50:09:0080104".
По смыслу статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
При этом судом обоснованно принято во внимание, что при выдаче обществу разрешения на строительство администрацией не было установлено оснований для отказа, предусмотренных часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается выводом суда первой инстанции о несоответствии законодательству действия администрации, выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на строительство торгово-офисного здания по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, микрорайон рекинцево-2, ул. Молодежная, в южной части кадастрового квартала 50:09:0080104.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что постановление администрации от 17.04.2014 N 650 "Об отмене постановление Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 7637 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка и присвоении номера RU 50531000-051-12 для размещения торгово-офисного здания по адресу: Московская обл., г. Солнечногорск, микрорайон Рекинцо-2, улица Молодежная в южной части кадастрового квартала 50:09:0080104, принадлежащего ООО "Строительное управление-1098" и постановление Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 7638 "О разрешении разработки проекта планировки территории совмещенного с проектом строительства торгово-офисного здания ООО "Строительное управление-1098" по адресу: Московская обл., г. Солнечногорск, микрорайон Рекинцо-2, улица Молодежная в южной части кадастрового квартала 50:09:0080104, приняты в нарушение норм Градостроительного кодекса, в связи с чем подлежит отмене.
Доводу заявителя апелляционной жалобы о том, что постановления Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2012 N 7637 и от 26.11.2012 N 7638 вынесены с нарушением требований закона, поскольку противоречат проекту планировки, дана надлежащая оценка судом первой инстанции, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Из представленных в материалы дела кадастровых паспортов в отношении спорных земельных участков следует, что они относятся к виду разрешенного использования: "для размещения объектов общественно-делового и гражданского строительства (для строительства офисно-торгового здания), вся выданная заявителю администрацией разрешительная и информационная документация, подтверждала указанный вид разрешенного использования.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для ее переоценки апелляционный суд не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2014 года по делу N А41-34417/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ИГНАХИНА
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)