Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.10.2013 ПО ДЕЛУ N 3-60

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 октября 2013 г. по делу N 3-60


Архангельский областной суд в составе:
судьи Архангельского областного суда Гудушина Н.Б.,
при секретаре Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании недействующими пункта 24, подпункта 3 пункта 27 административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, для строительства (новая редакция), утвержденного постановлением министерства имущественных отношений Архангельской области от 10 июня 2013 года N 9-п (в редакции от 30 июля 2013 года).

установил:

10 июня 2013 года министерством имущественных отношений Архангельской области принято постановление N 9-п, которым утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, для строительства (новая редакция) (далее - Регламент).
Постановлением министерства имущественных отношений Архангельской области от 30 июля 2013 года N 11-п внесены изменения в вышеуказанный нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктом 24 Регламента заявление, указанное в подпункте 1 пункта 15 настоящего административного регламента, составляется в свободной форме. Рекомендуемая форма этого документа приведена в приложении N 2 к настоящему административному регламенту.
Согласно подпункту 3 пункта 27 Регламента основанием для отказа в приеме документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или организации торгов, аукциона, является представление заявителем документов, оформление которых не соответствует установленным требованиям (пункт 25 настоящего административного регламента).
Данный нормативный правовой акт в первоначальной редакции опубликован в печатном издании "Волна" N 24, 25 июня 2013 года, постановление, создающее действующую редакцию, опубликовано в издании "Волна" N 30, 6 августа 2013 года.
Заместитель прокурора Архангельской области Акулич С.П. обратился в Архангельский областной суд с заявлением о признании недействующими названных положений, ссылаясь на их противоречие пункту 7 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Указал, что оспариваемые положения не соответствуют критериям точности, ясности и определенности правовой нормы, что не исключает возможность их неоднозначного истолкования, поскольку допускается как составление заявления о предоставлении государственной услуги в свободной форме, так и отнесение этого к основаниям для отказа в принятии документов.
В судебном заседании прокурор Архангельской областной прокуратуры Подчередниченко О.С. заявленные требования поддержал.
Представитель министерства имущественных отношений Архангельской области Ф. не согласился с заявлением прокурора, сославшись на то, что Регламент не содержит положений, в силу которых составление заявление не по рекомендуемой форме является основанием для отказа в приеме документов. Регламент соответствует критериям точности, ясности и определенности, оспариваемые положения не допускают их неоднозначное толкование, законных прав и интересов заявителей не нарушают.
Выслушав прокурора и представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (часть 1 статьи 1).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 12, пунктами 6 и 7 статьи 14 административный регламент должен содержать раздел, устанавливающий стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, содержащий:
- - исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
- - исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги.
Предоставление государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется на основании заявления, что предусмотрено подпунктом 1 статьи 15 Регламента и согласуется с положениями пунктов 1 и 3 статьи 2, пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ.
Как указано в оспариваемом пункте 24 Регламента, такое заявление составляется в свободной форме.
Рекомендуемая форма заявления (приведена в приложении N 2 к Регламенту) по своему содержанию не противоречит действующему законодательству, не предполагает указание сведений, не предусмотренных (запрещенных) законом и не относящихся к рассматриваемой государственной услуге, что установлено в судебном заседании, и прокурором по существу не оспаривается.
Включение рекомендуемой формы заявления в Регламент в конечном итоге обеспечивает доступность обращения за предоставлением государственной услуги, направлено на реализацию заявителями права на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления такой услуги, что согласуется с основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечивает реализацию прав заявителей (статьи 4 и 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ).
Что касается подпункта 3 пункта 27 Регламента, то он направлен на реализацию предписаний пункта 7 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ об установлении исчерпывающего перечня оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, но не предусматривает в качестве основания для отказа в приеме документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или организации торгов, аукциона, представление заявления по форме, отличающейся от рекомендуемой Регламентом.
Пункт 25 во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 15 Регламента предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка для строительства без предварительного размещения объекта, такое заявление представляется заявителем в подлиннике в одном экземпляре.
Однако пункт 25 Регламента не содержит требований об обязательном представлении заявления по рекомендуемой форме, отступление от которой является основанием для отказа в приеме документов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Вместе с тем нормативный правовой акт не может быть признан недействующим, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускает придаваемое им при правоприменении толкование. Этот вывод должен быть обоснован в решении суда.
Оспариваемые положения не допускают придаваемое прокурором толкование.
Таким образом, вышеуказанные оспариваемые положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, что в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ является основанием для принятия решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении заявления заместителя прокурора Архангельской области о признании недействующими пункта 24, подпункта 3 пункта 27 административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, для строительства (новая редакция), утвержденного постановлением министерства имущественных отношений Архангельской области от 10 июня 2013 года N 9-п (в редакции от 30 июля 2013 года).
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.

Судья
Н.Б.ГУДУШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)