Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
- от индивидуального предпринимателя Журбина Владимира Владимировича: представитель по доверенности Калашников Ю.А., паспорт;
- от администрации города Таганрога: представитель по доверенности N 1991 Костюченко Е.П., удостоверение;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Таганрога и Журбина Владимира Владимировича
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15.05.2014 по делу N А53-3466/2014, принятое судьей Пименовым С.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Журбина Владимира Владимировича
к заинтересованному лицу администрации города Таганрога
о признании незаконным отказа, изложенного в письме Комитета по архитектуре и градостроительству г. Таганрога,
установил:
индивидуальный предприниматель Журбин Владимир Владимирович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным (незаконным) отказа администрации г. Таганрога (далее - заинтересованное лицо, администрация) в выдаче разрешения на строительство объекта технического обслуживания и ремонта транспортных средств по адресу: г. Таганрог, ул. Инициативная, 61, выразившегося в письме Комитета по архитектуре и градостроительству от 27.11.2013 N 04.1.-5448.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.05.2014 отказ в выдаче разрешения признан недействительным, с администрации в пользу предпринимателя взыскано 200 рублей в счет возмещения судебных расходов на оплату госпошлины по заявлению.
Судебный акт мотивирован тем, что отказ в выдаче разрешения на строительство не соответствует требованиям Градостроительного кодекса РФ и представленным в материалы дела доказательствам. Суд установил, что предпринимателю предоставлен в аренду земельный участок для целей строительства спорного объекта, утвержден градостроительный план земельного участка, предусматривающий строительство спорного объекта, Правила землепользования и застройки утверждены позднее предоставления спорного земельного участка предпринимателю для целей строительства объекта; в ответ на обращения предпринимателя администрация сообщила о подготовке изменений в Правила землепользования и застройки, ориентировочно дата рассмотрения изменений запланирована на октябрь 2014 года. Таким образом, суд пришел к выводу о несоответствии оспариваемого отказа закону и нарушении прав и законных интересов предпринимателя.
С принятым судебным актом не согласились как заявитель, так и заинтересованное лицо, в связи с чем последними поданы апелляционные жалобы на решение суда первой инстанции.
Предприниматель в своей апелляционной жалобе просит изменить решение суда, дополнив резолютивную часть указанием на обязанность администрации устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем выдачи разрешения на строительство спорного объекта. По мнению заявителя, судом не соблюдены требования пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ. Отсутствие в резолютивной части решения указания на обязанность устранить допущенные нарушения влечет невозможность восстановления нарушенных прав заявителя.
Администрация г. Таганрога в своей апелляционной жалобе просит отменить судебный акт в полном объеме, ссылаясь на то, что осуществление строительства предпринимателем спорного объекта не соответствует Правилам землепользования и застройки, согласно которым территория строительства входит в зону Р-1 - зону рекреационно-ландшафтных территорий, в которой невозможно строительство объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств. При этом заинтересованное лицо указывает, что судом первой инстанции не учтено, что заявитель обратился в порядке, установленном законом, с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки; вопрос о внесении соответствующих изменений будет рассмотрен ориентировочно в октябре 2014 года. Таким образом, выдача разрешения на строительство в настоящий момент невозможна.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционные жалобы в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы своей апелляционной жалобы, с доводами апелляционной жалобы оппонента не согласились.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, к которому относятся:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно -технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей.
Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
Как следует из материалов дела, 03.09.2012 постановлением мэра города Таганрога N 3256 утвержден акт выбора и схема расположения земельного участка площадью 935 кв. м на кадастровой карте территории от 13.04.2010 N 61/001/10-165102 для размещения объекта технического обслуживания и ремонта транспортных средств по адресному ориентиру: г. Таганрог, ул. Инициативная, 61.
05.02.2013 постановлением мэра города Таганрога N 288 Журбину В.В. предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 935 кв. м, расположенный по адресу: г. Таганрог, ул. Инициативная, 61, для размещения объекта технического обслуживания и ремонта транспортных средств на срок 5 лет.
07.03.2013 между Журбиным В.В. и Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации заключен договор аренды N 13-39 находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 61:58:0004472:13, находящийся по адресу: г. Таганрог, ул. Инициативная, 61, для размещения объекта технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
Срок действия договора определен с 05.02.2013 по 04.02.2018. Земельный участок передан Журбину В.В. по акту от 07.03.2013. Размер арендной платы определен в сумме 223 286 рублей в год.
На основании заявления Журбина В.В. от 25.04.2013 N 04.1.-1262-во 26.09.2013 распоряжением заместителя председателя Комитета по архитектуре и градостроительству администрации N 165 утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: г. Таганрог, ул. Инициативная, 61, N RU61311000-2327.
Согласно пункту 2.1 градостроительного плана разрешенное использование земельного участка определено для строительства объекта технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
12.11.2013 Журбин В.В. обратился в Комитет по архитектуре и градостроительству администрации с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
Однако 27.11.2013 председатель Комитета по архитектуре и градостроительству администрации письмом N 04.1. -5448 отказал в выдаче разрешения на строительство объекта технического обслуживания и ремонта транспортных средств, указав, что земельный участок расположен в зоне рекреационно-ландшафтных территорий - Р-1, в которой строительство объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств не предусмотрено.
Между тем частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
Как установлено судом, согласно пункту 2.1 градостроительного плана спорного земельного участка его разрешенное использование определено для строительства объекта технического обслуживания и ремонта транспортных средств, то есть проектная документация планируемого к строительству объекта соответствует градостроительному плану земельного участка.
В соответствии с пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таких оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство судом не установлено.
Согласно части 1 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Как было указано выше, на основании заявления Журбина В.В. от 25.04.2013 N 04.1.-1262-во 26.09.2013 распоряжением заместителя председателя Комитета по архитектуре и градостроительству администрации N 165 утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: г. Таганрог, ул. Инициативная, 61, N RU61311000-2327.
Согласно пункту 2.1 градостроительного плана разрешенное использование земельного участка определено для строительства объекта технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
Таким образом, фактически орган местного самоуправления, утвердив предпринимателю соответствующий градостроительный план земельного участка, подтвердил возможность строительства на нем спорного объекта.
В этой связи ссылки администрации на положения Правил землепользования и застройки, исключающие возможность строительства спорного объекта на земельном участке, предоставленном предпринимателю в аренду именно для таких целей, с учетом утвержденного градостроительного плана земельного участка, признаются судом необоснованными и противоречащими имеющимся в деле документам, подтверждающим правомерность предполагаемого строительства.
О правомерности и обоснованности такого вывода свидетельствуют и сообщения администрации в ответ на неоднократные обращения предпринимателя, в которых орган местного самоуправления довел до сведения Журбина В.В. о факте подготовки изменений в Правила землепользования и застройки и ориентировочной дате их рассмотрения - октябрь 2014 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о несоответствии оспариваемого отказа действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, а также нарушении прав и законных интересов предпринимателя.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции учитывает, что для полного приведения спорных правоотношений в соответствие с формальными и объективными обстоятельствами, сложившимися в данном конкретном случае, необходимы соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки, о необходимости внесения и подготовке которых сообщил орган местного самоуправления как заявителю, так и суду. Согласно сообщениям администрации и устным пояснениям представителя администрации соответствующий вопрос должен быть рассмотрен в октябре 2014 года.
Учитывая данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает преждевременным принятие решения об обязании органа местного самоуправления выдать заявителю разрешение на строительство спорного объекта, поскольку такое решение может повлечь за собой возникновение еще больших противоречий в спорных правоотношениях между сторонами по делу ввиду сложившихся формальных противоречий. Суд апелляционной инстанции считает, что отказ администрации в выдаче разрешения на строительство, подтверждающего согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ соответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка, не соответствует нормам права и фактическим обстоятельствам по делу, поскольку действующим и утвержденным градостроительным планом фактически подтверждается правомерность предполагаемого строительства спорного объекта. В свою очередь, учитывая действие в настоящий момент положений Правил землепользования и застройки, утвержденных после выбора предпринимателю земельного участка для целей строительства спорного объекта, относящих земельный участок к зоне Р-1, не предполагающей строительство такого объекта, выдача разрешения на строительство до внесения соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки также вызовет возникновение формальных противоречий в сложившихся правоотношениях.
В этой связи суд апелляционной инстанции считает невозможным в настоящий момент принять решение об обязании администрации выдать разрешение на строительство спорного объекта. Такое решение должно быть принято после внесения корректирующих сведений в Правила землепользования и застройки.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.05.2014 по делу N А53-3466/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.09.2014 N 15АП-10597/2014 ПО ДЕЛУ N А53-3466/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2014 г. N 15АП-10597/2014
Дело N А53-3466/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
- от индивидуального предпринимателя Журбина Владимира Владимировича: представитель по доверенности Калашников Ю.А., паспорт;
- от администрации города Таганрога: представитель по доверенности N 1991 Костюченко Е.П., удостоверение;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Таганрога и Журбина Владимира Владимировича
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15.05.2014 по делу N А53-3466/2014, принятое судьей Пименовым С.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Журбина Владимира Владимировича
к заинтересованному лицу администрации города Таганрога
о признании незаконным отказа, изложенного в письме Комитета по архитектуре и градостроительству г. Таганрога,
установил:
индивидуальный предприниматель Журбин Владимир Владимирович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным (незаконным) отказа администрации г. Таганрога (далее - заинтересованное лицо, администрация) в выдаче разрешения на строительство объекта технического обслуживания и ремонта транспортных средств по адресу: г. Таганрог, ул. Инициативная, 61, выразившегося в письме Комитета по архитектуре и градостроительству от 27.11.2013 N 04.1.-5448.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.05.2014 отказ в выдаче разрешения признан недействительным, с администрации в пользу предпринимателя взыскано 200 рублей в счет возмещения судебных расходов на оплату госпошлины по заявлению.
Судебный акт мотивирован тем, что отказ в выдаче разрешения на строительство не соответствует требованиям Градостроительного кодекса РФ и представленным в материалы дела доказательствам. Суд установил, что предпринимателю предоставлен в аренду земельный участок для целей строительства спорного объекта, утвержден градостроительный план земельного участка, предусматривающий строительство спорного объекта, Правила землепользования и застройки утверждены позднее предоставления спорного земельного участка предпринимателю для целей строительства объекта; в ответ на обращения предпринимателя администрация сообщила о подготовке изменений в Правила землепользования и застройки, ориентировочно дата рассмотрения изменений запланирована на октябрь 2014 года. Таким образом, суд пришел к выводу о несоответствии оспариваемого отказа закону и нарушении прав и законных интересов предпринимателя.
С принятым судебным актом не согласились как заявитель, так и заинтересованное лицо, в связи с чем последними поданы апелляционные жалобы на решение суда первой инстанции.
Предприниматель в своей апелляционной жалобе просит изменить решение суда, дополнив резолютивную часть указанием на обязанность администрации устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем выдачи разрешения на строительство спорного объекта. По мнению заявителя, судом не соблюдены требования пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ. Отсутствие в резолютивной части решения указания на обязанность устранить допущенные нарушения влечет невозможность восстановления нарушенных прав заявителя.
Администрация г. Таганрога в своей апелляционной жалобе просит отменить судебный акт в полном объеме, ссылаясь на то, что осуществление строительства предпринимателем спорного объекта не соответствует Правилам землепользования и застройки, согласно которым территория строительства входит в зону Р-1 - зону рекреационно-ландшафтных территорий, в которой невозможно строительство объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств. При этом заинтересованное лицо указывает, что судом первой инстанции не учтено, что заявитель обратился в порядке, установленном законом, с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки; вопрос о внесении соответствующих изменений будет рассмотрен ориентировочно в октябре 2014 года. Таким образом, выдача разрешения на строительство в настоящий момент невозможна.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционные жалобы в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы своей апелляционной жалобы, с доводами апелляционной жалобы оппонента не согласились.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, к которому относятся:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно -технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей.
Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
Как следует из материалов дела, 03.09.2012 постановлением мэра города Таганрога N 3256 утвержден акт выбора и схема расположения земельного участка площадью 935 кв. м на кадастровой карте территории от 13.04.2010 N 61/001/10-165102 для размещения объекта технического обслуживания и ремонта транспортных средств по адресному ориентиру: г. Таганрог, ул. Инициативная, 61.
05.02.2013 постановлением мэра города Таганрога N 288 Журбину В.В. предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 935 кв. м, расположенный по адресу: г. Таганрог, ул. Инициативная, 61, для размещения объекта технического обслуживания и ремонта транспортных средств на срок 5 лет.
07.03.2013 между Журбиным В.В. и Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации заключен договор аренды N 13-39 находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 61:58:0004472:13, находящийся по адресу: г. Таганрог, ул. Инициативная, 61, для размещения объекта технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
Срок действия договора определен с 05.02.2013 по 04.02.2018. Земельный участок передан Журбину В.В. по акту от 07.03.2013. Размер арендной платы определен в сумме 223 286 рублей в год.
На основании заявления Журбина В.В. от 25.04.2013 N 04.1.-1262-во 26.09.2013 распоряжением заместителя председателя Комитета по архитектуре и градостроительству администрации N 165 утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: г. Таганрог, ул. Инициативная, 61, N RU61311000-2327.
Согласно пункту 2.1 градостроительного плана разрешенное использование земельного участка определено для строительства объекта технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
12.11.2013 Журбин В.В. обратился в Комитет по архитектуре и градостроительству администрации с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
Однако 27.11.2013 председатель Комитета по архитектуре и градостроительству администрации письмом N 04.1. -5448 отказал в выдаче разрешения на строительство объекта технического обслуживания и ремонта транспортных средств, указав, что земельный участок расположен в зоне рекреационно-ландшафтных территорий - Р-1, в которой строительство объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств не предусмотрено.
Между тем частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
Как установлено судом, согласно пункту 2.1 градостроительного плана спорного земельного участка его разрешенное использование определено для строительства объекта технического обслуживания и ремонта транспортных средств, то есть проектная документация планируемого к строительству объекта соответствует градостроительному плану земельного участка.
В соответствии с пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таких оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство судом не установлено.
Согласно части 1 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Как было указано выше, на основании заявления Журбина В.В. от 25.04.2013 N 04.1.-1262-во 26.09.2013 распоряжением заместителя председателя Комитета по архитектуре и градостроительству администрации N 165 утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: г. Таганрог, ул. Инициативная, 61, N RU61311000-2327.
Согласно пункту 2.1 градостроительного плана разрешенное использование земельного участка определено для строительства объекта технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
Таким образом, фактически орган местного самоуправления, утвердив предпринимателю соответствующий градостроительный план земельного участка, подтвердил возможность строительства на нем спорного объекта.
В этой связи ссылки администрации на положения Правил землепользования и застройки, исключающие возможность строительства спорного объекта на земельном участке, предоставленном предпринимателю в аренду именно для таких целей, с учетом утвержденного градостроительного плана земельного участка, признаются судом необоснованными и противоречащими имеющимся в деле документам, подтверждающим правомерность предполагаемого строительства.
О правомерности и обоснованности такого вывода свидетельствуют и сообщения администрации в ответ на неоднократные обращения предпринимателя, в которых орган местного самоуправления довел до сведения Журбина В.В. о факте подготовки изменений в Правила землепользования и застройки и ориентировочной дате их рассмотрения - октябрь 2014 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о несоответствии оспариваемого отказа действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, а также нарушении прав и законных интересов предпринимателя.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции учитывает, что для полного приведения спорных правоотношений в соответствие с формальными и объективными обстоятельствами, сложившимися в данном конкретном случае, необходимы соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки, о необходимости внесения и подготовке которых сообщил орган местного самоуправления как заявителю, так и суду. Согласно сообщениям администрации и устным пояснениям представителя администрации соответствующий вопрос должен быть рассмотрен в октябре 2014 года.
Учитывая данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает преждевременным принятие решения об обязании органа местного самоуправления выдать заявителю разрешение на строительство спорного объекта, поскольку такое решение может повлечь за собой возникновение еще больших противоречий в спорных правоотношениях между сторонами по делу ввиду сложившихся формальных противоречий. Суд апелляционной инстанции считает, что отказ администрации в выдаче разрешения на строительство, подтверждающего согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ соответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка, не соответствует нормам права и фактическим обстоятельствам по делу, поскольку действующим и утвержденным градостроительным планом фактически подтверждается правомерность предполагаемого строительства спорного объекта. В свою очередь, учитывая действие в настоящий момент положений Правил землепользования и застройки, утвержденных после выбора предпринимателю земельного участка для целей строительства спорного объекта, относящих земельный участок к зоне Р-1, не предполагающей строительство такого объекта, выдача разрешения на строительство до внесения соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки также вызовет возникновение формальных противоречий в сложившихся правоотношениях.
В этой связи суд апелляционной инстанции считает невозможным в настоящий момент принять решение об обязании администрации выдать разрешение на строительство спорного объекта. Такое решение должно быть принято после внесения корректирующих сведений в Правила землепользования и застройки.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.05.2014 по делу N А53-3466/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)