Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.,
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.,
при участии в заседании:
- от индивидуального предпринимателя Мудрика Сергея Анатольевича: Гладков А.С., адвокат, ордер от 04.02.2015 N 4;
- от Министерства имущественных отношений Хабаровского края: представитель не явился;
- от Краевого государственного казенного учреждения "Фонд имущества Хабаровского края": представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Хабаровского края
на решение от 17.11.2014
по делу N А73-12085/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Луговой И.М.
по заявлению индивидуального предпринимателя Мудрика Сергея Анатольевича
к Министерству имущественных отношений Хабаровского края (ОГРН 0122700919152, ИНН 2700000592, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Запарина, 76)
о признании незаконным бездействия по принятию решения о предоставлении земельного участка
третье лицо: Краевое государственное казенное учреждение "Фонд имущества Хабаровского края" (ОГРН 1022700931296, ИНН 2721083857, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Запарина 76)
установил:
Индивидуальный предприниматель Мудрик С.А. (далее - ИП Мудрик С.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края к Министерству имущественных отношений Хабаровского края (далее - Министерство) с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, в соответствии с требованиями которого просит:
- - признать бездействие Министерства, выраженное в непринятии в установленные сроки решения о предоставлении земельного участка на праве собственности незаконным;
- - обязать Министерство принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 27:06:0020835:121 на праве собственности, обязать подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю;
- - взыскать с Министерства судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб.
Определением от 14.10.2014 суд привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Краевое государственное казенное учреждение "Фонд имущества Хабаровского края".
Решением от 17.11.2014 суд признал незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Хабаровского края, выраженное в непринятии решения о предоставлении ИП Мудрик С.А. земельного участка с кадастровым номером 27:06:0020835:121 на праве собственности в установленные сроки. Обязал Министерство имущественных отношений Хабаровского края принять решение по заявлению предпринимателя от 06.08.2014 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 27:06:0020835:121 на праве собственности. Кроме того, суд взыскал с Министерства имущественных отношений в пользу ИП Мудрик С.А. судебные расходы в размере 15 200 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, и подлежащим отмене по следующим основаниям: ссылаясь на статью 12 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" заявитель указывает на возможность продления рассмотрения обращения; поскольку предприниматель испрашивает земельный участок не для завершения строительства и не на ином праве, а именно в порядке реализации исключительного права на основании статьи 36 ЗК РФ, то у Министерства отсутствуют правовые основания в таком предоставлении; полагает недоказанным факт оказания перечисленных в договоре услуг истцу его представителем, поскольку в договоре не конкретизирован его предмет, что является его существенным условием; не представлены акты выполненных представителем работ по подготовке материалов для обращения в суд, составления заявления.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В заседание суда апелляционной инстанции обеспечена явка представителя предпринимателя.
Представители Министерства имущественных отношений Хабаровского края и Краевого государственного казенного учреждения "Фонд имущества Хабаровского края" извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений Хабаровского края и Краевого государственного казенного учреждения "Фонд имущества Хабаровского края".
Представитель ИП Мудрик С.А. в судебном заседании считает решение суда первой инстанции законным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, 20.05.2011 между Администрацией Вяземского муниципального района (продавец) и Мудрик С.А. (покупатель) заключен договор купли-продажи, согласно которому продавец продал, а покупатель купил в собственность муниципальное имущество: функциональное помещение, назначение нежилое, общая площадь 353,3 кв. м, этаж, 1,2, расположенное по адресу: г. Вяземский, ул. Студенческая, 1а, пом. I (60-64), II (46-54).
По договору купли-продажи от 04.07.2011 между КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края" и Мудрик С.А. продавец продал, а покупатель купил в собственность: функциональное помещение, назначение нежилое, общая площадь 1 552,3 кв. м, этаж,1, 2, расположенное по адресу: г. Вяземский, ул. Студенческая, д. 1а, пом. I (1-59), II (1-45).
В пункте 1.2. договора, стороны руководствовались ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 179-ФЗ, постановлением Правительства Хабаровского края от 07.10.2010 N 276-пр "О прогнозном плане приватизации краевого государственного имущества на 2011 год", распоряжением Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 31.05.2011 N 625.
Прием-передача имущества состоялась путем подписания актов соответственно от 17.07.2011 и от 25.07.2011.
09.04.2012 в ЕГРП зарегистрировано право собственности Мудрик С.А. на объект в целом: здание поликлиники, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 1905,6 кв. м, инв. N 259, лит. А, А1, А2, А3.
Согласно выписки из ЕГРП 18.07.2014 зарегистрировано право собственности Хабаровского края на земельный участок с кадастровым номером 27:06:0020835:121, площадью 3 397 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для общественно-деловых целей (оказание медицинской и лечебной помощи населению), расположенный по адресу: Хабаровский край, Вяземский район, г. Вяземский, ул. Коммунистическая, 64.
06.08.2014 предприниматель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) названного земельного участка за плату по льготной стоимости как субъекту малого предпринимательства в соответствии с пунктом 1.2. постановления Правительства Хабаровского края от 23.03.2012 N 74-пр (2% от кадастровой стоимости), приложив пакет документов согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 и сведения об объекте недвижимости, расположенном на истребуемом земельном участке. Заявление зарегистрировано Министерством за входящим номером 15411, принято в работу.
Письмом от 08.09.2014 Министерство уведомило ИП Мудрик С.А. о направлении запросов в соответствующие органы власти с целью определения возможности отчуждения испрашиваемого земельного участка.
Расценив данное уведомление как нарушение прав предпринимателя на принятие решения в отношении испрашиваемого в собственность земельного участка в установленные законодательством сроки, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (статья 29 ЗК РФ).
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 29 ЗК РФ).
В соответствии с распоряжением Министерства от 10.10.2012 N 1575 (с изменениями) КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края" переданы полномочия по подготовке распорядительных актов министерства по предоставлению в собственность за плату земельных участков, собственникам, расположенных на них объектов недвижимости и полномочия по проведению проверок земельных участков по поручению министерства.
Суд первой инстанции правомерно к рассматриваемой ситуации применил раздел 9 приказа Министерства от 22.07.2013 N 35 "Порядок подготовки распорядительных актов Министерства по предоставлению в собственность за плату земельных участков, находящихся в собственности Хабаровского края, собственникам, расположенных на них объектов недвижимости" (далее - Порядок), поскольку согласно пункту 9.1 Порядка отдел по распоряжению краевым земельным фондом и регулированию земельных отношений в срок до 3 рабочих дней с даты поступления заявления на выкуп земельного участка обеспечивает направление запросов в соответствующие органы власти с целью определения возможности его отчуждения в частную собственность с учетом оборотоспособности земельных участков, установленных законодательством.
Вышеназванный отдел в срок до 3 рабочих дней с даты поступления документов, указанных в пункте 9.1. уведомляет заявителя об их принятии в работу и передает в Фонд заявление, распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду (при наличии), копии кадастрового паспорта и т.д. (пункт 9.2 Порядка).
Фонд в сроки, установленные законодательством, подготавливает проект распоряжения о предоставлении в собственность за плату земельного участка с приложением расчета выкупной цены, а Министерство в срок до 3 рабочих дней осуществляет его согласование и подписание министром или лицом, его заменяющим (пункт 9.3 Порядка).
Исходя из вышеизложенного все организационные процедуры должны быть начаты не позднее 3-х рабочих дней с даты поступления заявления от заинтересованного лица, а закончены не позднее 1 месяца со дня поступления заявления, однако, как установлено судом первой инстанции из материалов дела, процедура организации работы по заявлению предпринимателя была начата Министерством только спустя месяц со дня регистрации обращения: уведомление заявителю о начале работ по обращению датировано 08.09.2014.
Вместе с тем, процедура рассмотрения заявления ИП Мудрик С.А. о предоставлении земельного участка под его объектом недвижимости была инициирована уполномоченным на то органом практически одновременно с обращением предпринимателя в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями, и на день принятия решения завершена не была.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что Министерством допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии в установленные действующим законодательством сроки решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, что нарушило права заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности.
Довод заявителя жалобы о том, что недоказанным факт оказания перечисленных в договоре услуг истцу его представителем, поскольку в договоре не конкретизирован его предмет, что является его существенным условием, не представлены акты выполненных представителем работ по подготовке материалов для обращения в суд, составления заявления судом апелляционной инстанции отклоняется как противоречащий материалам дела.
Как следует из материалов дела, в обоснование понесенных расходов на оплату услуг представителя предприниматель представил договора оказания юридических услуг от 08.09.2014 и квитанцию к приходному кассовому ордеру на сумму 30 000 руб.
Согласно пункту 1.1 договора оказания юридических услуг от 08.09.2014 заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать услуги юридического характера, а именно: подготовить документальные материалы для обращения в Арбитражный суд Хабаровского края, составить заявление о признании бездействия государственного органа незаконным, представлять интересы заказчика в Арбитражном суде Хабаровского края по признанию бездействия государственного органа незаконным на всех стадиях судебного процесса.
Факт оказания исполнителем услуг по представлению интересов заказчика подтверждается материалами дела, а именно протоколом от 14.10.2014 и протоколом от 11-17.11.2014.
На основании изложенного, исходя из анализа представленных документов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о разумности взыскания с Министерства сумму расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Отнесение на заявителя расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится, поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17 ноября 2014 года по делу N А73-12085/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.02.2015 N 06АП-7203/2014 ПО ДЕЛУ N А73-12085/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2015 г. N 06АП-7203/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.,
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.,
при участии в заседании:
- от индивидуального предпринимателя Мудрика Сергея Анатольевича: Гладков А.С., адвокат, ордер от 04.02.2015 N 4;
- от Министерства имущественных отношений Хабаровского края: представитель не явился;
- от Краевого государственного казенного учреждения "Фонд имущества Хабаровского края": представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Хабаровского края
на решение от 17.11.2014
по делу N А73-12085/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Луговой И.М.
по заявлению индивидуального предпринимателя Мудрика Сергея Анатольевича
к Министерству имущественных отношений Хабаровского края (ОГРН 0122700919152, ИНН 2700000592, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Запарина, 76)
о признании незаконным бездействия по принятию решения о предоставлении земельного участка
третье лицо: Краевое государственное казенное учреждение "Фонд имущества Хабаровского края" (ОГРН 1022700931296, ИНН 2721083857, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Запарина 76)
установил:
Индивидуальный предприниматель Мудрик С.А. (далее - ИП Мудрик С.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края к Министерству имущественных отношений Хабаровского края (далее - Министерство) с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, в соответствии с требованиями которого просит:
- - признать бездействие Министерства, выраженное в непринятии в установленные сроки решения о предоставлении земельного участка на праве собственности незаконным;
- - обязать Министерство принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 27:06:0020835:121 на праве собственности, обязать подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю;
- - взыскать с Министерства судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб.
Определением от 14.10.2014 суд привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Краевое государственное казенное учреждение "Фонд имущества Хабаровского края".
Решением от 17.11.2014 суд признал незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Хабаровского края, выраженное в непринятии решения о предоставлении ИП Мудрик С.А. земельного участка с кадастровым номером 27:06:0020835:121 на праве собственности в установленные сроки. Обязал Министерство имущественных отношений Хабаровского края принять решение по заявлению предпринимателя от 06.08.2014 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 27:06:0020835:121 на праве собственности. Кроме того, суд взыскал с Министерства имущественных отношений в пользу ИП Мудрик С.А. судебные расходы в размере 15 200 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, и подлежащим отмене по следующим основаниям: ссылаясь на статью 12 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" заявитель указывает на возможность продления рассмотрения обращения; поскольку предприниматель испрашивает земельный участок не для завершения строительства и не на ином праве, а именно в порядке реализации исключительного права на основании статьи 36 ЗК РФ, то у Министерства отсутствуют правовые основания в таком предоставлении; полагает недоказанным факт оказания перечисленных в договоре услуг истцу его представителем, поскольку в договоре не конкретизирован его предмет, что является его существенным условием; не представлены акты выполненных представителем работ по подготовке материалов для обращения в суд, составления заявления.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В заседание суда апелляционной инстанции обеспечена явка представителя предпринимателя.
Представители Министерства имущественных отношений Хабаровского края и Краевого государственного казенного учреждения "Фонд имущества Хабаровского края" извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений Хабаровского края и Краевого государственного казенного учреждения "Фонд имущества Хабаровского края".
Представитель ИП Мудрик С.А. в судебном заседании считает решение суда первой инстанции законным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, 20.05.2011 между Администрацией Вяземского муниципального района (продавец) и Мудрик С.А. (покупатель) заключен договор купли-продажи, согласно которому продавец продал, а покупатель купил в собственность муниципальное имущество: функциональное помещение, назначение нежилое, общая площадь 353,3 кв. м, этаж, 1,2, расположенное по адресу: г. Вяземский, ул. Студенческая, 1а, пом. I (60-64), II (46-54).
По договору купли-продажи от 04.07.2011 между КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края" и Мудрик С.А. продавец продал, а покупатель купил в собственность: функциональное помещение, назначение нежилое, общая площадь 1 552,3 кв. м, этаж,1, 2, расположенное по адресу: г. Вяземский, ул. Студенческая, д. 1а, пом. I (1-59), II (1-45).
В пункте 1.2. договора, стороны руководствовались ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 179-ФЗ, постановлением Правительства Хабаровского края от 07.10.2010 N 276-пр "О прогнозном плане приватизации краевого государственного имущества на 2011 год", распоряжением Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 31.05.2011 N 625.
Прием-передача имущества состоялась путем подписания актов соответственно от 17.07.2011 и от 25.07.2011.
09.04.2012 в ЕГРП зарегистрировано право собственности Мудрик С.А. на объект в целом: здание поликлиники, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 1905,6 кв. м, инв. N 259, лит. А, А1, А2, А3.
Согласно выписки из ЕГРП 18.07.2014 зарегистрировано право собственности Хабаровского края на земельный участок с кадастровым номером 27:06:0020835:121, площадью 3 397 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для общественно-деловых целей (оказание медицинской и лечебной помощи населению), расположенный по адресу: Хабаровский край, Вяземский район, г. Вяземский, ул. Коммунистическая, 64.
06.08.2014 предприниматель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) названного земельного участка за плату по льготной стоимости как субъекту малого предпринимательства в соответствии с пунктом 1.2. постановления Правительства Хабаровского края от 23.03.2012 N 74-пр (2% от кадастровой стоимости), приложив пакет документов согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 и сведения об объекте недвижимости, расположенном на истребуемом земельном участке. Заявление зарегистрировано Министерством за входящим номером 15411, принято в работу.
Письмом от 08.09.2014 Министерство уведомило ИП Мудрик С.А. о направлении запросов в соответствующие органы власти с целью определения возможности отчуждения испрашиваемого земельного участка.
Расценив данное уведомление как нарушение прав предпринимателя на принятие решения в отношении испрашиваемого в собственность земельного участка в установленные законодательством сроки, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (статья 29 ЗК РФ).
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 29 ЗК РФ).
В соответствии с распоряжением Министерства от 10.10.2012 N 1575 (с изменениями) КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края" переданы полномочия по подготовке распорядительных актов министерства по предоставлению в собственность за плату земельных участков, собственникам, расположенных на них объектов недвижимости и полномочия по проведению проверок земельных участков по поручению министерства.
Суд первой инстанции правомерно к рассматриваемой ситуации применил раздел 9 приказа Министерства от 22.07.2013 N 35 "Порядок подготовки распорядительных актов Министерства по предоставлению в собственность за плату земельных участков, находящихся в собственности Хабаровского края, собственникам, расположенных на них объектов недвижимости" (далее - Порядок), поскольку согласно пункту 9.1 Порядка отдел по распоряжению краевым земельным фондом и регулированию земельных отношений в срок до 3 рабочих дней с даты поступления заявления на выкуп земельного участка обеспечивает направление запросов в соответствующие органы власти с целью определения возможности его отчуждения в частную собственность с учетом оборотоспособности земельных участков, установленных законодательством.
Вышеназванный отдел в срок до 3 рабочих дней с даты поступления документов, указанных в пункте 9.1. уведомляет заявителя об их принятии в работу и передает в Фонд заявление, распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду (при наличии), копии кадастрового паспорта и т.д. (пункт 9.2 Порядка).
Фонд в сроки, установленные законодательством, подготавливает проект распоряжения о предоставлении в собственность за плату земельного участка с приложением расчета выкупной цены, а Министерство в срок до 3 рабочих дней осуществляет его согласование и подписание министром или лицом, его заменяющим (пункт 9.3 Порядка).
Исходя из вышеизложенного все организационные процедуры должны быть начаты не позднее 3-х рабочих дней с даты поступления заявления от заинтересованного лица, а закончены не позднее 1 месяца со дня поступления заявления, однако, как установлено судом первой инстанции из материалов дела, процедура организации работы по заявлению предпринимателя была начата Министерством только спустя месяц со дня регистрации обращения: уведомление заявителю о начале работ по обращению датировано 08.09.2014.
Вместе с тем, процедура рассмотрения заявления ИП Мудрик С.А. о предоставлении земельного участка под его объектом недвижимости была инициирована уполномоченным на то органом практически одновременно с обращением предпринимателя в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями, и на день принятия решения завершена не была.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что Министерством допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии в установленные действующим законодательством сроки решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, что нарушило права заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности.
Довод заявителя жалобы о том, что недоказанным факт оказания перечисленных в договоре услуг истцу его представителем, поскольку в договоре не конкретизирован его предмет, что является его существенным условием, не представлены акты выполненных представителем работ по подготовке материалов для обращения в суд, составления заявления судом апелляционной инстанции отклоняется как противоречащий материалам дела.
Как следует из материалов дела, в обоснование понесенных расходов на оплату услуг представителя предприниматель представил договора оказания юридических услуг от 08.09.2014 и квитанцию к приходному кассовому ордеру на сумму 30 000 руб.
Согласно пункту 1.1 договора оказания юридических услуг от 08.09.2014 заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать услуги юридического характера, а именно: подготовить документальные материалы для обращения в Арбитражный суд Хабаровского края, составить заявление о признании бездействия государственного органа незаконным, представлять интересы заказчика в Арбитражном суде Хабаровского края по признанию бездействия государственного органа незаконным на всех стадиях судебного процесса.
Факт оказания исполнителем услуг по представлению интересов заказчика подтверждается материалами дела, а именно протоколом от 14.10.2014 и протоколом от 11-17.11.2014.
На основании изложенного, исходя из анализа представленных документов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о разумности взыскания с Министерства сумму расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Отнесение на заявителя расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится, поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17 ноября 2014 года по делу N А73-12085/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)