Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-9028/14

Требование: Об оспаривании действий по снятию с учета нуждающихся в предоставлении земельного участка, отказе в предоставлении земельного участка, обязании восстановить на учете.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Получение заявителем земельного участка в силу ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не может рассматриваться как основание для отказа в предоставлении земельного участка в соответствии с законом субъекта РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2014 г. по делу N 33-9028/14


Судья: Петухова Т.Э.
Судья-докладчик: Астафьева О.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Гуревской Л.С.,
судей Кравченко Е.Г., Астафьевой О.Ю.,
при секретаре .............,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.С., М.Е. о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования по снятию с учета заявителей в качестве нуждающихся в предоставлении земельного участка, отказе в предоставлении земельного участка, признании уведомления от 27 мая 2014 года незаконным обязании восстановить заявителей на учете в качестве нуждающихся в предоставлении земельного участка как многодетная семья,
по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования
на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 20 августа 2014 года,

установила:

В обоснование заявления М.С., М.Е., указали, что их семья в 2013 году была поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении земельного участка как многодетная семья, о чем им было сообщено в уведомлении Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования от Дата изъята.
Уведомлением от Дата изъята комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования сообщил об отказе в удовлетворении их заявления о постановке на учет на том основании, что ранее им уже был предоставлен бесплатно земельный участок для ведения садоводства.
Однако, получение заявителем земельного участка в силу положений Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не может рассматриваться как основание для отказа в предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 4 Закона Иркутской области от 12 марта 2009 года N 8-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан".
Кроме того, предоставленным земельный участок в <адрес изъят>, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения садоводства. На указанном участке индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено.
Просили суд признать незаконными действия Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования по снятию с учета М.С., М.Е. в качестве нуждающихся в предоставлении земельного участка, отказе в предоставлении земельного участка, признать уведомление Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования от Дата изъята незаконным, обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования восстановить М.С., М.Е. на учете в качестве нуждающихся в предоставлении земельного участка как многодетная семья.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 20 августа 2014 года заявление удовлетворено частично.
Признаны незаконными действия Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования по снятию с учета М.С., М.Е. в качестве нуждающихся в предоставлении земельного участка.
Уведомление Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования от Дата изъята признано незаконным.
На Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования возложена обязанность восстановить М.С., М.Е. на учете в качестве нуждающихся в предоставлении земельного участка как многодетная семья.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель КУМИиГП Иркутского района Х. просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом неправильно применен пп. 4 п. 4 ст. 3(2) Закона Иркутской области N 8-ОЗ от 13 марта 2009 года. "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан".
В настоящее время М.С. реализовано право на бесплатное получение земельного участка, что является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении земельного участка многодетной семье.
В возражениях на апелляционную жалобу М.С., М.Е. просили решение суда оставить без изменения.
Заслушав доклад судьи Астафьевой О.Ю, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу абзаца 2 части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Законом Иркутской области от 12 марта 2009 года N 8-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан" установлен порядок приобретения бесплатно гражданами, в том числе имеющими трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области или муниципальной собственности.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами, что семья Мельничук является многодетной, согласно уведомлению Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования от Дата изъята - поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении земельного участка, очередь N Номер изъят
Уведомлением N Номер изъят КУМИиГП отказано Мельничук в постановке на предоставление земельного участка по мотивам предоставления Мельничуку бесплатно ранее земельного участка для ведения садоводства.
Судом было установлено, что на основании постановления администрации Иркутского районного муниципального образования от 25 декабря 2013 года N 5828 М.С. предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения земельный участок по адресу: <адрес изъят> в собственность бесплатно для ведения садоводства.
Удовлетворяя исковые требования М.С. и М.Е. о признании не соответствующим закону данного отказа КУМИиГП в предоставлении земельного участка в собственность, суд первой инстанции исходил из того, что постановлением Мэра Иркутского районного муниципального образования от 25 декабря 2013 года N 5828 земельный участок М.С. предоставлен не в соответствии с пунктом 1 ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан", а в соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Поэтому у Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования отсутствовали предусмотренные ст. 3 (3) Закона Иркутской области "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан" основания для снятия М.С., М.Е. с учета в качестве нуждающихся в предоставлении земельного участка как многодетная семья, и направления заявителям уведомления от Дата изъята.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами, так как эти выводы являются неправильными, они основаны на неправильном и применении норм материального права.
При этом, судебная коллегия исходит из того, что постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 25 декабря 2013 года N 5828 М.С. предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения земельный участок по адресу: <адрес изъят> в собственность бесплатно для ведения садоводства.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области от 12 марта 2009 года N 8-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан" право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок), садоводства, огородничества имеют все граждане (п. 1), а для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок с возведением жилого дома) имеют граждане, в том числе многодетная семья (п. 4 "д").
Согласно ч. 2 ст. 2 указанного Закона гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельного участка в нескольких случаях, установленных в настоящей статье, земельный участок может быть предоставлен в собственность бесплатно однократно.
Учитывая, что М.С. имеет на праве собственности земельный участок, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания за ними права на получение земельного участка в собственность в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области от 12 марта 2009 года N 8-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан".
Судом неправильно применен пп. 4 п. 4 ст. 3(2) Закона N 8-оз от 13 марта 2009 года и в настоящее время М.С. реализовано право на бесплатное получение земельного участка, что является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении земельного участка многодетной семье.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления о признании отказа КУМИиГП в принятии М. на учет в качестве нуждающихся в предоставлении земельного участка, как многодетная семья, незаконным и обязании восстановить их на учете судебная коллегия не усматривает.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в соответствии с п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение по данному делу следует отменить, и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления ....... М.С., М.Е. о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования по снятию с учета заявителей в качестве нуждающихся в предоставлении земельного участка, отказе в предоставлении земельного участка, признании уведомления от 27 мая 2014 года незаконным обязании восстановить заявителей на учете в качестве нуждающихся в предоставлении земельного участка как многодетная семья.
Руководствуясь статьями 327, п. 2 ст. 328, 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Падунского районного Свердловского районного суда г. Иркутска от 20 августа 2014 года по данному делу отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления М.С., М.Е. о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования по снятию с учета заявителей в качестве нуждающихся в предоставлении земельного участка, отказе в предоставлении земельного участка, признании уведомления от 27 мая 2014 года незаконным обязании восстановить заявителей на учете в качестве нуждающихся в предоставлении земельного участка как многодетная семья.

Председательствующий
Л.С.ГУРЕВСКАЯ

Судьи
Е.Г.КРАВЧЕНКО
О.Ю.АСТАФЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)