Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец указал, что надзорным органом установлены нарушения при изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Ануфриева Н.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Мариуца О.Г.,
судей Илларионовой Л.И., Кучинского Е.Н.,
при секретаре К.
рассмотрев в судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу И., З. на решение Рузского районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Рузского городского прокурора в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц к Главе сельского поселения Ивановского Рузского муниципального района <данные изъяты>, И., З. об аннулировании записи о виде разрешенного использования в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственном кадастре недвижимости,
заслушав доклад судьи Илларионовой Л.И.,
объяснения представителя АО "Мосводоканал" Е., представитель З. - И.
объяснения прокурора Ковалева Е.А. просившего решение суда оставить без изменения.
установила:
Рузский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах РФ в лице Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц к Главе сельского поселения Ивановское Рузского муниципального района МО, И., З. об аннулировании в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственном кадастре недвижимости записи о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:19:0030507:27, площадью 100 000 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащего на праве общей долевой собственности И. и З. - "для производства сельскохозяйственной продукции" и "для дачного строительства".
Требования мотивированы тем, что прокуратурой установлены нарушения при изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:19:0030507:27.
Установлено, что главой сельского поселения Ивановское Рузского муниципального района <данные изъяты> издано постановление <данные изъяты> об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:19:0030507:27 площадью 100 000 кв. м с "для производства сельскохозяйственной продукции" на "для дачного строительства".
Изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Кроме того, оспариваемое постановление также противоречит законодательству в сфере экологии.
Решение об изменении вида разрешенного использования также нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение продовольственной безопасности.
Ответчик И. и представитель ответчика З. просит в иске отказать, считает иск незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ОАО "Мосводоканал" с иском прокурора согласен по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на иск, просит требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Остальные участники дела в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены в полном объеме.
Решением Рузского районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с постановленным судом решением, И., З. обжалуют его в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от <данные изъяты> N 122-Ф одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Согласно п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от <данные изъяты> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к уникальным характеристикам, подлежащих учету в кадастре недвижимости, относятся сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
В ч. 2 ст. 16 названного Закона предусмотрено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Из материалов дела следует, что главой сельского поселения Ивановское Рузского муниципального района <данные изъяты> <данные изъяты> издано постановление <данные изъяты> об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:19:0030507:27 площадью 100 000 кв. м, с "для производства сельскохозяйственной продукции" на "для дачного строительства".
Указанное постановление явилось основанием для внесения изменения в сведения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственный реестр недвижимости относительно земельного участка с кадастровым номером 50:19:0030507:27 площадью 100 000 кв. м, в части вида разрешенного использования "для производства сельскохозяйственной продукции" на "для дачного строительства".
Поскольку акт органа местного самоуправления, относительно изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка, отменен, то внесенные на его основании сведения также подлежат изменению путем исключения из ЕГРП и ГКН сведений о виде разрешенного использования земельного участка "для дачного строительства" и внесении сведений о виде разрешенного использования "для производства сельскохозяйственной продукции".
Кроме того, разрешая спор, суд на основании системного анализа приведенных выше норм права, верно указал, что изменение вида разрешенного использования до перевода земель в другую категорию земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, действующим законодательством не допускается.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ, для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п. 4.4.4. Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <данные изъяты>", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <данные изъяты> N 45, положения которого не допускают размещение земельных участков для дачного строительства в полосе 100 м от уреза воды питьевых водоисточников.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:0030507:27 площадью 100 000 кв. м, расположен от источника питьевого водоснабжения на расстоянии менее 100 метров от источника питьевого водоснабжения.
Помимо этого, суд верно указал, что вид разрешенного использования земельного участка для дачного строительства" в отношении указанного выше земельного участка не может быть установлен ввиду превышения максимального размера предоставления в собственность земельного участка для дачного строительства - 0,25 га, установленного ст. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории <данные изъяты>".
С учетом изложенного, разрешая заявленный спор, суд пришел к обоснованному выводу, что внесение сведений в ЕГРП и ГКН об изменении вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, без перевода в другую категорию, расположенного на расстоянии менее 100 метров от источника питьевого водоснабжения, создает угрозу химического и биологического загрязнения источника водоснабжения, и как следствие, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также законные интересы государства, на которое возложены функции по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и охране окружающей среды, и принимая во внимание, что постановление <данные изъяты> отменено, верно нашел заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения.
Доводы жалобы предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не содержат, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, что не может служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона в полном объеме, оснований для его отмены по доводам жалобы нет.
Руководствуясь ст. ст. 193, 199, 328 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Рузского районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу И., З. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-10179/2015
Требование: Об аннулировании записи о виде разрешенного использования в ЕГРП и государственном кадастре недвижимости.Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец указал, что надзорным органом установлены нарушения при изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-10179/2015
Судья Ануфриева Н.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Мариуца О.Г.,
судей Илларионовой Л.И., Кучинского Е.Н.,
при секретаре К.
рассмотрев в судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу И., З. на решение Рузского районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Рузского городского прокурора в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц к Главе сельского поселения Ивановского Рузского муниципального района <данные изъяты>, И., З. об аннулировании записи о виде разрешенного использования в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственном кадастре недвижимости,
заслушав доклад судьи Илларионовой Л.И.,
объяснения представителя АО "Мосводоканал" Е., представитель З. - И.
объяснения прокурора Ковалева Е.А. просившего решение суда оставить без изменения.
установила:
Рузский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах РФ в лице Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц к Главе сельского поселения Ивановское Рузского муниципального района МО, И., З. об аннулировании в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственном кадастре недвижимости записи о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:19:0030507:27, площадью 100 000 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащего на праве общей долевой собственности И. и З. - "для производства сельскохозяйственной продукции" и "для дачного строительства".
Требования мотивированы тем, что прокуратурой установлены нарушения при изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:19:0030507:27.
Установлено, что главой сельского поселения Ивановское Рузского муниципального района <данные изъяты> издано постановление <данные изъяты> об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:19:0030507:27 площадью 100 000 кв. м с "для производства сельскохозяйственной продукции" на "для дачного строительства".
Изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Кроме того, оспариваемое постановление также противоречит законодательству в сфере экологии.
Решение об изменении вида разрешенного использования также нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение продовольственной безопасности.
Ответчик И. и представитель ответчика З. просит в иске отказать, считает иск незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ОАО "Мосводоканал" с иском прокурора согласен по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на иск, просит требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Остальные участники дела в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены в полном объеме.
Решением Рузского районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с постановленным судом решением, И., З. обжалуют его в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от <данные изъяты> N 122-Ф одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Согласно п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от <данные изъяты> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к уникальным характеристикам, подлежащих учету в кадастре недвижимости, относятся сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
В ч. 2 ст. 16 названного Закона предусмотрено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Из материалов дела следует, что главой сельского поселения Ивановское Рузского муниципального района <данные изъяты> <данные изъяты> издано постановление <данные изъяты> об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:19:0030507:27 площадью 100 000 кв. м, с "для производства сельскохозяйственной продукции" на "для дачного строительства".
Указанное постановление явилось основанием для внесения изменения в сведения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственный реестр недвижимости относительно земельного участка с кадастровым номером 50:19:0030507:27 площадью 100 000 кв. м, в части вида разрешенного использования "для производства сельскохозяйственной продукции" на "для дачного строительства".
Поскольку акт органа местного самоуправления, относительно изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка, отменен, то внесенные на его основании сведения также подлежат изменению путем исключения из ЕГРП и ГКН сведений о виде разрешенного использования земельного участка "для дачного строительства" и внесении сведений о виде разрешенного использования "для производства сельскохозяйственной продукции".
Кроме того, разрешая спор, суд на основании системного анализа приведенных выше норм права, верно указал, что изменение вида разрешенного использования до перевода земель в другую категорию земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, действующим законодательством не допускается.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ, для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п. 4.4.4. Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <данные изъяты>", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <данные изъяты> N 45, положения которого не допускают размещение земельных участков для дачного строительства в полосе 100 м от уреза воды питьевых водоисточников.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:0030507:27 площадью 100 000 кв. м, расположен от источника питьевого водоснабжения на расстоянии менее 100 метров от источника питьевого водоснабжения.
Помимо этого, суд верно указал, что вид разрешенного использования земельного участка для дачного строительства" в отношении указанного выше земельного участка не может быть установлен ввиду превышения максимального размера предоставления в собственность земельного участка для дачного строительства - 0,25 га, установленного ст. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории <данные изъяты>".
С учетом изложенного, разрешая заявленный спор, суд пришел к обоснованному выводу, что внесение сведений в ЕГРП и ГКН об изменении вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, без перевода в другую категорию, расположенного на расстоянии менее 100 метров от источника питьевого водоснабжения, создает угрозу химического и биологического загрязнения источника водоснабжения, и как следствие, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также законные интересы государства, на которое возложены функции по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и охране окружающей среды, и принимая во внимание, что постановление <данные изъяты> отменено, верно нашел заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения.
Доводы жалобы предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не содержат, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, что не может служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона в полном объеме, оснований для его отмены по доводам жалобы нет.
Руководствуясь ст. ст. 193, 199, 328 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Рузского районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу И., З. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)