Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Тамашакина С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Кемеровской области на решение от 25.03.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Фуртуна Н.К.) и постановление от 16.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Колупаева Л.А., Музыкантова М.Х.) по делу N А27-15476/2013 по заявлению Департамента лесного комплекса Кемеровской области (650036, г. Кемерово, ул. Мирная, 5, ОГРН 1074205000924, ИНН 4205121451) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области) (107078, г. Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (650991, Кемеровская обл., г. Кемерово, пр-кт Октябрьский, д. 3, корп. Г, ОГРН 1044205100059, ИНН 4205077178) о признании незаконными действий по кадастровому учету изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером 42:02:0108003:19.
Суд
установил:
Департамент лесного комплекса Кемеровской области (далее - департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области) (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по кадастровому учету изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером 42:02:0108003:19, произведенных на основании межевого плана от 03.04.2013, а также на основании решения об исправлении технических и кадастровых ошибок от 09.04.2013 N 4200/000/13-50354; обязании обеспечить приведение сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 42:02:0108003:19 в соответствие со сведениями, существовавшими до учета соответствующих изменений в отношении указанного земельного участка.
Требования обоснованы нарушением порядка согласования границ земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 42:02:0108003:19, вследствие чего данный земельный участок пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:248 из состава земель лесного фонда. Площадь наложения по данным ФГБУ "ФКП Росреестра" составляет 20,1 кв. м.
Оспариваемые действия заявитель считает незаконными, поскольку учет изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером 42:02:0108003:19 произведен в нарушение пункта 2 части 5 статьи 27, статей 38, 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости); решение об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях от 09.04.2013 N 4200/000/13-50354 относительно координат данного земельного участка принято в нарушение статьи 28 Закона о кадастре недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Салаирский химический комбинат" (далее - ЗАО "Салаирский химический комбинат"), Почикаева Галина Анатольевна (далее - Почикаева Г.А.), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области.
Решением от 25.03.2014 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 16.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить полностью и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, сведения о координатах земельного участка 42:02:0108003:19 в системе МСК-42 в кадастровый учет были внесены по решению от 09.04.2013 на основании проведенного уточнения координат земельного участка, а не в результате пересчета сведений государственного кадастра недвижимости из ранее действовавшей местной системы координат в систему МСК-42. При этом согласование местоположения при уточнении границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре недвижимости не проводилось с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в части 3 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости.
Департамент считает, что земельный (лесной) участок с кадастровым номером 42:02:0108003:248 был поставлен на кадастровый учет в 2008 году в системе МСК-42 в соответствии с требованиями законодательства о кадастровом учете. Согласование границ с собственником земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:19 не требовалось в связи с тем, что участки не имели общей границы.
Заявитель полагает, что неправомерность действий кадастровой палаты заключается и в том, что она произвела учет уточнений координат земельного участка в системе МСК-42 в нарушение законодательства (статьи 28, 22, 38, 39 Закона о кадастре недвижимости).
В отзыве на кассационную жалобу Почикаева Г.А. просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, соответствующими действующему законодательству.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Салаирский химический комбинат" просит обжалуемые судебные акты отменить полностью и направить дело на новое рассмотрение, заявленные требования департамента удовлетворить.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора аренды лесного участка от 16.06.2008 N 32, заключенного с департаментом, ЗАО "Салаирский химический комбинат" пользуется лесным участком с кадастровым номером 42:02:0108003:248, площадью 15,2932 га, месторасположение Кемеровская область, Гурьевский район, д. Каменушка.
В соответствии с представленными в материалы дела сведениями, содержащимися в кадастровом паспорте, земельный участок с кадастровым номером 42:02:0108003:248, площадью 152 931,84+/-136,87 кв. м, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для лесопользования, поставлен на кадастровый учет 15.04.2008.
На основании свидетельства о государственной регистрации права, а также согласно сведениям государственного кадастрового учета, содержащимся в выписке от 05.07.2013, земельный участок с кадастровым номером 42:02:0108003:19, площадью 70 000+/-463,01 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Кемеровская область, Гурьевский район, в 500 м на северо-восток от д. Каменушка, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, поставлен на кадастровый учет 07.04.2004, и на праве собственности принадлежит Почикаевой Г.А.
Кадастровый план земельного участка от 07.04.2004 содержит аналогичные сведения о земельном участке с кадастровым номером 42:02:0108003:0019.
В техническом задании на межевание земельного участка указано, что использована местная система координат. Составлен акт установления и согласования границ земельного участка 14 га (I участок - 7 га, II участок - 7 га), приведен чертеж согласования границ земельного участка.
Из содержания кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:0019 следует, что 07.04.2004 Почикаева Г.А. обратилась с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет на основании свидетельства о праве собственности на землю от 06.02.1995, распоряжения администрации Гурьевского района от 26.11.2002, описания земельного участка (приложение к землеустроительному делу от 11.11.2003 N 168, содержащего чертеж земельного участка и описание его границ в местной системе координат).
В указанном кадастровом деле, в том числе имеется межевой план, содержащий сведения о пересчете координат местоположения границ земельного участка.
Из заключения кадастрового инженера от 03.04.2013, приведенного в межевом плане, следует, что при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:19, выявлено, что площадь земельного участка уточнена по результатам межевания, но координаты характерных точек границ земельного участка не соответствуют системе, установленной для ведения ГКН в кадастровом округе. Необходимо внести сведения в ГКН согласно прилагаемым координатам. Площадь, конфигурация земельного участка и количество точек не изменились.
Решением от 09.04.2013 N 4200/000/13-50354 орган кадастрового учета внес сведения о координатах земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:19, при этом учтен пересчет сведений государственного кадастра недвижимости из местной системы координат.
Из представленной в материалы дела схемы расположения земельных участков следует, что граница земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:19 пересекается с лесным участком с кадастровым номером 42:02:0108003:248, площадь пересечения составляет 20,1 м.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения департамента в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 4 статьи 6, частью 3 статьи 15, частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости, статьями 6, 7, 67, 69, 92, частью 3 статьи 23, пунктом 3 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" и учитывая, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:19 органом кадастрового учета внесены сведения о границах названного земельного участка в результате пересчета, границы данного земельного участка определены и существуют с 2004 года, пришел к выводу о правомерности внесения ФГБУ "ФКП Росреестра" сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:19 в действующей системе координат.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился. При этом указал, что технические ошибки, ошибки в сведениях, воспроизведенные из документов, послуживших основанием для кадастрового учета, подлежат исправлению с учетом требований статьи 28 Закона о кадастре недвижимости на основании решения органа кадастрового учета либо на основании вступившего в законную силу соответствующего решения суда о признании незаконными действий органа кадастрового учета либо иных органов, отказавших в исправлении ошибок в документах, предоставляемых для кадастрового учета, решения суда об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Довод Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области о том, что орган кадастрового учета в данном случае должен был не исправлять ошибку самостоятельно, а рекомендовать заявителю, который представил межевой план, разрешить спор добровольно или в судебном порядке, судом апелляционной инстанции был отклонен как необоснованный, поскольку в рассматриваемом случае орган кадастрового учета, выявив ошибку в кадастровых сведениях о земельном участке с кадастровым номером 42:02:0108003:19, выразившуюся в том, что координаты поворотных точек участка указаны в старой системе координат, в качестве способа исправления технической ошибки правомерно осуществил действия по исправлению значения координат поворотных точек участка согласно системе координат МСК-42, что соответствует нормам действующего законодательства.
Судебная коллегия, отклоняя доводы жалобы, исходит из установленных судами обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости).
Пунктом 5 статьи 4 Закона о кадастре недвижимости установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Частью 4 статьи 6 Закона о кадастре недвижимости установлено, что для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ).
В части 1 статьи 16 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
В силу пункта 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре недвижимости необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости).
В межевом плане указываются сведения об образуемом земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (часть 2 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости).
В соответствии с пунктом 9 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Возможность исправления в государственном кадастре недвижимости ошибок предусмотрена статьей 28 Закона о кадастре недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости ошибками в государственном кадастре недвижимости является:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Судами установлено, что на основании приказов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 26.12.2006 N П/0424 и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области от 27.12.2006 N 303 в целях ведения единой координатной основы на территории Кемеровской области с 01.01.2007 года осуществлен переход к использованию местной системы координат МСК-42.
В данном случае орган кадастрового учета ссылался на осуществление пересчета границ земельного участка в соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.07.2011 N Д23-3013.
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
В силу статьи 6 ЛК РФ лесные участки могут быть отнесены как к категории земель лесного фонда, так и к землям иных категорий.
Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (статья 67, часть 3 статьи 23 ЛК РФ) и землеустройству (пункт 3 статьи 69, статьи 92 ЛК РФ, Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве").
Проектирование лесных участков осуществляется в ходе проведения лесоустройства (пункт 3 части 1 статьи 68 ЛК РФ). При проектировании осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади, определенных по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков (статья 69 ЛК РФ).
Границы лесных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", устанавливаются в соответствии с земельным законодательством. Границы иных лесных участков определяются с точностью соответствующего масштаба дежурной кадастровой карты с использованием материалов лесоустройства. Документы о межевании земельного участка оформляются с учетом лесоустройства.
При этом в документах о межевании земельного участка должны быть указаны реквизиты утвержденной проектной документации лесоустройства.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре недвижимости.
Согласно положениям части 3 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такой реестр сведений о лесах направляет в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Вместе с тем, частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости установлено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Как следует из материалов дела, в отношении земельного участка, который впоследствии поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 42:02:0108003:248, план лесного участка, документ, содержащий описание участка лесного фонда, не составлялся. Данный лесной участок сформирован и поставлен на кадастровый учет в соответствии с положениями Закона о кадастре недвижимости.
По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 42:02:0108003:19 является ранее учтенным и поставлен на государственный кадастровый учет 07.04.2004 на основании документов, необходимых в соответствии с требованиями действующего законодательства на указанную дату.
Из кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:248 следует, что с заявлением о постановке его на кадастровый учет 11.04.2008 обратился Ащеулов Ю.В. на основании доверенности, выданной департаментом, описания земельного участка (приложение к межевому делу от 29.02.2008 N 09-02-15/80), содержащего чертеж земельного участка, описание границ. В сведениях о земельном участке указано - под участок отвала горной массы, система координат МСК-42.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 42:02:0108003:248 поставлен на государственный кадастровый учет 15.04.2008, то есть после постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:19.
Учитывая изложенное, при постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка права и законные интересы заявителя, равно как и арендатора, нарушены не были. Как правильно установили суды, из заключения кадастрового инженера от 03.04.2013 прямо следует, что при пересчете координат площадь земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:19, его конфигурация и количество не изменились.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:19 органом кадастрового учета внесены сведения о границах названного земельного участка в результате пересчета, границы данного земельного участка определены и существуют с 2004 года, пришли к обоснованному выводу о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" правомерно внесло сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:19 в действующей системе координат.
Доводы заявителя не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 25.03.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 16.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-15476/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.СИРИНА
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
С.Н.ТАМАШАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 26.09.2014 ПО ДЕЛУ N А27-15476/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2014 г. по делу N А27-15476/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Тамашакина С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Кемеровской области на решение от 25.03.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Фуртуна Н.К.) и постановление от 16.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Колупаева Л.А., Музыкантова М.Х.) по делу N А27-15476/2013 по заявлению Департамента лесного комплекса Кемеровской области (650036, г. Кемерово, ул. Мирная, 5, ОГРН 1074205000924, ИНН 4205121451) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области) (107078, г. Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (650991, Кемеровская обл., г. Кемерово, пр-кт Октябрьский, д. 3, корп. Г, ОГРН 1044205100059, ИНН 4205077178) о признании незаконными действий по кадастровому учету изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером 42:02:0108003:19.
Суд
установил:
Департамент лесного комплекса Кемеровской области (далее - департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области) (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по кадастровому учету изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером 42:02:0108003:19, произведенных на основании межевого плана от 03.04.2013, а также на основании решения об исправлении технических и кадастровых ошибок от 09.04.2013 N 4200/000/13-50354; обязании обеспечить приведение сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 42:02:0108003:19 в соответствие со сведениями, существовавшими до учета соответствующих изменений в отношении указанного земельного участка.
Требования обоснованы нарушением порядка согласования границ земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 42:02:0108003:19, вследствие чего данный земельный участок пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:248 из состава земель лесного фонда. Площадь наложения по данным ФГБУ "ФКП Росреестра" составляет 20,1 кв. м.
Оспариваемые действия заявитель считает незаконными, поскольку учет изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером 42:02:0108003:19 произведен в нарушение пункта 2 части 5 статьи 27, статей 38, 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости); решение об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях от 09.04.2013 N 4200/000/13-50354 относительно координат данного земельного участка принято в нарушение статьи 28 Закона о кадастре недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Салаирский химический комбинат" (далее - ЗАО "Салаирский химический комбинат"), Почикаева Галина Анатольевна (далее - Почикаева Г.А.), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области.
Решением от 25.03.2014 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 16.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить полностью и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, сведения о координатах земельного участка 42:02:0108003:19 в системе МСК-42 в кадастровый учет были внесены по решению от 09.04.2013 на основании проведенного уточнения координат земельного участка, а не в результате пересчета сведений государственного кадастра недвижимости из ранее действовавшей местной системы координат в систему МСК-42. При этом согласование местоположения при уточнении границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре недвижимости не проводилось с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в части 3 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости.
Департамент считает, что земельный (лесной) участок с кадастровым номером 42:02:0108003:248 был поставлен на кадастровый учет в 2008 году в системе МСК-42 в соответствии с требованиями законодательства о кадастровом учете. Согласование границ с собственником земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:19 не требовалось в связи с тем, что участки не имели общей границы.
Заявитель полагает, что неправомерность действий кадастровой палаты заключается и в том, что она произвела учет уточнений координат земельного участка в системе МСК-42 в нарушение законодательства (статьи 28, 22, 38, 39 Закона о кадастре недвижимости).
В отзыве на кассационную жалобу Почикаева Г.А. просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, соответствующими действующему законодательству.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Салаирский химический комбинат" просит обжалуемые судебные акты отменить полностью и направить дело на новое рассмотрение, заявленные требования департамента удовлетворить.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора аренды лесного участка от 16.06.2008 N 32, заключенного с департаментом, ЗАО "Салаирский химический комбинат" пользуется лесным участком с кадастровым номером 42:02:0108003:248, площадью 15,2932 га, месторасположение Кемеровская область, Гурьевский район, д. Каменушка.
В соответствии с представленными в материалы дела сведениями, содержащимися в кадастровом паспорте, земельный участок с кадастровым номером 42:02:0108003:248, площадью 152 931,84+/-136,87 кв. м, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для лесопользования, поставлен на кадастровый учет 15.04.2008.
На основании свидетельства о государственной регистрации права, а также согласно сведениям государственного кадастрового учета, содержащимся в выписке от 05.07.2013, земельный участок с кадастровым номером 42:02:0108003:19, площадью 70 000+/-463,01 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Кемеровская область, Гурьевский район, в 500 м на северо-восток от д. Каменушка, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, поставлен на кадастровый учет 07.04.2004, и на праве собственности принадлежит Почикаевой Г.А.
Кадастровый план земельного участка от 07.04.2004 содержит аналогичные сведения о земельном участке с кадастровым номером 42:02:0108003:0019.
В техническом задании на межевание земельного участка указано, что использована местная система координат. Составлен акт установления и согласования границ земельного участка 14 га (I участок - 7 га, II участок - 7 га), приведен чертеж согласования границ земельного участка.
Из содержания кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:0019 следует, что 07.04.2004 Почикаева Г.А. обратилась с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет на основании свидетельства о праве собственности на землю от 06.02.1995, распоряжения администрации Гурьевского района от 26.11.2002, описания земельного участка (приложение к землеустроительному делу от 11.11.2003 N 168, содержащего чертеж земельного участка и описание его границ в местной системе координат).
В указанном кадастровом деле, в том числе имеется межевой план, содержащий сведения о пересчете координат местоположения границ земельного участка.
Из заключения кадастрового инженера от 03.04.2013, приведенного в межевом плане, следует, что при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:19, выявлено, что площадь земельного участка уточнена по результатам межевания, но координаты характерных точек границ земельного участка не соответствуют системе, установленной для ведения ГКН в кадастровом округе. Необходимо внести сведения в ГКН согласно прилагаемым координатам. Площадь, конфигурация земельного участка и количество точек не изменились.
Решением от 09.04.2013 N 4200/000/13-50354 орган кадастрового учета внес сведения о координатах земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:19, при этом учтен пересчет сведений государственного кадастра недвижимости из местной системы координат.
Из представленной в материалы дела схемы расположения земельных участков следует, что граница земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:19 пересекается с лесным участком с кадастровым номером 42:02:0108003:248, площадь пересечения составляет 20,1 м.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения департамента в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 4 статьи 6, частью 3 статьи 15, частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости, статьями 6, 7, 67, 69, 92, частью 3 статьи 23, пунктом 3 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" и учитывая, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:19 органом кадастрового учета внесены сведения о границах названного земельного участка в результате пересчета, границы данного земельного участка определены и существуют с 2004 года, пришел к выводу о правомерности внесения ФГБУ "ФКП Росреестра" сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:19 в действующей системе координат.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился. При этом указал, что технические ошибки, ошибки в сведениях, воспроизведенные из документов, послуживших основанием для кадастрового учета, подлежат исправлению с учетом требований статьи 28 Закона о кадастре недвижимости на основании решения органа кадастрового учета либо на основании вступившего в законную силу соответствующего решения суда о признании незаконными действий органа кадастрового учета либо иных органов, отказавших в исправлении ошибок в документах, предоставляемых для кадастрового учета, решения суда об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Довод Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области о том, что орган кадастрового учета в данном случае должен был не исправлять ошибку самостоятельно, а рекомендовать заявителю, который представил межевой план, разрешить спор добровольно или в судебном порядке, судом апелляционной инстанции был отклонен как необоснованный, поскольку в рассматриваемом случае орган кадастрового учета, выявив ошибку в кадастровых сведениях о земельном участке с кадастровым номером 42:02:0108003:19, выразившуюся в том, что координаты поворотных точек участка указаны в старой системе координат, в качестве способа исправления технической ошибки правомерно осуществил действия по исправлению значения координат поворотных точек участка согласно системе координат МСК-42, что соответствует нормам действующего законодательства.
Судебная коллегия, отклоняя доводы жалобы, исходит из установленных судами обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости).
Пунктом 5 статьи 4 Закона о кадастре недвижимости установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Частью 4 статьи 6 Закона о кадастре недвижимости установлено, что для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ).
В части 1 статьи 16 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
В силу пункта 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре недвижимости необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости).
В межевом плане указываются сведения об образуемом земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (часть 2 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости).
В соответствии с пунктом 9 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Возможность исправления в государственном кадастре недвижимости ошибок предусмотрена статьей 28 Закона о кадастре недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости ошибками в государственном кадастре недвижимости является:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Судами установлено, что на основании приказов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 26.12.2006 N П/0424 и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области от 27.12.2006 N 303 в целях ведения единой координатной основы на территории Кемеровской области с 01.01.2007 года осуществлен переход к использованию местной системы координат МСК-42.
В данном случае орган кадастрового учета ссылался на осуществление пересчета границ земельного участка в соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.07.2011 N Д23-3013.
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
В силу статьи 6 ЛК РФ лесные участки могут быть отнесены как к категории земель лесного фонда, так и к землям иных категорий.
Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (статья 67, часть 3 статьи 23 ЛК РФ) и землеустройству (пункт 3 статьи 69, статьи 92 ЛК РФ, Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве").
Проектирование лесных участков осуществляется в ходе проведения лесоустройства (пункт 3 части 1 статьи 68 ЛК РФ). При проектировании осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади, определенных по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков (статья 69 ЛК РФ).
Границы лесных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", устанавливаются в соответствии с земельным законодательством. Границы иных лесных участков определяются с точностью соответствующего масштаба дежурной кадастровой карты с использованием материалов лесоустройства. Документы о межевании земельного участка оформляются с учетом лесоустройства.
При этом в документах о межевании земельного участка должны быть указаны реквизиты утвержденной проектной документации лесоустройства.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре недвижимости.
Согласно положениям части 3 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такой реестр сведений о лесах направляет в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Вместе с тем, частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости установлено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Как следует из материалов дела, в отношении земельного участка, который впоследствии поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 42:02:0108003:248, план лесного участка, документ, содержащий описание участка лесного фонда, не составлялся. Данный лесной участок сформирован и поставлен на кадастровый учет в соответствии с положениями Закона о кадастре недвижимости.
По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 42:02:0108003:19 является ранее учтенным и поставлен на государственный кадастровый учет 07.04.2004 на основании документов, необходимых в соответствии с требованиями действующего законодательства на указанную дату.
Из кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:248 следует, что с заявлением о постановке его на кадастровый учет 11.04.2008 обратился Ащеулов Ю.В. на основании доверенности, выданной департаментом, описания земельного участка (приложение к межевому делу от 29.02.2008 N 09-02-15/80), содержащего чертеж земельного участка, описание границ. В сведениях о земельном участке указано - под участок отвала горной массы, система координат МСК-42.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 42:02:0108003:248 поставлен на государственный кадастровый учет 15.04.2008, то есть после постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:19.
Учитывая изложенное, при постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка права и законные интересы заявителя, равно как и арендатора, нарушены не были. Как правильно установили суды, из заключения кадастрового инженера от 03.04.2013 прямо следует, что при пересчете координат площадь земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:19, его конфигурация и количество не изменились.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:19 органом кадастрового учета внесены сведения о границах названного земельного участка в результате пересчета, границы данного земельного участка определены и существуют с 2004 года, пришли к обоснованному выводу о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" правомерно внесло сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 42:02:0108003:19 в действующей системе координат.
Доводы заявителя не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 25.03.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 16.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-15476/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.СИРИНА
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
С.Н.ТАМАШАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)