Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 01.07.2015 N 48-АПГ15-41

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что несоответствие размера кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает его право на уплату земельного налога в установленном законом размере.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2015 г. N 48-АПГ15-41


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Никифорова С.Б.
при секретаре Царевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Емельянова С.П. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе заявителя на решение Челябинского областного суда от 25 февраля 2015 г., которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., представителя правительства Челябинской области Матвеевой Ю.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Емельянов С.П. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности двух земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, и внесении сведений в государственный кадастр недвижимости, сославшись на то, что несоответствие размера кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает право заявителя на уплату земельного налога в законно установленном размере.
Челябинским областным судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и о принятии нового судебного постановления об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Емельянов С.П., указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, на федеральном уровне регламентированы Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 65 ЗК РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ и федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 ЗК РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона).
В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный реестр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221 "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п. 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли от 22 октября 2010 г. N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки земель.
Действующие результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области утверждены постановлением правительства Челябинской области от 17 августа 2011 г. N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области". При этом перечень объектов массовой оценки сформирован по состоянию на 1 января 2010 г.
Судом установлено, что Емельянов С.П. является собственником двух земельных участков, а именно:
- с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м из состава земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "коммунально-складская деятельность", расположенного по адресу: <...> (далее - земельный участок N 1);
- с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м из состава земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "производственная деятельность", расположенного по адресу: <...> (далее - земельный участок N 2).
Земельные участки N 1 и 2 не вошли в перечень объектов массовой оценки по состоянию на 1 января 2010 г.
Согласно сведениям, имеющимся в кадастровом паспорте земельного участка N 1 от 29 июня 2010 г. N <...>, дата внесения номера в государственный реестр недвижимости - 13 апреля 2010 г.
Согласно сведениям, имеющимся в кадастровой справке, заполненной 11 сентября 2014 г., кадастровая стоимость земельного участка N 1 определена в размере <...> рубля.
Согласно сведениям, имеющимся в кадастровом паспорте земельного участка N 2 от 29 июня 2010 г. N <...>, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 13 апреля 2010 г.
Согласно сведениям, имеющимся в кадастровой справке, заполненной 11 сентября 2014 г., кадастровая стоимость земельного участка N 2 определена в размере <...> рубля.
По сообщению филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области, кадастровая стоимость земельных участков N 1 и 2 определена при осуществлении государственного кадастрового учета на основании ст. 24.19 Закона.
В соответствии с данной статьей при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке земель, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.
Соответственно, датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости, о которых возник спор, является дата 13 апреля 2010 г.
Из приведенного следует, что рыночная стоимость земельных участков может быть установлена на дату внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости, то есть на 13 апреля 2010 г.
Суду представлен и в материалах дела имеется отчет об оценке от 23 января 2014 г. N Н-422.01.14, выполненный Плетневой А.Ю., оценщиком общества с ограниченной ответственностью "НПО "Оценка-5", из которого следует, что рыночная стоимость земельных участков N 1 и 2 установлена по состоянию на 1 января 2010 г.
Таким образом, кадастровая стоимость объектов недвижимости и их рыночная стоимость установлены на разные даты.
В связи с этим суд не имел предусмотренных Законом оснований для удовлетворения заявленного Емельяновым С.П. требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы Емельянова С.П. не вызывают сомнений в правильности судебного постановления и не содержат предусмотренных законом оснований (ст. 330 ГПК РФ) для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Судом при принятии решения также сделан вывод о том, что отчет оценщика не отвечает требованиям законодательства в сфере оценочной деятельности по иным приведенным в решении основаниям.
Что касается правомерности такого суждения, то она может быть подтверждена либо опровергнута в случае назначения оценочной экспертизы, однако такого ходатайства в суде апелляционной инстанции Емельяновым С.П. заявлено не было.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 317, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Челябинского областного суда от 25 февраля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Емельянова С.П. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)