Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2014 N 11АП-17799/2014 ПО ДЕЛУ N А55-17623/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2014 г. по делу N А55-17623/2014


Резолютивная часть постановления объявлена: 22 декабря 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 29 декабря 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Проектподшипник" - представителя Бочаровой К.В., доверенность от 14.07.2014 года,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представителя Черкасовой Е.Г., доверенность от 30.12.2013 года N 12-8865,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2014 года по делу N А55-17623/2014 (судья Агеенко С.В.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Проектподшипник", г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя:
- Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа,

установил:

открытое акционерное общество "Проектподшипник" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик) о признании незаконным отказа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на отсутствие зарегистрированного права федеральной собственности на спорный земельный участок.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель открытого акционерного общества "Проектподшипник" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в его отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
ОАО "Проектподшипник" 15.05.2014 года обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации заключенного 15.04.2008 с министерством договора N 67/12 аренды лесного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал 44, общей площадью 1,50 га, для осуществления рекреационной деятельности.
27.06.2014 Управление Росреестра по Самарской области сообщением N 01/508/2014-508 отказало в государственной регистрации указанного договора аренды на основании абзацев 10, 14 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (л.д. 19-21).
Мотивами отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка послужило отсутствие регистрации права федеральной собственности на арендуемый участок; невозможность проведения регистрации данного договора аренды, в связи с аннулированием из ГКН данного земельного участка.
Заявитель, полагая, что оспариваемый отказ противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Распоряжение лесными участками осуществляется Российской Федерацией, либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 83 Лесного кодекса РФ).
Судом верно указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не является правовым основанием для отказа в регистрации договора аренды.
Согласно статье 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов, В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528 осуществление указанных полномочий в Самарской области возложено на третье лицо.
Статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статья 4.4 Закона N 201-ФЗ содержит специальное правило в отношении лесных участков.
В силу статьи 4. 4 Закона N 201-ФЗ, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, Закон допускает до 01.01.2015 распоряжение лесным участком и государственная регистрация прав на него без осуществления его кадастрового учета, при условии наличия плана лесного участка.
Согласно статье 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В соответствии со статьей 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Понятие лесного участка дано в статье 7 Лесного кодекса РФ, согласно которой лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса. В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Лесного кодекса РФ местоположение, границы и площадь лесных участков; определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Судом установлено, что определение границ переданного в аренду по договору участка было осуществлено в соответствии со статьей 7 Лесного кодекса РФ.
Право аренды ОАО "Проектподшипник" на спорный лесной участок, расположенный по адресу: Самарская область, Самарский лесхоз, Пригородное лесничество, квартал N 44 приобретено на основании протокола о результатах лесного конкурса от 01.06.2001 г.
Как действующим Лесным кодексом РФ, так и Лесным кодексом РФ 1997 года установлено, что лесные участки (участки лесного фонда) предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов (аукционов).
В материалах дела отсутствуют данные об оспаривании или признании конкурса по передаче в аренду участка лесного фонда, а также актов государственных органов, недействительными в установленном порядке.
Самарским лесхозом Комитета природных ресурсов по Самарской области с ОАО "Проектподшипник" заключен договор N 67 аренды участка лесного фонда от 01.06.2001 г.
При этом в указанных договорах содержится указание на предоставление участков для осуществления культурно-оздоровительных целей, то есть в соответствии с видами лесопользования, предусмотренными Лесным кодексом РФ 1997 года.
В соответствии с пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Таким образом, моментом возникновения гражданско-правовых отношений по аренде спорных участков является момент проведения конкурса на заключение договоров аренды.
Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствии со статьями 25, 29 - 47 Лесного кодекса Российской Федерации, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с актом приема - передачи участка лесного фонда от 01.06.2001 г. ОАО "Проектподшипник" принял участок лесного фонда в квартале N 44 Пригородного лесничества Самарского лесхоза сроком на 49 лет.
Статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" определено, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01 января 2009 года. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Порядку приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.09.2007 N 258, заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Проектподшипник" обратилось в департамент лесного хозяйства Самарской области с заявлением о переоформлении договора N 67 аренды участка лесного фонда 01.06.2001 г. на основании уже проведенного лесного конкурса.
Результаты конкурса по передаче в аренду лесного участка расположенного по адресу: Самарская область. Самарский лесхоз, Пригородное лесничество, квартал N 44, а также акты государственных органов недействительными в установленном порядке не признавались.
15.04.2008 департаментом лесного хозяйства Самарской области, в соответствии со своими полномочиями, принято решение о переоформлении договора N 67 аренды участка лесного фонда подписанного 01.06.2001 г. между Самарским лесхозом и ОАО "Проектподшипник" на основании протокола о результатах лесного конкурса от 01.06.2001 г., с указанием местоположения лесного участка: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 44, площадью 1,5 га и вида использования лесных участков в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины.
Однако, судом установлено и следует из материалов дела, заявителем представлены все необходимые документы, требующиеся для регистрации договора аренды, обжалуемый договор аренды лесного участка по содержанию соответствует требованиям лесного и гражданского законодательства с учетом положений Федерального закона от 04,12.2006 N 201-ФЗ, регулирующих порядок оформления арендных отношений.
Лесной участок, являющийся предметом договора аренды от 15.04.2008 N 67/12, определен в указанном договоре.
К договору приложена схема расположения и границы лесного участка с точным указанием координат, месторасположения, площади, конфигурации, его характеристика и характеристика насаждений, цель использования, то есть лесной участок, как предмет договора полностью индивидуализирован.
В пункте 2 договора N 67/12 аренды имеется указание на то, что спорный лесной участок из состава земель лесного фонда в границах, указанных в кадастровом паспорте лесного участка, прилагаемому к настоящему договору и являющемуся его неотъемлемой частью предоставляется в аренду для осуществления рекреационной деятельности.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Арбитражным судом Самарской области полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела и представленные в дело доказательства, дана им оценка по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьей 170 Кодекса результаты оценки отражены в судебном акте, который отвечает требованиям статьи 15 Кодекса и не подлежит отмене или изменению.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2014 года по делу N А55-17623/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА

Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.И.ЗАХАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)