Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.09.2014 ПО ДЕЛУ N А12-10584/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2014 г. по делу N А12-10584/2014


Рассмотрение дела начато 17 сентября 2014 года.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 18 сентября 2014 года.
Судебное заседание продолжено 18 сентября 2014 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, Ф.И. Тимаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Самойловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 июля 2014 года по делу N А12-10584/2014, (судья Савченко Н.А.),
по иску Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ОГРН 1093444002684, ИНН 3444168900)
к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области,
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Приволжская железная дорога",
о признании права собственности,
при участии в заседании:
от Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области - Кочетов Г.В. по доверенности,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

установил:

В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области (далее - истец) с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ответчик) о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:34:050039:1226 площадью 594+/-9 кв. м, расположенный по адресу Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Козловская, 54.
Решением от 17 июля 2014 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-10584/2014 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что на спорном земельном участке расположен объект - часть железнодорожного пути - станционные пути станции Волгоград II, принадлежащие на праве собственности ОАО "Российские железные дороги", поэтому участок, занимаемый ими, должен находиться в федеральной собственности.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации N 1109-р от 30.07.2005г, утвержден перечень N 18:67/1 земельных участков, расположенных на территории Волгоградской области в границах г. Волгограда, на которые у Волгоградской области возникает право собственности. В указанный перечень включен земельный участок с кадастровым номером 34:34:050039:21, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Козловская, 54.
Решением комитета по управлению государственным имуществом от 02.11.2009 N 76 утвержден раздел земельного участка с кадастровым номером 34:34:050039:21 с целью образования земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:050039:71, 34:34:050039:72, 34:34:050039:73, 34:34:050039:74, расположенные по адресу: г. Волгоград, ул. Козловская, 54.
20.11.2009 на образованные земельные участки зарегистрировано право собственности Волгоградской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи: NN 34-34-01/169/2009-443, 34-34-01/169/2009-442, 34-34-01/169/2009-441, 34-34-01/169/2009-440.
Решением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 02.11.2012 N 1212 из земельного участка с кадастровым номером 34:34:050039:74 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:050039:1226, 34:34:050039:1227, на которые 27.11.2012 было зарегистрировано право собственности Волгоградской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи: NN 34-34-01/249/2012-251, 34-34-01/249/2012-252.
Письмом от 01.07.2013 N 363 Филиал ОАО "РЖД" Приволжская железная дорога обратился в адрес ТУ Росимущества в Волгоградской области с просьбой рассмотреть вопрос о регистрации в федеральную собственность земельного участка с кадастровым номером 34:34:050039:1226, расположенного по адресу: ул. Козловская, 54, г. Волгоград, в связи с нахождением на нем объекта имущества - части железнодорожного пути - станционных путей станции Волгоград II, зарегистрированного в собственности ОАО "РЖД".
В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые:
- - признаны таковыми федеральными законами;
- - право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- -которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Кодекса установлено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта.
Статьей 5 Федерального закона N 153-ФЗ "О Федеральном железнодорожном транспорте" от 20.07.1995 предусмотрено, что землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач.
К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Согласно пп. 1 п. 1 Перечня объектов имущества ОАО "РЖД", утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 N 57 к магистральным железнодорожным линиям относятся железнодорожные пути (земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные сооружения) на перегонах и железнодорожных станциях, предназначенные для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, выполнению сортировочной и маневровой работы.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 29-ФЗ от 27.02.2003 "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон) единый хозяйствующий субъект не вправе передавать в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог следующее имущество, внесенное в его уставный капитал магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте.
Под станционными железнодорожными путями подразумеваются - железнодорожные пути в границах станции - главные, приемо-отправочные, сортировочные, погрузочно-выгрузочные, вытяжные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйств), соединительные (соединяющие отдельные парки на железнодорожной станции, ведущие к контейнерным пунктам, топливным складам, базам, сортировочным платформам, к пунктам очистки, промывки, дезинфекции вагонов, ремонта, технического осмотра или обслуживания железнодорожного подвижного состава и производства других операций).
Данное понятие станционных путей установлено Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации утвержденных приказом Минтранса РФ от 21 декабря 2010 г. N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Таким образом, станционные пути относятся к объектам перечисленных в п. 1 ст. 8 ФЗ от 27.02.2003 N 29-ФЗ.
Кроме того, согласно п. 1.3 Распоряжения ОАО "РЖД" от 31.05.2011 N 1186р "Об утверждении Положения о железнодорожной станции" железнодорожная станция - пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению и обгону поездов, обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа, а при развитых путевых устройствах - выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.
Согласно п. 4.1 данного документа в зависимости от характера и объема выполняемой работы железнодорожная станция должна иметь соответствующее путевое развитие, устройства и обустройства для выполнения технологических операций по: пропуску, приему и отправлению поездов, обслуживанию пассажиров, приему и выдаче грузов, приему и выдаче почты и багажа, погрузке и выгрузке грузов, расформированию составов поездов на сортировочной горке и (или) на вытяжном пути, формированию составов поездов, техническому обслуживанию и ремонту грузовых вагонов, техническому обслуживанию, экипировке и ремонту пассажирских вагонов, техническому обслуживанию, экипировке и ремонту локомотивов, коммерческой работе, вводу информации о поездах, вагонах и грузах в автоматизированные системы управления.
Право собственности ОАО "РЖД" подтверждено свидетельством о государственной регистрации права.
Таким образом, станционные пути являются составной частью железнодорожной станции, которые необходимы для выполнения возложенных на нее функций.
Абзацем третьим пункта 3 статьи 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" от 27.02.2003 N 29-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, являются федеральной собственностью.
Земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Внесение указанных земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта не допускается.
В связи с чем, земельный участок с кадастровым номером 34:34:050039:1226, занятый сооружением - станционные пути станции Волгоград II, является исключительно федеральной собственностью.
В соответствии с Положением о Территориальном управлении, утвержденным приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63 Территориальное управление осуществляет защиту нарушенных прав и других законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом, расположенном на территории Волгоградской области.
В связи, с чем Территориальное управление является надлежащим истцом по настоящему делу.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 июля 2014 года по делу N А12-10584/2014 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:34:050039:1226, площадью 594+/-9 кв. м, расположенный по адресу: ул. Козловская, 54, г. Волгоград, Волгоградская область.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
А.Ю.НИКИТИН

Судьи
Ф.И.ТИМАЕВ
Т.В.ВОЛКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)