Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.04.2015 N 10АП-1842/2015 ПО ДЕЛУ N А41-64424/14

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2015 г. по делу N А41-64424/14


Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от закрытого акционерного общества "Хотьковское": Иноземцев В.Н. по доверенности б/н от 12.03.15;
- от администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области: Фесченко Ю.А. по доверенности N 12-д от 02.02.15;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Федотова А.А. по доверенности N 63/Д от 03.07.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09 февраля 2015 года по делу N А41-64424/14, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению закрытого акционерного общества "Хотьковское" к администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество "Механизатор" и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
о признании решения незаконным, обязании предоставить земельный участок,

установил:

Закрытое акционерное общество (ЗАО) "Хотьковское" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о:
- 1. признании незаконным решения Комиссии по градостроительству и земельным отношениям на территории Сергиево-Посадского муниципального района, изложенное в выписке из Протокола N 281 от 22.07.14 об отказе в предоставлении ЗАО "Хотьковское" в порядке ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в аренду земельного участка ориентировочной площадью 18 306 628 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, имеющего местоположение: Московская область, Сергиево-Посадский р-н, в районе д. Селково;
- 2. обязании администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области предоставить ЗАО "Хотьковское" в аренду земельный участок, ориентировочной площадью 18 306 628 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, имеющего местоположение: Московская область, Сергиево-Посадский р-н, в районе д. Селково (согласно ситуационному плану) в порядке, предусмотренном ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно обязать администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области:
- - не позднее 14 календарных дней с момента вступления в силу решения по настоящему делу опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, сообщение о наличии земельного участка, ориентировочной площадью 18 306 628 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, имеющего местоположение: Московская область, Сергиево-Посадский р-н, в районе д. Селково (согласно ситуационному плану), предлагаемого для передачи в аренду;
- - в случае если в течение 1 месяца с момента опубликования вышеуказанного сообщения не поступили иные заявления о предоставлении в аренду указанного земельного участка:
1) в месячный срок, исчисляемый с момента истечения одного месяца с даты опубликования вышеуказанного сообщения, утвердить и выдать ЗАО "Хотьковское" схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории, для обеспечения ЗАО "Хотьковское" за свой счет выполнения в отношении испрашиваемого земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";
2) в двухнедельный срок со дня предоставления ЗАО "Хотьковское" кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принять решение о предоставлении указанного земельного участка в аренду ЗАО "Хотьковское" и направить копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка в адрес ЗАО "Хотьковское";
3) в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду заключить с ЗАО "Хотьковское" договор аренды испрашиваемого земельного участка и обеспечить совместно с ЗАО "Хотьковское" подачу указанного договора аренды на государственную регистрацию в порядке предусмотренном ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Если в течение одного месяца с момента опубликования вышеуказанного сообщения поступят иные заявления о передаче в аренду указанного земельного участка организовать проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды указанного земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 38 ЗК РФ (т. 1, л.д. 4 - 8).
Заявление подано в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Московской области (т. 1, л.д. 24).
Определением Арбитражного суда Московской области от 13 января 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено открытое акционерное общество (ОАО) "Механизатор" (т. 1, л.д. 104).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, ЗАО "Хотьковское" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования, просило:
- - признать незаконным решение администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (Решение Комиссии по градостроительству и земельным отношениям на территории Сергиево-Посадского муниципального района) об отказе в предоставлении ЗАО "Хотьковское" в порядке статьи 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в аренду земельного участка ориентировочной площадью 18 306 628 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, имеющего месторасположение: Московская область, Сергиево-Посадский район, в районе д. Селково, изложенное в выписке из протокола N 281 от 22.07.14;
- - обязать администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в срок не позднее 14 дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации сообщение о наличии предлагаемого для передачи в аренду земельного участка ориентировочной площадью 18 306 628 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, имеющего месторасположение: Московская область, Сергиево-Посадский район, в районе д. Селково (согласно ситуационному плану);
- - обязать администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области:
1) в месячный срок, исчисляемый с момента истечения одного месяца с даты опубликования вышеуказанного сообщения, утвердить и выдать ЗАО "Хотьковское" схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории, для обеспечения ЗАО "Хотьковское" за свой счет выполнения в отношении испрашиваемого земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";
2) в двухнедельный срок со дня предоставления ЗАО "Хотьковское" кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принять решение о предоставлении указанного земельного участка в аренду ЗАО "Хотьковское" и направить копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка в адрес ЗАО "Хотьковское";
3) в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду заключить с ЗАО "Хотьковское" договор аренды испрашиваемого земельного участка и обеспечить совместно с ЗАО "Хотьковское" подачу указанного договора аренды на государственную регистрацию в порядке предусмотренном ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (т. 1, л.д. 106 - 107).
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 февраля 2015 года было признано незаконным решение администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области об отказе в предоставлении ЗАО "Хотьковское" в аренду земельного участка ориентировочной площадью 18 306 628 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, имеющего месторасположение: Московская область, Сергиево-Посадский район, в районе д. Селково, изложенное в выписке из протокола N 281 от 22.07.14. Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области была обязана в срок не позднее 14 дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, опубликовать в средствах массовой информации, определенных Правительством Московской области или его полномочными органами сообщение о наличии предлагаемого для передачи в аренду земельного участка ориентировочной площадью 18 306 628 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, имеющего месторасположение: Московская область, Сергиево-Посадский район, в районе д. Селково, а по истечении одного месяца с даты опубликования такого сообщения, принять решение, предусмотренное пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В удовлетворении остальной части заявленных требований было отказано (т. 1, л.д. 139 - 143).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на отсутствие оснований для передачи спорного земельного участка (т. 2, л.д. 2 - 3).
ТУ Росимущества в Московской области, также не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т. 2, л.д. 8 - 9).
В судебном заседании апелляционного суда представители администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и ТУ Росимущества в Московской области поддержали доводы своих апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ЗАО "Хотьковское" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ОАО "Механизатор", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Хотьковское" является производителем сельскохозяйственной продукции: мяса и молока.
Обществу на праве собственности принадлежит сооружение: система, 327 га закрытая сеть (орошение), протяженностью 14 050 м, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, с/п Селковское, дер. Барово, д. 45 (т. 1, л.д. 71).
19.03.14 ЗАО "Хотьковское" в порядке статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.02 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" обратилось к администрации Сергиево-Посадского района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для осуществления сельскохозяйственной деятельности ориентировочной площадью 18 306 628 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Московская область; Сергиево-Посадский район, в районе д. Селково (т. 1, л.д. 37 - 39).
Администрации Сергиево-Посадского района Московской области отказала в предоставлении ЗАО "Хотьковское" земельного участка ссылаясь на то, что испрашиваемое имущество является собственностью Российской Федерации, ввиду чего администрация не имеет полномочий по распоряжению им (т. 1, л.д. 41).
Полагая данный отказ незаконным, ЗАО "Хотьковское" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции указал, что доказательств отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности не имеется.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ЗАО "Хотьковское" указало, что ему незаконно было отказано в предоставлении в аренду земельного участка для сельскохозяйственного производства.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.02 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции, действовавшей на 19.03.14) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).
Как указывалось выше, 19.03.14 ЗАО "Хотьковское" обратилось к администрации Сергиево-Посадского района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для осуществления сельскохозяйственной деятельности ориентировочной площадью 18 306 628 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Московская область; Сергиево-Посадский район, в районе д. Селково (т. 1, л.д. 37 - 39).
Таким образом, требования к содержанию заявления ЗАО "Хотьковское" были соблюдены.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из пунктов 2 статей 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), субъекты Российской Федерации - земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а органы местного самоуправления - земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, распоряжение каждым видом собственности осуществляется соответствующим органом власти, не допускается распоряжение собственностью, относящейся к иному уровню, чем уровень орган власти.

Пунктом 2 статьи 3.1 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 3 названной статьи закреплено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В материалы дела и апелляционному суду не представлено каких-либо доказательств, позволяющих отнести спорный земельный участок к какому-либо уровню собственности.
Материалы, касающиеся выделения земельного участка совхозу "Загорский", такими доказательствами не являются, поскольку не позволяют определить местоположение данных земель относительно испрашиваемого земельного участка (т. 1, л.д. 110 - 115).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что испрашиваемый земельный участок относится к неразграниченной собственности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, которая не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
При таких обстоятельствах ЗАО "Хотьковское" правомерно обратилось к администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п. 5 ст. 34 ЗК РФ).
Таким образом, предоставление в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения производится в следующем порядке:
- - подача заявления в уполномоченный на распоряжение этим участком орган;
- - опубликование в средствах массовой информации сообщения о предполагаемом предоставлении земельного участка в аренду;
- - назначение торгов по продаже права аренды участка (при необходимости);
- - утверждение и выдача схемы расположения земельного участка;
- - проведение кадастровых работ в отношении земельного участка;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка в аренду;
- - заключение договора аренды.
Допустимых доказательств невозможности передачи испрашиваемого земельного участка в аренду ЗАО "Хотьковское" не представлено, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал незаконным соответствующее решение органа местного самоуправления.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
Поскольку, как указывалось выше, передача в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения является многостадийным процессом, в ходе которого, в том числе, подлежит выяснению наличие иных заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц, суд первой инстанции правомерно в целях восстановления нарушенных прав ЗАО "Хотьковское" обязал администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области проинформировать население о предполагаемой передаче в аренду спорного земельного участка.
Ссылки заявителей апелляционных жалоб на то, что испрашиваемый земельный участок должен предоставляться в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку расположен под принадлежащим ЗАО "Хотьковское" объектом недвижимости, признаются апелляционным судом несостоятельными.
Как указывалось выше, ЗАО "Хотьковское" на праве собственности принадлежит сооружение: система, 327 га закрытая сеть (орошение), протяженностью 14 050 м, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, с/п Селковское, дер. Барово, д. 45 (т. 1, л.д. 71), тогда как земельный участок, испрашиваемый в рамках настоящего дела, имеет ориентировочную площадь 18 306 628 кв. м и расположен по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский р-н, в районе д. Селково.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2014 года по делу N А41-25622/14 было признано незаконным, в том числе бездействие администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка под указанным объектом недвижимости (т. 1, л.д. 52 - 62).
Согласно письму ЗАО "Хотьковское" N 38 от 27.02.14 общество имеет намерение оформить свои исключительные права на названный земельный участок в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 69 - 70).
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств нахождения на земельном участке ориентировочной площадью 18 306 628 кв. м объектов недвижимости, являющихся собственностью ЗАО "Хотьковское", оснований полагать, что спорный участок должен быть предоставлен в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы апелляционных жалоб о вхождении испрашиваемого земельного участка в земли федеральной собственности подлежат отклонению, поскольку границы земельного участка, принадлежавшего ФГУП "Совхоз Загорский" в установленном порядке не определены. Кроме того, до утверждения схемы расположения испрашиваемого ЗАО "Хотьковское" земельного участка и проведения кадастровых работ в отношении него доподлинно установить наложение этого участка на иные земли не представляется возможным.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционные жалобы не содержат.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 09 февраля 2015 года по делу N А41-64424/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА

Судьи
Е.Н.КОРОТКОВА
Н.А.ОГУРЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)