Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 14.01.2015 ПО ДЕЛУ N 33-167

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 января 2015 г. по делу N 33-167


Судья Дульцева Л.Ю.

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего судьи Судневой В.Н.
судей Кустовой И.Ю., Степанова П.В.
при секретаре С.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Д.А. на решение Ленинского районного суда г. Перми от 13 октября 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Д.А. о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>, возложении обязанности устранить допущенные нарушения - отказать.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя Д.А. - Д.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Д.А. обратился с заявлением в котором просит признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером <...>, возложить обязанность устранить допущенные нарушения, путем предоставления в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером <...>, путем заключения договора аренды без проведения торгов.
В обоснование заявленных требований указал, что в марте 2013 г. обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми (далее - Департамент) с заявлением, в котором просил предоставить земельный участок расположенный по адресу: <...>, с кадастровым номером <...> в аренду на 4 года 11 месяцев под автомойку некапитального типа. 08.04.2013 г. Департамент известил о возможности предоставления земельного участка при условии предоставления заявителем схемы и кадастрового паспорта. Д.А. указанные действия были выполнены, однако распоряжение о предоставлении земельного участка Департамент не заявлением о предоставлении ему земельного участка, 05.06.2014 г. Департамент направил ответ N И-21-01-09-9777, согласно которому известил заявителя, что Департаментом было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении испрашиваемого земельного участка, и в связи с тем, что в течение 7 дней после опубликования сообщения в Департамент поступило заявление от другого гражданина о предоставлении ему этого же земельного участка, предоставление земельного участка возможно только посредством проведения торгов. Считает данное решение незаконным, противоречащим ст. 34 Земельного кодекса РФ и Порядку предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденному решение Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (далее - Порядок). В частности, указывает, что в соответствии с Порядком в редакции, действовавшей на момент обращения Д.А. с заявлением, Департамент, после предоставления кадастрового паспорта, должен был издать распоряжение о предоставлении земельного участка, а вместо этого Департаментом было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на п. 2.12 Порядка. Однако, п. 2.12 Порядка в редакции, предусматривающий необходимость опубликования такого сообщения и проведение торгов, был введен в действие решением Пермской городской Думы от 25.03.2014 N 66 и начал действовать после обращения Д.А. с заявлением о предоставлении земельного участка.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Судом первой инстанции установлено, что 08.04.2013 г. Департамент Д.А. направлено письмо N И-21-01-09-6046 о возможности предоставления в аренду на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 400 кв. м, севернее здания по ул. <...>, под автомойку некапитального типа. Разъяснено, что заявителю необходимо предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровый паспорт, после получения кадастрового паспорта будет издано распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду. Срок действия решения - один год с момента публикации информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка (л.д. 8)
Информационное сообщение о предстоящем предоставлении органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь от 16.04.2013 г. N 26 (л.д. 10-11).
16.04.2014 г. Д.А. вновь обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного севернее здания по ул. <...> (л.д. 7).
25.04.2014 г. Департаментом в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь от 25.04.2014 г. N 29 опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе на испрашиваемый Д.А. земельный участок (л.д. 12-13).
28.04.2014 г. в Департамент от С.А. поступило заявление о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка (л.д. 32).
05.06.2014 г. Д.А. и С.А. направлены письма о предоставлении испрашиваемого земельного участка посредством проведения торгов (л.д. 9, 33-34).
Разрешая заявленные требовании, суд руководствовался положениями ст. 34 Земельного кодекса РФ, а также положениями п.п. 2.9.2, 2.12.1 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, утв. решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 г. (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) и пришел к выводу о том, что поскольку в Департамент земельных отношений поступило два заявления о предоставлении одного и того же земельного участка, его предоставление в аренду в силу выше приведенных положений Порядка предоставления земельных участков и в целях недопущения приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, обеспечения равной возможности заинтересованных лиц на приобретение прав на земельный участок, должно производиться исключительно на торгах, в связи с чем пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения требованиям закона.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может.
Статья 34 Земельного кодекса РФ регулирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей не связанных со строительством. Данной нормой предусмотрено, что органы местного самоуправления для обеспечения процедур предоставления таких земельных участков обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, в том числе и порядок рассмотрения заявок и принятие решений; уполномочить на распоряжение земельными участками специальный орган; обеспечить подготовку информации о предоставляемых земельных участках и заблаговременную ее публикацию.
Пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривается.
Из материалов дела усматривается, что заявительный порядок приобретения прав на земельный участок в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ Д.А. соблюден.
Из положений ст. 34 Земельного кодекса РФ следует, что после поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка, оформленного в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании этого заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В свою очередь, заявитель обязан обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. " 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В рассматриваемой ситуации указанные положения были также выполнены. Как видно из дела схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была утверждена Департаментом 04.04.2014 г. (л.д. 15-20). Кадастровый паспорт изготовлен 15.04.2014 г. (л.д. 14).
Принимая во внимание, что положениями ст. 34 Земельного кодекса РФ проведение торгов не предусматривается, обращение других лиц с заявлениями о предоставлении земельного участка не могло явиться основанием для вынесения решения о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Обратившему с заявлением лицу о предоставлении земельного участка могли быть предложены альтернативные земельные участки либо разъяснено право на повторное обращение с заявлением о предоставлении иного земельного участка.
Ввиду того, что положения ст. 34 Земельного кодекса РФ не предусматривают необходимость проведения торгов, ссылку Департамента земельных отношений на положения п. 2.12.1 Порядка предоставления земельного участка как на основание принятие оспариваемого решения о проведении торгов в связи с поступлением заявления о предоставлении земельного участка от другого лица, правильной признать нельзя.
Предусматривая обязанность органа местного самоуправления по принятию акта, устанавливающего процедуру и критерии
предоставления земельных участков, закон не относит к их компетенции установление оснований для отказа в предоставлении земельного участка, подменяющих основания предусмотренные федеральным законом. По существу принятием оспариваемого решения о проведении торгов, заявителю отказано в предоставлении земельного участка поданного в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ, не предусматривающей проведение торгов, поэтому решение Департамента земельных отношений о проведении торгов законным признать нельзя.
Принятие данного решения повлекло нарушения прав заявителя на приобретение земельного участка в соответствии с порядком, установленным ст. 34 Земельного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Принимая во внимание, что принятие решение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участка на основании поданного Д.А. заявления, судебная коллегия считает возможным определить способ восстановления нарушенного права путем возложения на Департамент земельных отношений обязанности по повторному рассмотрению его заявления о предоставлении испрашиваемого участка в аренду под автомойку некапитального типа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 13 октября 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение Департамента земельных отношений о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером <...> по адресу <...>.
Возложить на Департамент земельных отношений обязанность по повторному рассмотрению заявления Д.А. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <...> по адресу: <...> в аренду под автомойку некапитального типа.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)