Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 04.12.2013 ПО ДЕЛУ N 11-36144

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2013 г. по делу N 11-36144


Судья первой инстанции: Самороковская Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Сергеевой Л.А.,
судей Андреевой И.Ю., Федерякиной Е.Ю.,
при секретаре Т.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Андреевой И.Ю. дело по апелляционной жалобе Ц. на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 27 июня 2013 года, которым постановлено:
Заявление Ц. о признании незаконными (неправомерными) решений Администрации Красногорского муниципального района Московской области - оставить без удовлетворения.

установила:

Ц. обратился в суд с заявлением о признании незаконными (неправомерными) решений Администрации Красногорского муниципального района Московской области, ссылаясь на то, что апелляционным определением Московского областного суда от 27 декабря 2011 года постановлено: "Признать незаконным бездействие администрации Красногорского муниципального района Московской области, выразившееся в несовершении действий по обеспечению выбора земельных участков, по заявлению Ц. от 25 февраля 2011 г., 02 июня 2011 г. Обязать администрацию Красногорского муниципального района Московской области рассмотреть заявление Ц. от 25 февраля 2011 года и заявление от 02 июня 2011 года в соответствии с требованиями ст. 31 Земельного кодекса РФ". 22 ноября 2012 г. заявитель Ц. направил в Администрацию Красногорского района Московской области на согласование и утверждение (по каждой территории): акт о выборе земельного участка для строительства от 20 ноября 2012 года и схему расположения земельного участка для строительства от 20 ноября 2012 г. с местоположением варианта выбора по восьми земельным участкам и также принятие и выдачи заявителю решений администрации в соответствии с п. п. 6, 7 ст. 31 ЗК РФ. Однако 17 декабря 2012 г. администрация приняла решение об отказах в согласовании и утверждении актов о выборе земельных восьми земельных участков и схем расположения. Заявитель просил суд признать незаконными решения об отказах в предварительном согласовании места размещения объектов строительства в отношении восьми земельных участков, признать незаконными решения об отказах от утверждении актов о выборе земельных участков от 17 декабря 2012 г., признать незаконными решения от отказах утверждения схем расположения земельных участков от 17 декабря 2012 г., и обязать администрацию утвердить акты о выборе земельных участков для строительства от 20 ноября 2012 г. и схем расположения посредством принятия решений о предварительном согласовании места размещения объектов о чем издать распорядительные документы в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу и выдать заявителю копии распорядительных документов.
В судебном заседании заявитель Ц. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представил возражения приобщенные к материалам дела.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит заявитель Ц. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на недоказанность установленных судом обстоятельств дела.
Проверив материалы, выслушав объяснения заявителя Ц., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей Красногорского муниципального района Московской области Ф. и Б., возражавших против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, апелляционным определением Московского областного суда от 27 декабря 2011 года постановлено: "Признать незаконным бездействие администрации Красногорского муниципального района Московской области, выразившееся в несовершении действий по обеспечению выбора земельных участков, по заявлению Ц. от 25 февраля 2011 г., 02 июня 2011 г. Обязать администрацию Красногорского муниципального района Московской области рассмотреть заявление Ц. от 25 февраля 2011 года и заявление от 02 июня 2011 года в соответствии с требованиями ст. 31 Земельного кодекса РФ" (л.д. 9 - 12).
22 ноября 2012 г. заявитель Ц. направил в Администрацию Красногорского района Московской области на согласование и утверждение (по каждой территории): акт о выборе земельного участка для строительства от 20 ноября 2012 года и схему расположения земельного участка для строительства от 20 ноября 2012 г. с местоположением варианта выбора по восьми земельным участкам и также принятие и выдачи заявителю решений администрации в соответствии с п. п. 6, 7 ст. 31 ЗК РФ (л.д. 17 - 47).
17 декабря 2012 г. администрация приняла решение об отказах в согласовании и утверждении актов о выборе земельных восьми земельных участков и схем расположения (л.д. 48 - 63).
Проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, установив юридически значимые для дела обстоятельства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления. Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также доказательства, принятые судом во внимание, приведены в мотивировочной части решения суда и, оснований считать их неправильными не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10, 11 ЗК РФ (ст. 29 ЗК РФ).
В силу п. 5 ст. 30 ЗК РФ выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются необходимыми и обязательными этапами предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
В п. п. 5, 6 ст. 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного, самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
По смыслу приведенных норм на этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта определяется принципиальная возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на участке, выбранном для строительства.
В силу п. 7 ст. 30 ЗК РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является основанием для заключения договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в зависимости от вида предоставляемого заявителю права.
С учетом положений п. п. 8 - 9 ст. 30 ЗК РФ на основании заявления гражданина или юридического лица может быть принято не только положительное (решение о предоставлении земельного участка для строительства), но и отрицательное решение (отказ в предоставлении земельного участка).
Согласно пп. 13 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2012 "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты) не подлежат отчуждению.
Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
В соответствии с п. 18 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
По смыслу положений, содержащихся в п. п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ в их системной связи с приведенными положениями п. 18 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, строительство объектов за пределами красных линий запрещено.
В ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации раскрыто понятие красных линий, которыми являются линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги.
Красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории города (пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (ч. ч. 4, 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории в соответствии со статьями 41, 42, 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
В соответствии с п. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории (в ходе которой разрабатываются проекты планировки, проекты межевания территории и градостроительные планы земельных участков) осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Согласно ст. 42 при составлении документации нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур.
Из этого следует, что планировка территории является деятельностью уполномоченных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, направленной как на выделение элементов существующей структуры, так и на определение перспективного развития конкретной территории, и по своей сути отражающей не только действующие, но также и возможные варианты использования территории в будущем.
Целью использования испрашиваемых заявителем земельных участков является строительства: двух открытых всесезонных (универсальных) плоскостных площадок: физкультурно-спортивной площадки и физкультурно-досуговой площадки, каждая площадка с зонами отдыха, рекреации, благоустройства, озеленения и прогулочной зоной, организация проезда и прохода с ограждением территории архитектурно выразительным металлическим забором на столбчатом железобетонном фундаменте (с калитками и воротами для прохода и проезда).
Между тем, указанные в обращении земельные участки, не могут быть выбраны как варианты возможного, размещения объекта, в связи с несоответствием назначения объектов зонированию территории согласно градостроительной документации.
Информация по запрашиваемым земельным участкам была проверена администрацией по данным публичной карты и направлена заявителю с указанием конкретных причин.
Из проекта "Генеральный план Красногорского района Московской области" усматривается, что испрашиваемые земельные участки либо не соответствуют назначению объекта зонированию территории согласно градостроительной документации, либо предусмотрена зона озеленения общего пользования для экранирования проектируемой жилой застройкой от негативного воздействия железной дороги, либо уже утвержден выбора земельного участка под строительство, либо предусмотрена зона озеленения общего пользования и т.д.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что фактическое расположение испрашиваемых заявителем земельных участков, исключает их использование для строительства двух открытых всесезонных (универсальных) плоскостных площадок: физкультурно-спортивной площадки и физкультурно-досуговой площадки, каждая площадка с зонами отдыха, рекреации, благоустройства, озеленения и прогулочной зоной, организация проезда и прохода с ограждением территории архитектурно выразительным металлическим забором на столбчатом железобетонном фундаменте (с калитками и воротами для прохода и проезда).
Кроме того, некоторые испрашиваемые земельные участки входят в другие кадастровые номера, без возможности определения собственных границ.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд правильно отметил, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ)). Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен в пункте 5 статьи 30 ЗК РФ. Согласно пункту 7 статьи 30 ЗК РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 упомянутого Кодекса).
Из приведенных норм права следует, что выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются одним из первоначальных (публичных) этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства. Данная процедура предшествуют возникновению гражданско-правовых обязательственных отношений, связанных с непосредственной передачей имущества заявителю. Основанием для отказа в предоставлении участка для строительства является несоблюдение данного порядка.
По смыслу п. 8 ст. 31 ЗК РФ по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта заявитель не лишается права требовать предоставления права на земельный участок, поскольку такой срок не является пресекательным.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не нуждаются в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иную оценку доказательств обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Никулинского районного суда г. Москвы от 27 июня 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Ц. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)