Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2014 ПО ДЕЛУ N А12-18484/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2014 г. по делу N А12-18484/2013


Резолютивная часть постановления объявлена "19" февраля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "25" февраля 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Акрил" (400001, г. Волгоград, ул. им Канунникова, 6\\\\1, ИНН 3403024480, ОГРН 1083455001508),
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 ноября 2013 года по делу N А12-18484/2013 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Акрил" (400001, г. Волгоград, ул. им Канунникова, 6\\\\1, ИНН 3403024480, ОГРН 1083455001508)
к министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400087, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 15, ИНН 3444054540, ОГРН 1053444031299),
третьи лица: комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. им. Гагарина, 12, ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679), комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда (400131, г. Волгоград, пр. Ленина, 15, ИНН 3444052045, ОГРН 1023403447374), департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда (400001, г. Волгоград, ул. Ковровская, 16 а, ИНН 3445050435, ОГРН 1023403855100)
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Акрил" - Ненашев М.М., представитель по доверенности от 10.06.2013; министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области - Кочетов Г.В., представитель по доверенности N 94 от 04.02.2014,
без участия в судебном заседании представителей: комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда (почтовые уведомления N 98159, N 98160 приобщены к материалам дела), комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда (сведения с сайта Почта России о вручении почтового уведомления N 41003167981585, 03.02.2014 приобщены к материалам дела)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Акрил" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным отказа министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, выраженного в письме от 15.04.2013 N 4-18/10953, в предоставлении земельного участка, расположенного по проспекту Университетский (рядом с домом N 76) в Советском районе Волгограда, ориентировочной площадью 400 квадратных метров для строительства центра оказания бытовых услуг и обязании Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, обратиться в органы местного самоуправления город-герой Волгоград с целью осуществления выбора земельного участка и обеспечить выбор земельного участка в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 5 статьи 30, пунктов 2, 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации; обеспечить информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении выбранного земельного участка в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации; принять решение в порядке пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Акрил" от 03.03.2013 о выделении земельного участка, расположенного по проспекту Университетский (рядом с домом N 76) в Советском районе Волгограда, ориентировочной площадью 400 квадратных метров для строительства центра оказания бытовых услуг (с учетом уточненных заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07 ноября 2013 года по делу N А12-18484/2013 в удовлетворении требований ООО "Акрил" отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Акрил", не согласившись с принятым решением, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 АПК РФ отзывов на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представители заявителя, заинтересованного лица, поддержали позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда, комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Акрил" 18.02.2013 обратилось в министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка ориентировочной площадью 400 квадратных метров, расположенного по адресу: Волгоград, Советский район, проспект Университетский (рядом с домом 76), согласно прилагаемой к заявлению схеме, для строительства центра оказания бытовых услуг (обувная мастерская, швейная мастерская и т.п.), по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта.
Во исполнение условий соглашения о взаимодействии при реализации закона Волгоградской области от 06.04.2012 N 33-ОД "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области", утвержденного постановлением администрации Волгограда от 17.10.2012 N 2927, министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области 21.02.2013 направило в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда заявление общества с ограниченной ответственностью "Акрил" и приложенную к нему схему расположения земельного участка для получения заключений о возможности формирования испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 15.04.2013 N 21-18/10953 со ссылкой на заключения комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от 19.03.2013 N 5105 и комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 13.03.2013 N АГ 06-13-112 министерство сообщило обществу, что формирование и последующее предоставление испрашиваемого земельного участка не представляется возможным по тем основаниям, что испрашиваемая территория находится в зоне застройки многоквартирного жилого дома, утвержденный проект планировки и межевания территории отсутствует. Кроме того, на земельном участке имеется имущество, эксплуатируемое иными лицами (инженерные коммуникации): теплотрасса, канализация, газопровод низкого давления, электрокабели, водовод.
Заявителю разъяснено право на обращение с заявлением о предоставлении другого земельного участка для испрашиваемых целей и на возможность принять участие в проводимых министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области торгах по продаже земельных участков или права на заключение договора аренды земельных участков, с информацией о проведении которых можно ознакомиться в периодических печатных изданиях и на официальном портале губернатора и правительства Волгоградской области.
Полагая, что отказ, выраженный в письме от 15.04.2013 N 4-18/10953, в предоставлении земельного участка является незаконным, нарушает его права и законные интересы, общество с ограниченной ответственностью "Акрил" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд пришел к выводу, что отказ министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области в предоставлении испрашиваемого земельного участка по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Акрил" не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения ввиду следующего.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 1).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ (п. 5).
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии со ст. 31 ЗК РФ основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства является решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
Согласно части 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка. Решение органа местного самоуправления об утверждении акта выбора земельного участка является решением о предварительном согласовании места размещения объекта. Данное решение является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (ч. 5 ст. 31).
В процессе выбора земельного участка решаются две задачи: 1. получение исчерпывающей информации о территории, в пределах которой располагается испрашиваемый земельный участок. Данная задача решается путем анализа документов государственного земельного кадастра, землеустроительной документации, информации о разрешенном использовании земельных участков. 2. решение на основании полученной информации, соответствует ли строительство объекта обязательным требованиям. Получение информации о территории, в пределах которой располагается земельный участок, необходимо для того, чтобы органы местного самоуправления провели процедуры согласования места размещения объекта с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах. В случае установления уполномоченным органом невозможности формирования в пределах соответствующей территории земельного участка, необходимого для строительства и размещения объекта капитального строительства в связи с существующими градостроительными и иными условиями использования указанной территории, совершение данным органом последующих действий по выбору земельного участка не является обязательным.
При определении принципиальной возможности формирования и предоставления в пределах определенной территории земельного участка для строительства объекта капитального строительства уполномоченный орган по смыслу положения ч. 2 ст. 31 ЗК РФ обязан руководствоваться, в том числе земельным и градостроительным законодательством.
В соответствии с ч. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Согласно ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным кодексом и другими федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГСК РФ) осуществление строительства объектов капитального строительства должно осуществляться на основе документов территориального планирования, к числу которых в силу ст. ст. 9, 23 кодекса относится и генеральный план городского поселения, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утверждены решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 N 36/1087 (ред. от 16.07.2013) "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград".
Согласно пункту 2.2. Правил использование и застройка земельных участков на территории Волгограда, на которые распространяется действие градостроительных регламентов, могут осуществляться правообладателями земельных участков, объектов капитального строительства с соблюдением разрешенного использования объектов их прав.
Разрешенным для земельных участков и объектов капитального строительства, на которые распространяется действие градостроительных регламентов, является такое использование, которое осуществляется в соответствии с указанными в градостроительном регламенте:
1) видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельными размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничениями использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, по смыслу приведенных норм ст. 11.9 ЗК РФ и ст. 2 ГСК РФ в их системном толковании с положениями ст. ст. 30 - 31 ЗК РФ выбор и формирование в пределах определенной территории городского округа земельного участка для размещения на нем объекта капитального строительства возможен только при условии, если формирование такого участка не создаст препятствий для разрешенного использования расположенных в его пределах объектов недвижимости, не приведет к вклиниванию в существующие земельные участки и нарушению их границ и не будет противоречить градостроительным условиям использования указанной территории, установленным действующими документами территориального планирования, в том числе генеральным планом городского поселения.
Согласно заключению комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от 19.03.2013 N 5105, заключению комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 13.03.2013 N АГ06-13-112, заключению департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда от 22.03.2013 N 1165/Д испрашиваемая обществом "Акрил" территория находится в зоне застройки многоквартирного жилого дома, многоэтажные жилые дома расположены на расстоянии ориентировочно 10 метров от предполагаемого к размещению объекта, утвержденный проект планировки и межевания территории отсутствует.
Как следует из пояснений представителей уполномоченных органов местного самоуправления, данных суду первой и апелляционной инстанций, в рассматриваемом случае проект планировки и межевания территории необходим для определения границ земельного участка под многоквартирным жилым домом, свободных для строительства участков, в противном случае могут быть нарушены прав третьих лиц на беспрепятственный доступ к многоквартирному жилому дому.
Из материалов дела также следует, что в границах испрашиваемого земельного участка имеется имущество, эксплуатируемое иными лицами, - инженерные коммуникации, теплотрасса, канализация d 200 мм, газопровод низкого давления d 159 мм, водовод d 325 мм.
Данное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела фрагментом топосъемки.
Довод общества "Акрил" о том, что инженерные коммуникации могут быть вынесены за границы спорного земельного участка, обоснованно отклонен судом, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления принимать решения по указанному вопросу и нести соответствующие расходы в связи с поданными заявками о предоставлении земельных участков.
Таким образом, при указанных фактических землеустроительных и градостроительных условиях использования территории в районе дома N 76 в Советском районе Волгограда выбор и формирование в пределах данной территории земельного участка для строительства объекта недвижимого имущества - центра оказания бытовых услуг (обувная мастерская, швейная мастерская и т.п.), являются невозможными, поскольку в нарушение положений ст. ст. 11.9, 30 - 31 ЗК РФ и ст. 2 ГСК РФ создадут препятствия для разрешенного использования существующих объектов недвижимости.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса предусмотрена возможность определения вариантов размещения объекта по обращению заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном случае, обращаясь за предоставлением земельного участка площадью 400 квадратных метров, общество просило предоставить ему определенный земельный участок указанного размера в указанном месте (определен адресно и на схеме). При таких условиях, как правильно указал суд, у министерства отсутствует возможности в рамках процедуры выбора земельного участка предлагать обществу другие варианты посредством изменения места расположения испрашиваемого земельного участка и (или) изменения площади испрашиваемого участка.
Таким образом, доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда 07 ноября 2013 года по делу N А12-18484/2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Излишне уплаченная государственная пошлина по платежному поручению N 5 от 19.12.2013 в размере 1000 рублей подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Акрил" (400001, г. Волгоград, ул. им Канунникова, 6\\\\1, ИНН 3403024480, ОГРН 1083455001508) из Федерального бюджета Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 ноября 2013 года по делу N А12-18484/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Акрил" (400001, г. Волгоград, ул. им Канунникова, 6\\\\1, ИНН 3403024480, ОГРН 1083455001508) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 руб., уплаченную по платежному поручению N 5 от 19.12.2013.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)