Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3560/2014) индивидуального предпринимателя Водиной Любови Викторовны на решение Арбитражного суда Омской области от 28.02.2014 по делу N А46-15467/2013 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Водиной Любови Викторовны (ИНН 550501341840, ОГРНИП 304550419100051) к Администрации города Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента архитектуры и градостроительства города Омска, о признании незаконным решения N Исх-АГ/24-3721 от 11.09.2013, а также об обязании Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска утвердить и выдать схему,
при участии в судебном заседании представителей:
- от индивидуального предпринимателя Водиной Любовь Викторовны - Янина Анастасия Михайловна по доверенности б/н от 06.12.2013 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
- от Администрации города Омска - Бруева Елена Анатольевна по доверенности N Исх-АГ/24-5299 от 26.11.2013 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
- от Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска - Степанов Егор Сергеевич по доверенности N Исх-ДИО/1482 от 06.02.2014 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
- от Департамента архитектуры и градостроительства г. Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- установил:
индивидуальный предприниматель Водина Любовь Викторовна (далее - заявитель, ИП Водина Л.В., предприниматель) обратилась в арбитражный суд с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Администрации города Омска и Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным решения Администрации г. Омска N Исх-АГ/24-3721 от 11.09.2013 об отказе в предоставлении земельного участка вблизи дома N 8/4 проспект Сибирский г. Омск под размещение некоммерческой парковки, а также об обязании Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 375 кв. м, местоположение которого установлено вблизи дома N 8/4 проспект Сибирский г. Омск на кадастровом плане территории.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.02.2014 по делу N А46-15467/2013 в удовлетворении требований предпринимателя отказано, что послужило основанием для его апелляционного обжалования заявителем в Восьмом арбитражном апелляционном суде.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что ИП Водиной Л.В. на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные по адресу г. Омск, пр.Сибирский, д. 8/4: нежилое помещение 4П, назначение: нежилое. Площадь: общая 573,6 кв. м, номера на поэтажном плане: 1,3-13,22-26. Этаж 1. Литер: А1 (свидетельство о государственной регистрации права 55-АА 526817); нежилое помещение 5П, назначение: нежилое. Площадь: общая 55,6 кв. м, номера на поэтажном плане: 15-19, 21. Этаж 1, Литер: А (свидетельство о государственной регистрации права 55-АА 065684).
07.08.2013 ИП Водина Л.В. обратилась в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: пр.Сибирский, д. 8/4, под размещение некоммерческой парковки.
Письмом Администрации города Омска от 11.09.2013 исх.N-АГ/24-3721 предпринимателю сообщено, что Городской комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, 03.09.2013 рассмотрено обращение ИП Водиной Л.В. от 07.08.2013 о возможности предоставления земельного участка, расположенного по адресу: пр. Сибирский, д. 8/4 в Ленинском административном округе города Омска под размещение некоммерческой парковки. Комиссией принято решение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в связи со следующими обстоятельствами:
- - наличие на земельном участке инженерных коммуникаций;
- - ограничение пешеходного транзита;
- - размещение некоммерческих парковок необходимо решать в комплексе с объектами капитального строительства в границах предоставленного участка, в соответствии с действующими нормами и правилами на территории Российской Федерации.
Решение Администрации г. Омска об отказе в предоставлении земельного участка вблизи дома N 8/4 проспект Сибирский г. Омск под размещение некоммерческой парковки, оформленное письмомN Исх-АГ/24-3721 от 11.09.2013, оспорено заявителем в арбитражном суде. Также предприниматель просил обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 375 кв. м, местоположение которого установлено вблизи дома N 8/4 проспект Сибирский г. Омск на кадастровом плане территории.
Отказывая в удовлетворении обозначенных требований, суд первой инстанции признал правомерным оспариваемый отказ администрации, так как с учетом положений решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" земельный участок предоставляется только в том случае, когда такое предоставление будет обусловлено наличием объективной возможности удовлетворения потребностей значительного количества жителей г. Омска. Между тем, заявитель испрашивает земельный участок, представляющий единственный проход возле жилого дома по ул. Сибирский проспект, 8/4. Кроме того, предприниматель является собственником части помещений, находящихся в здании по указанному адресу, в связи с чем предоставление ИП Водиной Л.В, на праве собственности рассматриваемого земельного участка может повлечь за собой ущемление прав иных юридических лиц.
Поскольку в рассматриваемом случае департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска не принималось решения об отказе в утверждении и выдаче схемы земельного участка, судом не усмотрено оснований для обязания ответчика совершить указанные действия (утвердить и выдать схему расположения земельного участка).
В апелляционной жалобе предприниматель с выводами суда первой инстанции не соглашается, просит отменить принятое решение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции указывает, что являются недоказанными основания для отказа, изложенные в письме Администрации от 11.09.2013. Излагает позицию, согласно которой первым этапом процедуры предоставления земельного участка является утверждение схемы расположения земельного участка, в связи с чем орган местного самоуправления обязан был составить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Департамент имущественных отношений представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил отказать в ее удовлетворении, указывая, что заявителем не оспаривалось каких-либо действий (бездействия) по невыдаче схемы расположения земельного участка. Решения об отказе в предоставлении земельного участка Администрацией города Омска не принималось, и не могло быть принято именно Администрацией города Омска, поскольку полномочиями по предоставлению данного земельного участка наделен иной орган местного самоуправления. Считает, что обжалуемое решение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.
Администрацией города Омска и департаментом архитектуры и градостроительства г. Омска, являющегося третьим лицом по делу, отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя заявителя, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя департамента имущественных отношений Администрации города Омска, возразившего против удовлетворения жалобы согласно доводам отзыва на жалобу, а также представителя Администрации города Омска, который просил оставить обжалованное решение без изменения. Третье лицо, уведомленное о рассмотрении жалобы и не представившее ходатайство об отложении судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, что по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для оценки апелляционной коллегией законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, считает его подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как уже было указано, заявитель обратился к Департаменту с целью получить на праве собственности земельный участок, необходимый для размещения автомобильной парковки около принадлежащих ему объектов недвижимости (помещений).
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области урегулированы Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
Статьей 6 Закона Омской области N 731-ОЗ определены полномочия органов местного самоуправления Омской области в сфере регулирования земельных отношений, в числе которых установление в соответствии с законодательством порядка предоставления в собственность и аренду гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности и (или) в ведении муниципальных образований Омской области, для целей, не связанных со строительством.
Во исполнение указанных законоположений решением Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 установлены процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей для целей не связанных со строительством.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством - регламент принятия уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.
На основании части 3 статьи 3 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 порядок рассмотрения уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, устанавливается правовым актом Администрации города Омска.
Постановлением Администрации города Омска от 08.10.2010 N 935-п утвержден "Порядок рассмотрения обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска для целей, не связанных со строительством" (далее - Порядок рассмотрения обращений).
Пунктом 2 Порядка рассмотрения обращений установлено, что уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска являются департамент имущественных отношений Администрации города Омска и администрации административных округов города Омска.
В силу пункта 12 Порядка рассмотрения обращений уполномоченные структурные подразделения принимают решение в форме распоряжения о предоставлении земельного участка: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска - в собственность за плату или бесплатно либо в аренду; администрация соответствующего административного округа города Омска - в аренду.
При этом, для рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка создаются городская и окружные комиссии. Состав и регламент работы городской комиссии утверждается правовым актом Администрации города Омска.
Регламент работы городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением Администрации города Омска от 03.02.2011 N 76-п, которым определено:
- - комиссия рассматривает обращения о предоставлении земельных участков (пункт 2);
- Принятое комиссией решение оформляется протоколом заседания комиссии, который подписывается каждым членом комиссии и утверждается председательствующим на заседании комиссии. Протокол заседания комиссии не является разрешительным документом на размещение объекта.
Из изложенных норм апелляционный суд заключает вывод о том, что уполномоченным органом на принятие решений о предоставлении земельных участков, расположенных на территории города Омска, для целей не связанных со строительством, является департамент имущественных отношений. При этом, Комиссии, в том числе городская комиссия, не является самостоятельным исполнительно-распорядительным органом, решение которой влечет определено правовые последствия для лиц, заинтересованных в получении земельных участков. Решение такой Комиссии само по себе не является разрешительным документом на размещение объекта, имеет статус промежуточного документа, на основании которого уполномоченный орган (в данном случае Департамент) принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка.
Таким образом, Администрация города Омска не могла отказать предпринимателю в предоставлении земельного участка, в том числе по основанию принятия городской комиссией отрицательного решения.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 названного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исходя из содержания указанной нормы закона, утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей.
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду.
Обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю. Совершение указанных действий является юридической обязанностью соответствующего органа.
В силу указанного вопрос о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка подлежит разрешению после составления и утверждения схемы расположения земельного участка, содержащей информацию о возможных установленных ограничениях, существующих на кадастровом плане спорной территории.
В данном случае, Администрация города Омска отказала предпринимателю в предоставлении земельного участка, в отсутствие со стороны департамента имущественных отношений действий по утверждению схемы расположения земельного участка. Иного из материалов дела не следует.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ, основанный на том, что на земельном участке имеются инженерные коммуникации, предоставлением земельного участка будут созданы ограничения для пешеходного транзита, а также, что размещение некоммерческих парковок необходимо решать в комплексе с объектами капитального строительства в границах предоставленного участка, в соответствии с действующими нормами и правилами на территории Российской Федерации, является преждевременным, сделанным в нарушении положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку оспариваемый отказ нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, апелляционный суд считает необходимым удовлетворить требования предпринимателя, в том числе обязав департамент имущественных отношений Администрации города Омска утвердить и выдать схему расположения земельного участка.
При этом, то обстоятельство, что в данном конкретном случае заявитель не оспаривал действия (бездействие) департамента имущественных отношений Администрации города Омска в части неисполнения последним обязанностей, предусмотренных статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, не может служить основанием для отказа в удовлетворении соответствующих требований.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на том, что департамент имущественных отношений Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска (пункт 1 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утв. решением Омского городского совета от 26.10.2011 N 452), основной целью деятельности которого является эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования город Омск.
Поскольку обязанность департамента по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка является императивной, не была выполнена, постольку отказ предпринимателю в удовлетворении его требования (обязать департамент выдать схему) не будет соответствовать задачам и целям арбитражного процесса, в том числе защите нарушенных прав и повлечет возбуждение дополнительных судебных споров, которые не будут способствовать реализации правовой возможности заявителя приобрести земельный участок, могут повлечь неопределенность в правовых отношениях, содействуя неправомерному поведению органов местного самоуправления.
Судом первой инстанции указанные факты не были приняты во внимание, не применены изложенные нормы права, что повлекло принятие неверного по существу решения, которое подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя отнесены на Администрацию города Омска и департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
Поскольку ИП Водиной Л.В. государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена в большем размере, чем это предусмотрено подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (2000 руб. вместо 100 руб.), излишне уплаченная сумма подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Водиной Любови Викторовны удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 28.02.2014 по делу N А46-15467/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования индивидуального предпринимателя Водиной Любови Викторовны удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации города Омска N Исх-АГ/24-3721 от 11.09.2013 об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю Водиной Любови Викторовне земельного участка вблизи дома N 8/4 по проспекту Сибирский в г. Омске под размещение некоммерческой парковки.
Обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Омска утвердить и выдать индивидуальному предпринимателю Водиной Любови Викторовне схему расположения земельного участка (предполагаемый размер 375 кв. м) под размещение некоммерческой парковки, местоположение которого установлено: город Омск, проспект Сибирский, дом 8/4, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в рамках процедуры предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Взыскать с Администрации города Омска (ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244) в пользу индивидуального предпринимателя Водиной Любови Викторовны (ИНН 550501341840, ОГРНИП 304550419100051) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей 00 копеек.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003) в пользу индивидуального предпринимателя Водиной Любови Викторовны (ИНН 550501341840, ОГРНИП 304550419100051) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей 00 копеек.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Водиной Любови Викторовне (ИНН 550501341840, ОГРНИП 304550419100051) из федерального бюджета 1 900 руб. 00 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 456 от 27.03.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Н.А.ШИНДЛЕР
А.Н.ЛОТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2014 N 08АП-3560/2014 ПО ДЕЛУ N А46-15467/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2014 г. N 08АП-3560/2014
Дело N А46-15467/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3560/2014) индивидуального предпринимателя Водиной Любови Викторовны на решение Арбитражного суда Омской области от 28.02.2014 по делу N А46-15467/2013 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Водиной Любови Викторовны (ИНН 550501341840, ОГРНИП 304550419100051) к Администрации города Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента архитектуры и градостроительства города Омска, о признании незаконным решения N Исх-АГ/24-3721 от 11.09.2013, а также об обязании Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска утвердить и выдать схему,
при участии в судебном заседании представителей:
- от индивидуального предпринимателя Водиной Любовь Викторовны - Янина Анастасия Михайловна по доверенности б/н от 06.12.2013 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
- от Администрации города Омска - Бруева Елена Анатольевна по доверенности N Исх-АГ/24-5299 от 26.11.2013 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
- от Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска - Степанов Егор Сергеевич по доверенности N Исх-ДИО/1482 от 06.02.2014 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
- от Департамента архитектуры и градостроительства г. Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- установил:
индивидуальный предприниматель Водина Любовь Викторовна (далее - заявитель, ИП Водина Л.В., предприниматель) обратилась в арбитражный суд с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Администрации города Омска и Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным решения Администрации г. Омска N Исх-АГ/24-3721 от 11.09.2013 об отказе в предоставлении земельного участка вблизи дома N 8/4 проспект Сибирский г. Омск под размещение некоммерческой парковки, а также об обязании Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 375 кв. м, местоположение которого установлено вблизи дома N 8/4 проспект Сибирский г. Омск на кадастровом плане территории.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.02.2014 по делу N А46-15467/2013 в удовлетворении требований предпринимателя отказано, что послужило основанием для его апелляционного обжалования заявителем в Восьмом арбитражном апелляционном суде.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что ИП Водиной Л.В. на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные по адресу г. Омск, пр.Сибирский, д. 8/4: нежилое помещение 4П, назначение: нежилое. Площадь: общая 573,6 кв. м, номера на поэтажном плане: 1,3-13,22-26. Этаж 1. Литер: А1 (свидетельство о государственной регистрации права 55-АА 526817); нежилое помещение 5П, назначение: нежилое. Площадь: общая 55,6 кв. м, номера на поэтажном плане: 15-19, 21. Этаж 1, Литер: А (свидетельство о государственной регистрации права 55-АА 065684).
07.08.2013 ИП Водина Л.В. обратилась в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: пр.Сибирский, д. 8/4, под размещение некоммерческой парковки.
Письмом Администрации города Омска от 11.09.2013 исх.N-АГ/24-3721 предпринимателю сообщено, что Городской комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, 03.09.2013 рассмотрено обращение ИП Водиной Л.В. от 07.08.2013 о возможности предоставления земельного участка, расположенного по адресу: пр. Сибирский, д. 8/4 в Ленинском административном округе города Омска под размещение некоммерческой парковки. Комиссией принято решение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в связи со следующими обстоятельствами:
- - наличие на земельном участке инженерных коммуникаций;
- - ограничение пешеходного транзита;
- - размещение некоммерческих парковок необходимо решать в комплексе с объектами капитального строительства в границах предоставленного участка, в соответствии с действующими нормами и правилами на территории Российской Федерации.
Решение Администрации г. Омска об отказе в предоставлении земельного участка вблизи дома N 8/4 проспект Сибирский г. Омск под размещение некоммерческой парковки, оформленное письмомN Исх-АГ/24-3721 от 11.09.2013, оспорено заявителем в арбитражном суде. Также предприниматель просил обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 375 кв. м, местоположение которого установлено вблизи дома N 8/4 проспект Сибирский г. Омск на кадастровом плане территории.
Отказывая в удовлетворении обозначенных требований, суд первой инстанции признал правомерным оспариваемый отказ администрации, так как с учетом положений решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" земельный участок предоставляется только в том случае, когда такое предоставление будет обусловлено наличием объективной возможности удовлетворения потребностей значительного количества жителей г. Омска. Между тем, заявитель испрашивает земельный участок, представляющий единственный проход возле жилого дома по ул. Сибирский проспект, 8/4. Кроме того, предприниматель является собственником части помещений, находящихся в здании по указанному адресу, в связи с чем предоставление ИП Водиной Л.В, на праве собственности рассматриваемого земельного участка может повлечь за собой ущемление прав иных юридических лиц.
Поскольку в рассматриваемом случае департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска не принималось решения об отказе в утверждении и выдаче схемы земельного участка, судом не усмотрено оснований для обязания ответчика совершить указанные действия (утвердить и выдать схему расположения земельного участка).
В апелляционной жалобе предприниматель с выводами суда первой инстанции не соглашается, просит отменить принятое решение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции указывает, что являются недоказанными основания для отказа, изложенные в письме Администрации от 11.09.2013. Излагает позицию, согласно которой первым этапом процедуры предоставления земельного участка является утверждение схемы расположения земельного участка, в связи с чем орган местного самоуправления обязан был составить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Департамент имущественных отношений представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил отказать в ее удовлетворении, указывая, что заявителем не оспаривалось каких-либо действий (бездействия) по невыдаче схемы расположения земельного участка. Решения об отказе в предоставлении земельного участка Администрацией города Омска не принималось, и не могло быть принято именно Администрацией города Омска, поскольку полномочиями по предоставлению данного земельного участка наделен иной орган местного самоуправления. Считает, что обжалуемое решение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.
Администрацией города Омска и департаментом архитектуры и градостроительства г. Омска, являющегося третьим лицом по делу, отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя заявителя, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя департамента имущественных отношений Администрации города Омска, возразившего против удовлетворения жалобы согласно доводам отзыва на жалобу, а также представителя Администрации города Омска, который просил оставить обжалованное решение без изменения. Третье лицо, уведомленное о рассмотрении жалобы и не представившее ходатайство об отложении судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, что по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для оценки апелляционной коллегией законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, считает его подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как уже было указано, заявитель обратился к Департаменту с целью получить на праве собственности земельный участок, необходимый для размещения автомобильной парковки около принадлежащих ему объектов недвижимости (помещений).
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области урегулированы Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
Статьей 6 Закона Омской области N 731-ОЗ определены полномочия органов местного самоуправления Омской области в сфере регулирования земельных отношений, в числе которых установление в соответствии с законодательством порядка предоставления в собственность и аренду гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности и (или) в ведении муниципальных образований Омской области, для целей, не связанных со строительством.
Во исполнение указанных законоположений решением Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 установлены процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей для целей не связанных со строительством.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством - регламент принятия уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.
На основании части 3 статьи 3 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 порядок рассмотрения уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, устанавливается правовым актом Администрации города Омска.
Постановлением Администрации города Омска от 08.10.2010 N 935-п утвержден "Порядок рассмотрения обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска для целей, не связанных со строительством" (далее - Порядок рассмотрения обращений).
Пунктом 2 Порядка рассмотрения обращений установлено, что уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска являются департамент имущественных отношений Администрации города Омска и администрации административных округов города Омска.
В силу пункта 12 Порядка рассмотрения обращений уполномоченные структурные подразделения принимают решение в форме распоряжения о предоставлении земельного участка: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска - в собственность за плату или бесплатно либо в аренду; администрация соответствующего административного округа города Омска - в аренду.
При этом, для рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка создаются городская и окружные комиссии. Состав и регламент работы городской комиссии утверждается правовым актом Администрации города Омска.
Регламент работы городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением Администрации города Омска от 03.02.2011 N 76-п, которым определено:
- - комиссия рассматривает обращения о предоставлении земельных участков (пункт 2);
- Принятое комиссией решение оформляется протоколом заседания комиссии, который подписывается каждым членом комиссии и утверждается председательствующим на заседании комиссии. Протокол заседания комиссии не является разрешительным документом на размещение объекта.
Из изложенных норм апелляционный суд заключает вывод о том, что уполномоченным органом на принятие решений о предоставлении земельных участков, расположенных на территории города Омска, для целей не связанных со строительством, является департамент имущественных отношений. При этом, Комиссии, в том числе городская комиссия, не является самостоятельным исполнительно-распорядительным органом, решение которой влечет определено правовые последствия для лиц, заинтересованных в получении земельных участков. Решение такой Комиссии само по себе не является разрешительным документом на размещение объекта, имеет статус промежуточного документа, на основании которого уполномоченный орган (в данном случае Департамент) принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка.
Таким образом, Администрация города Омска не могла отказать предпринимателю в предоставлении земельного участка, в том числе по основанию принятия городской комиссией отрицательного решения.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 названного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исходя из содержания указанной нормы закона, утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей.
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду.
Обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю. Совершение указанных действий является юридической обязанностью соответствующего органа.
В силу указанного вопрос о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка подлежит разрешению после составления и утверждения схемы расположения земельного участка, содержащей информацию о возможных установленных ограничениях, существующих на кадастровом плане спорной территории.
В данном случае, Администрация города Омска отказала предпринимателю в предоставлении земельного участка, в отсутствие со стороны департамента имущественных отношений действий по утверждению схемы расположения земельного участка. Иного из материалов дела не следует.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ, основанный на том, что на земельном участке имеются инженерные коммуникации, предоставлением земельного участка будут созданы ограничения для пешеходного транзита, а также, что размещение некоммерческих парковок необходимо решать в комплексе с объектами капитального строительства в границах предоставленного участка, в соответствии с действующими нормами и правилами на территории Российской Федерации, является преждевременным, сделанным в нарушении положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку оспариваемый отказ нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, апелляционный суд считает необходимым удовлетворить требования предпринимателя, в том числе обязав департамент имущественных отношений Администрации города Омска утвердить и выдать схему расположения земельного участка.
При этом, то обстоятельство, что в данном конкретном случае заявитель не оспаривал действия (бездействие) департамента имущественных отношений Администрации города Омска в части неисполнения последним обязанностей, предусмотренных статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, не может служить основанием для отказа в удовлетворении соответствующих требований.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на том, что департамент имущественных отношений Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска (пункт 1 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утв. решением Омского городского совета от 26.10.2011 N 452), основной целью деятельности которого является эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования город Омск.
Поскольку обязанность департамента по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка является императивной, не была выполнена, постольку отказ предпринимателю в удовлетворении его требования (обязать департамент выдать схему) не будет соответствовать задачам и целям арбитражного процесса, в том числе защите нарушенных прав и повлечет возбуждение дополнительных судебных споров, которые не будут способствовать реализации правовой возможности заявителя приобрести земельный участок, могут повлечь неопределенность в правовых отношениях, содействуя неправомерному поведению органов местного самоуправления.
Судом первой инстанции указанные факты не были приняты во внимание, не применены изложенные нормы права, что повлекло принятие неверного по существу решения, которое подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя отнесены на Администрацию города Омска и департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
Поскольку ИП Водиной Л.В. государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена в большем размере, чем это предусмотрено подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (2000 руб. вместо 100 руб.), излишне уплаченная сумма подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Водиной Любови Викторовны удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 28.02.2014 по делу N А46-15467/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования индивидуального предпринимателя Водиной Любови Викторовны удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации города Омска N Исх-АГ/24-3721 от 11.09.2013 об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю Водиной Любови Викторовне земельного участка вблизи дома N 8/4 по проспекту Сибирский в г. Омске под размещение некоммерческой парковки.
Обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Омска утвердить и выдать индивидуальному предпринимателю Водиной Любови Викторовне схему расположения земельного участка (предполагаемый размер 375 кв. м) под размещение некоммерческой парковки, местоположение которого установлено: город Омск, проспект Сибирский, дом 8/4, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в рамках процедуры предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Взыскать с Администрации города Омска (ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244) в пользу индивидуального предпринимателя Водиной Любови Викторовны (ИНН 550501341840, ОГРНИП 304550419100051) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей 00 копеек.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003) в пользу индивидуального предпринимателя Водиной Любови Викторовны (ИНН 550501341840, ОГРНИП 304550419100051) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей 00 копеек.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Водиной Любови Викторовне (ИНН 550501341840, ОГРНИП 304550419100051) из федерального бюджета 1 900 руб. 00 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 456 от 27.03.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Н.А.ШИНДЛЕР
А.Н.ЛОТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)