Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: Горелова И.А. по доверенности от 14.05.2014,
от ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент": Скурко М.А. по доверенности от 01.04.2014, Рогозинский В.Г. по доверенности от 14.08.2014 N 62-08/14,
от ООО "ИнвестАльянс": Скурко М.А. по доверенности от 29.07.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2014 года по делу N А41-15276/14, принятое судьей А.О. Уваровым, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" (Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Сельскохозяйственный") к Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ИнвестАльянс", о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" (Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Сельскохозяйственный") (далее - заявитель, общество, ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Московской области), в котором просило:
- 1. признать оформленное сообщением об отказе в государственной регистрации от 13.02.2014 N 08/137/2013-396 решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Сельскохозяйственный" под управлением Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" (Правила доверительного управления Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Сельскохозяйственный", зарегистрированные ФСФР России 06 декабря 2011 года за N 2271) на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для малоэтажного жилищного строительства, общей площадью 125 800 кв. м, кадастровый номер: 50:08:050329:0064, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, Обушковский с.о., вблизи дер. Аносино, незаконным;
- 2. обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Сельскохозяйственный" под управлением Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" (Правила доверительного управления Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Сельскохозяйственный", зарегистрированные ФСФР России 06 декабря 2011 года за N 2271) на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для малоэтажного жилищного строительства, общей площадью 125 800 кв. м, кадастровый номер: 50:08:050329:0064, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, Обушковский с.о., вблизи дер. Аносино (л.д. 5 - 8).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ИнвестАльянс" (далее - третье лицо, ООО "ИнвестАльянс").
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.06.2014 заявленные требования удовлетворены (л.д. 173 - 175).
Не согласившись с указанным решением, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела 27.12.2013 ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" обратилось в Истринский отдел Управления Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для малоэтажного жилищного строительства, общей площадью 125 800 кв. м, кадастровый номер: 50:08:050329:0064, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, Обушковский с.о., вблизи дер. Аносино.
13.01.2014 Управлением Росреестра по Московской области было принято решение о приостановлении государственной регистрации N 08/137/2013-396 по причине того, что заявитель уплатил государственную пошлину в размере 15 000 рублей, тогда как должен был уплатить указанную сумму за каждое регистрационное действие в отдельности (государственная регистрация перехода права и права собственности приобретателя по сделке и государственная регистрация ограничения (обременения) права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев в виде доверительного управления) (л.д. 13 - 14).
30.01.2014 заявителем подано заявление о возобновлении регистрации и исправлении технической ошибки с письменными пояснениями (л.д. 75 - 76).
Однако 13.02.2014 Управлением Росреестра по Московской области вынесено решение об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Сельскохозяйственный" под управлением Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" N 08/137/2013-396 (л.д. 11 - 12).
Полагая, что указанное решение нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" обратилось в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязательность подачи одновременно с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на приобретаемое недвижимое имущество заявления о государственной регистрации ограничений (обременения) указанного права в виде доверительного управления не установлена, следовательно, госпошлина уплачивается за одно регистрационное действие.
Оспаривая решение первой инстанции, Управление Росреестра по Московской области ссылаясь на пп. 22.1 п. 1 ст. 333.33 главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) указывает, что государственная пошлина уплачивается заявителем за каждое регистрационное действие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель заявителя и третьего лица в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" также установлено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на движимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу статьи 131 ГК РФ и статьи 4 Закон о государственной регистрации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Доказательством существования зарегистрированных прав на недвижимое имущество и сделок с ним признается запись в ЕГРП, которая удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Пунктами 1 и 4 статьи 16 Закона о государственной регистрации установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава- исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
С заявлением о государственной регистрации прав и другими необходимыми для ее ведения документами представляется, если иное не установлено федеральным законом, документ об уплате государственной пошлины.
Согласно статье 11 Закона о государственной регистрации за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В пункте 4 статьи 24 Закона о государственной регистрации указывается, что заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом представляются управляющей компанией, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о государственной регистрации наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
В соответствии со статьей 1 Закона о государственной регистрации инвестиционным фондом признается находящийся в собственности акционерного общества либо общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления. Имущество, составляющее паевой инвестиционной фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности (абзац 2 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах").
Согласно пункту 25 Приказа Росрегистрации от 25.07.2007 N 157 "Об утверждении Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, и сделок с ним" (далее - Приказ Росрегистрации) государственная регистрация права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, приобретенное управляющей компанией в процессе доверительного управления паевым инвестиционным фондом для включения в состав паевого инвестиционного фонда, осуществляется на основании заявления сторон договора о государственной регистрации сделки (в случае, если сделка подлежит государственной регистрации), перехода права на соответствующий объект недвижимого имущества. При этом заявление от имени владельцев инвестиционных паев подает управляющая компания, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд.
Пунктом 26 Приказа Росрегистрации предусмотрено, что одновременно с государственной регистрацией права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, приобретенное управляющей компанией в процессе доверительного управления паевым инвестиционным фондом для включения в состав паевого инвестиционного фонда, рекомендуется осуществлять государственную регистрацию ограничения (обременения) права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество под тем же номером государственной регистрации в виде доверительного управления на основании договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом (правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом).
К заявлению о государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество, переданное учредителями доверительного управления в состав паевого инвестиционного фонда, прилагаются документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав и отвечающие требованиям Закона государственной регистрации.
В соответствии с подпунктом 22.1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом составляет 15 000 рублей.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ (пункт 6 статьи 12 НК РФ). К федеральным сборам относится государственная пошлина (пункт 10 статьи 13 НК РФ).
Поскольку регистрация ограничения (обременения) права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество в виде доверительного управления является составной частью государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, приобретаемое в процессе доверительного управления, не носит самостоятельного характера, вносится под тем же номером государственной регистрации, внесение такой записи в ЕГРП не облагается отдельной государственной пошлиной.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.06.2014 по делу N А41-15276/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.09.2014 ПО ДЕЛУ N А41-15276/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2014 г. по делу N А41-15276/14
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: Горелова И.А. по доверенности от 14.05.2014,
от ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент": Скурко М.А. по доверенности от 01.04.2014, Рогозинский В.Г. по доверенности от 14.08.2014 N 62-08/14,
от ООО "ИнвестАльянс": Скурко М.А. по доверенности от 29.07.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2014 года по делу N А41-15276/14, принятое судьей А.О. Уваровым, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" (Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Сельскохозяйственный") к Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ИнвестАльянс", о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" (Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Сельскохозяйственный") (далее - заявитель, общество, ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Московской области), в котором просило:
- 1. признать оформленное сообщением об отказе в государственной регистрации от 13.02.2014 N 08/137/2013-396 решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Сельскохозяйственный" под управлением Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" (Правила доверительного управления Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Сельскохозяйственный", зарегистрированные ФСФР России 06 декабря 2011 года за N 2271) на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для малоэтажного жилищного строительства, общей площадью 125 800 кв. м, кадастровый номер: 50:08:050329:0064, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, Обушковский с.о., вблизи дер. Аносино, незаконным;
- 2. обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Сельскохозяйственный" под управлением Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" (Правила доверительного управления Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Сельскохозяйственный", зарегистрированные ФСФР России 06 декабря 2011 года за N 2271) на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для малоэтажного жилищного строительства, общей площадью 125 800 кв. м, кадастровый номер: 50:08:050329:0064, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, Обушковский с.о., вблизи дер. Аносино (л.д. 5 - 8).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ИнвестАльянс" (далее - третье лицо, ООО "ИнвестАльянс").
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.06.2014 заявленные требования удовлетворены (л.д. 173 - 175).
Не согласившись с указанным решением, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела 27.12.2013 ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" обратилось в Истринский отдел Управления Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для малоэтажного жилищного строительства, общей площадью 125 800 кв. м, кадастровый номер: 50:08:050329:0064, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, Обушковский с.о., вблизи дер. Аносино.
13.01.2014 Управлением Росреестра по Московской области было принято решение о приостановлении государственной регистрации N 08/137/2013-396 по причине того, что заявитель уплатил государственную пошлину в размере 15 000 рублей, тогда как должен был уплатить указанную сумму за каждое регистрационное действие в отдельности (государственная регистрация перехода права и права собственности приобретателя по сделке и государственная регистрация ограничения (обременения) права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев в виде доверительного управления) (л.д. 13 - 14).
30.01.2014 заявителем подано заявление о возобновлении регистрации и исправлении технической ошибки с письменными пояснениями (л.д. 75 - 76).
Однако 13.02.2014 Управлением Росреестра по Московской области вынесено решение об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Сельскохозяйственный" под управлением Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" N 08/137/2013-396 (л.д. 11 - 12).
Полагая, что указанное решение нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" обратилось в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязательность подачи одновременно с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на приобретаемое недвижимое имущество заявления о государственной регистрации ограничений (обременения) указанного права в виде доверительного управления не установлена, следовательно, госпошлина уплачивается за одно регистрационное действие.
Оспаривая решение первой инстанции, Управление Росреестра по Московской области ссылаясь на пп. 22.1 п. 1 ст. 333.33 главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) указывает, что государственная пошлина уплачивается заявителем за каждое регистрационное действие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель заявителя и третьего лица в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" также установлено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на движимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу статьи 131 ГК РФ и статьи 4 Закон о государственной регистрации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Доказательством существования зарегистрированных прав на недвижимое имущество и сделок с ним признается запись в ЕГРП, которая удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Пунктами 1 и 4 статьи 16 Закона о государственной регистрации установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава- исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
С заявлением о государственной регистрации прав и другими необходимыми для ее ведения документами представляется, если иное не установлено федеральным законом, документ об уплате государственной пошлины.
Согласно статье 11 Закона о государственной регистрации за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В пункте 4 статьи 24 Закона о государственной регистрации указывается, что заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом представляются управляющей компанией, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о государственной регистрации наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
В соответствии со статьей 1 Закона о государственной регистрации инвестиционным фондом признается находящийся в собственности акционерного общества либо общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления. Имущество, составляющее паевой инвестиционной фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности (абзац 2 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах").
Согласно пункту 25 Приказа Росрегистрации от 25.07.2007 N 157 "Об утверждении Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, и сделок с ним" (далее - Приказ Росрегистрации) государственная регистрация права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, приобретенное управляющей компанией в процессе доверительного управления паевым инвестиционным фондом для включения в состав паевого инвестиционного фонда, осуществляется на основании заявления сторон договора о государственной регистрации сделки (в случае, если сделка подлежит государственной регистрации), перехода права на соответствующий объект недвижимого имущества. При этом заявление от имени владельцев инвестиционных паев подает управляющая компания, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд.
Пунктом 26 Приказа Росрегистрации предусмотрено, что одновременно с государственной регистрацией права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, приобретенное управляющей компанией в процессе доверительного управления паевым инвестиционным фондом для включения в состав паевого инвестиционного фонда, рекомендуется осуществлять государственную регистрацию ограничения (обременения) права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество под тем же номером государственной регистрации в виде доверительного управления на основании договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом (правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом).
К заявлению о государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество, переданное учредителями доверительного управления в состав паевого инвестиционного фонда, прилагаются документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав и отвечающие требованиям Закона государственной регистрации.
В соответствии с подпунктом 22.1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом составляет 15 000 рублей.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ (пункт 6 статьи 12 НК РФ). К федеральным сборам относится государственная пошлина (пункт 10 статьи 13 НК РФ).
Поскольку регистрация ограничения (обременения) права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество в виде доверительного управления является составной частью государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, приобретаемое в процессе доверительного управления, не носит самостоятельного характера, вносится под тем же номером государственной регистрации, внесение такой записи в ЕГРП не облагается отдельной государственной пошлиной.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.06.2014 по делу N А41-15276/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)