Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5419/2013

Требование: Об обязании принять меры к заключению соглашения о выкупе изымаемого жилого помещения.

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: До настоящего времени соглашения с собственниками жилого помещения о выкупе изымаемого помещения не достигнуты, выкупная цена не определена, что существенным образом нарушает права жильцов спорного многоквартирного дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 августа 2013 г. по делу N 33-5419/2013


Председательствующий: Иванова Л.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Шукеновой М.А., Чеботаревой Е.А.,
при секретаре Г.
рассмотрела в судебном заседании 21 августа 2013 года дело по апелляционной жалобе К.Е.Ф. на решение Центрального районного суда г. Омска от 03 июня 2013 года, которым в удовлетворении требований К.Е.Ф. отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Чеботаревой Е.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор Центрального АО г. Омска обратился с иском в интересах К.Е.Ф. к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска. Указал, что постановлением Администрации г. Омска от 04.08.2009 N 607-п "О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими реконструкции" многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: _, признан аварийным и подлежащим реконструкции, собственникам жилых помещений данного дома рекомендовано до 30.11.2011 принять меры к его реконструкции. Постановлением Администрации г. Омска от 15.02.2012 N 301-п внесены изменения в постановление Администрации г. Омска от 04.08.2009 N 607-п, согласно которым собственникам жилых помещений названного дома рекомендовано принять меры к реконструкции жилого дома до 30.11.2013. Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Омска от 18.04.2012 на Администрацию г. Омска возложена обязанность принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно указанного жилого дома. Прокурорской проверкой установлено, что указанный выше дом включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в доме N _ расположено два жилых помещения, которые находятся в собственности граждан, в указанном доме проживает _ человек. Администрацией г. Омска принято постановление от 05.09.2012 N 1336-п "Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд по улице _". Департаментом имущественных отношений обеспечена государственная регистрация постановления в Управлении Росреестра по Омской области. До настоящего времени соглашения с собственниками указанного жилого помещения не достигнуты, выкупная цена не определена, что существенным образом нарушает права жильцов указанного многоквартирного дома. В настоящее время граждане продолжают проживать в многоквартирном доме, что признано опасным для жизни и здоровья, не только межведомственной комиссией, но и вступившим в законную силу решением суда, поскольку существует угроза внезапного обрушения, что может повлечь за собой человеческие жертвы. Прокурором округа на имя директора Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска 28.12.2012 внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства.
На основании изложенного, просил обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска принять меры к заключению с собственником квартиры N _ - К.Е.Ф., соглашение о выкупе изымаемого жилого помещения.
В судебном заседании представитель прокурора ЦАО г. Омска представила заявление об отказе от исковых требований в связи с добровольным исполнением ответчиками требований по изъятию земельного участка и включении в адресную программу по расселению аварийного жилого фонда.
Материальный истец К.Е.Ф. отказ прокурора от иска не поддержал, уточнив требования, просил обязать Администрацию г. Омска включить аварийный и подлежащий реконструкции д. _ в адресную программу расселения аварийного жилого фонда в порядке Федерального закона N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений К.Е.Ю. в судебном заседании требования не признала.
Представители соответчиков Департамента жилищной политики, Министерства культуры Омской области в судебном заседании участия не принимали.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе К.Е.Ф. просит решение суда отменить. Полагает, что в материалах дела отсутствуют подтверждения о включении жилого дома в адресную программу. Срок включения в адресную программу только на 2015 год является недопустимым, указанный срок не отвечает требованиям разумности, судом не учтено, что дом является аварийным и проживание в нем создает угрозу жизни и здоровья проживающих.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы настоящего гражданского дела, заслушав К.Е.Ф., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Департамента имущественных отношений Л., полагавшую, что решение суда законно и обосновано, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предусмотрены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Согласно пункту 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
На основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).
По смыслу положений ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд, и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Обеспечение жилищных прав собственников помещений при изъятии жилого помещения и земельного участка осуществляется путем выкупа соответствующего жилого помещения у собственника либо по соглашению с собственником жилого помещения путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В соответствии с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в подпункте "и" пункта 20 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" обязанности у органа государственной власти или органа местного самоуправления по обеспечению собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением не возникает, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Как следует из материалов дела, К.Е.Ф. является собственником _ долей в общей долевой собственности на квартиру N _ (_).
Судом установлено, что многоквартирный дом по указанному выше адресу, исключен из Реестра муниципального имущества г. Омска. На основании решения Исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов от 22.01.1991 N 20 "О постановке на государственную охрану местного значения памятников истории и культуры Омской области и о порядке археологического обследования земельных участков на территории области" принят под государственную охрану.
Постановлением Администрации г. Омска от 04.08.2009 N 607-п "О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими реконструкции" многоквартирный жилой дом N _ признан аварийным и подлежащим реконструкции в целях приспособления объекта культурного наследия для современного использования. С учетом изменений, внесенных постановлением Администрации г. Омска от 15.02.2012 N 301-п, собственникам жилых помещений данного дома рекомендовано до 30.11.2013, принять меры к его реконструкции.
Соответствующие меры собственниками приняты не были.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Омска от 18.04.2012, признан недействительным п. 1 постановления Администрации города Омска от 15.02.2012 N 301-п в части переноса срока реконструкции многоквартирного жилого дома N _; признано незаконным бездействие Администрации г. Омска по непринятию решения об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом N _; на Администрацию г. Омска возложена обязанность принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес _ (_).
Во исполнение решения суда постановлением Администрации г. Омска от 05.09.2012 N 1136-п "Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд по ул. _" вышеуказанный земельный участок изъят для муниципальных нужд.
По информации департамента жилищной политики Администрации г. Омска в настоящее время Администрацией г. Омска осуществляются мероприятия по изъятию у граждан жилых помещений, расположенных в указанном жилом доме, для муниципальных нужд в порядке ст. 32 ЖК РФ.
Департаментом жилищной политики Администрации города Омска подготовлены предложения по включению жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2012, в региональную адресную программу Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2015 годы (далее - Программа) и направлены в Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Жилой дом N _ включен в перечень аварийных домов, планируемых к расселению в рамках данной Программы.
Так как, для включения указанного дома в Программу требуются финансовые средства на проведение мероприятий по реконструкции памятника истории и культуры (условие финансирования мероприятий по реконструкции за счет средств бюджета муниципального образования установлены в Рекомендациях по подготовке заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным решением правления Фонда 01 февраля 2013 года протокол N 390), а данные средства в бюджете города Омска в 2013 году не предусмотрены, жилой дом N _ включен в Программу на 2015 год.
В настоящее время региональная адресная программа Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2015 годах утверждена Постановлением Правительства Омской области от 24.06.2013 N 140-п. Многоквартирный дом N _ включен в программу под N _, планируемая дата окончания переселения 31.12.2015.
При таком положении, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований истца.
Довод апелляционной жалобы о том, что включение многоквартирного дома в адресную Программу на 2015 год является недопустимым, притом, что в последнем уточненном иском заявлении от 03.06.2013 истец не просил о включении многоквартирного дома в адресную программу именно на 2013 год (_), подлежат отклонению.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что включение жилого дома N _ по ул. _ в программу на 2015 год не противоречит требованиям ФЗ от 21 июля 2007 года N 158-ФЗ "О Фонде содействия реформе жилищно-коммунального хозяйства", поскольку утверждаемая программа в любом случае рассчитана на исполнение в течение трех лет. Кроме того, на ее исполнение требуются финансовые средства, выделение которых в 2013 году не предусмотрено.
Ссылка К.Е.Ф. в жалобе на то, что дом является аварийным и проживание в нем создает угрозу жизни и здоровья проживающих, на правильное по существу решение суда, повлиять не может.
Применительно к приведенным выше положениям ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения иного жилого помещения возможно только по соглашению сторон с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно письму департамента от 15.03.2013 в адрес К.Е.Ф., было принято решение о проведении мероприятий по изъятию квартиры N _. Для определения необходимого объема бюджетных ассигнований для заключения соглашения о выкупе квартиры, истцу неоднократно предлагалось заказать отчет о размере выкупной цены в любой лицензированной оценочной компании и в течение 30 дней с момента получения данного уведомления письменно проинформировать о готовности заказать отчет.
В случае отсутствия возможности самостоятельно заказать отчет предложено представить департаменту доверенность на проведение данных мероприятий (_).
Тем не менее, до настоящего времени, соглашение о выкупной цене квартиры, сторонами не достигнуто.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Омска от 03 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)