Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.02.2014 N 33-584/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 февраля 2014 г. N 33-584/2014


Судья Гомзяков А.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.,
судей Кабировой Е.В., Ночевника С.Г.
при секретаре: Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 6 декабря 2013 года, которым удовлетворено исковое заявление Выборгского городского прокурора Ленинградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "РОСТ" об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ночевника С.Г., объяснения представителя ответчика Ч., возражения прокурора Гавриловой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Выборгский городской прокурор обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к ООО "РОСТ" об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем вывоза бытовых отходов, незаконно размещенных в квартале 63 выдела 51 Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" на земельном участке лесного фонда с левой стороны по лесной дороге на карьер, находящемся в границах территории Выборгского района Ленинградской области, специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов.
В обоснование иска указал, что проведенной совместно с комитетом государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, Северо-Западным лесничеством - филиалом ЛОКГУ "Ленобллес" проверкой установлено, что в квартале 63 выдела 51 Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала ЛОКГУ "Ленобллес" на земельном участке лесного фонда с левой стороны по лесной дороге на карьер расположено несанкционированное размещение отходов производства и потребления площадью 250 кв. м. Размещение отходов произведено на лесной подстилке не оборудованной для этих целей территории, что не исключает возможность загрязнения почвы и подземных грунтовых вод. Принадлежность отходов какому-либо собственнику установить не представилось возможным. Указанный лесной участок находится на правах аренды у ООО "РОСТ" на основании договора аренды лесного участка N 2-2008-11-12-З от 10.11.2008, заключенного между указанной организацией и Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, сроком действия до 31 декабря 2051 года. Согласно пп. "з", "о", "т" пункта 15 договора аренды от 10.11.2008 ООО "РОСТ" обязано осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов, выполнять требования Санитарных правил в лесах РФ, утвержденных уполномоченным органом государственной власти РФ. Статья 616 ГК РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Право прокурора на подачу искового заявления в интересах неопределенного круга лиц установлено ст. 45 ГПК РФ (л.д. 2 - 6).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 06.12.2013 ООО "РОСТ", в лице его руководителя, обязано в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящегося у ООО "РОСТ" на праве аренды, от захламления путем вывоза ТБО, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале N 63 (выдел N 51) Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес" специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с ТБО, на санкционированный полигон ТБО. С ООО "РОСТ" в бюджет МО "Выборгский район" Ленинградской области взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей (л.д. 99 - 107).
Ответчик ООО "РОСТ" подало апелляционную жалобу с требованием указанное решение суда отменить и принять по делу новое решение. В жалобе указано, что судом допущено существенное нарушение норм процессуального и материального права, приведшее к ущемлению прав и законных интересов ООО "РОСТ", под видом защиты прав и свобод неопределенного круга лиц. Иск прокурора изначально устанавливал виновность ООО "РОСТ" в совершении лесонарушения, поскольку расследование с целью установления действительно виновных лиц не производилось и не было принято во внимание, что место размещения отходов находится вне лесных участков, на которых в течение нескольких предыдущих лет (согласно данным проекта освоения лесов и лесных деклараций) не велась производственная деятельность ООО "РОСТ". Судом не учтено, что отходы появились в лесу потому, что они сознательно брошены неустановленными лицами, то есть образовались в результате жизнедеятельности людей, в то время как санитарно-оздоровительные мероприятия, которые осуществляются арендаторами лесных участков для целей заготовки древесины, включают в себя вырубку погибших поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, то есть от древесины, потерявшей деловые качества. Договором аренды от 10.11.2008 установлено, что к обязанностям ответчика относится проведение мероприятий по защите лесного участка от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, от захламления отходами производства и потребления в пределах разрабатываемого участка. Однако, указанный договор аренды лесного участка не может быть основанием для обязания арендатора осуществлять полномочия органа местного самоуправления по организации сбора и вывоза отходов (несанкционированных свалок), организованных неустановленными лицами на землях лесного фонда. Данная позиция доведена Рослесхозом в письме N ЮД-03-54/3316 от 04.04.2013. Судом не было учтено различие между арендой земельного участка и арендой лесного участка: в случае земельных правоотношений - арендная плата уплачивается за арендованную площадь земельного участка, а в случае лесных отношений - арендная плата представляет собой лесную подать, "попенную плату", которая рассчитывается в соответствии со ставками за единицу объема древесных ресурсов. Согласно статьям 8, 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления. Из положений ч. 4 ст. 14 Закона Ленинградской области от 04.03.2010 N 7-ОЗ "Об обращении с отходами в Ленинградской области" следует, что указанная норма подлежит только добровольному исполнению. Суд ошибочно сослался на ч. 9 ст. 14 областного закона Ленинградской области от 04.03.2010 N 7-ОЗ, так как данная норма противоречит федеральному законодательству. Судом не принято во внимание, что ООО "РОСТ" не имеет законных оснований огородить арендованный лесной участок и пресекать любые попытки по сбросу бытовых отходов. Таким образом, обязанность по уборке отходов из леса возникает вследствие причинения вреда другому лицу (неограниченному кругу граждан), а не из договоров аренды. Следовательно, некорректно возлагать обязанность устранить ущерб, причиненный одним лицом, нарушившим закон, на другое добросовестное лицо, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законом. По смыслу частей 1, 2 и 8 ст. 13 Земельного кодекса РФ, лица, указанные в части 1 указанной статьи, осуществляют мероприятия по охране земель в ходе осуществления собственной деятельности, то есть принимают необходимые меры по предотвращению загрязнения, захламления земель собственными отходами, а не отходами, брошенными третьими лицами (нарушителями). Ни в лесном плане Ленинградской области, ни в лесохозяйственных регламентах лесничеств Ленинградской области не предусмотрено проведения каких-либо работ по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных третьими лицами. В проектах освоения лесов, разрабатываемых арендаторами лесных участков, не предусмотрены какие-либо обязанности арендаторов лесных участков по осуществлению организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на землях лесного фонда. Следовательно, ООО "РОСТ" является ненадлежащим ответчиком (л.д. 164 - 172).
Присутствующий в судебном заседании представитель ответчика Ч. поддержала доводы апелляционной жалобы и просила решение суда отменить.
Прокурор Гаврилова Е.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы и полагала решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Из материалов дела следует, что 10.11.2008 между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ООО "РОСТ" был заключен договор аренды N 2-2008-11-12-3 лесного участка с целью заготовки древесины, площадью 24750 га, расположенного в Ленинградской области, Выборгском районе, Северо-Западном лесничестве, Выборгском участковом лесничестве в границах кварталов NN 1 - 175, Вещевском участковом лесничестве в границах кварталов NN 1 - 7, 13, 14, 19 - 22, 26 - 33, 39 - 47, 52 - 58, 67 - 72, 79 - 83, 89 - 91. Срок действия настоящего договора установлен с момента государственной регистрации и до 31 декабря 2051 года.
Согласно подпунктам "з" и "и" пункта 15 вышеуказанного договора, арендатор обязан в соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ проводить мероприятия по защите лесного участка от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в пределах разрабатываемого участка, а также осуществлять работы по обеспечению пожарной и санитарной безопасности.
В ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Выборгского муниципального района Ленинградской области, проведенной Выборгской городской прокуратурой, установлено, что на вышеуказанной территории, в квартале 63 выдела 51 Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес", на земельном участке лесного фонда слева по дороге на п. Соколинское Выборгского района Ленинградской области, находящемся в границах территории МО "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области, расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, площадью 250 кв. м.
Обстоятельства загрязнения и захламления лесов бытовым и строительном мусором, а также факт наличия соответствующих отходов также нашли свое отражение в акте о нарушении лесного законодательства и акте обследования территории от 21.08.2013.
Между тем, положение статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации, подпунктом "г" пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. Согласно положениям п. 28 указанных Правил санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Статья 616 ГК РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом, так и иными правовыми актами.
Установленные судом обстоятельства, в том числе выявленные в ходе прокурорской проверки, обоснованно положены в основу решения суда об удовлетворении иска, направленного на защиту прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, и обязании именно ООО "РОСТ" как арендатора лесного участка, на котором размещена несанкционированная свалка ТБО, устранить нарушения.
Необоснованными являются доводы ответчика о наличии обязанности по сбору и вывозу мусора на арендуемом им участке у органов местного самоуправления, поскольку обязанность арендатора участка лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена нормами специального законодательства, регулирующего правоотношения по использованию лесов.
Ссылка представителя ответчика на противоречия, содержащиеся в ч. 9 ст. 14 Областного закона "Об обращении с отходами в Ленинградской области" с одной стороны, и положениях Гражданского кодекса РФ и ч. 4 ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" с другой, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку основана на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении заявленного спора правильно установил юридически значимые для дела обстоятельства, произвел полную и всестороннюю оценку представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к возникшим правоотношениям, и постановил законное и обоснованное решение при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Между тем, судебная коллегия отмечает, что основания для возложения обязанности по ликвидации свалки непосредственно на руководителя ООО "РОСТ" отсутствуют, в связи с чем в данной части решение суда подлежит изменению.
В остальном доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную его представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 327, 327.1, 328, ч. 1 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 6 декабря 2013 года изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения суда в следующей редакции:
"обязать общество с ограниченной ответственностью "РОСТ" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящегося у общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" на праве аренды, от захламления путем вывоза ТБО, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале N 63 (выдел N 51) Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес" специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с ТБО, на санкционированный полигон ТБО".
В остальной части решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 6 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)