Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Сибгатуллиным Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - Москвина О.С., по доверенности от 14.02.2013 N 2,
от заинтересованных лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом, от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Стрельниковой Л.В. на решение Арбитражного суда Московской области от 04 июля 2013 года по делу N А41-1217/13, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению индивидуального предпринимателя Стрельниковой Л.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, третьи лица: Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Администрация городского поселения Михнево Ступинского муниципального района Московской области, ИФНС России по г. Ступино Московской области, о внесении в ГКН рыночной стоимости земельного участка,
установил:
индивидуальный предприниматель Стрельникова Лариса Викторовна обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020111:36 общей площадью 393300 кв. м, расположенного в Ступинском районе Московской области, в размере 942 536 057 рублей и об удельном показателе кадастровой стоимости этого участка в размере 2402,59 руб./кв. м и внести рыночную стоимость названного земельного участка в размере 167 800 000 рублей и ее удельный показатель в размере 427,73 руб./кв. м в качестве новой кадастровой стоимости и нового удельного показателя кадастровой стоимости названного земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Определением суда от 15.02.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Администрация городского поселения Михнево Ступинского муниципального района Московской области, ИФНС России по г. Ступино Московской области.
Решением от 04 июля 2013 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований предпринимателя отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, индивидуальный предприниматель Стрельникова Л.В. обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы предприниматель указал, что действиями Управления Росреестра по Московской области и ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Московской области нарушены его права в сфере экономической и предпринимательской деятельности, поскольку, в результате указанных действий в ГКН внесена кадастровая принадлежащего предпринимателю земельного участка многократно превышающая его рыночную стоимость, в связи с чем возросла налогооблагаемая база по земельному налогу. Заключение судебной экспертизы, проведенной в ходе разбирательства судом первой инстанции, содержит необоснованные выводы о несоответствии отчета ЗАО "2А Консалтинг" от 13.12.2012 N 12/11/01 требованиям законодательства, в связи с чем данное заключение эксперта не может быть признано относимым и допустимым доказательством по делу.
Определением суда апелляционной инстанции от 18.12.2013 производство по апелляционной жалобе было приостановлено в связи с назначением по делу судебной экспертизы в целях установления рыночной стоимости земельного участка.
Судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по апелляционной жалобе назначено на 19.02.2014, в определении суда о назначении судебного заседания указано, что в случае возобновления производства по апелляционной жалобе, она может быть рассмотрена в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, в том же судебном заседании.
Определение апелляционного суда о назначении судебного заседания по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по апелляционной жалобе получено всеми лицами, участвующими в деле, возражений против возобновления производства по апелляционной жалобе, а также рассмотрения дела в том же судебном заседании не заявлено.
До судебного заседания через канцелярию суда от ИФНС России по г. Ступино Московской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии ее представителя.
Апелляционный суд в отсутствии возражений представителя ИП Стрельниковой Л.В. удовлетворил заявленное ходатайство.
Определением апелляционного суда от 19.02.2014 производство по апелляционной жалобе возобновлено в связи с поступлением в материалы дела заключения судебной экспертизы. В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, рассмотрение дела продолжено в том же судебном заседании.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Правительства Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Администрации городского поселения Михнево Ступинского муниципального района Московской области, ИФНС России по г. Ступино Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителя предпринимателя, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ИП Стрельниковой Л.В. принадлежит на праве собственности земельный участок для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 392300 кв. м, кадастровый номер 50:33:0020111:36, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 17.04.2012.
Постановлением Главы городского поселения Михнево Ступинского муниципального района Московской области от 24.01.2012 N 28 изменен вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка с земель, предназначенных для "сельскохозяйственного производства" на земли, предназначенные "под дачное строительство".
Из ответа ФГБУ "ФКП Росреестра" от 02.07.2012 следует, что кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана 21.03.2007 на основании результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 30.11.2005 226-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Московской области" и составляет 1 213 030 рублей 83 копейки.
Согласно Акту определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденному 29.02.2012, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020111:36 составляет 942 536 057 рублей, удельный показатель составляет 2 402 рубля 59 копеек, основанием для установления кадастровой стоимости является Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м. земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
Согласно кадастровому паспорту на земельный участок от 07.03.2012 кадастровая стоимость земельного участка составляет 942 536 057 рублей.
ИП Стрельникова Л.В., считая завышенной и нарушающей ее права кадастровую стоимость земельного участка, установленную согласно Акту определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденному 29.02.2012, обратилась с иском к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управлению Росреестра по Московской области, об установлении рыночной стоимости в отношении спорного земельного участка и внесении ее в ГКН.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Следовательно, в случае неправильного определения кадастровой стоимости земельного участка неправомерное увеличение налоговой базы влечет за собой увеличение налоговых обязательств заявителя, тем самым нарушая его права и законные интересы.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В пункте 11 Правил разъяснено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Согласно пункту 4.1 Приказа Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости земель эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.
Пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, в том числе средние уровни кадастровой стоимости квадратного метра земель по муниципальным районам Московской области в разрезе земель садоводческих, огороднических объединений и земель дачных объединений, утверждены Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ (далее Распоряжение N 121-РМ) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области".
Согласно пункту 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" применяется в части, не противоречащей Распоряжению от 23.12.2009 N 121-РМ.
Пунктами 4, 6.2, 9.9, 11.5 и приложения N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 (деле - Административный регламент), установлено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории, что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Анализ положений Административного регламента свидетельствует о том, что государственная кадастровая оценка земель проводится в четко регламентированном порядке с соблюдением органом кадастрового учета нормативно предписанных процедур.
Соответствующим распоряжением кадастровая стоимость конкретного земельного участка, принадлежащего ИП Стрельниковой Л.В., не утверждалась.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м2 земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
Из приложения N 2 к указанному Распоряжению следует, что средняя величина показателя кадастровой стоимости для садоводческих, огороднических объединений Ступинского муниципального района определена в размере 465 рублей 96 копеек, для дачных объединений удельный показатель не определен. Средний удельный показатель кадастровой стоимости по субъекту РФ составляет 2 402 рубля 59 копеек.
В соответствии с пунктом 12 Административного регламента определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации на основе результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222 (зарегистрирован в Минюсте России 15 сентября 2006 г., регистрационный N 297) (далее - Методические указания).
Земельный участок, принадлежащий истцу, не был включен в инвентаризационную опись земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель, а вид разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "под дачное строительство" был изменен в январе 2012 года.
В соответствии с пунктом 2.3.1 Методических указаний, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка, таким образом, указанным нормативным актом не установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем применения установленного для субъекта значения удельного показателя кадастровой стоимости.
С учетом изложенного Распоряжением от 23.12.2009 N 121-РМ не утверждалась кадастровая стоимость земельного участка истца, его показатель.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 была определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Данное правило подлежит применению в том случае, когда заявленные требования по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 по делу N А11-5098/2010 при решении вопроса о надлежащей дате, на которую следует доказать рыночную стоимость объекта недвижимости при заявлении требования о ее внесении в качестве кадастровой, необходимо учитывать, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Однако при рассмотрении данного конкретного дела судом установлено, что Распоряжением от 23.12.2009 N 121-РМ не утверждалась кадастровая стоимость земельного участка истца, его показатель. Согласно приложению N 2 к указанному Распоряжению определена лишь средняя величина показателя кадастровой стоимости для садоводческих, огороднических объединений Ступинского муниципального района в размере 465 рублей 96 копеек, при этом для дачных объединений, дачного строительства удельный показатель определен не был.
Земельный участок не разделялся, вид разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "под дачное строительство" был изменен в январе 2012 года.
С учетом изложенных обстоятельств апелляционный суд считает в данном деле не подлежащей применению позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 относительно даты, на которую необходимо определять рыночную стоимость земельного участка, а именно: даты принятия акта органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки, поскольку как указано выше Распоряжение Минэкологии от 23.12.2009 N 121-РМ относительно спорного земельного участка применено быть не может.
Таким образом, учитывая, что вид разрешенного использования земельного участка на "под дачное строительство" был изменен в январе 2012 года, датой установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в связи с изменением вида его разрешенного использования согласно акту определения кадастровой стоимости является 29.02.2012, суд апелляционной инстанции в целях полного рассмотрения дела и объективного установления рыночной стоимости земельного участка применительно к новому виду разрешенного использования по ходатайству истца назначил судебную экспертизу для установления рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 29.02.2012.
Согласно заключению судебной экспертизы от 23.01.2014 N 074334, проведенной ООО "Аудиторская фирма "Фемида-Аудит", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020111:36 общей площадью 393300 кв. м, расположенного в Ступинском районе Московской области, по состоянию на 29.02.2012 составила: 132 990 000 руб., удельный показатель 339 руб./кВ.м.
Таким образом, апелляционным судом установлено, что внесенная в ГКН кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость.
В заседании апелляционного суда представитель истца пояснил, что требования заявлены относительно установления рыночной стоимости земельного участка и внесения ее в ГКН, просит применить сведения о рыночной стоимости земельного участка на основе данных судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об отмене обжалуемого решения суда первой инстанции и удовлетворении иска к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области путем обязания внести рыночную стоимость названного земельного участка в размере 132 990 000 рублей и ее удельный показатель в размере 339 руб./кв. м в качестве новой кадастровой стоимости и нового удельного показателя кадастровой стоимости названного земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
В удовлетворении требований к Управлению Росреестра по Московской области следует отказать, поскольку данное лицо не осуществляет действий по внесению сведений в Государственный кадастр недвижимости.
Судебные расходы по уплате госпошлины, проведению по делу судебных экспертиз относятся на ИП Стрельникову Л.В., поскольку бремя доказывания в исковом производстве факта несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости возложено на истца.
В рамках рассматриваемого дела определением от 18.12.2013 апелляционным судом была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО "Аудиторская фирма "Фемида-Аудит", в связи с чем с депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда необходимо перечислить экспертному учреждению денежные средства в сумме 60 000 рублей по счету N 19 от 20.02.2014.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.07.2013 по делу N А41-1217/13 отменить.
Требования удовлетворить к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020111:36 общей площадью 393300 кв. м, расположенного в Ступинском районе Московской области, в размере 942 536 057 рублей и об удельном показателе кадастровой стоимости этого участка в размере 2402,59 руб./кв. м и внести рыночную стоимость названного земельного участка в размере 132 990 000 рублей и ее удельный показатель в размере 339 руб./кв. м в качестве новой кадастровой стоимости и нового удельного показателя кадастровой стоимости названного земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
В иске к Управлению Росреестра по Московской области отказать.
Перечислить с депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда ООО "Аудиторская фирма "Фемида-Аудит" 60 000 рублей за проведение экспертизы по счету N 19 от 20.02.2014.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
М.А.НЕМЧИНОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2014 ПО ДЕЛУ N А41-1217/13
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2014 г. по делу N А41-1217/13
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Сибгатуллиным Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - Москвина О.С., по доверенности от 14.02.2013 N 2,
от заинтересованных лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом, от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Стрельниковой Л.В. на решение Арбитражного суда Московской области от 04 июля 2013 года по делу N А41-1217/13, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению индивидуального предпринимателя Стрельниковой Л.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, третьи лица: Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Администрация городского поселения Михнево Ступинского муниципального района Московской области, ИФНС России по г. Ступино Московской области, о внесении в ГКН рыночной стоимости земельного участка,
установил:
индивидуальный предприниматель Стрельникова Лариса Викторовна обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020111:36 общей площадью 393300 кв. м, расположенного в Ступинском районе Московской области, в размере 942 536 057 рублей и об удельном показателе кадастровой стоимости этого участка в размере 2402,59 руб./кв. м и внести рыночную стоимость названного земельного участка в размере 167 800 000 рублей и ее удельный показатель в размере 427,73 руб./кв. м в качестве новой кадастровой стоимости и нового удельного показателя кадастровой стоимости названного земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Определением суда от 15.02.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Администрация городского поселения Михнево Ступинского муниципального района Московской области, ИФНС России по г. Ступино Московской области.
Решением от 04 июля 2013 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований предпринимателя отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, индивидуальный предприниматель Стрельникова Л.В. обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы предприниматель указал, что действиями Управления Росреестра по Московской области и ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Московской области нарушены его права в сфере экономической и предпринимательской деятельности, поскольку, в результате указанных действий в ГКН внесена кадастровая принадлежащего предпринимателю земельного участка многократно превышающая его рыночную стоимость, в связи с чем возросла налогооблагаемая база по земельному налогу. Заключение судебной экспертизы, проведенной в ходе разбирательства судом первой инстанции, содержит необоснованные выводы о несоответствии отчета ЗАО "2А Консалтинг" от 13.12.2012 N 12/11/01 требованиям законодательства, в связи с чем данное заключение эксперта не может быть признано относимым и допустимым доказательством по делу.
Определением суда апелляционной инстанции от 18.12.2013 производство по апелляционной жалобе было приостановлено в связи с назначением по делу судебной экспертизы в целях установления рыночной стоимости земельного участка.
Судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по апелляционной жалобе назначено на 19.02.2014, в определении суда о назначении судебного заседания указано, что в случае возобновления производства по апелляционной жалобе, она может быть рассмотрена в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, в том же судебном заседании.
Определение апелляционного суда о назначении судебного заседания по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по апелляционной жалобе получено всеми лицами, участвующими в деле, возражений против возобновления производства по апелляционной жалобе, а также рассмотрения дела в том же судебном заседании не заявлено.
До судебного заседания через канцелярию суда от ИФНС России по г. Ступино Московской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии ее представителя.
Апелляционный суд в отсутствии возражений представителя ИП Стрельниковой Л.В. удовлетворил заявленное ходатайство.
Определением апелляционного суда от 19.02.2014 производство по апелляционной жалобе возобновлено в связи с поступлением в материалы дела заключения судебной экспертизы. В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, рассмотрение дела продолжено в том же судебном заседании.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Правительства Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Администрации городского поселения Михнево Ступинского муниципального района Московской области, ИФНС России по г. Ступино Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителя предпринимателя, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ИП Стрельниковой Л.В. принадлежит на праве собственности земельный участок для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 392300 кв. м, кадастровый номер 50:33:0020111:36, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 17.04.2012.
Постановлением Главы городского поселения Михнево Ступинского муниципального района Московской области от 24.01.2012 N 28 изменен вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка с земель, предназначенных для "сельскохозяйственного производства" на земли, предназначенные "под дачное строительство".
Из ответа ФГБУ "ФКП Росреестра" от 02.07.2012 следует, что кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана 21.03.2007 на основании результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 30.11.2005 226-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Московской области" и составляет 1 213 030 рублей 83 копейки.
Согласно Акту определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденному 29.02.2012, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020111:36 составляет 942 536 057 рублей, удельный показатель составляет 2 402 рубля 59 копеек, основанием для установления кадастровой стоимости является Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м. земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
Согласно кадастровому паспорту на земельный участок от 07.03.2012 кадастровая стоимость земельного участка составляет 942 536 057 рублей.
ИП Стрельникова Л.В., считая завышенной и нарушающей ее права кадастровую стоимость земельного участка, установленную согласно Акту определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденному 29.02.2012, обратилась с иском к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управлению Росреестра по Московской области, об установлении рыночной стоимости в отношении спорного земельного участка и внесении ее в ГКН.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Следовательно, в случае неправильного определения кадастровой стоимости земельного участка неправомерное увеличение налоговой базы влечет за собой увеличение налоговых обязательств заявителя, тем самым нарушая его права и законные интересы.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В пункте 11 Правил разъяснено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Согласно пункту 4.1 Приказа Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости земель эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.
Пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, в том числе средние уровни кадастровой стоимости квадратного метра земель по муниципальным районам Московской области в разрезе земель садоводческих, огороднических объединений и земель дачных объединений, утверждены Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ (далее Распоряжение N 121-РМ) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области".
Согласно пункту 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" применяется в части, не противоречащей Распоряжению от 23.12.2009 N 121-РМ.
Пунктами 4, 6.2, 9.9, 11.5 и приложения N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 (деле - Административный регламент), установлено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории, что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Анализ положений Административного регламента свидетельствует о том, что государственная кадастровая оценка земель проводится в четко регламентированном порядке с соблюдением органом кадастрового учета нормативно предписанных процедур.
Соответствующим распоряжением кадастровая стоимость конкретного земельного участка, принадлежащего ИП Стрельниковой Л.В., не утверждалась.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м2 земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
Из приложения N 2 к указанному Распоряжению следует, что средняя величина показателя кадастровой стоимости для садоводческих, огороднических объединений Ступинского муниципального района определена в размере 465 рублей 96 копеек, для дачных объединений удельный показатель не определен. Средний удельный показатель кадастровой стоимости по субъекту РФ составляет 2 402 рубля 59 копеек.
В соответствии с пунктом 12 Административного регламента определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации на основе результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222 (зарегистрирован в Минюсте России 15 сентября 2006 г., регистрационный N 297) (далее - Методические указания).
Земельный участок, принадлежащий истцу, не был включен в инвентаризационную опись земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель, а вид разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "под дачное строительство" был изменен в январе 2012 года.
В соответствии с пунктом 2.3.1 Методических указаний, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка, таким образом, указанным нормативным актом не установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем применения установленного для субъекта значения удельного показателя кадастровой стоимости.
С учетом изложенного Распоряжением от 23.12.2009 N 121-РМ не утверждалась кадастровая стоимость земельного участка истца, его показатель.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 была определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Данное правило подлежит применению в том случае, когда заявленные требования по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 по делу N А11-5098/2010 при решении вопроса о надлежащей дате, на которую следует доказать рыночную стоимость объекта недвижимости при заявлении требования о ее внесении в качестве кадастровой, необходимо учитывать, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Однако при рассмотрении данного конкретного дела судом установлено, что Распоряжением от 23.12.2009 N 121-РМ не утверждалась кадастровая стоимость земельного участка истца, его показатель. Согласно приложению N 2 к указанному Распоряжению определена лишь средняя величина показателя кадастровой стоимости для садоводческих, огороднических объединений Ступинского муниципального района в размере 465 рублей 96 копеек, при этом для дачных объединений, дачного строительства удельный показатель определен не был.
Земельный участок не разделялся, вид разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "под дачное строительство" был изменен в январе 2012 года.
С учетом изложенных обстоятельств апелляционный суд считает в данном деле не подлежащей применению позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 относительно даты, на которую необходимо определять рыночную стоимость земельного участка, а именно: даты принятия акта органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки, поскольку как указано выше Распоряжение Минэкологии от 23.12.2009 N 121-РМ относительно спорного земельного участка применено быть не может.
Таким образом, учитывая, что вид разрешенного использования земельного участка на "под дачное строительство" был изменен в январе 2012 года, датой установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в связи с изменением вида его разрешенного использования согласно акту определения кадастровой стоимости является 29.02.2012, суд апелляционной инстанции в целях полного рассмотрения дела и объективного установления рыночной стоимости земельного участка применительно к новому виду разрешенного использования по ходатайству истца назначил судебную экспертизу для установления рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 29.02.2012.
Согласно заключению судебной экспертизы от 23.01.2014 N 074334, проведенной ООО "Аудиторская фирма "Фемида-Аудит", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020111:36 общей площадью 393300 кв. м, расположенного в Ступинском районе Московской области, по состоянию на 29.02.2012 составила: 132 990 000 руб., удельный показатель 339 руб./кВ.м.
Таким образом, апелляционным судом установлено, что внесенная в ГКН кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость.
В заседании апелляционного суда представитель истца пояснил, что требования заявлены относительно установления рыночной стоимости земельного участка и внесения ее в ГКН, просит применить сведения о рыночной стоимости земельного участка на основе данных судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об отмене обжалуемого решения суда первой инстанции и удовлетворении иска к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области путем обязания внести рыночную стоимость названного земельного участка в размере 132 990 000 рублей и ее удельный показатель в размере 339 руб./кв. м в качестве новой кадастровой стоимости и нового удельного показателя кадастровой стоимости названного земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
В удовлетворении требований к Управлению Росреестра по Московской области следует отказать, поскольку данное лицо не осуществляет действий по внесению сведений в Государственный кадастр недвижимости.
Судебные расходы по уплате госпошлины, проведению по делу судебных экспертиз относятся на ИП Стрельникову Л.В., поскольку бремя доказывания в исковом производстве факта несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости возложено на истца.
В рамках рассматриваемого дела определением от 18.12.2013 апелляционным судом была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО "Аудиторская фирма "Фемида-Аудит", в связи с чем с депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда необходимо перечислить экспертному учреждению денежные средства в сумме 60 000 рублей по счету N 19 от 20.02.2014.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.07.2013 по делу N А41-1217/13 отменить.
Требования удовлетворить к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020111:36 общей площадью 393300 кв. м, расположенного в Ступинском районе Московской области, в размере 942 536 057 рублей и об удельном показателе кадастровой стоимости этого участка в размере 2402,59 руб./кв. м и внести рыночную стоимость названного земельного участка в размере 132 990 000 рублей и ее удельный показатель в размере 339 руб./кв. м в качестве новой кадастровой стоимости и нового удельного показателя кадастровой стоимости названного земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
В иске к Управлению Росреестра по Московской области отказать.
Перечислить с депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда ООО "Аудиторская фирма "Фемида-Аудит" 60 000 рублей за проведение экспертизы по счету N 19 от 20.02.2014.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
М.А.НЕМЧИНОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)