Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 6 августа 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 8 августа 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Восход" Верховцевой К.И. по доверенности от 30.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Котлас" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 июня 2014 года по делу N А05-3215/2014 (судья Бекарова Е.И.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Восход" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о:
- - признании незаконными действий администрации муниципального образования "Котлас" (далее - Администрация) по предоставлению выписки из правил землепользования и застройки городского округа "Котлас" в части территории города Котласа от 26.02.2014 N 01-11/1030, не соответствующей Генеральному плану городского округа "Котлас";
- - признании незаконным и отмене решения от 28.02.2014 N 29/14-12611, принятого инженером II категории Отдела кадастрового учета N 2 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Щелковой М.Е. (далее - Кадастровая палата);
- - обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 29:24:030211:7 в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с "эксплуатации производственного корпуса" на "эксплуатацию гостиницы".
Решением суда требования удовлетворены.
Администрация в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать. Указывает, что статьей 44.6 Правил землепользования и застройки городского округа "Котлас" в части территории города Котлас для территории в санитарно-защитных зонах производственных предприятий и объектов инженерно-транспортной инфраструктуры (Э) установлен исчерпывающий перечень видов разрешенного использования недвижимости, который не предусматривает вид разрешенного использования - "эксплуатация гостиницы"; в силу пункта 8.2 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденного приказом Минрегионразвития России от 28.12.2010 N 820, (далее - СП 42.13330.2011.), в пределах производственных зон и санитарно-защитных зон предприятий не допускается размещать гостиницы; пункт 5.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) не подлежит применению. Считает, что расходы по уплате государственной пошлины должны быть взысканы с муниципального образования в лице администрации муниципального образования "Котлас" за счет казны муниципального образования.
Администрация и Кадастровая палата о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Общества, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с нарушением норм материального права.
Как видно из материалов дела, Обществу на основании договора купли-продажи земельного участка от 14.06.2013 N 1535 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 29:24:030211:7, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация производственного корпуса, общая площадь 14 037 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Архангельская область, г. Котлас, ул. 28 Невельской дивизии, дом 3.
На земельном участке находится принадлежащее Обществу на праве собственности нежилое здание производственного корпуса N 40, состоящее из 3 этажей (подземных этажей - 1), общая площадь 3103,4 кв. м, инв. N 1334/01, лит. А, А1. Здание приобретено согласно протоколу N 3 о результатах торгов по продаже арестованного имущества от 09.09.2011, акту приема-передачи от 20.09.2011.
По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок имеет вид разрешенного использования - эксплуатация производственного корпуса.
Общество 20.02.2014 обратилось в Кадастровую палату с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, в котором просило изменить вид разрешенного использования земельного участка на "эксплуатация гостиницы".
Кадастровая палата 21.02.2014 направила в адрес Администрации межведомственный запрос N 07-11/16853 о предоставлении выписки из Правил землепользования и застройки г. Котласа Архангельской области с указанием территориальной зоны, в которой находится земельный участок.
Письмом от 26.02.2014 N 01-11/1030 Администрация в ответ на запрос сообщила, что в соответствии со схемой зонирования территории города Котласа земельный участок с кадастровым номером 29:24:030211:17 расположен в территориальной зоне Д - зоне учреждений здравоохранения. В письме перечислены основные и вспомогательные виды разрешенного использования, установленные для этой территориальной зоны Правилами землепользования и застройки городского округа "Котлас" в части территории города Котласа, утвержденными решением Собрания депутатов муниципального образования "Котлас" от 16.09.2010 N 145-291-р (далее - Правила землепользования и застройки).
Вид разрешенного использования земельных участков "эксплуатация гостиницы" в данном перечне отсутствует.
Кадастровая палата, руководствуясь этой информацией, приняла решение от 28.02.2014 N 29/14-12611 о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре, указав, что заявление и необходимые для государственного кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.23007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кадастровая палата сослалась также на пункт 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010, согласно которому сведения о видах разрешенного использования земельного участка в реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Для устранения причин приостановления кадастрового учета правообладателю земельного участка предложено выбрать вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных градостроительным регламентом основных или вспомогательных видов разрешенного использования для соответствующей территориальной зоны.
ООО "Восход" не согласилось с действиями Администрации по предоставлению выписки из Правил застройки и решением Кадастровой палаты и обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что избранный Обществом вид разрешенного использования "эксплуатация гостиницы" не противоречит нормам градостроительного регламента, в связи с чем удовлетворил заявленные требования. Суд первой инстанции принял ссылку Общества на пункт 5.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, согласно которому допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства, в числе прочего, мотели, гостиницы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В пункте 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) содержится понятие территориальных зон - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ).
Согласно пункту 9 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки, утверждение которых в соответствии со статьей 8 данного Кодекса относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 85 ЗК РФ, части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты на территории города Котласа установлены в Правилах землепользования и застройки.
Частью 3 статьи 37 ГрК РФ установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с частью 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Статьей 43 Правил землепользования и застройки предусмотрено, что градостроительное зонирование территории городского округа "Котлас" в части территории города "Котлас" и зон с особыми условиями использования территории (санитарно-защитные зоны и водоохранные зоны) приведены на схеме функционального зонирования территории города Котласа (ГП-5).
Согласно выкопировке из схемы зонирования территории города Котласа (ГП-5) (лист дела 81), спорный земельный участок в большей части расположен в общественно-деловой зоне в санитарно-защитной зоне.
Как указывает Администрация в отзыве на заявление (лист дела 77), спорный земельный участок (частично) и здание по ул. 28 Невельской дивизии, д. 3, расположены в санитарно-защитной зоне ОАО "КЭМЗ" IV класса (100 м). Общество также указывает на нахождение спорного земельного участка в санитарно-защитной зоне данного предприятия. Данное обстоятельство также подтверждается выкопировкой из схемы зонирования территории города Котласа (ГП-5), в которой содержатся сведения о промышленном предприятии - ФГУП "Котласский ЭМЗ", принадлежащем к машиностроительной отрасли, и имеющим IV класс по санитарной классификации и санитарно-защитную зону по СанПиН 100 м.
Статьей 44 Правил землепользования и застройки установлен перечень территориальных зон, выделенных на схеме функционального зонирования территории города Котлас, в котором, в частности, обозначены общественно-деловые зоны (Д) и территории в санитарно-защитных зонах производственных предприятий и объектов инженерно-транспортной инфраструктуры.
Общественно-деловые зоны подразделены на следующие зоны: зона учреждений здравоохранения, зона спортивных и спортивно-зрелищных сооружений, зона высших и средних специальных учебных заведений, зона обслуживания и деловой активности, зона торговли, зона объектов религиозного назначения.
Поскольку территориальная зона, в которой расположен спорный земельный участок, не обозначена на схеме зонирования территории города Котласа как зона учреждений здравоохранения, выписка из Правил землепользования и застройки городского округа "Котлас" в части территории города Котлас, оформленная письмом Администрации от 26.02.2014 N 01-11/1030, содержит недостоверные сведения, в связи с чем действия Администрации по предоставлению этой выписки не соответствуют закону.
Так как решение Кадастровой палаты от 28.02.2014 N 29/14-12611 о приостановлении осуществления кадастрового учета принято на основании не соответствующих действительности сведений о видах разрешенного использования для территориальной зоны, к которой относится спорный земельный участок, указанное решение также не соответствует закону.
Однако апелляционный суд считает требования Общества не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания оспариваемых действий Администрации и решения Кадастровой палаты незаконными необходимо наличие такого условия, как нарушение оспариваемыми действиями и решением законных прав и интересов заявителя.
Нарушение своих законных прав и интересов заявитель усматривает в том, что указанные действия и решение препятствуют изменению вида разрешенного использования земельного участка на "эксплуатация гостиницы".
По мнению апелляционного суда, основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка на "эксплуатация гостиницы" в данном случае отсутствуют, в связи с чем требования Общества не могут быть удовлетворены, поскольку оспариваемые действия Администрации и решение Кадастровой палаты не нарушают прав и законных интересов Общества.
В силу части 3 статьи 37 ГрК РФ обязательным условием изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования является соблюдение требований технических регламентов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
Статьей 6 данного Закона установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В пункт 57 данного Перечня включен СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в части разделов 1 - 5, 6 (пункты 6.1 - 6.41, таблица 10*), 7 - 9; приложение 2.
С 20.05.2011 начал действовать СП 42.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89) Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, положения которого в части разделов 1 - 5, 6 (пунктов 6.1 - 6.4, таблицы 10), 7 - 9, приложения 2 носят обязательный характер.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.06.2010 N 2079 утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в пункт 47 которого включен СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", кроме разделов 1 - 5, 6 (пунктов 6.1 - 6.4, таблицы 10), 7 - 9; приложения 2.
В соответствии с пунктом 8.2 СП 42. 13330.2011 в пределах производственных зон и санитарно-защитных зон предприятий не допускается размещать жилые дома, гостиницы, общежития, садово-дачную застройку, дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения здравоохранения и отдыха, спортивные сооружения, другие общественные здания, не связанные с обслуживанием производства.
Поскольку применение пункта 8.2 СП 42.13330.2011 является обязательным, изменение вида разрешенного использования земельного участка, который большей частью находится в санитарно-защитной зоне производственного предприятия, с "эксплуатация производственного корпуса" на "эксплуатация гостиницы" нарушает требования СП 42. 13330.2011, в связи с чем в силу части 3 статьи 37 ГрК РФ не может быть произведено.
Апелляционный суд не может согласиться с доводом Общества о том, что СП 42. 13330.2011 распространяется только на вновь строящиеся и реконструируемые объекты, так как согласно пункту 1.3 данного Свода правил его требования с момента ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" указанный Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Общества не имеется. Решение суда подлежит отмене. В удовлетворении требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 июня 2014 года по делу N А05-3215/2014 отменить.
В удовлетворении требований обществу с ограниченной ответственностью "Восход" отказать.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2014 ПО ДЕЛУ N А05-3215/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2014 г. по делу N А05-3215/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 6 августа 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 8 августа 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Восход" Верховцевой К.И. по доверенности от 30.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Котлас" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 июня 2014 года по делу N А05-3215/2014 (судья Бекарова Е.И.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Восход" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о:
- - признании незаконными действий администрации муниципального образования "Котлас" (далее - Администрация) по предоставлению выписки из правил землепользования и застройки городского округа "Котлас" в части территории города Котласа от 26.02.2014 N 01-11/1030, не соответствующей Генеральному плану городского округа "Котлас";
- - признании незаконным и отмене решения от 28.02.2014 N 29/14-12611, принятого инженером II категории Отдела кадастрового учета N 2 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Щелковой М.Е. (далее - Кадастровая палата);
- - обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 29:24:030211:7 в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с "эксплуатации производственного корпуса" на "эксплуатацию гостиницы".
Решением суда требования удовлетворены.
Администрация в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать. Указывает, что статьей 44.6 Правил землепользования и застройки городского округа "Котлас" в части территории города Котлас для территории в санитарно-защитных зонах производственных предприятий и объектов инженерно-транспортной инфраструктуры (Э) установлен исчерпывающий перечень видов разрешенного использования недвижимости, который не предусматривает вид разрешенного использования - "эксплуатация гостиницы"; в силу пункта 8.2 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденного приказом Минрегионразвития России от 28.12.2010 N 820, (далее - СП 42.13330.2011.), в пределах производственных зон и санитарно-защитных зон предприятий не допускается размещать гостиницы; пункт 5.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) не подлежит применению. Считает, что расходы по уплате государственной пошлины должны быть взысканы с муниципального образования в лице администрации муниципального образования "Котлас" за счет казны муниципального образования.
Администрация и Кадастровая палата о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Общества, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с нарушением норм материального права.
Как видно из материалов дела, Обществу на основании договора купли-продажи земельного участка от 14.06.2013 N 1535 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 29:24:030211:7, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация производственного корпуса, общая площадь 14 037 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Архангельская область, г. Котлас, ул. 28 Невельской дивизии, дом 3.
На земельном участке находится принадлежащее Обществу на праве собственности нежилое здание производственного корпуса N 40, состоящее из 3 этажей (подземных этажей - 1), общая площадь 3103,4 кв. м, инв. N 1334/01, лит. А, А1. Здание приобретено согласно протоколу N 3 о результатах торгов по продаже арестованного имущества от 09.09.2011, акту приема-передачи от 20.09.2011.
По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок имеет вид разрешенного использования - эксплуатация производственного корпуса.
Общество 20.02.2014 обратилось в Кадастровую палату с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, в котором просило изменить вид разрешенного использования земельного участка на "эксплуатация гостиницы".
Кадастровая палата 21.02.2014 направила в адрес Администрации межведомственный запрос N 07-11/16853 о предоставлении выписки из Правил землепользования и застройки г. Котласа Архангельской области с указанием территориальной зоны, в которой находится земельный участок.
Письмом от 26.02.2014 N 01-11/1030 Администрация в ответ на запрос сообщила, что в соответствии со схемой зонирования территории города Котласа земельный участок с кадастровым номером 29:24:030211:17 расположен в территориальной зоне Д - зоне учреждений здравоохранения. В письме перечислены основные и вспомогательные виды разрешенного использования, установленные для этой территориальной зоны Правилами землепользования и застройки городского округа "Котлас" в части территории города Котласа, утвержденными решением Собрания депутатов муниципального образования "Котлас" от 16.09.2010 N 145-291-р (далее - Правила землепользования и застройки).
Вид разрешенного использования земельных участков "эксплуатация гостиницы" в данном перечне отсутствует.
Кадастровая палата, руководствуясь этой информацией, приняла решение от 28.02.2014 N 29/14-12611 о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре, указав, что заявление и необходимые для государственного кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.23007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кадастровая палата сослалась также на пункт 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010, согласно которому сведения о видах разрешенного использования земельного участка в реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Для устранения причин приостановления кадастрового учета правообладателю земельного участка предложено выбрать вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных градостроительным регламентом основных или вспомогательных видов разрешенного использования для соответствующей территориальной зоны.
ООО "Восход" не согласилось с действиями Администрации по предоставлению выписки из Правил застройки и решением Кадастровой палаты и обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что избранный Обществом вид разрешенного использования "эксплуатация гостиницы" не противоречит нормам градостроительного регламента, в связи с чем удовлетворил заявленные требования. Суд первой инстанции принял ссылку Общества на пункт 5.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, согласно которому допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства, в числе прочего, мотели, гостиницы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В пункте 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) содержится понятие территориальных зон - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ).
Согласно пункту 9 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки, утверждение которых в соответствии со статьей 8 данного Кодекса относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 85 ЗК РФ, части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты на территории города Котласа установлены в Правилах землепользования и застройки.
Частью 3 статьи 37 ГрК РФ установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с частью 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Статьей 43 Правил землепользования и застройки предусмотрено, что градостроительное зонирование территории городского округа "Котлас" в части территории города "Котлас" и зон с особыми условиями использования территории (санитарно-защитные зоны и водоохранные зоны) приведены на схеме функционального зонирования территории города Котласа (ГП-5).
Согласно выкопировке из схемы зонирования территории города Котласа (ГП-5) (лист дела 81), спорный земельный участок в большей части расположен в общественно-деловой зоне в санитарно-защитной зоне.
Как указывает Администрация в отзыве на заявление (лист дела 77), спорный земельный участок (частично) и здание по ул. 28 Невельской дивизии, д. 3, расположены в санитарно-защитной зоне ОАО "КЭМЗ" IV класса (100 м). Общество также указывает на нахождение спорного земельного участка в санитарно-защитной зоне данного предприятия. Данное обстоятельство также подтверждается выкопировкой из схемы зонирования территории города Котласа (ГП-5), в которой содержатся сведения о промышленном предприятии - ФГУП "Котласский ЭМЗ", принадлежащем к машиностроительной отрасли, и имеющим IV класс по санитарной классификации и санитарно-защитную зону по СанПиН 100 м.
Статьей 44 Правил землепользования и застройки установлен перечень территориальных зон, выделенных на схеме функционального зонирования территории города Котлас, в котором, в частности, обозначены общественно-деловые зоны (Д) и территории в санитарно-защитных зонах производственных предприятий и объектов инженерно-транспортной инфраструктуры.
Общественно-деловые зоны подразделены на следующие зоны: зона учреждений здравоохранения, зона спортивных и спортивно-зрелищных сооружений, зона высших и средних специальных учебных заведений, зона обслуживания и деловой активности, зона торговли, зона объектов религиозного назначения.
Поскольку территориальная зона, в которой расположен спорный земельный участок, не обозначена на схеме зонирования территории города Котласа как зона учреждений здравоохранения, выписка из Правил землепользования и застройки городского округа "Котлас" в части территории города Котлас, оформленная письмом Администрации от 26.02.2014 N 01-11/1030, содержит недостоверные сведения, в связи с чем действия Администрации по предоставлению этой выписки не соответствуют закону.
Так как решение Кадастровой палаты от 28.02.2014 N 29/14-12611 о приостановлении осуществления кадастрового учета принято на основании не соответствующих действительности сведений о видах разрешенного использования для территориальной зоны, к которой относится спорный земельный участок, указанное решение также не соответствует закону.
Однако апелляционный суд считает требования Общества не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания оспариваемых действий Администрации и решения Кадастровой палаты незаконными необходимо наличие такого условия, как нарушение оспариваемыми действиями и решением законных прав и интересов заявителя.
Нарушение своих законных прав и интересов заявитель усматривает в том, что указанные действия и решение препятствуют изменению вида разрешенного использования земельного участка на "эксплуатация гостиницы".
По мнению апелляционного суда, основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка на "эксплуатация гостиницы" в данном случае отсутствуют, в связи с чем требования Общества не могут быть удовлетворены, поскольку оспариваемые действия Администрации и решение Кадастровой палаты не нарушают прав и законных интересов Общества.
В силу части 3 статьи 37 ГрК РФ обязательным условием изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования является соблюдение требований технических регламентов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
Статьей 6 данного Закона установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В пункт 57 данного Перечня включен СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в части разделов 1 - 5, 6 (пункты 6.1 - 6.41, таблица 10*), 7 - 9; приложение 2.
С 20.05.2011 начал действовать СП 42.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89) Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, положения которого в части разделов 1 - 5, 6 (пунктов 6.1 - 6.4, таблицы 10), 7 - 9, приложения 2 носят обязательный характер.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.06.2010 N 2079 утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в пункт 47 которого включен СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", кроме разделов 1 - 5, 6 (пунктов 6.1 - 6.4, таблицы 10), 7 - 9; приложения 2.
В соответствии с пунктом 8.2 СП 42. 13330.2011 в пределах производственных зон и санитарно-защитных зон предприятий не допускается размещать жилые дома, гостиницы, общежития, садово-дачную застройку, дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения здравоохранения и отдыха, спортивные сооружения, другие общественные здания, не связанные с обслуживанием производства.
Поскольку применение пункта 8.2 СП 42.13330.2011 является обязательным, изменение вида разрешенного использования земельного участка, который большей частью находится в санитарно-защитной зоне производственного предприятия, с "эксплуатация производственного корпуса" на "эксплуатация гостиницы" нарушает требования СП 42. 13330.2011, в связи с чем в силу части 3 статьи 37 ГрК РФ не может быть произведено.
Апелляционный суд не может согласиться с доводом Общества о том, что СП 42. 13330.2011 распространяется только на вновь строящиеся и реконструируемые объекты, так как согласно пункту 1.3 данного Свода правил его требования с момента ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" указанный Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Общества не имеется. Решение суда подлежит отмене. В удовлетворении требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 июня 2014 года по делу N А05-3215/2014 отменить.
В удовлетворении требований обществу с ограниченной ответственностью "Восход" отказать.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)