Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.08.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Мордовия, г. Саранск,
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.05.2014 по делу N А39-822/2014, принятое судьей Савочкиным В.Н.
по заявлению муниципального предприятия городского округа Саранск "Горремдорстрой", г. Саранск о признании незаконным и отмене постановления Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Мордовия от 17.02.2014 N 13 СК N 000277.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
следующее.
Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Мордовия (далее по тексту - Управление) 30.01.2014 проведена проверка улично-дорожной сети.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Управления в отношении муниципального предприятия городского округа Саранск "Горремдорстрой" (далее по тексту - Предприятие) 14.02.2014 составлен протокол об административном правонарушении 13 АЮ N 000364.
Усмотрев в действиях Предприятия состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Управление 17.02.2014 вынесло постановление о привлечении Предприятия к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его незаконным.
Решением от 26.05.2014 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на неправильное применение норм материального права, считает, что основания для применения судом по делу об административном правонарушении положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статья 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Закон N 196-ФЗ), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
Согласно статье 5 Закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Согласно статье 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Установленные правилами, нормативами, стандартами и иными нормативными документами требования к ремонту и содержанию дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы и дороги городов и других населенных пунктов, а также железнодорожных переездов.
Статьями 21 и 22 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 18.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 257-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 46 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, лица, нарушившие законодательство Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состоянием дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 (далее ГОСТ Р 50597-93).
Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно ГОСТ Р 50597-93 установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно части 7 пункта 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. При этом дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Таким образом, должностные и иные лица, ответственные за состоянием дорог, должны содержать в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, все элементы дороги (проезжую часть, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы), если они имеются.
Согласно решению Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 N 177 "Об утверждении Устава городского округа Саранск" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с федеральным законодательством относится к вопросам местного значения муниципального образования.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно Уставу муниципального предприятия города Саранска "Горремдорстрой", предприятие создано в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании постановления главы г. Саранска от 29.06.1998 N 833 с первоначальным наименованием муниципальное предприятие города Саранска "Горремдорстрой", с последующим переименованием на основании постановления главы Администрации г. о. Саранск от 12.02.2007 N 344 в муниципальное предприятие городского округа Саранск "Горремдорстрой".
Собственником имущества и учредителем предприятия от имени городского округа Саранск выступает Администрация городского округа Саранск (пункт 1.3 Устава).
Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником (пункт 1.4 Устава).
В соответствии с пунктом 2.1 Устава предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.
Для достижения целей, указанных в пункте 2.1 Устава, предприятие осуществляет в установленном законодательством порядке следующие виды деятельности (предмет деятельности предприятия): строительство, реконструкцию, ремонт и содержание городских дорог, мостов, путепроводов, транспортных и пешеходных тоннелей, набережных, сооружений инженерной защиты, магистральных дренажных сетей ливневой канализации (пункт 2.2 Устава).
Глава V Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск, утвержденных решением Саранского городского Совета депутатов от 24.04.2003 N 304 устанавливает основные требования по содержанию дорог и тротуаров на территории городского округа Саранск, и являются обязательными для всех юридических и физических лиц.
Содержание объектов благоустройства в надлежащем состоянии осуществляется юридическими и физическими лицами, на которых возложена указанная обязанность в соответствии с законодательством, заключенным в установленном порядке договором либо по иным основаниям.
Постановлением главы Администрации г. о. Саранск от 30.04.2010 N 1060 утвержден Стандарт качества предоставления муниципальной услуги "Содержание автомобильных дорог".
Настоящий Стандарт регулирует деятельность муниципальных и немуниципальных организаций (далее - Организации), на оказание муниципальной услуги "Содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений" (далее по тексту - Услуга), включенной в Реестр (перечень) муниципальных услуг городского округа Саранск, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении, утвержденный постановлением главы администрации городского округа Саранск от 29 июня 2007 года N 1250 "О мерах по созданию системы учета потребности в предоставляемых муниципальных услугах и утверждении Положения о порядке ведения реестра муниципальных услуг городского округа Саранск".
В пункте 1.5.1 Стандарта качества предоставления муниципальной услуги "Содержание автомобильных дорог", утвержденного постановлением главы Администрации г. о. Саранск от 30.04.2010 N 1060 указано, что содержание городских дорог и улиц - это комплекс работ, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дорог, дорожных сооружений, полос отвода, элементов обустройства дорог, организация безопасности движения, отвечающих требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Пунктом 1.3 Стандарта качества предоставления муниципальной услуги "Содержание автомобильных дорог", утвержденного постановлением главы Администрации ГО Саранск от 30.04.2010 N 1060 предусмотрено, что органом местного самоуправления, ответственным за организацию предоставления услуги и осуществление контроля за предоставлением услуги, является МУ "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" (в дальнейшем преобразован в КУ ГО Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства").
Как следует из материалов дела, 18.11.2013 казенным учреждением городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" (Заказчик) был заключен муниципальный контракт с Предприятием (Исполнитель) N 80-ор/13 на выполнение работ по содержанию и благоустройству улиц городского округа Саранск в зимний период.
Согласно пункту 1.1 муниципального контракта заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по содержанию и благоустройству улиц городского округа Саранск в соответствии с условиями настоящего контракта и приложениями к нему, в том числе, обеспечение соответствия фактического уровня транспортно-эксплуатационного состояния улиц согласно ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221.
Пунктом 2.3.2 контракта установлено, что исполнитель обязуется выполнять обязательства по содержанию объектов, подлежащих уборке в городском округе Саранск, согласно приложению N 1, Регламента содержания объектов, подлежащих уборке (приложение N 2).
В нештатных ситуациях, в целях обеспечения безопасности дорожного движения и пешеходов Исполнитель обязан незамедлительно и самостоятельно принимать решения и обеспечить выполнение работ по расчистке улиц, изменению, временному ограничению и/или запрещению прохода по поврежденным и/или опасным для движения пешеходов и автотранспортных средств участка. С момента обнаружения нештатных ситуаций, Исполнитель обязан немедленно приступить к ликвидации их последствий (пункт 2.3.3 договора).
Из оспариваемого постановления усматривается, что Предприятию вменяется нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, выразившихся в том, что на ул. Титова в районе ООТ "ДСК" г. Саранска ближе 5 м от пешеходного перехода сформированы снежные валы, ограничивающие видимость пешеходов на подходах к пешеходному переходу.
Согласно требованиям раздела 3 "Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов" Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 221) проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. При этом, в силу требований пункта 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 на дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м.
В силу пункта 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 формирование снежных валов не допускается на тротуарах и ближе 5 метров от пешеходного перехода.
После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств.
Таким образом, факт совершения Предприятием административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации подтверждается имеющимися в деле доказательствами: актом комиссионной проверки зимнего содержания улично-дорожной сети на территории Пролетарского района городского округа Саранск от 30.01.2014, фотоснимками; протоколом об административном правонарушении от 14.02.2014 13АЮ N 000364.
Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав заявителя при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствует материалам дела.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Установив фактические обстоятельства по делу, оценив имеющиеся в деле доказательства, оценив характер и степень общественной опасности содеянного, руководствуясь принципами справедливости, соразмерности и целесообразности назначения наказания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о малозначительности административного правонарушения, совершенного Предприятием.
Оснований для переоценки данного вывода суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.05.2014 по делу N А39-822/2014 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Мордовия оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2014 ПО ДЕЛУ N А39-822/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2014 г. по делу N А39-822/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.08.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Мордовия, г. Саранск,
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.05.2014 по делу N А39-822/2014, принятое судьей Савочкиным В.Н.
по заявлению муниципального предприятия городского округа Саранск "Горремдорстрой", г. Саранск о признании незаконным и отмене постановления Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Мордовия от 17.02.2014 N 13 СК N 000277.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:
следующее.
Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Мордовия (далее по тексту - Управление) 30.01.2014 проведена проверка улично-дорожной сети.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Управления в отношении муниципального предприятия городского округа Саранск "Горремдорстрой" (далее по тексту - Предприятие) 14.02.2014 составлен протокол об административном правонарушении 13 АЮ N 000364.
Усмотрев в действиях Предприятия состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Управление 17.02.2014 вынесло постановление о привлечении Предприятия к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его незаконным.
Решением от 26.05.2014 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на неправильное применение норм материального права, считает, что основания для применения судом по делу об административном правонарушении положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статья 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Закон N 196-ФЗ), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
Согласно статье 5 Закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Согласно статье 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Установленные правилами, нормативами, стандартами и иными нормативными документами требования к ремонту и содержанию дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы и дороги городов и других населенных пунктов, а также железнодорожных переездов.
Статьями 21 и 22 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 18.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 257-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 46 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, лица, нарушившие законодательство Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состоянием дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 (далее ГОСТ Р 50597-93).
Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно ГОСТ Р 50597-93 установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно части 7 пункта 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. При этом дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Таким образом, должностные и иные лица, ответственные за состоянием дорог, должны содержать в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, все элементы дороги (проезжую часть, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы), если они имеются.
Согласно решению Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 N 177 "Об утверждении Устава городского округа Саранск" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с федеральным законодательством относится к вопросам местного значения муниципального образования.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно Уставу муниципального предприятия города Саранска "Горремдорстрой", предприятие создано в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании постановления главы г. Саранска от 29.06.1998 N 833 с первоначальным наименованием муниципальное предприятие города Саранска "Горремдорстрой", с последующим переименованием на основании постановления главы Администрации г. о. Саранск от 12.02.2007 N 344 в муниципальное предприятие городского округа Саранск "Горремдорстрой".
Собственником имущества и учредителем предприятия от имени городского округа Саранск выступает Администрация городского округа Саранск (пункт 1.3 Устава).
Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником (пункт 1.4 Устава).
В соответствии с пунктом 2.1 Устава предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.
Для достижения целей, указанных в пункте 2.1 Устава, предприятие осуществляет в установленном законодательством порядке следующие виды деятельности (предмет деятельности предприятия): строительство, реконструкцию, ремонт и содержание городских дорог, мостов, путепроводов, транспортных и пешеходных тоннелей, набережных, сооружений инженерной защиты, магистральных дренажных сетей ливневой канализации (пункт 2.2 Устава).
Глава V Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск, утвержденных решением Саранского городского Совета депутатов от 24.04.2003 N 304 устанавливает основные требования по содержанию дорог и тротуаров на территории городского округа Саранск, и являются обязательными для всех юридических и физических лиц.
Содержание объектов благоустройства в надлежащем состоянии осуществляется юридическими и физическими лицами, на которых возложена указанная обязанность в соответствии с законодательством, заключенным в установленном порядке договором либо по иным основаниям.
Постановлением главы Администрации г. о. Саранск от 30.04.2010 N 1060 утвержден Стандарт качества предоставления муниципальной услуги "Содержание автомобильных дорог".
Настоящий Стандарт регулирует деятельность муниципальных и немуниципальных организаций (далее - Организации), на оказание муниципальной услуги "Содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений" (далее по тексту - Услуга), включенной в Реестр (перечень) муниципальных услуг городского округа Саранск, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении, утвержденный постановлением главы администрации городского округа Саранск от 29 июня 2007 года N 1250 "О мерах по созданию системы учета потребности в предоставляемых муниципальных услугах и утверждении Положения о порядке ведения реестра муниципальных услуг городского округа Саранск".
В пункте 1.5.1 Стандарта качества предоставления муниципальной услуги "Содержание автомобильных дорог", утвержденного постановлением главы Администрации г. о. Саранск от 30.04.2010 N 1060 указано, что содержание городских дорог и улиц - это комплекс работ, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дорог, дорожных сооружений, полос отвода, элементов обустройства дорог, организация безопасности движения, отвечающих требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Пунктом 1.3 Стандарта качества предоставления муниципальной услуги "Содержание автомобильных дорог", утвержденного постановлением главы Администрации ГО Саранск от 30.04.2010 N 1060 предусмотрено, что органом местного самоуправления, ответственным за организацию предоставления услуги и осуществление контроля за предоставлением услуги, является МУ "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" (в дальнейшем преобразован в КУ ГО Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства").
Как следует из материалов дела, 18.11.2013 казенным учреждением городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" (Заказчик) был заключен муниципальный контракт с Предприятием (Исполнитель) N 80-ор/13 на выполнение работ по содержанию и благоустройству улиц городского округа Саранск в зимний период.
Согласно пункту 1.1 муниципального контракта заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по содержанию и благоустройству улиц городского округа Саранск в соответствии с условиями настоящего контракта и приложениями к нему, в том числе, обеспечение соответствия фактического уровня транспортно-эксплуатационного состояния улиц согласно ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221.
Пунктом 2.3.2 контракта установлено, что исполнитель обязуется выполнять обязательства по содержанию объектов, подлежащих уборке в городском округе Саранск, согласно приложению N 1, Регламента содержания объектов, подлежащих уборке (приложение N 2).
В нештатных ситуациях, в целях обеспечения безопасности дорожного движения и пешеходов Исполнитель обязан незамедлительно и самостоятельно принимать решения и обеспечить выполнение работ по расчистке улиц, изменению, временному ограничению и/или запрещению прохода по поврежденным и/или опасным для движения пешеходов и автотранспортных средств участка. С момента обнаружения нештатных ситуаций, Исполнитель обязан немедленно приступить к ликвидации их последствий (пункт 2.3.3 договора).
Из оспариваемого постановления усматривается, что Предприятию вменяется нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, выразившихся в том, что на ул. Титова в районе ООТ "ДСК" г. Саранска ближе 5 м от пешеходного перехода сформированы снежные валы, ограничивающие видимость пешеходов на подходах к пешеходному переходу.
Согласно требованиям раздела 3 "Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов" Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 221) проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. При этом, в силу требований пункта 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 на дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м.
В силу пункта 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 формирование снежных валов не допускается на тротуарах и ближе 5 метров от пешеходного перехода.
После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств.
Таким образом, факт совершения Предприятием административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации подтверждается имеющимися в деле доказательствами: актом комиссионной проверки зимнего содержания улично-дорожной сети на территории Пролетарского района городского округа Саранск от 30.01.2014, фотоснимками; протоколом об административном правонарушении от 14.02.2014 13АЮ N 000364.
Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав заявителя при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствует материалам дела.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Установив фактические обстоятельства по делу, оценив имеющиеся в деле доказательства, оценив характер и степень общественной опасности содеянного, руководствуясь принципами справедливости, соразмерности и целесообразности назначения наказания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о малозначительности административного правонарушения, совершенного Предприятием.
Оснований для переоценки данного вывода суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.05.2014 по делу N А39-822/2014 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Мордовия оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий
Т.В.МОСКВИЧЕВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
В.Н.УРЛЕКОВ
М.Б.БЕЛЫШКОВА
В.Н.УРЛЕКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)