Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретаре Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-307/2014) Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 18.12.2013 по делу N А46-9311/2013 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Детальстрой" (ИНН 5505211274, ОГРН 1115543017974) к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным отказа от 19.07.2013 N исх-ДИО/145595, об обязании Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска направить проект договора,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска - Семенова Елена Геннадьевна по доверенности N Исх.ДИО/929 от 27.01.2014 сроком действия 1 год, личность установлена на основании служебного удостоверения;
- от общества с ограниченной ответственностью "Детальстрой" - Денисенко Анастасия Александровна по доверенности от 20.12.2013 сроком действия 3 года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Детальстрой" (далее по тексту - заявитель, ООО "Детальстрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска (далее по тексту - заинтересованное лицо, Департамент), в котором просил:
- признать недействительным отказ Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 19.07.2013 N исх-ДИО/145595 в приобретении в собственность ООО "Детальстрой" земельного участка с кадастровым номером 55:36:170201:3007, местоположение которого установлено относительно 3-этажного здания с почтовым адресом: г. Омск, ЛАО, ул. 6-я Станционная, д. 161 общей площадью 11344 +/-37 кв. м,
- обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 0201:3007, местоположение которого установлено относительно 3-этажного здания с почтовым адресом: г. Омск, ЛАО, ул. 6-я Станционная, д. 161 общей площадью 11344 +/-37 кв. м на условиях и в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.12.2013 по делу N А46-9311/2013 заявленные ООО "Детальстрой" требования удовлетворены в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что датой обращения Общества с заявлением о предоставлении земельного участка является дата его первоначального обращения в Главное управление по земельным ресурсам по Омской, и поскольку Общество обратилось с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка по льготной цене в пределах срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", у Департамента не было правовых оснований для принятия решения об отказе в приобретении в собственность ООО "Детальстрой" земельного участка с кадастровым номером 55:36:170201:3007, местоположение которого установлено относительно 3-этажного здания с почтовым адресом: г. Омск, ЛАО, ул. 6-я Станционная, д. 161 общей площадью 11344 +/-37 кв. м, оформленного письмом от 19.07.2013 N исх-ДИО/145595.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывал на то, что заявление ООО "Детальстрой" о предоставлении земельного участка в собственность исходя из 2,5% его кадастровой стоимости, было подано заявителем 20.06.2013, в связи с чем предоставление испрашиваемого земельного участка по льготной цене невозможно. При этом заявка, поданная Обществом 25.05.2012 в Главное управление по земельным ресурсам Омской области, на которую ссылается заявитель, не может являться таким основанием, поскольку она была рассмотрена Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и в предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю было отказано со ссылкой на отсутствие зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества за ООО "Детальстрой".
В судебном заседании представитель Департамент поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Обзества возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ООО "Детальстрой" на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:17 0201:3007, местоположение которого установлено относительно 3-этажного здания с почтовым адресом: г. Омск, ЛАО, ул. 6-я Станционная, д. 161 общей площадью 11344 +/-37 кв. м (договор аренды N ДГУ-Л-13-675 от 25.04.2008, соглашение к договору аренды земельного участка от 18.10.2011).
На указанном земельном участке расположены принадлежащие Обществу на праве собственности объекты недвижимости:
- - производственное здание с бытовыми помещениями, гараж на три легковых автомобиля, - центральный склад: трехэтажное здание с тремя одноэтажными пристройками и одной двухэтажной пристройкой, общей площадью 1206,30 кв. м, литера А-А4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АА N 645702;
- - здание цеха вулканизации, общей площадью 134,20 кв. м, литера Б, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 ААN 645701;
- - здание блока цехов, общей площадью 162, 10 кв. м, литера ВВ1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 ААN 712619;
- - здание диспетчерской, общей площадью 113,10 кв. м, литера Г, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АА N 712620;
- - холодный склад: одноэтажное здание, общей площадью 640, 90 кв. м, литера Е, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 ААN 712621;
- - теплая стоянка: двухэтажное панельное здание, общей площадью 1693,80 кв. м, литера 3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АА N 645699.
Общество с ограниченной ответственностью "Детальстрой", желая выкупить указанный земельный участок по льготной цене (2,5% от кадастровой стоимости), в мае 2012 года обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением на выкуп земельного участка с кадастровым номером 55:36:170201:3007, для целей, не связанных со строительством.
Письмом от 29.06.2012 N 0401/7069 Главное управление по земельным ресурсам по Омской области сообщило, что предоставление земельного участка в собственностью Обществу в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации возможно при наличии зарегистрированных прав на объекты недвижимости за юридическим лицом -ООО "Детальстрой".
ООО "Детальстрой" зарегистрировало в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области права на перечисленные выше объекты недвижимости.
20.06.2013 в связи с ликвидацией Главного управления по земельным ресурсам Омской области заявитель обратился в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска с письмом о предоставлении в собственность земельного
Участка с кадастровым номером 55:36:170201:3007 по цене в пределах двух с половиной процентов от кадастровой стоимости земельного участка на основании заявления, поданного в мае 2012 года.
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска письмом от 19.07.2013 исх. 14595 сообщил, что предоставить испрашиваемый земельный участок, применяя 2,5% кадастровой стоимости при подготовке договора, не представляется возможным, так как заявление Обществом подано 20.06.2013.
Полагая, что отказ Департамента является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО "Детальстрой" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
18.12.2013 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа недействительным необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту и нарушение актом прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Общество оспаривает отказ Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в приобретении в собственность ООО "Детальстрой" земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 0201:3007 по льготной цене исходя из 2, 5% его кадастровой стоимости.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- - коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- - коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
- - юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
- - гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- - двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- - двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Размер выкупной цены земельного участка, как правило, определяется на дату подачи заявления о приватизации земельного участка либо в месячный срок после его принятия, так как согласно пунктам 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявки, а уполномоченный орган должен в месячный срок со дня поступления заявления совершить необходимые действия по оформлению земельного участка в собственность заявителя (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.09.2011 N ВАС-1124-/11, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.06.2012 по делу N А27-8062/2011, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.03.2012 N Ф09-1089/12).
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно перечню документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 475, к такому заявлению должны прилагаться: выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или: уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
Материалами настоящего дела подтверждается, что ООО "Детальстрой" обратилось в мае 2012 года в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 0201:3007, местоположение которого установлено относительно 3-этажного здания с почтовым адресом: г. Омск, ЛАО, ул. 6-я Станционная, д. 161.
По причине реорганизации в форме преобразования ЗАО "Детальстрой" в ООО "Детальстрой", право собственности ООО "Детальстрой" на расположенные на земельном участке с кадастровым номером 55:36:17 0201:3007 объекты недвижимого имущества зарегистрировано не было, на что было указано Главным управлением по земельным ресурсам Омской области в письме от 29.06.20132 N 0401/7069.
Осуществив регистрацию прав на перешедшие к нему вследствие реорганизации объекты недвижимости, Общество в поданном в Департамент 20.06.2013 заявлении указало на подачу первоначального заявления в мае 2012 года, которое по сути в установленном законом порядке рассмотрено Главным управлением по земельным ресурсам Омской области не было.
При этом доводы Департамента о том, что обязанность по рассмотрению заявления Общества и принятию решения о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка возникла только после подачи заявления от 20.06.2013, поскольку права на расположенные на земельном участке объекты недвижимого имущества у ООО "Детальстрой" отсутствовали, обоснованно были признаны судом первой инстанции ошибочными.
В данном случае датой обращения Общества с заявлением о предоставлении земельного участка является дата первоначального обращения, в связи с подачей которого у заинтересованного лица возникла обязанность решить вопрос о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка Обществу.
Поскольку первоначально Общество с заявлением о выкупе земельного участка обратилось в пределах срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской
Федерации", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у заявителя права на приобретение испрашиваемого земельного участка по цене в пределах 2,5% от кадастровой стоимости.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы Департамента не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как Департамент согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что при изготовлении машинописного текста резолютивной части постановления допущена опечатка, выразившаяся в неверном указании даты оглашения резолютивной части постановления, а именно: вместо 18 марта 2014 года указано 19 марта 2014 года.
Между тем, аудиозаписью судебного заседания, протоколом судебного заседания подтверждается, что апелляционная жалоба Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 18.12.2013 по делу N А46-9311/2013 была рассмотрена Восьмым арбитражным апелляционным судом 18.03.2014 и в этот же день была оглашена резолютивная часть постановления.
Настоящим постановлением суд апелляционной инстанции на основании статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исправляет указанную опечатку.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 18.12.2013 по делу N А46-9311/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
Е.П.КЛИВЕР
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2014 N 08АП-307/2014 ПО ДЕЛУ N А46-9311/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2014 г. N 08АП-307/2014
Дело N А46-9311/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретаре Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-307/2014) Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 18.12.2013 по делу N А46-9311/2013 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Детальстрой" (ИНН 5505211274, ОГРН 1115543017974) к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным отказа от 19.07.2013 N исх-ДИО/145595, об обязании Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска направить проект договора,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска - Семенова Елена Геннадьевна по доверенности N Исх.ДИО/929 от 27.01.2014 сроком действия 1 год, личность установлена на основании служебного удостоверения;
- от общества с ограниченной ответственностью "Детальстрой" - Денисенко Анастасия Александровна по доверенности от 20.12.2013 сроком действия 3 года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Детальстрой" (далее по тексту - заявитель, ООО "Детальстрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска (далее по тексту - заинтересованное лицо, Департамент), в котором просил:
- признать недействительным отказ Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 19.07.2013 N исх-ДИО/145595 в приобретении в собственность ООО "Детальстрой" земельного участка с кадастровым номером 55:36:170201:3007, местоположение которого установлено относительно 3-этажного здания с почтовым адресом: г. Омск, ЛАО, ул. 6-я Станционная, д. 161 общей площадью 11344 +/-37 кв. м,
- обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 0201:3007, местоположение которого установлено относительно 3-этажного здания с почтовым адресом: г. Омск, ЛАО, ул. 6-я Станционная, д. 161 общей площадью 11344 +/-37 кв. м на условиях и в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.12.2013 по делу N А46-9311/2013 заявленные ООО "Детальстрой" требования удовлетворены в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что датой обращения Общества с заявлением о предоставлении земельного участка является дата его первоначального обращения в Главное управление по земельным ресурсам по Омской, и поскольку Общество обратилось с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка по льготной цене в пределах срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", у Департамента не было правовых оснований для принятия решения об отказе в приобретении в собственность ООО "Детальстрой" земельного участка с кадастровым номером 55:36:170201:3007, местоположение которого установлено относительно 3-этажного здания с почтовым адресом: г. Омск, ЛАО, ул. 6-я Станционная, д. 161 общей площадью 11344 +/-37 кв. м, оформленного письмом от 19.07.2013 N исх-ДИО/145595.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывал на то, что заявление ООО "Детальстрой" о предоставлении земельного участка в собственность исходя из 2,5% его кадастровой стоимости, было подано заявителем 20.06.2013, в связи с чем предоставление испрашиваемого земельного участка по льготной цене невозможно. При этом заявка, поданная Обществом 25.05.2012 в Главное управление по земельным ресурсам Омской области, на которую ссылается заявитель, не может являться таким основанием, поскольку она была рассмотрена Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и в предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю было отказано со ссылкой на отсутствие зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества за ООО "Детальстрой".
В судебном заседании представитель Департамент поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Обзества возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ООО "Детальстрой" на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:17 0201:3007, местоположение которого установлено относительно 3-этажного здания с почтовым адресом: г. Омск, ЛАО, ул. 6-я Станционная, д. 161 общей площадью 11344 +/-37 кв. м (договор аренды N ДГУ-Л-13-675 от 25.04.2008, соглашение к договору аренды земельного участка от 18.10.2011).
На указанном земельном участке расположены принадлежащие Обществу на праве собственности объекты недвижимости:
- - производственное здание с бытовыми помещениями, гараж на три легковых автомобиля, - центральный склад: трехэтажное здание с тремя одноэтажными пристройками и одной двухэтажной пристройкой, общей площадью 1206,30 кв. м, литера А-А4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АА N 645702;
- - здание цеха вулканизации, общей площадью 134,20 кв. м, литера Б, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 ААN 645701;
- - здание блока цехов, общей площадью 162, 10 кв. м, литера ВВ1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 ААN 712619;
- - здание диспетчерской, общей площадью 113,10 кв. м, литера Г, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АА N 712620;
- - холодный склад: одноэтажное здание, общей площадью 640, 90 кв. м, литера Е, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 ААN 712621;
- - теплая стоянка: двухэтажное панельное здание, общей площадью 1693,80 кв. м, литера 3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АА N 645699.
Общество с ограниченной ответственностью "Детальстрой", желая выкупить указанный земельный участок по льготной цене (2,5% от кадастровой стоимости), в мае 2012 года обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением на выкуп земельного участка с кадастровым номером 55:36:170201:3007, для целей, не связанных со строительством.
Письмом от 29.06.2012 N 0401/7069 Главное управление по земельным ресурсам по Омской области сообщило, что предоставление земельного участка в собственностью Обществу в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации возможно при наличии зарегистрированных прав на объекты недвижимости за юридическим лицом -ООО "Детальстрой".
ООО "Детальстрой" зарегистрировало в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области права на перечисленные выше объекты недвижимости.
20.06.2013 в связи с ликвидацией Главного управления по земельным ресурсам Омской области заявитель обратился в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска с письмом о предоставлении в собственность земельного
Участка с кадастровым номером 55:36:170201:3007 по цене в пределах двух с половиной процентов от кадастровой стоимости земельного участка на основании заявления, поданного в мае 2012 года.
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска письмом от 19.07.2013 исх. 14595 сообщил, что предоставить испрашиваемый земельный участок, применяя 2,5% кадастровой стоимости при подготовке договора, не представляется возможным, так как заявление Обществом подано 20.06.2013.
Полагая, что отказ Департамента является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО "Детальстрой" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
18.12.2013 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа недействительным необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту и нарушение актом прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Общество оспаривает отказ Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в приобретении в собственность ООО "Детальстрой" земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 0201:3007 по льготной цене исходя из 2, 5% его кадастровой стоимости.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- - коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- - коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
- - юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
- - гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- - двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- - двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Размер выкупной цены земельного участка, как правило, определяется на дату подачи заявления о приватизации земельного участка либо в месячный срок после его принятия, так как согласно пунктам 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявки, а уполномоченный орган должен в месячный срок со дня поступления заявления совершить необходимые действия по оформлению земельного участка в собственность заявителя (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.09.2011 N ВАС-1124-/11, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.06.2012 по делу N А27-8062/2011, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.03.2012 N Ф09-1089/12).
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно перечню документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 475, к такому заявлению должны прилагаться: выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или: уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
Материалами настоящего дела подтверждается, что ООО "Детальстрой" обратилось в мае 2012 года в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 0201:3007, местоположение которого установлено относительно 3-этажного здания с почтовым адресом: г. Омск, ЛАО, ул. 6-я Станционная, д. 161.
По причине реорганизации в форме преобразования ЗАО "Детальстрой" в ООО "Детальстрой", право собственности ООО "Детальстрой" на расположенные на земельном участке с кадастровым номером 55:36:17 0201:3007 объекты недвижимого имущества зарегистрировано не было, на что было указано Главным управлением по земельным ресурсам Омской области в письме от 29.06.20132 N 0401/7069.
Осуществив регистрацию прав на перешедшие к нему вследствие реорганизации объекты недвижимости, Общество в поданном в Департамент 20.06.2013 заявлении указало на подачу первоначального заявления в мае 2012 года, которое по сути в установленном законом порядке рассмотрено Главным управлением по земельным ресурсам Омской области не было.
При этом доводы Департамента о том, что обязанность по рассмотрению заявления Общества и принятию решения о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка возникла только после подачи заявления от 20.06.2013, поскольку права на расположенные на земельном участке объекты недвижимого имущества у ООО "Детальстрой" отсутствовали, обоснованно были признаны судом первой инстанции ошибочными.
В данном случае датой обращения Общества с заявлением о предоставлении земельного участка является дата первоначального обращения, в связи с подачей которого у заинтересованного лица возникла обязанность решить вопрос о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка Обществу.
Поскольку первоначально Общество с заявлением о выкупе земельного участка обратилось в пределах срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской
Федерации", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у заявителя права на приобретение испрашиваемого земельного участка по цене в пределах 2,5% от кадастровой стоимости.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы Департамента не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как Департамент согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что при изготовлении машинописного текста резолютивной части постановления допущена опечатка, выразившаяся в неверном указании даты оглашения резолютивной части постановления, а именно: вместо 18 марта 2014 года указано 19 марта 2014 года.
Между тем, аудиозаписью судебного заседания, протоколом судебного заседания подтверждается, что апелляционная жалоба Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 18.12.2013 по делу N А46-9311/2013 была рассмотрена Восьмым арбитражным апелляционным судом 18.03.2014 и в этот же день была оглашена резолютивная часть постановления.
Настоящим постановлением суд апелляционной инстанции на основании статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исправляет указанную опечатку.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 18.12.2013 по делу N А46-9311/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
Е.П.КЛИВЕР
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)