Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 28.10.2014 N Ф09-6352/14 ПО ДЕЛУ N А50-26349/2013

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. N Ф09-6352/14

Дело N А50-26349/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Семеновой З.Г., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по делу N А50-26349/2013 Арбитражного суда Пермского края.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Ходатайства общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала", Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - министерство) о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей, судом кассационной инстанции рассмотрены и удовлетворены на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) от 07.10.2013 N 15/021/2013-493 в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 26.04.2012 N 61/447-юр; об обязании ответчика провести государственную регистрацию указанного договора аренды лесного участка.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - территориальное управление), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Пермскому краю.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.04.2014 (судья Лядова Г.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 (судьи Голубцова Ю.А., Панькова Г.Л., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 7, 8, 9, 69, 83, 92, 93 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 9, 10, 11, 11.2, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, абз. 10 п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 17, ст. 18, п. 1 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Заявитель считает несостоятельным доводы регистрирующего органа со ссылкой на п. 1 ст. 22.2 Закона N 122-ФЗ и п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку право собственности Российской Федерации на лесной участок общей площадью 7237260000 кв. м не прекращалось, решением министерства были выделены два земельных участка. Кроме того, заявитель считает, что спорный лесной участок общей площадь. 0,0007 га является частью указанного лесного участка большей площадью, следовательно, право собственности Российской Федерации на него сохраняется.
В отзыве на кассационную жалобу министерство поддерживает доводы общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала", просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить.
В отзыве на кассационную жалобу территориальное управление просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения. Территориальное управление считает доводы, изложенные в кассационной жалобе, необоснованными.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что приказом министерства от 22.04.2013 N СЭД-30-01-02-518 "Об образовании земельных (лесных) участков путем раздела земельных (лесных) участков из земель лесного фонда с кадастровыми номерами 59:39:0000000:1, 59:39:0000000:3, 59:34:0000000:3, 59:34:0000000:130" (далее - приказ министерства от 22.04.2013 N СЭД-30-01-02-518) земельный (лесной) участок с кадастровым номером 59:39:0000000:3 площадью 1 729 890 000 кв. м, находящийся в собственности Российской Федерации, разделен на земельный участок с кадастровым номером 59:39:00000000:1801 площадью 1 920 кв. м и земельный участок 59:39:2740701:26 площадью 7 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером 59:39:2740701:26 площадью 7 кв. м поставлен на кадастровый учет 29.02.2012, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
Между министерством (арендодатель) и обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (арендатор) 26.04.2012 подписан договор аренды лесного участка N 61/447-юр, в соответствии с условиями которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок с кадастровым номером 59:39:2740701:26 площадью 0,0007 га, расположенный по адресу: Пермский край, Чердынский муниципальный район, Колвинское лесничество, Ныробское участковое лесничество (Ныробское), кварталы N 135 (часть выдела 10), N 137 (часть выдела 5), N 138 (часть выдела 29), на период с 27.03.2012 по 26.03.2061 (п. 1, 24 договора).
Согласно п. 4 договора лесной участок передается для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов для эксплуатации сооружения ВЛ-10 кВ от п/с Ныроб до н.п. Икор, Б - поле в составе электросетевого комплекса ПС 110/35/10 кВ "Ныроб".
Земельный (лесной) участок передан арендатору по акту приема-передачи лесного участка от 27.03.2012.
Общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" 28.05.2013 обратилось к Управлению Росреестра с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 08.04.2013 N 49/445-юр.
Согласно расписке регистрирующего органа от 28.05.2013 на государственную регистрацию заявителем представлены доверенность представителя, договор аренды лесного участка от 26.04.2012 N 61/447-юр, кадастровый паспорт земельного участка от 29.02.2012, приказ министерства от 22.04.2013 N СЭД-30-01-02-518.
Управление Росреестра 11.07.2013 уведомило заявителя о приостановлении государственной регистрации договора аренды лесного участка от 26.04.2012 N 61/447-юр со ссылкой на принятие решения об образовании земельного участка неуполномоченным органом, а также на отсутствие информации о зарегистрированных правах на спорный земельный (лесной) участок.
Управлением Росреестра 07.10.2013 принято решение 15/021/2013-493 об отказе в государственной регистрации в соответствии с абз. 4. п. 1 ст. 19 Закона N 122-ФЗ в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации договора.
Общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Согласно ст. 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 настоящего Кодекса.
Процесс образования земельных участков предполагает совершение действий по государственной регистрации прав на указанные участки (п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 22.2 Закона N 122-ФЗ).
В силу п. 5 ст. 22.2 Закона N 122-ФЗ одновременно с государственной регистрацией права собственности и иных вещных прав на образуемые земельные участки осуществляется государственная регистрация ограничений (обременений) прав на такие земельные участки.
Согласно п. 1 ст. 11.2. Земельным кодексом Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 22.2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на государственную регистрацию обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" представлен, в том числе, приказ министерства от 22.04.2013 N СЭД-30-01-02-518.
Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу п. 1 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Частью 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация передает субъектам Российской Федерации полномочия по ведению государственного лесного реестра, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, выдачу разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, организацию использования лесов, их охраны, осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора и т.п.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
Из системного толкования указанных норм права следует, что перечень передаваемых субъектам Российской Федерации полномочий устанавливается федеральными законами и расширительному толкованию не подлежит.
Исходя из данного обстоятельства, суды пришли к верному выводу, что субъектам Российской Федерации переданы лишь те полномочия по управлению и распоряжению земельными участками из состава земель лесного фонда, которые прямо поименованы в норме ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку полномочия по принятию решения об образовании земельных (лесных) участков в составе земель лесного фонда прямо не включены в число законодательно переданных субъектам Российской Федерации, образование земельного участка из состава земель лесного фонда должен осуществлять уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что территориальное управление не согласовывало местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 59:39:2740701:26, в результате чего спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет без соответствующего согласования уполномоченного органа документов, свидетельствующих о том, что при образовании спорного лесного участка - министерство действовало по поручению уполномоченного органа исполнительной власти Российской Федерации, на государственную регистрацию не представлено.
В силу ст. 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Полномочия на обращение с заявлением о государственной регистрации прав (их возникновение, прекращение) принадлежат правообладателю имущества, которым в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда в соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации является Российская Федерация.
От имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации, а именно, территориальное управление на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона о 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 данного Закона (участки, право государственной собственности на которые не разграничено), осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если другим федеральным законом не предусмотрено иное.
Без регистрации права государственной собственности возможно распоряжение только земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку земельные (лесные) участки в составе земель лесного фонда находятся в собственности Российской Федерации в силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации и не находятся в неразграниченной государственной собственности, распоряжение такими участками возможно только после регистрации права государственной собственности на них.
С учетом изложенного отказ регистрирующего органа в совершении регистрационных действий не противоречит действующему законодательству и является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Указание заявителя на несостоятельность доводов регистрирующего органа со ссылкой на п. 1 ст. 22.2 Закона N 122-ФЗ и п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку право собственности Российской Федерации на лесной участок общей площадью 7237260000 кв. м не прекращалось, решением министерства были выделены два земельных участка, отклоняется как основанное на неправильном толковании п. 1 ст. 22.2 Закона N 122-ФЗ и п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы также основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, кроме того, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 09.04.2014 по делу N А50-26349/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.В.ТОРОПОВА

Судьи
З.Г.СЕМЕНОВА
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)