Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-9646/2015

Требование: Об оспаривании решения органа государственной власти о приостановлении осуществления кадастрового учета.

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявительница обратилась в государственный орган с заявлением о постановке на государственный учет объекта капитального строительства, однако оспариваемым решением было приостановлено осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N ***9646/2015


Судья: Котова И.Н.

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей: Брыкова И.И., Варламовой Е.А.,
при секретаре Ч.,
рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по МО на решение Истринского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по заявлению В.А. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения представителя В.А. - В.М., представителя ФГБУ "ФКП ФСГРКиК по МО" - М.,
установила:

В.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти.
Свои требования заявительница мотивировала тем, что она <данные изъяты> через сайт Росреестра обратилась в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по <данные изъяты> с электронным Заявлением о постановке на государственный учет объекта капитального строительства <данные изъяты> от <данные изъяты> с прилагаемыми документами: - Техническим планом <данные изъяты> от <данные изъяты> - Декларацией об объекте недвижимости. ФГБУ "ФКП Росреестра по МО" своим Решением от <данные изъяты> приостановил осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости. При принятии решения ФГБУ "ФКП Росреестра по МО" руководствовался следующим. По представленным для кадастрового учета документам - Декларация об объекте недвижимости - объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <данные изъяты>, сельское поселение Лучинское, в районе д. Глинки, уч. 44, степень готовности 83%, согласно п. 2.2 Декларации, при завершении строительства объекта будет являться жилым домом. Согласно п. 2 ст. 260 ГК РФ использование земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, может осуществляться только в пределах, установленных их целевым назначением. Соответственно использование такого земельного участка для других целей не допускается или ограничивается. В связи с тем, что объект недвижимости расположен на землях хозяйственного назначения то, согласно ст. 1 Федерального закона от <данные изъяты> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", такой объект может быть возведен в целях отдыха, право регистрации проживания в котором запрещено. Образуемый объект капитального строительства может быть поставлен на государственный кадастровый учет в случае, если назначение объекта недвижимости имеет статус "нежилого" здания. На основании изложенного Орган принял решение в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 г. <данные изъяты> ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости. Таким образом, основанием для приостановления ФГБУ "ФКП Росреестра по МО" осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости на основании заявления В.А. о постановке на государственный учет объекта капитального строительства, является утверждение органа о том, что заявитель не вправе регистрировать жилой дом, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения. Заявительница не согласилась с мнением кадастровой палаты, принятым не на основании положений действующего законодательства и не в соответствии с представленными на регистрацию ею правоустанавливающими документами. Указала, что обжалуемым решением созданы препятствия к осуществлению ее прав. В соответствии с представленным на регистрацию (в составе Декларации об объекте недвижимости) свидетельством о государственной регистрации права от <данные изъяты> земельный участок, на котором располагается спорный объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности заявителю, имеет вид разрешенного использования - для ведения дачного хозяйства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 4 Декларации об объекте недвижимости (с. 9 Технического плана) при завершении строительства Объекта этажность дома составит 2 этажа. Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства земельном участке, если для строительства такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством РФ выдача разрешения на строительство и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества. Ограничений в части категории земель сельскохозяйственного назначения, когда на земельном участке с видом разрешенного использования - для ведения дачного хозяйства возводится заявителем жилой дом с правом регистрации проживания в нем, законодательством не предусмотрено. Возможность возведения строений, допускаемых на дачном участке, не связана с необходимостью получения разрешения на строительство. Земельный участок Заявителя не располагается на территории никаких некоммерческих объединений.
Заявительница просила суд признать решение отдела кадастрового учета <данные изъяты> ФГУ "Кадастровая палата" по <данные изъяты> от <данные изъяты> о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконным. Обязать ФГУ "Кадастровая палата" по <данные изъяты> осуществить кадастровый учет объекта незавершенного строительства по адресу: <данные изъяты>, сельское поселение Лучинское, в районе д. Глинки, уч. 44 на основании электронного заявления о постановке на государственный учет объекта капитального строительства от <данные изъяты>, технического плана <данные изъяты> от <данные изъяты>, декларации об объекте недвижимости.
Представитель ФГБУ "Кадастровая палата" возражала против удовлетворения требований, представила письменные возражения.
Решением Истринского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> требования В.А. удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по МО подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку он основан на фактических обстоятельствах дела и действующем законодательстве.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от <данные изъяты> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости":
1. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
2. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от <данные изъяты> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
Согласно ч. 1 ст. 41 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
Сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ, разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до <данные изъяты> технического паспорта таких объектов недвижимости. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (ч. 8 ст. 41 Закона).
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от <данные изъяты> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме, либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела, В.А. является собственником земельного участка площадью 1611 кв. м для ведения дачного хозяйства, категория земель земли сельскохозяйственного назначения, по адресу: <данные изъяты>, сельское поселение Лучинское, в районе д. Глинки, уч. 44. <данные изъяты> через сайт Росреестра В.А. обратилась в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по <данные изъяты> с электронным Заявлением о постановке на государственный учет объекта капитального строительства с прилагаемыми документами: - Техническим планом <данные изъяты> от <данные изъяты> - Декларацией об объекте недвижимости. В п. 2 декларации об объекте недвижимости В.А. вид назначение и наименование объекта недвижимости указан - жилой дом. Решением ФГБУ ФКП Росреестра по МО N от <данные изъяты> было приостановлено осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости, поскольку по представленным для кадастрового учета документам - Декларации об объекте недвижимости - объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <данные изъяты>, сельское поселение Лучинское, в районе д. Глинки, уч. 44, степень готовности 83%, согласно п. 2.2 Декларации, при завершении строительства объекта будет являться жилым домом.
В соответствии с п. 2 ст. 260 ГК РФ использование земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, может осуществляться только в пределах, установленных их целевым назначением. Следовательно, использование такого земельного участка для других целей не допускается или ограничивается.
В силу ст. 1 Федерального закона от <данные изъяты> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", такой объект может быть возведен в целях отдыха, право регистрации проживания в котором запрещено. Таким образом, поскольку объект недвижимости расположен на землях сельскохозяйственного назначения то, образуемый объект капитального строительства может быть поставлен на государственный кадастровый учет в случае, если назначение объекта недвижимости имеет статус "нежилого" здания.
Согласно ст. 1 Федерального закона от <данные изъяты> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В силу положений ст. 130, 131 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от <данные изъяты> N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан", в соответствии с абз. 4 ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачные земельные участки, так же, как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, на дачном участке возможно возведение как жилого строения без права регистрации проживания в нем, так и жилого дома с правом регистрации проживания.
Из технического паспорта на жилой дом (незавершенное строительство) по состоянию на <данные изъяты>, представленного в материалы дела, усматривается, что данное строение имеет назначение жилое, степень готовности объекта незавершенного строительства 83%.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требования В.А. об обязании органа кадастрового учета осуществить кадастровый учет объекта незавершенного строительства по адресу: <данные изъяты>, сельское поселение Лучинское, в районе д. Глинки, уч. 44 на основании электронного заявления о постановке на государственный учет объекта капитального строительства от <данные изъяты>, технического плана <данные изъяты> от <данные изъяты>, декларации об объекте недвижимости, поскольку В.А. является собственником земельного участка, предназначенного для ведения дачного хозяйства, на котором в силу закона предусматривается возведение жилого строения без права регистрации, а также возведение жилого дома с правом регистрации проживания в нем. Заявителем для осуществления кадастрового учета были представлены все необходимые документы, таким образом, суд обоснованно признал приостановление осуществления кадастрового учета незаконным.
С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд правильно применил и истолковал закон, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Истринского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)