Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2015 ПО ДЕЛУ N А43-32450/2014

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2015 г. по делу N А43-32450/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.07.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Мальковой Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Дзержинское производственное объединение "Пластик" (ОГРН 1025201755810, ИНН 5249015251, Нижегородская область, г. Дзержинск, территория промзона)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.05.2015
по делу N А43-32450/2014,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению акционерного общества "Дзержинское производственное объединение "Пластик"
- о признании частично недействительным распоряжения Правительства Нижегородской области от 18.09.2014 N 1729-р;
- по исковому заявлению Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области
об изъятии для государственных нужд земельных участков с кадастровыми номерами 52:19:0102044:7; 52:19:0102044:8; 52:19:0102044:9; 52:19:0102044:10,
при участии:
- от акционерного общества "Дзержинское производственное объединение "Пластик" - Котляревского Е.В. по доверенности от 26.01.2015;
- от Правительства Нижегородской области - Панькиной О.В. по доверенности от 12.01.2015 N 8;
- от Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области - Гусевой О.Л. по доверенности от 23.12.2014 N 07-56,
и
установил:

акционерное общество "Дзержинское производственное объединение "Пластик" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Нижегородской области (далее - Правительство) от 18.09.2014 N 1729-р "Об изъятии путем выкупа земельных участков для государственных нужд Нижегородской области" в части пунктов 1.6 - 1.9 об изъятии земельных участков с кадастровыми номерами 52:19:0102044:0007, 52:19:0102044:008, 52:19:0102044:0009, 52:19:0102044:0010, принадлежащих заявителю на праве собственности.
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Мингосимущество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением об изъятии для государственных нужд земельных участков с кадастровыми номерами 52:19:0102044:7; 52:19:0102044:8; 52:19:0102044:9; 52:19:0102044:10, местоположение: Нижегородская область, г. Бор, на левой стороне автодороги, подъезд к г. Бор от автодороги Нижний Новгород - Шахунья - Киров, принадлежащих на праве собственности Обществу.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство спорта Нижегородской области (далее - Министерство спорта).
Решением от 25.05.2015 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении требования.
Исковое заявление Мингосимущества суд удовлетворил, изъял в собственность Нижегородской области для государственных нужд Нижегородской области у Общества принадлежащие ему на праве собственности: земельный участок с кадастровым номером 52:19:0102044:7, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство многофункционального комплекса строительных материалов, площадью 8943 кв. м, местоположение: Нижегородская обл., г. Бор, на левой стороне автодороги подъезд к г. Бор от автодороги Н. Новгород - Шахунья - Киров; земельный участок с кадастровым номером 52:19:0102044:8, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство многофункционального комплекса строительных материалов, площадью 8943 кв. м, местоположение: Нижегородская обл., г. Бор, на левой стороне автодороги подъезд к г. Бор от автодороги Н. Новгород - Шахунья - Киров; земельный участок с кадастровым номером 52:19:0102044:9, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство многофункционального комплекса строительных материалов, площадью 8943 кв. м, местоположение: Нижегородская обл., г. Бор, на левой стороне автодороги, подъезд к г. Бор от автодороги Н. Новгород - Шахунья - Киров; земельный участок с кадастровым номером 52:19:0102044:10, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство многофункционального комплекса строительных материалов, площадью 8943 кв. м, местоположение: Нижегородская обл., г. Бор, на левой стороне автодороги подъезд к г. Бор от автодороги Н. Новгород - Шахунья - Киров и прекратил право собственности Общества на эти земельные участки.
Общество не согласилось с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Правительства и Мингосимущества в судебном заседании и в отзывах на апелляционную жалобу просили в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Министерство спорта, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 25.05.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Общество является собственником четырех земельных участков: с кадастровым номером 52:19:0102044:7, площадью 8943 кв. м; с кадастровым номером 52:19:0102044:0008, площадью 8943 кв. м; с кадастровым номером 52:19:0102044:0009, площадью 8943 кв. м; с кадастровым номером 52:19:0102044:0010, площадью 8943 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство многофункционального комплекса строительных материалов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Нижегородская область, г. Бор, на левой стороне автодороги, подъезд в г. Бор от автодороги Н. Новгород - Шахунья - Киров (свидетельства о государственной регистрации права от 21.12.2012 серии 52 АД N 507808, от 21.12.2012 серии 52 АД N 07809, от 22.12.2012 серии 52 АД N 507810, от 22.12.2012 серии 52 АД N 507811).
На основании статьи 30 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 108-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу", постановление Правительства Нижегородской области от 19.11.2013 N 859 "Об утверждении Программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу", постановление администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 08.08.2014 N 5383 "Об утверждении акта о выборе земельного участка под строительство базы команд" Правительством 18.09.2014 принято распоряжение N 1729-р "Об изъятии путем выкупа земельных участков для государственных нужд Нижегородской области", котором принято решение об изъятии путем выкупа для государственных нужд Нижегородской области земельных участков, в том числе четырех земельных участков, принадлежащих Обществу (пункты 1.6 - 1.9 распоряжения) и попадающих в зону строительства базы команд, с расположенными на них объектами недвижимого и иного имущества.
Данное распоряжение было опубликовано в газете "Правовая среда" от 23.09.2014 N 95.
Мингосимущество указанным распоряжением уполномочено по его реализации.
26.09.2014 Мингосимущество направило в адрес Общества письмо N 311-05-17-19237/14, в котором уведомило его об издании вышеназванного распоряжения и процедуре изъятия путем выкупа недвижимого имущества.
Мингосимуществом на основании оспариваемого распоряжения также был подготовлен проект соглашения о выкупе объекта недвижимого имущества для государственных нужд.
Проект соглашения Обществом не подписан.
Посчитав оспариваемое распоряжение не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых правоотношений) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно части 2 статьи 2 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" (в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых правоотношений) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г. Нижний Новгород осуществляется органами исполнительной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления г. Нижний Новгород в пределах полномочий, определенных настоящим Законом.
Решения об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Нижегородской области принимает Правительство Нижегородской области (подпункт "е" пункта 1 статьи 3 и статья 7 указанного Закона).
В силу части 1 статьи 30 Федерального закона N 108-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31.12.2017 на территориях субъектов Российской Федерации, в которых будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры.
Пунктом 2 части 5 статьи 30 Федерального закона N 108-ФЗ предусмотрено, что изъятие в соответствии с настоящей статьей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в собственность субъектов Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения.
Таким образом, указанной нормой субъектам Российской Федерации прямо предоставлено право изымать земельные участки для государственных нужд в собственность субъекта Российской Федерации для размещения объектов инфраструктуры регионального значения.
При этом решение вопроса об изъятии конкретных земельных участков относится к исключительной компетенции субъекта Российской Федерации.
Оценив оспариваемое распоряжение, суд первой инстанции не усмотрел нарушений при его издании.
При этом судом были рассмотрены доводы заявителя о несоответствии закону процедуры изъятия земельных участков, которые признаны несостоятельными.
Так, судом обоснованно отклонен довод Общества о том, что в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518, не включено строительство базы команд, по следующим основаниям.
Пунктом 25 статьи 2 Федерального закона N 108-ФЗ установлено, что объекты инфраструктуры - предназначенные для подготовки и проведения спортивных соревнований объекты спорта (в том числе стадионы и тренировочные базы) и необходимые для осуществления мероприятий объекты социальной, транспортной, инженерной и иных инфраструктур, которые включены в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу.
Программой подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518, предусмотрено строительство и реконструкция 28 тренировочных площадок в местах размещения баз команд, предназначенных для проведения тренировочных мероприятий, исполнителями определены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 98).
Согласно пункту 11 указанной Программы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющимся исполнителями мероприятий Программы, рекомендовано до 01.11.2013 разработать и утвердить по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти региональные программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусмотрев в них объекты и мероприятия Программы.
В данном случае во исполнение указанной нормы постановлением от 19.11.2013 N 859 Правительство согласовало и утвердило региональную программу.
Постановлением Правительства от 30.06.2014 N 435 в указанное постановление внесены изменения, в соответствии с которыми пункт 1.5 приложения 1 к Программе изложен в следующей редакции: "Строительство базы команд на левой стороне автодороги, подъезд к г. Бор от автодороги г. Н. Новгород - Шахунья - Киров, севернее микрорайона Красногорка".
Таким образом, строительство базы команд было включено в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518.
По мнению Общества, изменения, вносимые в региональные программы подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году, должны быть внесены и в программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, подлежащую утверждению Правительством Российской Федерации, что не было сделано при внесении изменений в пункт 1.5 региональной программы, утвержденной постановлением Правительства от 19.11.2013 N 859.
Указанную позицию суд также признал несостоятельной.
Региональная программа, утвержденная указанным постановлением Правительства, состоит как из объектов и мероприятий, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета (и включенных в федеральную программу), так и из объектов и мероприятий, финансируемых полностью за счет средств регионального бюджета.
Пунктом 1.4 региональной программы предусмотрено, что строительство базы команд на левой стороне автодороги, подъезд к г. Бор от автодороги г. Н. Новгород - Шахунья - Киров, севернее микрорайона Красногорка, будет осуществлено исключительно за счет средств бюджета Нижегородской области.
При этом ни Федеральным законом N 108-ФЗ, ни постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 не предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации включать в федеральную Программу объекты и мероприятия, финансируемые исключительно за счет средств регионального бюджета.
На этом основании суд обоснованно указал, что внесение изменений в федеральную Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу не требуется.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией Правительства и Мингосимущества в этой части и дополнительно отмечает, что в рассматриваемом случае региональная программа для субъекта Российской Федерации, в котором будет проводиться чемпионат мира по футболу, является самой полной программой в отличие от федеральной программы, поскольку включает в себя как мероприятия из федеральной программы, так и мероприятия, финансирование которых будет осуществляться за счет средств региона и внебюджетных средств. В то же время федеральная программа является самой полной для Российской Федерации в части определения объема финансирования мероприятий за счет федеральных средств в 11 субъектах Российской Федерации, в которых будет проводиться чемпионат мира по футболу. Исходя из значительного объема каждой региональной программы включение в федеральную программу всех мероприятий из 11 региональных программ нецелесообразно.
Заявитель считает, что с Министерством спорта Российской Федерации должны быть согласованы любые изменения, вносимые в региональную программу, в том числе связанные с изменением адреса, где планируется строительство базы команд.
В данном случае в пункте 1.5 Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденной постановлением Правительства от 19.11.2013 N 859, было предусмотрено строительство базы команд в юго-восточной части Советского района севернее деревни Анкудиновка г. Нижнего Новгорода, где имелась пометка "подлежит уточнению", в частности, в отношении адресных ориентиров, поскольку, как пояснил представитель заинтересованного лица, на момент разработки, согласования и утверждения региональной программы акт выбора земельного участка еще не был осуществлен, в связи с чем невозможно было указать идентифицирующие признаки земельного участка.
Именно в таком виде региональная программа была согласована с Министерством спорта Российской Федерации 18.11.2013.
Как отмечено выше, изменения, касающиеся адреса объекта, внесены в пункт 1.5 названной Программы, постановлением Правительства от 30.06.2014 N 435.
Исходя из толкования пункта 11 Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518, основополагающими моментами программы являются именно сами объекты инфраструктуры (наименование, назначение), а не их месторасположение.
При этом суд отмечает, что содержание пункта 7 Положения о координации деятельности и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по вопросам, связанным с реализацией Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу и контролем хода ее реализации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2013 N 945, на нарушение которого ссылается заявитель, противоречит позиции последнего, поскольку согласно данному пункту Министерство спорта Российской Федерации осуществляет координацию деятельности и организацию взаимодействия органов и организаций при разработке и согласовании региональных программ подготовки к проведению чемпионата мира по футболу, а также изменений в них в части, касающейся объектов и мероприятий Программы, других объектов и мероприятий, обеспечивающих выполнение обязательств, предусмотренных соглашениями между городами - организаторами чемпионата мира по футболу и Международной федерацией футбольных ассоциаций.
Поскольку внесенные в региональную программу изменения касались исключительно адреса размещения объекта (сам объект ранее был согласован с Министерством спорта Российской Федерации) и не затрагивали непосредственно мероприятия программы, суд апелляционной инстанции также считает отсутствующими нарушения при внесении изменений в региональную программу.
Суд также отклонил и довод Общества о противоречии оспариваемого распоряжения постановлению Правительства Российской Федерации от 24.10.2013 N 945 и приказу Министерства спорта Российской Федерации от 18.08.2014 N 704 "Об утверждении плана-графика реализации Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу", поскольку данные нормативные акты регулируют порядок внесения изменений в федеральную программу относительно мероприятий, указанных в ней.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что распоряжение Правительства от 18.09.2014 N 1729-р "Об изъятии путем выкупа земельных участков для государственных нужд Нижегородской области" в части пунктов 1.6 - 1.9 не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требования.
Рассмотрев в рамках настоящего дела требование Мингосимущества об изъятии у Общества путем выкупа для государственных нужд земельных участков с кадастровыми номерами 52:19:0102044:0007, 52:19:0102044:008, 52:19:0102044:0009, 52:19:0102044:0010, суд счел его подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 44 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Аналогичная норма закреплена и в статье 56.2 ЗК РФ.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами (статья 49 ЗК РФ).
В силу части 1 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона N 108-ФЗ о принятых решениях об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственники земельных участков уведомляются в письменной форме в течение семи дней со дня принятия таких решений. Копии таких решений направляются также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры до истечения трех месяцев со дня получения такого уведомления допускается только с согласия указанных в настоящей части правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества (часть 14).
В течение семи дней со дня принятия решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры эти решения должны быть опубликованы в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, и размещены на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 15).
В уведомлениях о решениях об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры и при опубликовании таких решений указываются: 1) место и время приема уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления граждан и юридических лиц по вопросам изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества; 2) место и время ознакомления лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество, с проектами соглашений, заключаемых в связи с этим изъятием (часть 16).
Оценка рыночной стоимости земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, изымаемых для размещения объектов инфраструктуры, и убытков, причиненных этим изъятием, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (часть 17).
Соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры, должно содержать: 1) выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества в случае, если они находятся в собственности граждан или юридических лиц; 2) размер убытков, подлежащих возмещению землепользователям, землевладельцам или арендаторам земельных участков в связи с их изъятием; 3) рыночную стоимость предоставляемых земельных участков взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества (если указанное предоставление предусмотрено данным соглашением); 4) иные существенные условия (часть 18).
Проект указанного в части 18 настоящей статьи соглашения должен быть предоставлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, принявшими решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры, лицам, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество, в течение пяти дней со дня получения отчета об указанной в части 17 настоящей статьи оценке (часть 20).
В случае, если соглашение, предусмотренное частью 18 настоящей статьи, не заключено в течение трех месяцев со дня предоставления лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество для размещения объектов инфраструктуры, возможности ознакомления с проектом соглашения, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества (часть 23).
Статьей 280 ГК РФ установлено, что лица, права которых на земельный участок прекращаются в силу его изъятия для государственных или муниципальных нужд, до дня прекращения данных прав владеют, пользуются и распоряжаются в соответствии с законом таким земельным участком по своему усмотрению. При этом лица, указанные в настоящей статье, несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством, с реконструкцией зданий, сооружений, осуществлением неотделимых улучшений, со дня уведомления их о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения (части 1, 2, 4 статьи 281 ГК РФ).
Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии (части 1 и 2 статьи 282 ГК РФ).
Из смысла Федерального закона N 108-ФЗ следует, что при изъятии имущества производится прекращение права собственности на него, права аренды, а также всех зарегистрированных обременений.
В силу части 33 статьи 30 Федерального закона N 108-ФЗ с заявлениями о государственной регистрации прав граждан, юридических лиц на объекты недвижимого имущества, подлежащие изъятию для размещения объектов инфраструктуры, в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вправе обращаться: 1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти - в отношении объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры федерального значения; 2) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры регионального значения; 3) орган местного самоуправления - в отношении объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры местного значения.
Как установлено выше, Правительством 18.09.2014 принято распоряжение N 1729-р "Об изъятии путем выкупа земельных участков для государственных нужд Нижегородской области", пунктами 1.6 - 1.9 которого принято решение об изъятии путем выкупа для государственных нужд Нижегородской области земельных участков с кадастровыми номерами 52:19:0102044:0007, 52:19:0102044:008, 52:19:0102044:0009, 52:19:0102044:0010, принадлежащих на праве собственности Обществу и подпадающих в зону строительства базы команд, с расположенными на них объектами недвижимого имущества, иного имущества.
Мингосимущество является органом, уполномоченным на реализацию указанного распоряжения.
Судом первой инстанции установлено, что требования Федерального закона N 108-ФЗ по осуществлению установленной процедуры изъятия спорных земельных участков (опубликование распоряжения, уведомление об этом собственника участка, вручение последнему проекта соглашения о выкупе данного участка) Мингосимуществом выполнены.
На дату рассмотрения настоящего дела соглашение сторонами не подписано, земельные участки находятся в фактическом владении Общества, что препятствует формированию земельного участка для строительства базы команд и передаче его в федеральную собственность свободным от прав третьих лиц.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Мингосимущества.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
Довод заявителя о процессуальных нарушениях в части объединения определением от 27.04.2015 его требования об оспаривании распоряжения Правительства с исковым требованием Мингосимущества об изъятии земельных участков во внимание не принимается.
При объединении указанных заявлений суд первой инстанции исходил из взаимосвязанности их между собой и направленности на обеспечение быстрого и правильного, с меньшими затратами сил и средств, разрешения спора и предотвращение возможности противоречивого разрешения требований, совместное рассмотрение которых приведет к процессуальной экономии, эффективности рассмотрения объединенных требований, что отвечает интересам всех лиц, участвующих в деле.
Данная позиция подтверждена постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 по делу N А43-2124/2015 и от 25.06.2015 по настоящему делу, принятыми по результатам рассмотрения апелляционных жалоб Общества в отношении вопроса объединения указанных требований (выделения в отдельное производство требования Мингосимущества).
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области, принятого в соответствии с нормами материального права и фактическими обстоятельствами дела, отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.05.2015 по делу N А43-32450/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Дзержинское производственное объединение "Пластик" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Дзержинское производственное объединение "Пластик" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 29.05.2015 N 2855.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Т.А.ЗАХАРОВА
Д.Г.МАЛЬКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)