Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 03.06.2015 N 53-АПГ15-22

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель указывает на то, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, определенной в отчете независимого оценщика. Данное обстоятельство затрагивает его права, поскольку ведет к уплате земельного налога в завышенном размере.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июня 2015 г. N 53-АПГ15-22


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Корчашкиной Т.Е.,
судей Абакумовой И.Д. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Демина С.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе Демина С.В. на решение Красноярского краевого суда от 19 ноября 2014 г., которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Демин С.В. обратился в Красноярский краевой суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного назначения", расположенного по адресу: <...> край, <...> район, примерно в <...> км по направлению на юго-восток от ориентира - с. Талого, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2009 г.
В обоснование заявленных требований он указал на то, что кадастровая стоимость земельного участка составляет <...> руб., которая не соответствует его рыночной стоимости - <...> руб., определенной в отчете независимого оценщика. Данное обстоятельство затрагивает его права, поскольку ведет к уплате земельного налога в завышенном размере.
К участию в деле привлечены филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю), Правительство Красноярского края.
Решением Красноярского краевого суда от 19 ноября 2014 г. в удовлетворении заявления Демина С.В. отказано.
В апелляционной жалобе Демин С.В. просит отменить судебный акт, как постановленный с нарушением норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении заявления в полном объеме.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Красноярского края представлены возражения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что, отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Из статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена на произвольную дату.
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешенного использования земельного участка или уточнение площади земельного участка), определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222, с применением утвержденного среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель.
Из анализа положений упомянутых норм законодательства об оценочной деятельности следует, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекших за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.
Как следует из материалов дела, Демин С.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного назначения", расположенного по адресу: <...> край, <...> район, примерно в <...> км по направлению на юго-восток от ориентира - с. Талого, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25 декабря 2008 г. <...>.
Согласно кадастровой выписке от 14 января 2014 г. земельный участок поставлен на кадастровый учет 18 июня 2008 г.
В период с 16 марта 2009 г. по 13 января 2014 г. вид разрешенного использования земельного участка установлен "для ведения дачного строительства".
Постановлением администрации Тальского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 27 декабря 2013 г. изменен вид разрешенного использования земельного участка на "земли сельскохозяйственного назначения".
13 января 2014 г. в связи с изменением вида разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка определена в размере <...> руб. органами кадастрового учета на основании удельного показателя, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 30 ноября 2012 г. N 629-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Красноярского края". В связи с этим датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности является дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об изменении вида разрешенного использования - 13 января 2014 г.
Согласно положениям статей 24.15 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, в силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
По заданию Демина С.В. обществом с ограниченной ответственностью "Роза ветров" подготовлен отчет от 27 мая 2014 г. N 12/Т-2014, согласно которому рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 1 января 2009 г., то есть на дату, отличную от даты внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, которые послужили причиной для определения его кадастровой стоимости.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что названный отчет не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Красноярского краевого суда от 19 ноября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Демина С.В. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)