Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА ОТ 28.11.2014 ПО ДЕЛУ N А83-2781/2011(5002-3/2781-2011)

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2014 г. по делу N А83-2781/2011(5002-3/2781-2011)


Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.14
Постановление изготовлено в полном объеме 28.11.14
Севастопольский апелляционный хозяйственный суд в составе:
председательствующего Антоновой И.В.,
судей Евдокимова И.В.,
Остаповой Е.А.,
при ведении протокола секретарем Ищенко Е.А.
при участии:
- от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,: Абросимова Валентина Николаевна, доверенность б/н от 30.06.2014 года, дочернее предприятие "Санаторий "Курпаты" закрытого акционерного общества лечебно оздоровительных заведений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница";
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы заместителя прокурора города Ялты, заместителя прокурора Автономной Республики Крым и Фонда государственного имущества Украины на решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым (судья Соколова И.О.) от 14.09.2011 года по делу N 5002-3/2781-2011
по иску заместителя прокурора города Ялты
в интересах государства в лице Республиканского комитета по земельным ресурсам Автономной Республики Крым
Фонда государственного имущества Украины
к Ливадийскому поселковому совету
при участии третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
частного акционерного общества лечебно оздоровительных заведений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница"
дочернего предприятия "Санаторий "Курпаты" закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных заведений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница"
Управления Госкомзема в г. Ялта Автономной Республики Крым
о признании недействительным решения Ливадийского поселкового совета N 31 от 21.08.2008 года с учетом внесенных изменений в соответствии с решением Ливадийского поселкового совета N 74 от 23.05.2009 года и об обязании Управления Госкомзема в г. Ялта внести соответствующие изменения в форму 6 зем

установил:

Заместитель прокурора города Ялты в интересах государства Украина в лице Республиканского комитета по земельным ресурсам Автономной Республики Крым, Фонда государственного имущества Украины обратился в хозяйственный суд Автономной Республики Крым с исковым заявлением к Ливадийскому поселковому совету, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - частное акционерное общество лечебно оздоровительных заведений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница", дочернее предприятие "Санаторий "Курпаты" закрытого акционерного общества лечебно оздоровительных заведений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница", Управление Госкомзема в г. Ялта Автономной Республики Крым, в котором просил признать недействительным решение Ливадийского поселкового совета N 31 от 21.08.2008 года "О прекращении права постоянного пользования курортно-оздоровительного комплекса "Курпаты" (ДП "Санаторий Курпаты" ЗАО ЛОУП "Укрпрофздравница") земельным участком площадью 0,6000 га по адресу: Автономная Республика Крым, г. Ялта, пгт.Курпаты, Алупкинское шоссе, в районе дома N 12", с учетом изменений внесенных решением Ливадийского поселкового совета N 74 от 23.05.2009 года; обязать Управление Госкомзема в г. Ялте Автономной Республики Крым внести соответствующие изменения в форму 6 зем.
Решением хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 14.09.2011 года в удовлетворении иска отказано.
Утверждая, что решение суда первой инстанции не отвечает требованиям закона, заместитель прокурора города Ялты, заместитель прокурора Автономной Республики Крым и Фонд государственного имущества Украины обратились в Севастопольский апелляционный хозяйственный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 14.09.2011 года отменить и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
В качестве обоснования апелляционных жалоб заявители ссылаются на то, что суд первой инстанции не принял во внимание, что, принимая решение N 31 от 21.08.2008 года, Ливадийский поселковый совет фактически распорядился земельным участком, находящимся на праве постоянного пользования у дочернего предприятия "Санаторий "Курпаты" закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных заведений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница", в уставном фонде которого содержится часть государственной собственности.
Определением от 12 октября 2011 года апелляционные жалобы приняты к производству Севастопольского апелляционного хозяйственного суда коллегией судей в составе: председательствующего судьи Фенько Т.П., судей Проценко А.И., Ткаченко М.И.
В связи с отпуском судьи Проценко А.И. и по уважительным причинам у судьи Ткаченко М.И. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 29 октября 2012 года произведена замена судьи Проценко А.И. на судью Антонову И.В., судьи Ткаченко М.И. на судью Евдокимова И.В.
В связи с отпуском судьи Евдокимова И.В. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 24 декабря 2012 года произведена замена судьи Евдокимова И.В. на судью Проценко А.И.
В связи с отпуском судьи Антоновой И.В. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 11 февраля 2013 года произведена замена судьи Антоновой И.В. на судью Евдокимова И.В.
В связи с уважительными причинами у судьи Евдокимова И.В. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 08 апреля 2013 года произведена замена судьи Евдокимова И.В. на судью Воронцову Н.В.
В связи с болезнью судьи Воронцовой Н.В. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 03 июня 2013 года произведена замена судьи Воронцовой Н.В. на судью Заплава Л.Н.
В связи с отпусками судей Фенько Т.П. и Проценко А.И. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 05 августа 2013 года произведена замена судьи Фенько Т.П. на судью Антонову И.В., судьи Проценко А.И. на судью Евдокимова И.В., председательствующим по делу назначена судья Антонова И.В.
В связи с отпусками судей Антоновой И.В. и Заплава Л.Н. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 01 октября 2013 года произведена замена судьи Антоновой И.В. на судью Градову О.Г., судьи Заплава Л.Н. на судью Сикорскую Н.И., председательствующим по делу назначена судья Градова О.Г.
В связи с отпусками судей Градовой О.Г. и Сикорской Н.И. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 02 декабря 2013 года произведена замена судьи Градовой О.Г. на судью Проценко А.И., судьи Сикорской Н.И. на судью Заплава Л.Н., председательствующим по делу назначена судья Проценко А.И.
В связи с отпуском судьи Проценко А.И. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 14 января 2014 года произведена замена судьи Проценко А.И. на судью Фенько Т.П., председательствующим по делу назначена судья Фенько Т.П.
В связи с занятостью в других судебных заседаниях судей Заплава Л.Н. и Евдокимова И.В. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 11 марта 2014 года произведена замена судьи Заплава Л.Н. на судью Антонову И.В., судьи Евдокимова И.В. на судью Градову О.Г.
На основании определения Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 12 мая 2014 года рассмотрение апелляционных жалоб заместителя прокурора города Ялты, заместителя прокурора Автономной Республики Крым и Фонда государственного имущества Украины на решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 14.09.2011 года по данному делу осуществляется по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем были извещены все участники судебного разбирательства.
В связи с болезнью судьи Фенько Т.П. и отпуском судьи Градовой О.Г. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 26 мая 2014 года произведена замена судьи Фенько Т.П. на судью Евдокимова И.В., судьи Градовой О.Г. на судью Остапову Е.А., председательствующим по делу назначена судья Антонова И.В.
В судебное заседание, назначенное на 24 ноября 2014 года, представители истцов -Республиканского комитета по земельным ресурсам Автономной Республики Крым, Фонда государственного имущества Украины, ответчика - Ливадийского поселкового совета, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - частного акционерного общества лечебно-оздоровительных заведений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница", Управления Госкомзема в г. Ялта Автономной Республики Крым не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Поскольку стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
В процессе судебного разбирательства представитель третьего лица - дочернего предприятия "Санаторий "Курпаты" закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных заведений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено следующее.
21 августа 2008 года 27-й сессией 5-го созыва Ливадийского поселкового совета принято решение N 31 "О прекращении права постоянного пользования курортно-оздоровительным комплексом "Курпаты" (ДП "Санаторий Курпаты" ЗАО ЛОУП "Укрпрофздравница") земельным участком площадью 0,6000 га по адресу: Автономная Республика Крым, г. Ялта, пгт.Курпаты, Алупкинское шоссе, в районе дома N 12", которым утверждена техническая документация по переводу земель оздоровительного назначения, находящихся в постоянном пользовании дочернего предприятия "Санаторий "Курпаты" закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных заведений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" Украины в земли запаса Ливадийского поселкового совета площадью 0,6000 га по адресу: Автономная Республика Крым, г. Ялта, пгт.Курпаты, Алупкинское шоссе, в районе дома N 12; прекращено право постоянного пользования дочернего предприятия "Санаторий "Курпаты" закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных заведений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" частью земельного участка площадью 0,6000 га; земельный участок площадью 0,6000 га решено перевести из земель запаса Ливадийского поселкового совета в границах населенного пункта пгт.Курпаты (земли, не переданные в собственность и не предоставленные в пользование (строка 12.3 шифр 96 формы 6-зем), и учитывать по угодьям 0,6000 га - "застроенные земли", в том числе "под жилой застройкой одно и двухэтажной" (графы 34,35 формы 6 зем).
Решением внеочередной 34-й сессии 5-го созыва Ливадийского поселкового совета N 74 от 23 мая 2009 года "О внесении изменений в решение N 31 27-й сессией 5-го созыва от 21.08.2008 года "О прекращении права постоянного пользования КОК "Курпаты" (ДП "Санаторий Курпаты" ЗАО ЛОУП "Укрпрофздравница") земельным участком площадью 0,6000 га по адресу: Автономная Республика Крым, г. Ялта, пгт.Курпаты, Алупкинское шоссе, в районе дома N 12":
- - пункт 2 решения изложен в следующей редакции: "прекратить право постоянного пользования дочернего предприятия "Санаторий "Курпаты" закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных заведений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" частью земельного участка площадью 0,3600 га, расположенного по адресу: Автономная Республика Крым, г. Ялта, пгт.Курпаты, Алупкинское шоссе, в районе дома N 12";
- - пункт 4 решения изложен в следующей редакции: "земельный участок площадью 0,3600 га перевести в земли Ливадийского поселкового совета, в границах населенного пункта пгт.Курпаты (земли, не переданные в собственность и не предоставленные в пользование (строка 12.3 шифр 96 формы 6-зем.). Учитывать по угодьям: 0,6000 га (в том числе 0,2400 га и 0,3600 га) - "застроенные земли", в том числе "под жилой застройкой одно и двухэтажной" (графы 34, 35 формы 6-зем)".
Утверждая, что решение Ливадийского поселкового совета N 31 от 21.08.2008 года, с учетом изменений внесенных решением N 74 от 23.05.2009 года, принято с нарушением закона по тем основаниям, что у совета отсутствовали полномочия распоряжаться земельным участком площадью 0,6000 га, находящимся у дочернего предприятия "Санаторий "Курпаты" закрытого акционерного общества лечебно оздоровительных заведений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" на праве постоянного пользования, заместитель прокурора города Ялты в интересах государства Украина в лице Республиканского комитета по земельным ресурсам Автономной Республики Крым, Фонда государственного имущества Украины обратился в хозяйственный суд Автономной Республики Крым с исковым заявление о признании недействительным указанного решения и обязании внести соответствующие изменения в форму 6 зем.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, коллегия судей Севастопольского апелляционного хозяйственного суда пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб заместителя прокурора города Ялты, заместителя прокурора Автономной Республики Крым и Фонда государственного имущества Украины по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при применении норм иностранного права арбитражный суд устанавливает содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.
Иск по настоящему делу подан заместителем прокурора г. Ялты на основании статьи 29 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, предусматривающей участие прокурора в рассмотрении дела.
Так, согласно части 2 статьи 29 Хозяйственного процессуального кодекса Украины в случае принятия хозяйственным судом искового заявления, поданного прокурором в интересах государства в лице органа, уполномоченного осуществлять функции государства в спорных правоотношениях, указанный орган приобретает статус истца.
В свою очередь, в соответствии с положениями части 2 статьи 21 Хозяйственного процессуального кодекса Украины истцами являются предприятия и организации, которые подали иск или в интересах которых подан иск о защите нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
Следует отметить, что, как усматривается из части 2 статьи 29 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, функции государства, которые составляют права и законные интересы истца, должны осуществляться именно в спорных правоотношениях, то есть в пределах предмета и оснований иска.
Поскольку Республиканский комитет по земельным ресурсам Автономной Республики Крым и Фонд государственного имущества Украины приобрели статус истцов, на них распространяются положения, предусмотренные частью 2 статьи 21 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, которые устанавливают необходимость наличия у такого лица нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Государственном комитете Украины по земельным ресурсам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины N 224 от 19.03.2008 года(действовавшего на момент обращения прокурора с исковым заявлением), Государственный комитет по земельным ресурсам (Госкомзем) является центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины. Госкомзем обеспечивает реализацию государственной политики и управления в сфере регулирования земельных отношений, использования, восстановления, охраны и проведения мониторинга земель, ведения государственного земельного кадастра, производства топографо-геодезичной и картографической деятельности, а также межотраслевую координацию и государственное регулирование в сфере установления границ области, района, города, района в городе, села и поселка.
При этом, согласно пункту 7 части 1 пункта 4 указанного Положения Госкомзем в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель в соответствии с Законом Украины "О государственном контроле за использованием и охраной земель".
Согласно Положения о Республиканском комитете по земельным ресурсам Автономной Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Автономной Республики Крым N 200 от 25.05.2010 года, Республиканский комитет по земельным ресурсам Автономной Республики Крым (далее - Рескомзем) является республиканским органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам земельных ресурсов и входит в единую систему государственных территориальных органов земельных ресурсов.
Правовые, экономические и социальные основы организации осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель Украины определяет Закон Украины "О государственном контроле за использованием и охраной земель", который направлен на обеспечение рационального использования и восстановления природных ресурсов и охрану окружающей среды.
В соответствии с абзацем 12 части1 статьи 1 указанного Закона охрана земель - система правовых, организационных, экономических, технологических и других мер, направленных на рациональное использование земель, недопущение необоснованного изъятия земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных нужд, защиту от вредящего антропогенного воздействия, восстановление и повышение плодородия почв, повышение продуктивности земель лесного фонда, обеспечения особого режима использования земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
Также, Закон Украины "О государственном контроле за использованием и охраной земель" определяет исчерпывающий перечень мер, которые могут быть применены Госкомземом при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель.
Так, согласно части 4 статьи 9 указанного Закона государственный контроль за использованием и охраной земель, соблюдением требований законодательства Украины об охране земель и мониторинг почв осуществляется путем: проведения проверок; рассмотрения обращений юридических и физических лиц; участия в принятии в эксплуатацию мелиорационных систем и рекультивированных земель, защитных лесонасаждений, противоэрозионных гидротехнических сооружений и других объектов, которые строятся с целью повышения плодородия почв и охраны земель; рассмотрения документации по землеустройству, связанной с использованием и охраной земель; проведения мониторинга почв и агрохимической паспортизации земель сельскохозяйственного назначения.
Из указанного следует, что Республиканский комитет по земельным ресурсам Автономной Республики Крым не наделен правом распоряжения земельными ресурсами, а, значит, его права и законные интересы не были нарушены в спорных правоотношениях по данному делу.
При этом, основания для обращения заместителя прокурора в суд именно в интересах Республиканского комитета по земельным ресурсам предусмотрено абзацем 8 части 1 статьи 10 Закона Украины "О государственном контроле за использованием и охраной земель".
Так, согласно указанной правовой норме государственные инспекторы в сфере государственного контроля за использованием и охраной земель и соблюдением требований законодательства Украины об охране земель имеют право, в том числе, обращаться к органам прокуратуры с ходатайством о подаче иска в суд относительно возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также возвращения самовольно или временно занятых земельных участков, срок использования которых истек.
Однако, как усматривается из материалов дела, истец - Республиканский комитет по земельным ресурсам Автономной Республики Крым не обращался в органы прокуратуры с заявлением об инициировании обращения в суд с исковым заявлением по данному делу.
Иск прокурора не содержит требований о возмещении потерь сельскохозяйственного либо лесохозяйственного производства, о возвращении самовольно или временно занятых земельных участков, срок использования которых истек, что не корреспондируется с положениями статьи 10 Закона Украины "О государственном контроле за использованием и охраной земель".
Таким образом, Республиканский комитет по земельным ресурсам Автономной Республики Крым, функции и полномочия которого ограничены законом, не является надлежащим истцом по данному делу.
Также, по мнению коллегии судей, оспариваемым решением Ливадийского поселкового совета N 31 от 21.08.2008 года, с учетом изменений, внесенных решением Ливадийского поселкового совета N 74 от 23.05.2009 года, также не были нарушены права и интересы Фонда государственного имущества Украины, поскольку предметом спора по делу является правомерность вынесения органом местного самоуправления решения о прекращении права постоянного пользования земельным участком, тогда как Фонд государственного имущества Украины не наделен правом распоряжения земельными ресурсами и согласно Закона Украины "О Фонде государственного имущества Украины" является центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере приватизации, аренды, использования и отчуждения государственного имущества.
Статьей 21 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что суд признает незаконным и отменяет правовой акт индивидуального действия, изданный органом государственной власти, органом власти Автономной Республики Крым или органом местного самоуправления, противоречащий актам гражданского законодательства и нарушающий гражданские права или интересы.
Указанная правовая норма определяет совокупность обстоятельств, при наличии которых суд признает незаконным акт органа местного самоуправления, а именно: несоответствие его действующему законодательству; нарушение гражданских прав или интересов в связи с принятием такого акта.
По общему правилу необходимым условием удовлетворения иска о признании соответствующего акта недействительным является, в том числе, наличие факта нарушения гражданских прав и интересов определенного лица. При этом суд защищает нарушенные права и интересы исключительно по иску соответствующих лиц или органов (в том числе органов прокуратуры), которые обращаются за защитой прав или интересов лиц в случаях, установленных действующим законодательством (статья 1 Гражданского процессуального кодекса Украины).
Таким образом, отсутствие у истцов - Республиканского комитета по земельным ресурсам Автономной Республики Крым и Фонда государственного имущества Украины соответствующего права или интереса, на защиту которых подан иск заместителем прокурора города Ялты, свидетельствует о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
При указанных обстоятельствах решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 14.09.2011 года подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

1. Апелляционные жалобы заместителя прокурора города Ялты, заместителя прокурора Автономной Республики Крым и Фонда государственного имущества Украины оставить без удовлетворения.
2. Решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 14.09.2011 года по делу N 5002-3/2781-2011 оставить без изменения.
3. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.В.АНТОНОВА

Судьи
И.В.ЕВДОКИМОВ
Е.А.ОСТАПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)