Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2014 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Дудкиной О.В.,
судей: Крекотнева С.Н., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от истца: общества с ограниченной ответственностью "Чебиз авто": Фаизов Е.Л. по дов. N 16 от 20.03.2014
от ответчика: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": не явился, извещен
от третьих лиц: 1) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве: не явился, извещен
2) Департамента городского имущества города Москвы: Клоков Е.В. по дов. от 27.12.2013 N 33-Д-954/13
3) Правительства Москвы: Клоков Е.В. по дов. от 27.12.2013 N 4-47-730/3-1
рассмотрев 06 ноября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чебиз авто"
на решение от 10 апреля 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Дудкиным В.В.
на постановление от 24 июня 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Левиной Т.Ю., Савенковым О.В., Тихоновым А.П.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Чебиз авто" (ОГРН 1027700477353)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757)
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве; Департамент городского имущества города Москвы; Правительство Москвы
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Чебиз авто" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 2956 кв. м с кадастровым номером 77:02:0023003:1002, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "участки смешанного размещения общественно-деловых объектов различного вида (1.2.7)", расположенного по адресу: Москва, Ярославская ул., вл. 13А, стр. 1, в размере его рыночной стоимости, равной 41 538 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра), Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.04.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 10.04.2014 и постановление от 24.06.2014 и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Кадастровая палата и Управление Росреестра, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Московский земельный комитет (правопредшественник Департамента городского имущества города Москвы; арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 30.09.2002 N М-02-018958 аренды земельного участка площадью 4790 кв. м с кадастровым номером 77:02:0023003:1001, расположенного по адресу: Москва, Ярославская ул., вл. 13А, и земельного участка площадью 2956 кв. м с кадастровым номером 77:02:0023003:1002, расположенного по адресу: Москва, Ярославская ул., вл. 13А, стр. 1, для эксплуатации административного здания и административного здания многофункционального комплекса, сроком на 49 лет (в редакции дополнительного соглашения от 07.02.2013 N М-02-018958.).
Договор и дополнительное соглашение зарегистрированы в установленном порядке.
Размер арендной платы по договору установлен исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП (далее - Постановление N 670-ПП) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, вступившие в силу с 01.01.2013.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 670-ПП, определена по состоянию на 01.01.2012.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0023003:1002 установлена в размере 236 496 494 руб. 48 коп.
В соответствии с отчетом от 11.06.2013 N АО-19/13-2 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "Актив-Оптим", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 07.03.2012 составляет 41 538 000 руб.
В целях установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости заявитель обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра (далее - Комиссия), созданную в соответствии с приказом Росреестра от 26.10.2012 N П/481 в городе Москве, с заявлением от 24.06.2013 о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельного участка и установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
Решением Комиссии от 18.07.2013 N 51-538/2013 заявление Общества отклонено со ссылкой на отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от его кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением N 670-ПП, более чем на тридцать процентов.
Истец обратился с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что поскольку кадастровая стоимость названного земельного участка, установленная в 2013 году, существенно превышает его рыночную стоимость, то должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в размере рыночной стоимости.
В процессе судебного разбирательства по настоящему делу Постановление N 670-ПП утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - Постановление N 751-ПП).
Данным нормативным актом, вступившим в силу со дня официального опубликования 01.01.2014 на официальном сайте Правительства Москвы, утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 751-ПП, определена по состоянию на 01.01.2013.
Суды обеих инстанций, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу о невозможности установить кадастровую стоимость спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 07.03.2012, при наличии новой кадастровой стоимости этого земельного участка, утвержденной Постановлением N 751-ПП по состоянию на 01.01.2013, и отказали в иске.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно пункту 4 названной статьи одним из основания учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Истец, не оспаривая достоверность сведений о кадастровой стоимости арендуемого участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) органом кадастрового учета ни на основании Постановления N 670-ПП в 2013 году, ни на основании Постановления N 751-ПП в 2014 году, просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной по состоянию на 07.03.2012 с целью откорректировать свои обязательства по арендным платежам, размер которых устанавливается на основании кадастровой стоимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта. Данная правовая позиция приведена в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Поскольку установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, то в связи с утверждением уполномоченным органом результатов новой кадастровой оценки земель (в данном случае - Постановлением N 751-ПП) кадастровая стоимость в размере рыночной по состоянию на дату предыдущей оценки (утвержденной Постановлением N 670-ПП) не может быть внесена в кадастр.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество, являющееся арендатором спорного участка, не вправе обращаться за проведением оценки арендуемого им имущества, а также о том, что результат определения кадастровой стоимости не затрагивает его прав и обязанностей.
Между тем, согласно статье 6 Закона N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Согласно статье 24.18 Закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у Общества права аренды земельного участка, размер арендной платы за пользование которым установлен в процентном соотношении от кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
Таким образом, вывод суда об отсутствии у арендатора права на обращение в суд с иском об установлении кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка в размере рыночной, является ошибочным, однако это не привело к принятию неправильного судебного акта.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 апреля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2014 года по делу N А40-147180/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
О.В.ДУДКИНА
Судьи
С.Н.КРЕКОТНЕВ
И.В.ТУБОЛЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 10.11.2014 N Ф05-10950/2014 ПО ДЕЛУ N А40-147180/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2014 г. по делу N А40-147180/13
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2014 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Дудкиной О.В.,
судей: Крекотнева С.Н., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от истца: общества с ограниченной ответственностью "Чебиз авто": Фаизов Е.Л. по дов. N 16 от 20.03.2014
от ответчика: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": не явился, извещен
от третьих лиц: 1) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве: не явился, извещен
2) Департамента городского имущества города Москвы: Клоков Е.В. по дов. от 27.12.2013 N 33-Д-954/13
3) Правительства Москвы: Клоков Е.В. по дов. от 27.12.2013 N 4-47-730/3-1
рассмотрев 06 ноября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чебиз авто"
на решение от 10 апреля 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Дудкиным В.В.
на постановление от 24 июня 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Левиной Т.Ю., Савенковым О.В., Тихоновым А.П.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Чебиз авто" (ОГРН 1027700477353)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757)
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве; Департамент городского имущества города Москвы; Правительство Москвы
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Чебиз авто" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 2956 кв. м с кадастровым номером 77:02:0023003:1002, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "участки смешанного размещения общественно-деловых объектов различного вида (1.2.7)", расположенного по адресу: Москва, Ярославская ул., вл. 13А, стр. 1, в размере его рыночной стоимости, равной 41 538 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра), Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.04.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 10.04.2014 и постановление от 24.06.2014 и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Кадастровая палата и Управление Росреестра, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Московский земельный комитет (правопредшественник Департамента городского имущества города Москвы; арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 30.09.2002 N М-02-018958 аренды земельного участка площадью 4790 кв. м с кадастровым номером 77:02:0023003:1001, расположенного по адресу: Москва, Ярославская ул., вл. 13А, и земельного участка площадью 2956 кв. м с кадастровым номером 77:02:0023003:1002, расположенного по адресу: Москва, Ярославская ул., вл. 13А, стр. 1, для эксплуатации административного здания и административного здания многофункционального комплекса, сроком на 49 лет (в редакции дополнительного соглашения от 07.02.2013 N М-02-018958.).
Договор и дополнительное соглашение зарегистрированы в установленном порядке.
Размер арендной платы по договору установлен исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП (далее - Постановление N 670-ПП) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, вступившие в силу с 01.01.2013.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 670-ПП, определена по состоянию на 01.01.2012.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0023003:1002 установлена в размере 236 496 494 руб. 48 коп.
В соответствии с отчетом от 11.06.2013 N АО-19/13-2 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "Актив-Оптим", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 07.03.2012 составляет 41 538 000 руб.
В целях установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости заявитель обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра (далее - Комиссия), созданную в соответствии с приказом Росреестра от 26.10.2012 N П/481 в городе Москве, с заявлением от 24.06.2013 о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельного участка и установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
Решением Комиссии от 18.07.2013 N 51-538/2013 заявление Общества отклонено со ссылкой на отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от его кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением N 670-ПП, более чем на тридцать процентов.
Истец обратился с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что поскольку кадастровая стоимость названного земельного участка, установленная в 2013 году, существенно превышает его рыночную стоимость, то должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в размере рыночной стоимости.
В процессе судебного разбирательства по настоящему делу Постановление N 670-ПП утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - Постановление N 751-ПП).
Данным нормативным актом, вступившим в силу со дня официального опубликования 01.01.2014 на официальном сайте Правительства Москвы, утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 751-ПП, определена по состоянию на 01.01.2013.
Суды обеих инстанций, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу о невозможности установить кадастровую стоимость спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 07.03.2012, при наличии новой кадастровой стоимости этого земельного участка, утвержденной Постановлением N 751-ПП по состоянию на 01.01.2013, и отказали в иске.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно пункту 4 названной статьи одним из основания учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Истец, не оспаривая достоверность сведений о кадастровой стоимости арендуемого участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) органом кадастрового учета ни на основании Постановления N 670-ПП в 2013 году, ни на основании Постановления N 751-ПП в 2014 году, просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной по состоянию на 07.03.2012 с целью откорректировать свои обязательства по арендным платежам, размер которых устанавливается на основании кадастровой стоимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта. Данная правовая позиция приведена в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Поскольку установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, то в связи с утверждением уполномоченным органом результатов новой кадастровой оценки земель (в данном случае - Постановлением N 751-ПП) кадастровая стоимость в размере рыночной по состоянию на дату предыдущей оценки (утвержденной Постановлением N 670-ПП) не может быть внесена в кадастр.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество, являющееся арендатором спорного участка, не вправе обращаться за проведением оценки арендуемого им имущества, а также о том, что результат определения кадастровой стоимости не затрагивает его прав и обязанностей.
Между тем, согласно статье 6 Закона N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Согласно статье 24.18 Закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у Общества права аренды земельного участка, размер арендной платы за пользование которым установлен в процентном соотношении от кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
Таким образом, вывод суда об отсутствии у арендатора права на обращение в суд с иском об установлении кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка в размере рыночной, является ошибочным, однако это не привело к принятию неправильного судебного акта.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 апреля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2014 года по делу N А40-147180/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
О.В.ДУДКИНА
Судьи
С.Н.КРЕКОТНЕВ
И.В.ТУБОЛЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)