Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОТ 29.01.2013 ПО ДЕЛУ N 33-45/2013Г.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 января 2013 г. по делу N 33-45/2013г.


Судья Надбитова Г.П.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Лиджиева С.В. и Сангаджиева А.В.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению М.Х., Ф., О.Г.Д., К.А.А., С.А.В., Д.Г., М.О., К.А.Н. об оспаривании решения Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия по апелляционной жалобе представителя Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Б. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 ноября 2012 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиева А.В., объяснения представителя Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Э.Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения М.О., ее представителя Д.Н., представителей заявителей М.Х. - Н., Д.Г. - Э.А., О.Г.Д. - К.В., К.А.Н. - К.Н., С.А.В. - У., судебная коллегия

установила:

М.Х., Ф., О.Г.Д., К.А.А., С.А.В., Д.Г., М.О., К.А.Н. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и возложении на него обязанности по предоставлению земельных участков, ссылаясь на то, что в конце октября 2011 г. они в соответствии со ст. 17 Федерального Закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в РФ" обратились в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее Министерство) с заявлениями о предоставлении им ** земельных участков, расположенных по адресу: г. Элиста, ***** *****, ******** **-* *****. К заявлениям был приложен проект планировки указанной территории, разработанный по их инициативе и за их счет. 31 августа 2012 г. Министерством в предоставлении испрашиваемых земельных участков отказано, в связи с тем, что они расположены в зоне насаждений специального назначения С-2, а представленный проект планировки не соответствует требованиям, установленным градостроительным законодательством РФ. Ссылаются на то, что "Правила землепользования и застройки в г. Элиста", утвержденные Решением Элистинского городского Собрания N 1 от 27 декабря 2010 г. не содержат ограничения по использованию земельных участков в зоне насаждений специального назначения С-2 для индивидуального жилищного строительства. Министерство не указало где проходят красные линии земельного участка, в границах которого расположены испрашиваемые участки. Считают необоснованным довод Министерства о несоответствии представленного проекта планировки нормам градостроительного законодательства, поскольку принятие решения о подготовке проекта планировки, проект планировки и межевание отнесено к компетенции Главы г. Элисты.
Просили суд признать незаконным решение Министерства N ЭО-10/6766 от 31 августа 2012 г. об отказе в предоставлении земельных участков, обязать Министерство предоставить им ** земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства, расположенных в ***** ****** г. Элисты, ******** **-* *****: М.Х. - земельных участков NN *,* общей площадью 1200 кв. м; Ф. - NN *,* общей площадью 1210,25 кв. м; О.Г.Д. - участков NN **, ** общей площадью 1200 кв. м; К.А.А. - NN **, ** общей площадью 1200 кв. м; С.А.В. - N * общей площадью 600 кв. м; Д.Г. - NN **,** общей площадью 1200 кв. м; М.О. - NN **, ** общей площадью 1264,25 кв. м; К.А.Н. - NN **,** общей площадью 1200 кв. м.
Заявители, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суд первой инстанции не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Их представители Н., Д.Н., Э.А., К.В., К.Н. заявленные требования поддержали.
Представитель Министерства, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 ноября 2012 г. требования М.Х., Ф., О.Г.Д., К.А.А., С.А.В., Д.Г., М.О., К.А.Н. удовлетворены. Признано незаконным решение Министерства N ЭО-10/6766 от 31 августа 2012 г. об отказе в предоставлении земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства, расположенных по адресу: г. Элиста, ***** ***** ******** **-* ***** инвалидам М.Х., Ф., О.Г.Д., К.А.А., С.А.В., Д.Г., М.О., О.Г.О., К.А.Н. На Министерство возложена обязанность предоставить М.Х., Ф., О.Г.Д., К.А.А., С.А.В., Д.Г., М.О., О.Г.О., К.А.Н. в аренду для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке земельные участки, испрошенные ими в заявлениях поданных в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия 24 и 25 октября 2011 г., расположенные в ***** ****** г. Элисты, ******** **-** *****.
В апелляционной жалобе представитель Министерства Б. просит решение отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что заявители, обращаясь в Министерство, вместо проекта планировки территории представили разбивочный план, изготовленный ООО "***************", который не соответствует требованиям ст. ст. 45, 46 Градостроительного кодекса РФ; испрашиваемые земельные участки согласно Генерального плана г. Элисты расположены в зоне насаждений специального назначения, на которой строительство индивидуальных жилых домов не допускается. Полагает, что право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, поскольку в силу ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", "Правил предоставления льгот инвалидам по обеспечению их жилыми помещениями...", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901, оно предусмотрено с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов. Вместе с тем заявителями не представлено данных о том, что они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в Мэрии г. Элисты.
В письменных возражениях М.Х., Ф., О.Г.Д., К.А.А., С.А.В., Д.Г., М.О., К.А.Н. просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Ссылаются на доводы, изложенные в заявлении, полагают, что право инвалида на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства не связано с его нуждаемостью в улучшении жилищных условий, поскольку такое требование в Законе "О социальной защите инвалидов в РФ", Земельном кодексе РФ, Законе Республике Калмыкия "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия", не содержится.
М.Х., Ф., О.Г.Д., К.А.А., С.А.В., Д.Г., К.А.Н. о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, в судебное заседание не явились. На основании ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Удовлетворяя требования заявителей, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", статьями 25, 29, 30, 30.1, 31 Земельного кодекса РФ, статьями 1, 30, 34, 45 Градостроительного кодекса РФ, пришел к выводу о том, что заявители обладают безусловным правом на предоставление испрашиваемых ими земельных участков для индивидуального жилищного строительства, поскольку являются инвалидами, проживают на территории Республики Калмыкия, не имеют в собственности земельных участков. Отказ Министерства в предоставлении земельных участков противоречит закону, доказательств нахождения их в зоне насаждений специального назначения С-2 государственным органом не представлено.
Как усматривается из материалов дела 24 октября 2011 г. К.А.Н. являющийся инвалидом * группы, 25 октября 2011 г. М.Х., С.А.В., Ф., К.А.А., являющиеся инвалидами * группы, Д.Г., О.Г.Д. - инвалидами * группы, М.О. - инвалид * группы, обратились в Министерство с заявлениями о предоставлении им земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства в ***** ******, ******** **-* ***** г. Элисты в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Ввиду не рассмотрения в установленном законом порядке их заявлений, решением Элистинского городского суда от 16 мая 2012 г. с учетом внесенных в него изменений определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 17 июля 2012 г. бездействие Министерства признано незаконным и на него возложена обязанность рассмотреть обращения заявителей в соответствии с требованиями ст. ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ, ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". По результатам повторного рассмотрения 31 августа 2012 г. Министерством в предоставлении заявителям земельных участков отказано, поскольку испрашиваемые земельные участки находятся в зоне насаждений специального назначения С-2, а проект планировки не соответствует требованиям градостроительного законодательства.
С выводами суда о незаконности решения Министерства об отказе в предоставлении заявителям испрашиваемых земельных участков согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статья 7 Конституции РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, устанавливать государственные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с названным федеральным законом Постановлением Правительства РФ N 901 от 27 июля 1996 г. утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее Правила).
В силу пунктов 1, 17, 18 Правил инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите прав инвалидов", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положением настоящих Правил. Инвалиды обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
В Республике Калмыкия нормативных актов регулирующих порядок предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства не принято.
Доводы заявителей и их представителей о том, что к спорным отношениям не применимы нормы жилищного законодательства основаны на неправильном толковании норм материального права. Так, Конституционный суд РФ в Определении от 15 июля 2010 г. N 957-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Макарова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав частями третьей и четырнадцатой статьи 17 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", указал, что положения части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства относится к числу гарантий в жилищной сфере.
Согласно пункту 5 статьи 56 Жилищного Кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Из системного толкования положений ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (обеспечение инвалидов жилой площадью), ст. 56 Жилищного Кодекса РФ, а также Правил следует, что предоставление инвалидам земельного участка для индивидуального жилищного строительства направлено на обеспечение инвалидов жилой площадью (или улучшение жилищных условий), и право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства возникает в случае подтверждения нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, заявителями данных о том, что они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий суду не представлено.
Из материалов дела следует, что Ф. зарегистрирована и проживает в п. ********* *************** района, С.А.В. в п. ***** ************ района, М.О. в п. ******** ********* района, К.А.Н. в п. ***** **************** района Республики Калмыкии.
В силу п. 3 Правил учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется по месту жительства.
Между тем, заявители, претендуя на предоставление в первоочередном порядке земельных участков в аренду в г. Элиста не представили доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий в г. Элиста.
Утверждения заявителей о том, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства должны быть предоставлены им в любом муниципальном образовании по их выбору, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Кроме того, порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 11 вышеназванной нормы предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 ст. 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования мест размещения объекта.
Из смысла приведенных норм следует, что предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования мест размещения объекта.
Возлагая на Министерство обязанность по предоставлению земельных участков инвалидам, суд не принял во внимание специфику предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.
Так, согласно п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка, определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о предоставлении земельных участков без проведения торгов. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Таким образом, для реализации права на получение в собственность или на праве аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ составным элементом правового режима земельного участка является разрешенное использование земельного участка, которое определяется на основании зонирования территорий (глава 4 Градостроительного кодекса РФ "Градостроительное зонирование"). В результате градостроительного зонирования определяются жилые, общественно-деловые, производственные и другие зоны, а также устанавливаются предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства.
Как видно из материалов дела, испрашиваемые заявителями земельные участки, не сформированы и объектами права, как того требует п. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ, они не являются.
Из анализа положений ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что существование земельного участка как объекта недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, возникает с момента внесения таких сведений в государственный кадастр недвижимости.
Оснований для возложения обязанности по предоставлению спорных земельных участков не имелось, поскольку они как объект гражданских отношений на момент обращения заявителей в Министерство не существовали.
Ссылки заявителей на Постановления Мэрии г. Элисты N 2067 от 1 октября 2012 г. "Об утверждение проекта планировки территории в южной части города Элисты Республики Калмыкия" и от 23 октября 2012 г. N 2236 о внесении в него изменений не могут быть приняты, так как они изданы после принятия оспариваемых заявителями решений.
Из материалов дела следует, что суд первой инстанции разрешил требования О.Г.О., вместе с тем последняя с заявлением в суд не обращалась.
При таких данных, решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а по делу надлежит вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных М.Х., Ф., О.Г.Д., К.А.А., С.А.В., Д.Г., М.О., К.А.Н. требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

решение Элистинского городского суда от 22 ноября 2012 года отменить.
В удовлетворении заявления М.Х., Ф., О.Г.Д., К.А.А., С.А.В., Д.Г., М.О., К.А.Н. об оспаривании решения Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства отказать.
Апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия удовлетворить.

Председательствующий
Л.Л.ЛИДЖЕЕВА

Судьи
С.В.ЛИДЖИЕВ
А.В.САНГАДЖИЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)