Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 09 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Е.Н. Номоконовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-10848/2014
на решение от 17.07.2014
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-13372/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Ильиной Зинаиды Сидоровны (ИНН 253805209431, ОГРНИП 308253801100019, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 14.01.2012)
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
о признании незаконным бездействия,
при участии в заседании:
- от предпринимателя: представитель И.В. Дубровина (паспорт, доверенность от 01.04.2012);
- от департамента: представитель Я.В. Тарасенко (удостоверение, доверенность от 18.04.2014);
- установил:
Индивидуальный предприниматель Ильина Зинаида Сидоровна (далее по тексту - "заявитель", "предприниматель") обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") по предоставлению земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050025:578, 25:28:050025:576 на условиях, установленных решением Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15395/2013, в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства, об обязании департамент принять решение о передаче предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:576 на условиях, установленных решением Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15395/2013, в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства, направить предпринимателю копию решения о предоставлении указанного земельного участка, заключить договор аренды в недельный срок со дня принятия решения о передаче земельного участка. Кроме того, заявитель просил обязать департамент внести в распоряжение от 16.06.2014 N 1458-рз изменения, соответствующие условиям предоставления земельных участков, установленных решением Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15395/2013, указав, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050025:578 передается в аренду сроком на 49 лет, направить в адрес предпринимателя копию решения о внесенном в распоряжении изменении и заключить с предпринимателем договор аренды земельного участка в недельный срок со дня принятия решения о внесении изменений в распоряжение от 16.06.2014 N 1458-рз.
Одновременно с подачей заявления предприниматель ходатайствовал о восстановлении срока на его подачу.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.07.2014 срок на подачу заявления признан не пропущенным, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, департамент ссылается на то, что решение Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15395/2013 не содержит каких-либо условий предоставления спорных земельных участков и не обязывает департамент предоставить их предпринимателю без изменения вида разрешенного использования. Считает, что указанное решение исполнено в полном объеме путем публикации в издании "Приморская газета" объявления о возможном предоставлении земельного участка. Заявленный предпринимателем срок аренды земельных участков - 49 лет департамент считает необоснованным, настаивая на том, что она вправе рассчитывать на предоставление земельных участков только на тот срок, который предложен уполномоченным органом.
Кроме того, департамент указал на несоответствие вида использования земельных участков, заявленных предпринимателем, разрешенному использованию, указанному в кадастровых паспортах.
Предприниматель в письменном отзыве, подержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразил. Считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
12.09.2012 предприниматель обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков площадью 2525 кв. м с кадастровым номером 25:28:050025:576 и площадью 1466 кв. м с кадастровым номером 25:28:050025:578, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. 2-я Линейная, д. 7, для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства.
Письмом от 01.10.2012 N 29/06/02-14/21099 департамент отказал предпринимателю в предоставлении спорных земельных участков со ссылкой на его нахождение на территории второй зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока и на территории лесного фонда Владивостокского лесничества. Кроме того, департамент посчитал, что размещение спортивной площадки без трибун для зрителей возможно при условии, если общая площадь объектов капитального строительства на соответствующих земельных участках не превышает 150 кв. м.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.07.2013 по делу N А51-15395/2013 отказ департамента признан незаконным. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал департамент в двухнедельный срок с даты принятия решения обеспечить подготовку и публикацию информации о предоставлении предпринимателю в аренду сроком на 49 лет спорных земельных участков для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2013 указанное решение оставлено без изменений и вступило в законную силу.
29.10.2013 информация о предоставлении земельных участков опубликована в издании "Приморская газета".
Письмом от 28.10.2013 N 20/03/02-14/29198 департамент предложил заявителю предоставить кадастровые паспорта спорных земельных участков для принятия решения об их предоставлении.
26.12.2013 кадастровые паспорта земельных участков представлены заявителем в департамент.
Письмом от 25.02.2014 N 20/03/02-13/5657 департамент уведомил заявителя о принятии распоряжения от 21.02.2014 N 360-рз "О разрешенном использовании земельных участков, расположенных по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 2-я Линейная, 7".
Поскольку более никакой информации о результатах рассмотрения заявления о предоставлении спорных земельных участков в адрес предпринимателя не поступало, полагая, что департамент бездействует, предприниматель обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из нарушения департаментом сроков принятия решений о предоставлении земельных участков, предусмотренных статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в департамент за предоставлением ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050025:576 и 25:28:050025:578, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. 2-я Линейная, д. 7, для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства.
В ходе рассмотрения дела N А51-15395/2013, Арбитражный суд Приморского края пришел к выводу о соответствии заявления предпринимателя требованиям статьи 34 ЗК РФ и о возможности использования земельных участков в указанных заявителем целях, поскольку заявленный вид использования земельных участков не противоречит градостроительному регламенту зоны застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, в границах которой они расположены. Каких-либо препятствий в предоставлении земельных участков выявлено не было.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку решение Арбитражного суда Приморского края от 29.07.2013 по делу N А51-15395/2013 вступило в законную силу, департамент обязан был рассмотреть заявление предпринимателя по существу с соблюдением установленного статьей 34 ЗК РФ порядка.
По правилам пункта 1 статьи 34 ЗК РФ уполномоченные органы обеспечивают подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Материалами дела подтверждается, что во исполнение требований пункта 1 статьи 34 ЗК РФ и решения Арбитражного суда Приморского края от 29.07.2013 по делу N А51-15395/2013 департаментом произведено публичное информирование населения, о чем имеется выкопировка из издания "Приморская газета" от 29.10.2013 N 103 (834).
Ознакомившись с текстом сообщения, коллегия указанную в нем информацию достаточной и соответствующей целям публичного информирования о предстоящем предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Коллегией установлено, что кадастровые паспорта спорных земельных участков представлены заявителем в департамент 26.12.2013, то есть решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка подлежало принятию департаментом не позднее 09.01.2014.
Между тем распоряжение о предоставлении предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:578 было принято департаментом только 16.06.2014, а решение по заявлению департамента о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:578 до настоящего времени не принято вообще.
Объясняя несоблюдение сроков рассмотрения заявления предпринимателя, департамент пояснил, что в графе 9 "Разрешенное использование" кадастровых паспортов спорных земельных участков было указано "для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства)", что не соответствует виду использования, указанному предпринимателем, и препятствует принятию решения о предоставлении земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - "ГрК РФ").
Согласно пункту 6 статьи 1 ГрК РФ под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно пункту 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Аналогичные требования содержатся в пункте 2 статьи 85 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Как установлено Арбитражным судом Приморского края в ходе рассмотрения дела N А51-15395/2013, спорные земельные участки находятся в границах зоны Ж-1, градостроительным регламентом которой к основным видам разрешенного использования относится размещение спортивных объектов и сооружений без трибун для зрителей.
То есть указанная заявителем цель использования земельных участков соответствует градостроительному регламенту зону Ж-1.
Действительно, первоначально спорные земельные участки были сформированы для ведения дачного хозяйства, и на момент их постановки на кадастровый учет - 06.08.2011 разрешенное использование земельных участков соответствовало градостроительному регламенту территориальной зоны Ж-1, в границах которой они находятся.
Вместе с тем решением Думы г. Владивостока от 14.10.2011 N 742, вступившим в законную силу 18.10.2011 (опубликовано в Вестнике Думы г. Владивостока), была введена зона застройки индивидуальными жилыми домами, включающая территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4). При этом из видов разрешенного использования градостроительного регламента зоны Ж-1 ведение дачного хозяйства исключено.
Коллегия полагает, что по результатам изменения правил землепользования вопрос об определении разрешенного использования спорных земельных участков, относится к компетенции департамента как органа, распоряжающегося земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, о чем свидетельствует факт принятия департаментом распоряжения от 21.02.2014 N 360-рз "О разрешенном использовании земельных участков, расположенных по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. 2-я Линейная, 7".
Таким образом, указание в кадастровых паспортах спорных земельных участков, представленных заявителем в департамент, такого вида разрешенного использования как "для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства), не могло являться препятствием к их предоставлению заявителю.
Учитывая, что объективные причины, препятствующие департаменту принять решение о предоставлении спорных земельных участков в аренду заявителю в установленный пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ срок, отсутствовали, коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции о наличии бездействия департамента.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о разрешенном использовании земельного участка относятся к дополнительным сведениям об объекте недвижимости и не влияют на его оборотоспособность.
Поскольку сведения об уникальных характеристиках спорных земельных участков, предусмотренные частью 1 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона, в кадастровых паспортах имелись, и каких-либо противоречий в них департаментом установлено не было, департамент имел возможность предоставить спорные земельные участки заявителю одновременно с приведением их разрешенного использования в соответствие с градостроительным регламентом.
Ситуацию, когда распоряжение об изменении разрешенного использования земельных участков было принято 21.02.2014, то есть почти через 2 месяца после представления заявителем кадастровых паспортов, а распоряжение о предоставлении предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:578 только 16.06.2014, то есть спустя пол года после предоставления кадастровых паспортов, коллегия находит не соответствующей статьей 34 ЗК РФ и нарушающей права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции предпринимателем в материалы дела представлены кадастровые паспорта спорных земельный участков от 21.08.2014, и которых следует, что разрешенным использованием земельных участков является "устройство спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства". Вместе с тем решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:576 так и не принято.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое бездействие незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Рассматривая вопрос о выборе надлежащего способа восстановления прав заявителя, коллегия исходит из того, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:576 решение о его предоставлении заявителю не принималось.
Учитывая, что какие-либо основания для отказа в предоставлении указанного земельного участка заявителю установлены не были, порядок, предусмотренный статьей 34 ЗК РФ, соблюден в полном объеме, коллегия соглашается с судом первой инстанции о необходимости обязания департамент принять решение о предоставлении предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:576 на условиях, установленных решением Арбитражного суда Приморского края от 29.07.2013 по делу N А51-15395/2013: в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства, направить предпринимателю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта и заключить договор аренды земельного участка.
Что касается земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:578, распоряжением департамента от 16.06.2014 N 1458-рз принято решение о его предоставлении предпринимателю в аренду сроком на 3 года, в то время как решением Арбитражного суда Приморского края от 29.07.2013 по делу N А51-15395/2013 предусмотрено предоставление земельного участка в аренду сроком на 49 лет.
Поскольку распоряжение департамента от 16.06.2014 N 1458-рз не соответствует условиям предоставления земельного участка, установленным решением Арбитражного суда Приморского края от 29.07.2013 по делу N А51-15395/2013, суд первой инстанции обоснованно обязал департамент внести в указанное распоряжение изменения, указав, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050025:578 передается в аренду на 49 лет, а также направить в адрес предпринимателя копию решения о внесенном изменении и заключить с предпринимателем договор аренды земельного участка.
Указанные способы соразмерны допущенному нарушению, отвечают целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходят за пределы, необходимые для их применения.
Установленные судом первой инстанции сроки восстановления нарушенных прав коллегия находит соответствующими пункту 5 статьи 34 ЗК РФ.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.07.2014 по делу N А51-13372/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Е.Н.НОМОКОНОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2014 N 05АП-10848/2014 ПО ДЕЛУ N А51-13372/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2014 г. N 05АП-10848/2014
Дело N А51-13372/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 09 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Е.Н. Номоконовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-10848/2014
на решение от 17.07.2014
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-13372/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Ильиной Зинаиды Сидоровны (ИНН 253805209431, ОГРНИП 308253801100019, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 14.01.2012)
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
о признании незаконным бездействия,
при участии в заседании:
- от предпринимателя: представитель И.В. Дубровина (паспорт, доверенность от 01.04.2012);
- от департамента: представитель Я.В. Тарасенко (удостоверение, доверенность от 18.04.2014);
- установил:
Индивидуальный предприниматель Ильина Зинаида Сидоровна (далее по тексту - "заявитель", "предприниматель") обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") по предоставлению земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050025:578, 25:28:050025:576 на условиях, установленных решением Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15395/2013, в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства, об обязании департамент принять решение о передаче предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:576 на условиях, установленных решением Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15395/2013, в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства, направить предпринимателю копию решения о предоставлении указанного земельного участка, заключить договор аренды в недельный срок со дня принятия решения о передаче земельного участка. Кроме того, заявитель просил обязать департамент внести в распоряжение от 16.06.2014 N 1458-рз изменения, соответствующие условиям предоставления земельных участков, установленных решением Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15395/2013, указав, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050025:578 передается в аренду сроком на 49 лет, направить в адрес предпринимателя копию решения о внесенном в распоряжении изменении и заключить с предпринимателем договор аренды земельного участка в недельный срок со дня принятия решения о внесении изменений в распоряжение от 16.06.2014 N 1458-рз.
Одновременно с подачей заявления предприниматель ходатайствовал о восстановлении срока на его подачу.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.07.2014 срок на подачу заявления признан не пропущенным, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, департамент ссылается на то, что решение Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15395/2013 не содержит каких-либо условий предоставления спорных земельных участков и не обязывает департамент предоставить их предпринимателю без изменения вида разрешенного использования. Считает, что указанное решение исполнено в полном объеме путем публикации в издании "Приморская газета" объявления о возможном предоставлении земельного участка. Заявленный предпринимателем срок аренды земельных участков - 49 лет департамент считает необоснованным, настаивая на том, что она вправе рассчитывать на предоставление земельных участков только на тот срок, который предложен уполномоченным органом.
Кроме того, департамент указал на несоответствие вида использования земельных участков, заявленных предпринимателем, разрешенному использованию, указанному в кадастровых паспортах.
Предприниматель в письменном отзыве, подержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразил. Считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
12.09.2012 предприниматель обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков площадью 2525 кв. м с кадастровым номером 25:28:050025:576 и площадью 1466 кв. м с кадастровым номером 25:28:050025:578, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. 2-я Линейная, д. 7, для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства.
Письмом от 01.10.2012 N 29/06/02-14/21099 департамент отказал предпринимателю в предоставлении спорных земельных участков со ссылкой на его нахождение на территории второй зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока и на территории лесного фонда Владивостокского лесничества. Кроме того, департамент посчитал, что размещение спортивной площадки без трибун для зрителей возможно при условии, если общая площадь объектов капитального строительства на соответствующих земельных участках не превышает 150 кв. м.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.07.2013 по делу N А51-15395/2013 отказ департамента признан незаконным. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал департамент в двухнедельный срок с даты принятия решения обеспечить подготовку и публикацию информации о предоставлении предпринимателю в аренду сроком на 49 лет спорных земельных участков для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2013 указанное решение оставлено без изменений и вступило в законную силу.
29.10.2013 информация о предоставлении земельных участков опубликована в издании "Приморская газета".
Письмом от 28.10.2013 N 20/03/02-14/29198 департамент предложил заявителю предоставить кадастровые паспорта спорных земельных участков для принятия решения об их предоставлении.
26.12.2013 кадастровые паспорта земельных участков представлены заявителем в департамент.
Письмом от 25.02.2014 N 20/03/02-13/5657 департамент уведомил заявителя о принятии распоряжения от 21.02.2014 N 360-рз "О разрешенном использовании земельных участков, расположенных по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 2-я Линейная, 7".
Поскольку более никакой информации о результатах рассмотрения заявления о предоставлении спорных земельных участков в адрес предпринимателя не поступало, полагая, что департамент бездействует, предприниматель обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из нарушения департаментом сроков принятия решений о предоставлении земельных участков, предусмотренных статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в департамент за предоставлением ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050025:576 и 25:28:050025:578, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. 2-я Линейная, д. 7, для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства.
В ходе рассмотрения дела N А51-15395/2013, Арбитражный суд Приморского края пришел к выводу о соответствии заявления предпринимателя требованиям статьи 34 ЗК РФ и о возможности использования земельных участков в указанных заявителем целях, поскольку заявленный вид использования земельных участков не противоречит градостроительному регламенту зоны застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, в границах которой они расположены. Каких-либо препятствий в предоставлении земельных участков выявлено не было.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку решение Арбитражного суда Приморского края от 29.07.2013 по делу N А51-15395/2013 вступило в законную силу, департамент обязан был рассмотреть заявление предпринимателя по существу с соблюдением установленного статьей 34 ЗК РФ порядка.
По правилам пункта 1 статьи 34 ЗК РФ уполномоченные органы обеспечивают подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Материалами дела подтверждается, что во исполнение требований пункта 1 статьи 34 ЗК РФ и решения Арбитражного суда Приморского края от 29.07.2013 по делу N А51-15395/2013 департаментом произведено публичное информирование населения, о чем имеется выкопировка из издания "Приморская газета" от 29.10.2013 N 103 (834).
Ознакомившись с текстом сообщения, коллегия указанную в нем информацию достаточной и соответствующей целям публичного информирования о предстоящем предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Коллегией установлено, что кадастровые паспорта спорных земельных участков представлены заявителем в департамент 26.12.2013, то есть решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка подлежало принятию департаментом не позднее 09.01.2014.
Между тем распоряжение о предоставлении предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:578 было принято департаментом только 16.06.2014, а решение по заявлению департамента о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:578 до настоящего времени не принято вообще.
Объясняя несоблюдение сроков рассмотрения заявления предпринимателя, департамент пояснил, что в графе 9 "Разрешенное использование" кадастровых паспортов спорных земельных участков было указано "для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства)", что не соответствует виду использования, указанному предпринимателем, и препятствует принятию решения о предоставлении земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - "ГрК РФ").
Согласно пункту 6 статьи 1 ГрК РФ под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно пункту 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Аналогичные требования содержатся в пункте 2 статьи 85 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Как установлено Арбитражным судом Приморского края в ходе рассмотрения дела N А51-15395/2013, спорные земельные участки находятся в границах зоны Ж-1, градостроительным регламентом которой к основным видам разрешенного использования относится размещение спортивных объектов и сооружений без трибун для зрителей.
То есть указанная заявителем цель использования земельных участков соответствует градостроительному регламенту зону Ж-1.
Действительно, первоначально спорные земельные участки были сформированы для ведения дачного хозяйства, и на момент их постановки на кадастровый учет - 06.08.2011 разрешенное использование земельных участков соответствовало градостроительному регламенту территориальной зоны Ж-1, в границах которой они находятся.
Вместе с тем решением Думы г. Владивостока от 14.10.2011 N 742, вступившим в законную силу 18.10.2011 (опубликовано в Вестнике Думы г. Владивостока), была введена зона застройки индивидуальными жилыми домами, включающая территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4). При этом из видов разрешенного использования градостроительного регламента зоны Ж-1 ведение дачного хозяйства исключено.
Коллегия полагает, что по результатам изменения правил землепользования вопрос об определении разрешенного использования спорных земельных участков, относится к компетенции департамента как органа, распоряжающегося земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, о чем свидетельствует факт принятия департаментом распоряжения от 21.02.2014 N 360-рз "О разрешенном использовании земельных участков, расположенных по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. 2-я Линейная, 7".
Таким образом, указание в кадастровых паспортах спорных земельных участков, представленных заявителем в департамент, такого вида разрешенного использования как "для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства), не могло являться препятствием к их предоставлению заявителю.
Учитывая, что объективные причины, препятствующие департаменту принять решение о предоставлении спорных земельных участков в аренду заявителю в установленный пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ срок, отсутствовали, коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции о наличии бездействия департамента.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о разрешенном использовании земельного участка относятся к дополнительным сведениям об объекте недвижимости и не влияют на его оборотоспособность.
Поскольку сведения об уникальных характеристиках спорных земельных участков, предусмотренные частью 1 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона, в кадастровых паспортах имелись, и каких-либо противоречий в них департаментом установлено не было, департамент имел возможность предоставить спорные земельные участки заявителю одновременно с приведением их разрешенного использования в соответствие с градостроительным регламентом.
Ситуацию, когда распоряжение об изменении разрешенного использования земельных участков было принято 21.02.2014, то есть почти через 2 месяца после представления заявителем кадастровых паспортов, а распоряжение о предоставлении предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:578 только 16.06.2014, то есть спустя пол года после предоставления кадастровых паспортов, коллегия находит не соответствующей статьей 34 ЗК РФ и нарушающей права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции предпринимателем в материалы дела представлены кадастровые паспорта спорных земельный участков от 21.08.2014, и которых следует, что разрешенным использованием земельных участков является "устройство спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства". Вместе с тем решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:576 так и не принято.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое бездействие незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Рассматривая вопрос о выборе надлежащего способа восстановления прав заявителя, коллегия исходит из того, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:576 решение о его предоставлении заявителю не принималось.
Учитывая, что какие-либо основания для отказа в предоставлении указанного земельного участка заявителю установлены не были, порядок, предусмотренный статьей 34 ЗК РФ, соблюден в полном объеме, коллегия соглашается с судом первой инстанции о необходимости обязания департамент принять решение о предоставлении предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:576 на условиях, установленных решением Арбитражного суда Приморского края от 29.07.2013 по делу N А51-15395/2013: в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством - устройства спортивной площадки без трибун для зрителей с зелеными насаждениями и элементами благоустройства, направить предпринимателю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта и заключить договор аренды земельного участка.
Что касается земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:578, распоряжением департамента от 16.06.2014 N 1458-рз принято решение о его предоставлении предпринимателю в аренду сроком на 3 года, в то время как решением Арбитражного суда Приморского края от 29.07.2013 по делу N А51-15395/2013 предусмотрено предоставление земельного участка в аренду сроком на 49 лет.
Поскольку распоряжение департамента от 16.06.2014 N 1458-рз не соответствует условиям предоставления земельного участка, установленным решением Арбитражного суда Приморского края от 29.07.2013 по делу N А51-15395/2013, суд первой инстанции обоснованно обязал департамент внести в указанное распоряжение изменения, указав, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050025:578 передается в аренду на 49 лет, а также направить в адрес предпринимателя копию решения о внесенном изменении и заключить с предпринимателем договор аренды земельного участка.
Указанные способы соразмерны допущенному нарушению, отвечают целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходят за пределы, необходимые для их применения.
Установленные судом первой инстанции сроки восстановления нарушенных прав коллегия находит соответствующими пункту 5 статьи 34 ЗК РФ.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.07.2014 по делу N А51-13372/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Е.Н.НОМОКОНОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)