Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2015 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В, Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 06 марта 2015 г. по делу N А45-26302/2014 (судья И.В. Попова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОМЕГА-СЕРВИС" (ОГРН 1145476004277, ИНН 5402571691, 630049, г. Новосибирск, ул. Линейная35/3, 74)
к Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, 630087, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 167, 703)
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (630091, г. Новосибирск, ул. Державина, 28); Администрация г. Оби (633102, г. Обь, ул. Авиационная, 12)
о признании незаконным действий,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА-СЕРВИС" (далее - ООО "ОМЕГА-СЕРВИС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области (далее - ФБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области, Учреждение) о признании незаконными действий по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:861 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области; Администрация г. Оби (далее - третьи лица).
Решением от 06.03.2015 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия ФБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 10000 +/- 35 кв. м с кадастровым номером 54:36:010801:861, местоположение Новосибирская область, г. Обь, Омский тракт, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства складского комплекса.
Суд обязал ФБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области устранить нарушение прав и интересов заявителя путем восстановления в государственном кадастре недвижимости сведения о вышеуказанном земельном участке.
В апелляционной жалобе ФБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области, ссылаясь на несоответствие выводов изложенных в решении обстоятельствам дела, неприменение закона подлежащего применению, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на положения части 5 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), предусматривающая возможность снятия с учета земельного участка также в случае если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер.
ФБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области указывает, что положения части 2 статьи 25, части 6 статьи 27 Закона о кадастре не подлежат применению в рассматриваемом случае, поскольку частью 5 статьи 24 названного Закона предусмотрено такое основание к снятию объекта недвижимости со статусом сведений "временный" с кадастрового учета как заявление правообладателя исходного объекта.
По мнению заявителя жалобы, обществом избран ненадлежащий способ защиты своего права.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В представленных до начала судебного заседания отзывах ООО "ОМЕГА-СЕРВИС" и Администрация г. Оби просят оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Администрацией города Оби Новосибирской области издано постановление от 01.04.2014 N 356 "Об утверждении акта выбора земельного участка", в соответствии с которым утвержден акт выбора земельного участка площадью 1 га, расположенного по адресу: Новосибирская область, город Обь, Омский тракт, вид разрешенного использования - "для строительства складского комплекса", категория земель "земли населенных пунктов"
За счет средств заявителя в рамках процедуры получения земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта выбранный по соответствующему акту земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 54:36:010801:861, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
22.07.2014 ООО "ОМЕГА-СЕРВИС" обратилось в Администрацию города Оби Новосибирской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:861.
Администрация города Оби Новосибирской области отказала заявителю в предоставлении земельного участка.
Указанные действия Администрации решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.10.2014 по делу N А45-17195/2014 признаны незаконными. Суд обязал администрацию города Оби Новосибирской области предоставить обществу испрашиваемый земельный участок в аренду.
По запросу общества о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, им был получен ответ об отказе в предоставлении испрашиваемых сведений, поскольку ФБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области земельный участок с кадастровым номером 54:36:010801:861 снят с государственного кадастрового учета 29.08.2014 на основании заявления администрации города Оби Новосибирской области от 13.08.2014.
Полагая, что у органа кадастрового учета отсутствовали правовые основания, предусмотренные пунктом 2 статьи 25 и пунктом 6 статьи 27 Закона о кадастре, для снятия земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:861 с государственного кадастрового учета, ООО "ОМЕГА-СЕРВИС" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае предусмотренных Законом о кадастре оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из следующих норм права и материалов дела.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о кадастре ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с названным Законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее -постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу статьи 23 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Частями 4 и 5 статьи 24 Закона о кадастре предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о кадастре такие сведения до утраты ими в установленном Законом о кадастре порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами, что 13.08.2014 Администрация города Оби обратилась в ФБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:861, сведения о котором носили временный характер.
29.08.2014 ФБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области принято решение о снятии указанного земельного участка с кадастрового учета.
По мнению ФБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области, орган, осуществляющий кадастровый учет, обязан снять с кадастрового учета земельный участок, сведения о котором носят временный характер, на основании заявления правообладателя или заинтересованного лица. Иными словами для снятия такого земельного участка с кадастрового учета достаточно заявления указанного лица.
Суд первой инстанции правомерно признал снятие земельного участка с государственного кадастрового учета осуществленным органом кадастрового учета с нарушением положений статей 24, 25 Закона о кадастре.
Правило, содержащееся в диспозиции части 5 статьи 24 Закона о кадастре подлежит применению в совокупности с иными положениями Закона о кадастре, в частности в соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В силу части 6 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Системное толкование положений частей 4 и 5 статьи 24, частей 1 и 2 статьи 25 и части 6 статьи 27 Закона о кадастре позволяет сделать вывод о том, что решение о снятии земельного участка с кадастрового учета может быть принято только в случае преобразования данного земельного участка.
Из содержания пункта 2 части 2 статьи 7 Закона о кадастре следует, что преобразуемым объектом недвижимости является объект, в результате раздела которого, выдела из которого, реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым, был образован другой объект недвижимости.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют данные о том, что земельный участок с кадастровым номером 54:36:010801:861 преобразовывался.
Поскольку ФБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области в подтверждение обоснованности снятия земельного участка с государственного кадастрового учета не были представлены доказательства преобразования вышеуказанного земельного участка, а также не истек срок, установленный частью 4 статьи 24 Закона о кадастре, суд первой инстанции правомерно посчитал, что у органа кадастрового учета отсутствовали правовые и фактические основания для снятия земельного участка с кадастрового учета.
Толкование судом первой инстанции статей 24, 25, 27 Закона о кадастре также учитывает правовую позицию, изложенную в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2013 N ВАС-15375/13 по делу N А33-15342/2012, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2014 N 302-ЭС14-828 по делу N А33-15519/2013, в связи с чем суд апелляционной инстанции не усматривает неправильного применения норм Закона о кадастре.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что действия органа кадастрового учета по снятию земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:861 с государственного кадастрового учета были обусловлены незаконными действиями Администрации города Оби Новосибирской области, был предметом исследования суда первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Суд также учитывает, что в силу положений статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов и может избрать только тот способ защиты, который приведет к восстановлению нарушенных прав и охраняемых интересов. Предъявление любого иска, заявления должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции отклоняет доводы подателя апелляционной жалобы о том, что обществом избран ненадлежащий способ защиты своего права.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 06.03.2015 по делу N А45-26302/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
Н.В.МАРЧЕНКО
А.Л.ПОЛОСИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.06.2015 N 07АП-3873/2015 ПО ДЕЛУ N А45-26302/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2015 г. по делу N А45-26302/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2015 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В, Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 06 марта 2015 г. по делу N А45-26302/2014 (судья И.В. Попова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОМЕГА-СЕРВИС" (ОГРН 1145476004277, ИНН 5402571691, 630049, г. Новосибирск, ул. Линейная35/3, 74)
к Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, 630087, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 167, 703)
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (630091, г. Новосибирск, ул. Державина, 28); Администрация г. Оби (633102, г. Обь, ул. Авиационная, 12)
о признании незаконным действий,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА-СЕРВИС" (далее - ООО "ОМЕГА-СЕРВИС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области (далее - ФБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области, Учреждение) о признании незаконными действий по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:861 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области; Администрация г. Оби (далее - третьи лица).
Решением от 06.03.2015 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия ФБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 10000 +/- 35 кв. м с кадастровым номером 54:36:010801:861, местоположение Новосибирская область, г. Обь, Омский тракт, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства складского комплекса.
Суд обязал ФБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области устранить нарушение прав и интересов заявителя путем восстановления в государственном кадастре недвижимости сведения о вышеуказанном земельном участке.
В апелляционной жалобе ФБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области, ссылаясь на несоответствие выводов изложенных в решении обстоятельствам дела, неприменение закона подлежащего применению, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на положения части 5 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), предусматривающая возможность снятия с учета земельного участка также в случае если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер.
ФБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области указывает, что положения части 2 статьи 25, части 6 статьи 27 Закона о кадастре не подлежат применению в рассматриваемом случае, поскольку частью 5 статьи 24 названного Закона предусмотрено такое основание к снятию объекта недвижимости со статусом сведений "временный" с кадастрового учета как заявление правообладателя исходного объекта.
По мнению заявителя жалобы, обществом избран ненадлежащий способ защиты своего права.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В представленных до начала судебного заседания отзывах ООО "ОМЕГА-СЕРВИС" и Администрация г. Оби просят оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Администрацией города Оби Новосибирской области издано постановление от 01.04.2014 N 356 "Об утверждении акта выбора земельного участка", в соответствии с которым утвержден акт выбора земельного участка площадью 1 га, расположенного по адресу: Новосибирская область, город Обь, Омский тракт, вид разрешенного использования - "для строительства складского комплекса", категория земель "земли населенных пунктов"
За счет средств заявителя в рамках процедуры получения земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта выбранный по соответствующему акту земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 54:36:010801:861, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
22.07.2014 ООО "ОМЕГА-СЕРВИС" обратилось в Администрацию города Оби Новосибирской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:861.
Администрация города Оби Новосибирской области отказала заявителю в предоставлении земельного участка.
Указанные действия Администрации решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.10.2014 по делу N А45-17195/2014 признаны незаконными. Суд обязал администрацию города Оби Новосибирской области предоставить обществу испрашиваемый земельный участок в аренду.
По запросу общества о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, им был получен ответ об отказе в предоставлении испрашиваемых сведений, поскольку ФБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области земельный участок с кадастровым номером 54:36:010801:861 снят с государственного кадастрового учета 29.08.2014 на основании заявления администрации города Оби Новосибирской области от 13.08.2014.
Полагая, что у органа кадастрового учета отсутствовали правовые основания, предусмотренные пунктом 2 статьи 25 и пунктом 6 статьи 27 Закона о кадастре, для снятия земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:861 с государственного кадастрового учета, ООО "ОМЕГА-СЕРВИС" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае предусмотренных Законом о кадастре оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из следующих норм права и материалов дела.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о кадастре ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с названным Законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее -постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу статьи 23 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Частями 4 и 5 статьи 24 Закона о кадастре предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о кадастре такие сведения до утраты ими в установленном Законом о кадастре порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами, что 13.08.2014 Администрация города Оби обратилась в ФБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:861, сведения о котором носили временный характер.
29.08.2014 ФБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области принято решение о снятии указанного земельного участка с кадастрового учета.
По мнению ФБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области, орган, осуществляющий кадастровый учет, обязан снять с кадастрового учета земельный участок, сведения о котором носят временный характер, на основании заявления правообладателя или заинтересованного лица. Иными словами для снятия такого земельного участка с кадастрового учета достаточно заявления указанного лица.
Суд первой инстанции правомерно признал снятие земельного участка с государственного кадастрового учета осуществленным органом кадастрового учета с нарушением положений статей 24, 25 Закона о кадастре.
Правило, содержащееся в диспозиции части 5 статьи 24 Закона о кадастре подлежит применению в совокупности с иными положениями Закона о кадастре, в частности в соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В силу части 6 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Системное толкование положений частей 4 и 5 статьи 24, частей 1 и 2 статьи 25 и части 6 статьи 27 Закона о кадастре позволяет сделать вывод о том, что решение о снятии земельного участка с кадастрового учета может быть принято только в случае преобразования данного земельного участка.
Из содержания пункта 2 части 2 статьи 7 Закона о кадастре следует, что преобразуемым объектом недвижимости является объект, в результате раздела которого, выдела из которого, реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым, был образован другой объект недвижимости.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют данные о том, что земельный участок с кадастровым номером 54:36:010801:861 преобразовывался.
Поскольку ФБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области в подтверждение обоснованности снятия земельного участка с государственного кадастрового учета не были представлены доказательства преобразования вышеуказанного земельного участка, а также не истек срок, установленный частью 4 статьи 24 Закона о кадастре, суд первой инстанции правомерно посчитал, что у органа кадастрового учета отсутствовали правовые и фактические основания для снятия земельного участка с кадастрового учета.
Толкование судом первой инстанции статей 24, 25, 27 Закона о кадастре также учитывает правовую позицию, изложенную в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2013 N ВАС-15375/13 по делу N А33-15342/2012, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2014 N 302-ЭС14-828 по делу N А33-15519/2013, в связи с чем суд апелляционной инстанции не усматривает неправильного применения норм Закона о кадастре.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что действия органа кадастрового учета по снятию земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:861 с государственного кадастрового учета были обусловлены незаконными действиями Администрации города Оби Новосибирской области, был предметом исследования суда первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Суд также учитывает, что в силу положений статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов и может избрать только тот способ защиты, который приведет к восстановлению нарушенных прав и охраняемых интересов. Предъявление любого иска, заявления должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции отклоняет доводы подателя апелляционной жалобы о том, что обществом избран ненадлежащий способ защиты своего права.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 06.03.2015 по делу N А45-26302/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
Н.В.МАРЧЕНКО
А.Л.ПОЛОСИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)