Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.06.2010 ПО ДЕЛУ N А66-480/2010

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2010 г. по делу N А66-480/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплексные услуги" на решение Арбитражного суда Тверской области от 17 марта 2010 года по делу N А66-480/2010 (судья Голубева Л.Ю.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Комплексные услуги" (далее - общество, ООО "Комплексные услуги") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к главе Калязинского района Тверской области о признании недействительным постановления от 19.10.2009 N 1431 "Об отмене постановления N 857 от 08.08.2008 года "Об изменении разрешенного использования земельного участка вблизи д. Ново-Окатово Алферовского сельского поселения ООО "Комплексные услуги".
Дело рассмотрено с участием прокуратуры Калязинского района Тверской области (далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 17.03.2010 по делу N А66-480/2010 в удовлетворении требований ООО "Комплексные услуги" отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, требования удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что коммерческая организация, которая является собственником земельного участка, вправе изменить вид разрешенного использования данным земельным участком на любой вид разрешенного использования, допустимый в рамках категории в соответствии с зонированием территории.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, общество заявило ходатайство о рассмотрении дела без его участия, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ООО "Комплексные услуги" на праве собственности принадлежит земельный участок (земли сельскохозяйственного назначения), общей площадью 15,3 га, кадастровый номер 69:11:00:00:08:0092, расположенный по адресу: Тверская область, Калязинский район, Дымовский сельский округ, вблизи деревни Ново-Окатово, что подтверждается свидетельством от 06.12.2005 серии 69-АА N 758527 о государственной регистрации права.
Общество обратилось к главе района с заявкой (от 03.04.2007 вх. N 227) об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Постановлением от 08.08.2008 N 857 изменено разрешенное использование спорного земельного участка, принадлежащего ООО "Комплексные услуги", с "для ведения сельского хозяйства" на "для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства".
На основании протеста прокуратуры Тверской области от 22.09.2009 N 24-09 постановлением от 19.10.2009 N 1431 глава района отменил постановление от 08.08.2008 N 857.
ООО "Комплексные услуги" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления от 19.10.2009 N 1431.
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должны выноситься вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
На основании статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие названного Кодекса решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 этого Закона, с учетом результатов публичных слушаний.
В рассматриваемом случае публичные слушания не проводились.
Согласно абзацу второму пункту 2 статьи 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Следовательно, возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Часть 3 статьи 4 Закона N 191-ФЗ обязывает органы местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки.
Статьей 30 ГрК РФ предусмотрено, что данные правила должны включать в себя порядок применения этих правил и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
По настоящему делу Правила землепользования и застройки территории Калязинского района Тверской области не представлены.
Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 ЗК РФ и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ установлено, что хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В отличие от прав названных выше субъектов земли сельскохозяйственного назначения могут использовать граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Использование гражданами земель сельскохозяйственного назначения допускается также в порядке, предусмотренном статьей 81 ЗК РФ, путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям - для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается статьей 81 ЗК РФ и Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Закон N 66-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства гражданами, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Из системного толкования норм ЗК РФ и Закона N 66-ФЗ следует, что допускается использование для ведения садоводства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
В то же время законодательством не предусмотрен упомянутый вид использования в отношении земельных участков, ранее предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и находящихся в собственности, законном владении хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, иных коммерческих организаций.
Таким образом, законом не предусмотрена сама возможность предоставления коммерческим организациям земельных участков для дачного строительства, поэтому для них невозможно изменение вида разрешенного использования земельного участка "для ведения сельского хозяйства" на вид "для дачного строительства".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Комплексные услуги" в удовлетворении требований.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы общества отказано, расходы по госпошлине с главы района в его пользу взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 17 марта 2010 года по делу N А66-480/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплексные услуги" - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА

Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)