Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.07.2014 N 09АП-25430/2014 ПО ДЕЛУ N А40-186607/13

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2014 г. N 09АП-25430/2014

Дело N А40-186607/13

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: Москвиной Л.А., Пронниковой Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Распутиной И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Интекполис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.04.2014 по делу N А40-186607/13 (135-1662)
по заявлению ЗАО "Интекполис" (ОГРН 1037700003175)
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии"
3-и лица: 1) Правительство Москвы, 2) ДГИ г. Москвы
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости
при участии:
- от заявителя: Гончаров Ю.А. по дов. N 1 от 19.12.2013;
- от ответчика: не явился, извещен;
- от 3-х лиц: Вейн К.В. по дов. от 1) по дов. от 24.09.2013 N 4-14-782/3; от 2) по дов. от 27.12.2013 N 33-Д-960/13;

- установил:

ЗАО "Интекполис" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, в котором просит признать недействительными результаты определения стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:10:0007001:3, площадью 6 864 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Зеленоград, ул. Заводская, д. 28, стр. 1, 2 в размере 94 294 405, 92 руб., утвержденные Постановлением Правительства Москвы N 670-ПП от 27.11.2012 с момента введения этой кадастровой стоимости, то есть с 01.01.2013, и установить кадастровую стоимость земельного участка в размере действовавшим до этого изменения - 14 686 351, 68 руб., а также обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:10:0007001:3 площадью 6 864 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Зеленоград, ул. Заводская, д. 28, стр. 1, 2, в размере 14 686 351, 68 руб. с момента внесения кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Правительства Москвы N 670-ПП от 27.11.2012, то есть с 01.12.2013.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2014 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьих лиц в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено без его участия.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО "Интекполис" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:10:0007001:3 площадью 6 864 кв. м по адресу: г. Москва, Зеленоград, ул. Заводская, д. 28, стр. 1, 2 на основании договора аренды N М-10-029609 от 31.10.2005.
25.03.2013 заявителем от ДГИ г. Москвы получено уведомление N 33-А-31729/13-(0)-0 от 07.02.2013 об изменении ставки арендной платы по договору аренды, в котором указано, что кадастровая стоимость земельного участка установлена с 01.01.2013 в размере 94 294 405, 92 руб., ставка арендной платы - 1,5% от кадастровой стоимости и годовая арендная плата составляет 1 414 416, 09 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ЗАО "Интекполис" в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Рассматривая спор, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии совокупности необходимых для удовлетворения заявления условий, предусмотренных ст. 198 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными.
Так, в обоснование заявленных требований общество указывает, что в результате последнего тура работ по государственной оценке земель населенных пунктов г. Москвы, проведенных ООО "Городской кадастр" и утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП, в отчет об оценке необоснованно включен новый дополнительный вид разрешенного использования земельного участка "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания - 1.2.5", что значительно увеличивает его кадастровую стоимость. Внесение этого вида разрешенного использования противоречит договору аренды земельного участка и утвержденным Правительством Москвы целям использования участка.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли, указанные в п. 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Приняв на себя права и обязанности по договору аренды земельного участка, общество, как арендатор, выразило свое согласие на использование земельного участка в соответствии с одним из видов разрешенного использования, тем самым реализовав свое право, предусмотренное п. 3 ст. 85 ЗК РФ.
В соответствии с положениями ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон.
Согласно ст. ст. 450, 451 ГК РФ договор может быть изменен по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон в судебном порядке.
При решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка необходимо принимать во внимание порядок предоставления земельных участков для тех или иных целей использования.
На основании п. 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) предусмотрено, что сведения по разрешенному использованию вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правоустанавливающих документов на земельный участок.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
В целях разъяснения положений Методических указаний совместным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной оценке земель населенных пунктов (далее - Технические рекомендации).
Методические указания (п. 1.2) позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Как следует из п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под градостроительной деятельностью, к субъектам которой отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе, городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов (ч. 3 ст. 8 ГрК РФ).
Пунктом 1 статьи 3 Правил установлено, что требования Правил направлены на достижение следующих целей: создание условий для устойчивого развития территории города, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территории города; создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Исходя из данных норм права, органам местного самоуправления городских округов, предоставлено право на осуществление в рамках предоставленных полномочий от имени и в интересах муниципальных образований деятельности по развитию своих территорий, регулированию землепользования и застройки в соответствии с установленным градостроительным зонированием.
Выбор вида разрешенного использования земельного участка с нарушением установленных органами местного самоуправления градостроительных регламентов и последующее внесение в государственный кадастр недвижимости сведений, противоречащих Правилам землепользования и застройки, влечет нарушение публичных прав городского округа в лице администрации на развитие территории в соответствии зонированием.
Изменение вида разрешенного использования в порядке, предусмотренном ст. 37 ГрК РФ, возможно применительно к объекту, имеющему самостоятельное функциональное назначение и могущему эксплуатироваться самостоятельно, только при условии изменения фактического вида использования объекта.
Для определения сведений о разрешенном использовании земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению на земельном участке объектов капитального строительства предусмотрены п. 5 ст. 78 Градостроительного кодекса города Москвы и п. 1.3 Административного регламента, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП, соответственно применяются Правила (проект) землепользования и застройки города Москвы.
Порядок подготовки, получения согласований, регистрации и утверждения Комитетом ГПЗУ определяется в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков".
Согласно п. 3.6 упомянутого постановления подготовленный Москомархитектурой проект ГПЗУ с видами разрешенного использования объектов капитального строительства, возможных на земельном участке, определенными в соответствии с перечнем видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве, с приложением всех необходимых для рассмотрения материалов представляется в Градостроительно-земельную комиссию города Москвы, которая создана в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы".
Градостроительно-земельная комиссия города Москвы рассматривает проект градостроительного плана земельного участка, определяет виды разрешенного использования объектов капитального строительства, возможных на земельном участке из числа представленных и принимает одно из следующих решений: об одобрении представленного проекта градостроительного плана земельного участка; о внесении изменений в проект градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с п. п. 3.6.2, 3.6.3, 3.8, 3.9 Постановления N 229-ПП в случае принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения об одобрении градостроительного плана земельного участка Москомархитектура утверждает градостроительный план земельного участка и выдает его заявителю в установленном Регламентом порядке.
В случае принятия решения о внесении изменений в проект градостроительного плана земельного участка Москомархитектура вносит в него изменения в соответствии с решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, утверждает и выдает его заявителю в установленном Регламентом порядке.
При регистрации градостроительному плану земельного участка присваивается номер согласно Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93.
Сведения градостроительного плана земельного участка подлежат внесению в Базовый регистр информации города Москвы в форме электронной записи, заверенной электронной цифровой подписью уполномоченного должностного лица Москомархитектуры, после чего градостроительный план земельного участка выдается заявителю службой "одного окна" Москомархитектуры.
В соответствии с п. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Заказчиком по определению кадастровой стоимости земельного участка являлся Департамент земельных ресурсов города Москвы (в настоящее время его правопреемником является Департамент городского имущества города Москвы).
Как следует из п. п. 1, 2 ст. 46 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель является основанием для одностороннего расторжения договора аренды земельного участка.
В силу п. 2 ст. 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" при предоставлении органами исполнительной власти города Москвы земельного участка в аренду устанавливается вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом. При изменении установленного вида разрешенного использования земельного участка вносятся изменения в договор аренды земельного участка.
Во внесудебном порядке заявитель не обращался ни к арендодателю с просьбой о внесении изменений в действующий договор аренды земельного участка, ни к ответчику с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о том, что ответчики нарушили его права и законные интересы при проведении государственной кадастровой оценки земельного участка.
С момента передачи в Управление сведений в государственный кадастр недвижимости о спорном земельном участке, разрешенное использование указанного земельного участка не изменялось и было установлено до вступления в законную силу Постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП "Об утверждении перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве".
В настоящее время полномочия по установлению вида разрешенного использования земельного участка отнесены к Департаменту городского имущества города Москвы.
Кроме того, у филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве также отсутствуют полномочия по установлению видов разрешенного использования земельных участков. Указанные сведения вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Согласно ст. 28 Закона о государственном кадастре недвижимости исправить кадастровую ошибку возможно только в случае подтверждения факта ошибочности сведений в документах, на основании которых были внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителю.
Учитывая изложенное, является правомерным вывод суда о том, что заявитель выбрал ненадлежащий способ защиты своих прав.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.05.2014 по делу N А40-26170/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО

Судьи
Е.В.ПРОННИКОВА
С.Л.ЗАХАРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)