Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.03.2014 N 17АП-1453/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-15610/2013

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2014 г. N 17АП-1453/2014-ГК

Дело N А50-15610/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Е.О.
судей Дюкина В.Ю., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Решановой Д.М.,
при участии:
от ООО "Лукойл-Транс": Кокорин В.С., паспорт, доверенность от 17.02.2014, Плющакова Е.Н., паспорт, доверенность от 01.01.2012,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю: Горкунова Л.М., удостоверение, доверенность от 16.12.2013,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю: Обухова Т.А., удостоверение, доверенность N 07 от 09.01.2014,
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 декабря 2013 года
по делу N А50-15610/2013,
принятое судьей Гусельниковой Н.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Транс" (ОГРН 1087746837210, ИНН 7725642022)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
заинтересованные лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю,
о признании незаконным решения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Транс" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее Управление) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 25.10.2012 N 181/УП-909-12, о возложении на Управление обязанности устранить допущенное нарушение прав путем осуществления государственной регистрации данного договора в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17 декабря 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю с решением от 17 декабря 2013 года не согласно, обжалует его в апелляционном порядке.
В жалобе указывает на ошибочность вывода суда об отсутствии описания границ лесного участка 59:19:0000000:9, полагая, что указанный вывод опровергается имеющейся в материалах дела лесоустроительной документацией.
Считает, что суду первой инстанции следовало установить, каким образом образован и поставлен на государственный кадастровый учет спорный земельный участок. Заявляет о наличии двойного учета лесных участков, в частности в составе земельных участков с кадастровыми номерами 59:19:0000000:9 и 59:19:5101001:100 (в апелляционной жалобе ошибочно указан кадастровый номер 59:19:0000001:100).
В дополнениях на апелляционную жалобу указывает, что при регистрации аренды как ограничения (обременения) прав на земельный участок в первую очередь должна быть осуществлена регистрация права собственности РФ на данный земельный участок, основание регистрации - решение компетентного органа об образовании земельного участка. При этом, обращает внимание на то, что указанного решения представлено на регистрацию не было.
Считает, что обязание заинтересованного лица произвести регистрацию при наличии спора, разрешение которого может повлиять на наличие материально-правовых оснований для регистрации, недопустимо.
От заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве Управление указывает, что если государственный кадастровый учет земельного участка в составе земель лесного фонда уже осуществлен, необходимо руководствоваться общими положениями земельного законодательства, законодательства о кадастре, о регистрации, а также лесного законодательства. При этом положения Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" не применимы и предоставление в аренду участка с его описанием в плане лесного участка без проведения кадастровых работ в установленном порядке не допустимо. Не согласно с выводом суда о том, что спорный земельный участок не сформирован из земельного участка с кадастровым номером 59:19:0000000:9 ввиду отсутствия описания границ. Указывая на особенность формирования лесных участков, считает, что постановка на кадастровый учет лесных участков осуществляется по описанию, содержащемуся в проектной документации, составленной при проектировании лесных участков, по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам, площади. Указывает на возможность определения местоположения лесных участков и их соотношения, независимо от того, что границы таких участков не установлены на местности, по описанию участков в лесоустроительной документации, а именно, посредством определения какие кварталы, лесотаксационные выделы в пределах соответствующих лесничеств входят в состав конкретных лесных участков. Иные доводы, изложенные в отзыве, схожи с доводами апелляционной жалобы.
Заявитель представил письменный отзыв, в котором отклонил доводы жалобы. Считает, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет как самостоятельный объект недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом, представленным в материалы дела, а также кадастровым делом объекта недвижимости. Указывает, что действия по постановке спорного земельного участка на кадастровый учет никем не оспорены, незаконными в установленном порядке не признаны. Считает, что отсутствуют основания предоставления решения собственника об образовании лесного участка из состава участка с кадастровым номером 59:19:0000000:9, поскольку спорный участок образован и поставлен на кадастровый учет в 2001 году.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя жалобы на доводах жалобы настаивал.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю поддержал доводы жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель заявителя по делу с доводами жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
От ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" и Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края 25.10.2012 подписан договор аренды лесного участка N 181/УП-909/12 сроком с 27.09.2012 по 26.09.2061 площадью 0,03818 га с кадастровым номером 59:19:5101001:100, номер учетной записи в государственном лесном реестре Пермского края - 2026-2012-09 с местоположением Пермский край, Еловский муниципальный район, Чайковское лесничество, Дубровское участковое лесничество кварталы N 8 (часть выдела 7), N 9 (часть выдела 9), N 10 (часть выдела 2) для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов для эксплуатации объектов нефтепровода "Пермь-Альметьевск-Запад" (опоры вдоль трассовой ВЛ-10кВ).
Заявитель 29.01.2013 обратился в Осинский отдел Управления Росреестра по Пермскому краю за государственной регистрацией данного договора.
К заявлению были приложены договор аренды лесного участка N 181/УП-909/12 от 25.10.2012, Приказ Министерства лесного хозяйства Пермского края от 27.09.2012 N СЭД-48-01-02-944, платежное поручение об оплате государственной пошлины.
Уведомлением от 12.02.2013 N 59-59-12/001/2013-198 регистрация приостановлена до 11.03.2013 на основании п. 1 ст. 19 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ, затем по заявлению заявителя данный срок продлен до 24.05.2013 на основании п. 3 ст. 19 Закона о регистрации.
Заявителем был представлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 59:19:5101001:100.
Сообщением от 24.05.2013 N 59-59-12/001/2013-198 заявитель было отказано в государственной регистрации договора аренды лесного участка. Основанием отказа указан абз. 10 п. 1 ст. 20 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ в связи с нарушением п. 2 ст. 16, ст. 19, 20, 22.2 Закона о регистрации, не представлением документов, необходимых для государственной регистрации прав на земельный участок, в связи с необходимостью постановки на кадастровый учет вновь образуемого земельного участка, решения об образовании земельного участка.
Не соглашаясь с принятым решением, заявитель обратился в суд.
Согласно положениям ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 данного Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Порядок осуществления государственной регистрации аренды недвижимого имущества закреплен в статье 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Статьей 83 Лесного кодекса РФ органам государственной власти субъектов РФ переданы отдельные полномочия в области лесных отношений, в том числе по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков.
В силу ч. 5 ст. 74 Лесного кодекса РФ порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319 (далее - Порядок) предоставление лесных участков в аренду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Исходя из положений указанного Порядка, предоставление лесного участка в аренду без проведения аукциона осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органа местного самоуправления соответственно.
В материалах дела имеется Приказ Министерства лесного хозяйства Пермского края от 27.09.2012 N СЭД-48-01-02-944 "О передаче в аренду лесного участка для эксплуатации объектов нефтепродуктопровода "Пермь-Альметьевск-Запад" (опоры вдоль трассовой ВЛ-10 кВ)", которым в соответствии с вышеуказанными положениями Лесного кодекса РФ, Порядка заявителю передан в аренду лесной участок с кадастровым номером 59:19:5101001:100 сроком на 49 лет общей площадью 0,03818 га.
Согласно п. 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действиями, подтверждающими существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, являются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о таком недвижимом имуществе.
Пунктом 1 ст. 5 названного Закона предусмотрено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер).
В ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. В государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.
Оспариваемый отказ Управления Росреестра в государственной регистрации мотивирован тем, что в нарушение абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрирующему органу не представлены документы, подтверждающие принятие решения об образовании земельного (лесного) участка.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу о том, что предоставляемый по договору аренды N 181 от 25.10.2012 лесной участок площадью 0,03818 га с кадастровым номером 59:19:5101001:100 вновь образуемым не являлся, принятия решения об образовании земельного (лесного) участка не требовалось.
Из материалов дела следует, что являющийся предметом договора аренды N 181 от 25.10.2012 лесной участок с кадастровым номером 59:19:5101001:100 на момент подписания указанного договора являлся поставленным на государственный кадастровый учет как ранее учтенный объект с уточненными в установленном законом порядке границами и площадью.
При этом также являлся включенным в лесной реестр (номер учетной записи участка в государственном лесном реестре 2026-2012-09), границы лесного участка отражены в кадастровом плане и на схеме расположения (приложение N 1 к договору аренды).
Учитывая изложенное, признаны несостоятельными доводы заявителя жалобы о том, что при регистрации аренды как ограничения (обременения) прав на земельный участок в первую очередь должна быть осуществлена регистрация права собственности РФ на данный земельный участок, основанием регистрации аренды является решение компетентного органа об образовании земельного участка, спорный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером 59:19:0000000:9.
Из материалов дела не следует однозначного вывода о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 59:19:5101001:100 сформирован из земельного участка с кадастровым номером 59:19:0000000:9.
Как следует из материалов дела, государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 59:19:5101001:100 осуществлен в период действия Федерального закона от 02.01.2001 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
В соответствии с п. 1 ст. 45 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу указанного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 указанного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (ранее учтенные объекты недвижимости).
Из кадастрового паспорта следует, что земельный участок с кадастровым номером 59:19:5101001:100 поставлен на кадастровый учет 21.08.2001 и является ранее учтенным земельным участком, границы, площадь и конфигурация которого являются уточненными, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, землеустроительным делом, а также описанием земельного участка, имеющимися в материалах дела.
Земельный участок с кадастровым номером 59:19:0000000:9 также является ранее учтенным, однако сведения о проведении землеустроительных работ по межеванию в отношении него в государственном кадастре отсутствуют.
Проанализировав условия договора аренды N 181 от 25.10.2012, в совокупности с документами, представленными на государственную регистрацию, апелляционная коллегия считает вывод суда первой инстанции о том, что на государственную регистрацию представлены необходимые, предусмотренные законом документы, обоснованным, подтвержденным имеющимися в материалах дела доказательствами.
Поскольку для государственной регистрации представлены все необходимые документы, оснований для отказа в государственной регистрации у заинтересованного лица не имелось.
Учитывая изложенное, заявление удовлетворено судом правомерно.
Суд первой инстанции, рассмотрев соответствующее требование, принял решение, резолютивная часть которого соответствует требованиям п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, а именно - обязывает заинтересованное лицо совершить необходимые действия для устранения нарушения прав заявителя, которыми в данном конкретном случае является возложение на Управление обязанности осуществить государственною регистрацию договора аренды в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
При этом апелляционным судом отклоняется довод заявителя о недопустимости возложения на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю обязанности произвести регистрацию договора аренды при наличии спора, разрешение которого может повлиять на наличие материально-правовых оснований для регистрации. В материалах дела отсутствуют сведения о наличии между каким-либо лицами, в том числе между Российской Федерацией и ее субъектом, спора о правах в отношении земельного участка, являющегося предметом договора аренды лесного участка от 25.10.2012 N 181/УП-909/12. При этом обстоятельства совершения сделки по распоряжению земельным участком в отсутствие на это соответствующих полномочий могут являться основанием самостоятельного иска при наличии на него права (ст. 4 АПК РФ). В настоящее время такой спор не инициирован. В связи с этим отказ в возложении на регистрирующий орган обязанности по осуществлению государственной регистрации сделки приведет к нарушению прав и законных интересов заявителя, осуществляющего предпринимательскую и иную экономическую деятельность, что не соответствует задачам судопроизводства в арбитражных судах (п. 1 ст. 2 АПК РФ).
Применение судом норм Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" к принятию неправильного решения не привело.
Оснований для отмены (изменения) решения суда от 17 декабря 2013 года и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 17 декабря 2013 года по делу N А50-15610/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Е.О.ГЛАДКИХ

Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Ю.В.СКРОМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)