Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.06.2015 N 18АП-5100/2015 ПО ДЕЛУ N А76-27777/2014

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2015 г. N 18АП-5100/2015

Дело N А76-27777/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Ермолаевой Л.П., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Ордена Трудового Красного Знамени Племенной завод "Россия" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.03.2015 по делу N А76-27777/2014 (судья Мрез И.В.).
В заседании приняли участие представители:
- Открытого акционерного общества Ордена Трудового Красного Знамени Племенной завод "Россия" - Липатова Фарида Абубакировна (доверенность от 18.07.2013);
- Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области - Шуляпова Марина Пантелеевна (доверенность от 05.05.2015 N 13/2015).

Открытое акционерное общество Ордена Трудового Красного Знамени Племенной завод "Россия" (далее - заявитель, общество, ОАО Племзавод "Россия") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании решения N Ф7400/14-159469 от 05.11.2014 об отказе в осуществлении кадастрового учета недействительным; обязании в течение 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу осуществить кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное производство, пл. 175825 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, примерно в 2700 м по направлению на северо-восток от ориентира пос.Касарги, с кадастровым номером 74:19:07001001:599, с вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для производства сельскохозяйственной продукции" на вид "земельные участки для ведения садоводства".
Определениями суда первой инстанции от 18.11.2014, 15.01.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - Администрация Сосновского района) (далее вместе - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.03.2015 (резолютивная часть оглашена 17.03.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ОАО Племзавод "Россия" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о распространении действия Градостроительного кодекса Российской Федерации на земли сельскохозяйственного назначения, поскольку в силу пункта 1 статьи 3 названный кодекс является частью законодательства о градостроительной деятельности и регулирует отношения по территориальному планированию и застройке населенных пунктов. В свою очередь, спорные отношения по изменению разрешенного использования земельного участка не предполагали размещения какого-либо объекта капитального строительства.
Указывая на регламентацию использования земельных участков сельскохозяйственного назначения Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), а также приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - Классификатор видов разрешенного использования земельных участков), полагает изменение разрешенного использования с вида "для производства сельскохозяйственной продукции" на вид разрешенного использования "для ведения садоводства" соответствующим принципу сохранения целевого использования земель сельскохозяйственного назначения. Изменяемый вид использования земельного участка предполагает осуществление деятельности связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур и позволит обществу использовать земельный участок в названных целях, в рамках задач обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации - импортозамещения по продуктам питания, предотвращения сокращения сельскохозяйственных земель и повышение ценности угодий. Обосновывая повышение ценности угодий апеллянт указывает, что при переводе из пашни кормового севооборота и многолетние насаждения плодовых деревьев повышается удельный показатель земельной ренты при размещении каждого севооборота в соответствии с методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель. Отказ в изменении разрешенного вида использования считает фактическим запретом сельскохозяйственной организации осуществлять деятельность на земельном участке, принадлежащем ей на праве собственности, что противоречит конституционному праву на свободу экономической деятельности (статья 8 Конституции Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание третьи лица не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы. Представителем заинтересованного лица заявлены возражения на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании договоров купли-продажи земельной доли N 4М от 09.07.2008, N 06ПЗ/08 от 20.11.2008, N 23 от 04.12.2008 N 21 от 02.12.2008, N 22 от 03.12.2008 ОАО Племзавод "Россия" является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:19:0701001:599, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 46-67).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка N 7400/101/14-795450, земельный участок площадью 175825 кв. м с кадастровым номером 74:19:0701001:599, местоположение: относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир п. Касарги, участок находится примерно в 2700 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: Челябинская обл., Сосновский район, относится к землям сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование - для производства сельскохозяйственной продукции (т. 1 л.д. 44-45).
Из представленных письменных пояснений ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Челябинской области, выкопировок из материалов землеустройства, растровых материалов и дежурной кадастровой карты следует, что указанный земельный участок относится к землям сельскохозяйственных угодий, вид угодий пашня (т. 2 л.д. 1-8, 36-41).
Постановлением Администрации Сосновского муниципального района N 4076 от 11.07.2014 изменен вид разрешенного использования ряда земельных участков, включая земельный участок с кадастровым номером 74:19:0701001:599 с разрешенного использования "для производства сельскохозяйственной продукции" на разрешенное использование "для ведения садоводства" (т. 1 л.д. 77-80).
18.07.2014 открытое акционерное общество Ордена Трудового Красного Знамени Племенной завод "Россия" обратилось в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Челябинской области с заявлением N 74-0-1-170/3536/2014-175 об учете изменений объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования с вида "для производства сельскохозяйственной продукции" на разрешенное использование "для ведения садоводства".
Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области" по указанному заявлению принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета N Ф 7400/14-111642 от 31.07.2014 (л.д. 40-41 т. 1) со ссылкой на следующие основания:
- - согласно пункту 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. В настоящее время данный порядок не установлен, в связи с чем осуществить государственный учет изменений по заявлению от 18.07.2014 N 74-0-1-170/3536/2014-175 не представляется возможным;
- - правовой режим земель сельскохозяйственного назначения регламентирован Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которым установлены, в том числе, ограничения, связанные с оборотом и использованием таких земельных участков. Следовательно, изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с вида "для производства сельскохозяйственной продукции" на вид разрешенного использования "для ведения садоводства", на землях сельскохозяйственного назначения означает вывод таких земельных участков из-под действия названного закона. В связи с изложенным, изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, невозможно без изменения категории земель.
В целях устранения причин приостановления заявителю предложено:
- - уточнить сведения о категории земель земельного участка с кадастровым номером 74:19:0701001:599;
- - внести изменение в Постановление администрации Сосновского муниципального района N 4076 от 11.07.2014 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков" в части категории земель.
05.11.2014 Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области" принято решение "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости N N Ф7400/14-159469. Основанием для принятия указанного решения послужило не устранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении учета изменений объекта недвижимости (т. 1 л.д. 42-43).
Полагая, что решение от 05.11.2014 N Ф7400/14-159469 об отказе в осуществлении кадастрового учета не соответствует закону, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения вида разрешенного использования земельного участка без изменения категории земель сельскохозяйственных угодий, к которым относится спорный земельный участок.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с положениями пункта 13 статьи 27, пункта 10 ст. 26, пункта 10 статьи 14 Закона о кадастре действия уполномоченного на осуществление кадастрового учета органа могут быть обжалованы.
В силу части 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со статьей 77 названного Кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует статье 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2, часть 6 статьи 30, часть 1 статьи 36, часть 5 статьи 37 названного кодекса).
Указанное исключает применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Материалы настоящего дела свидетельствуют, что решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:19:0701001:599 принято Администрацией Сосновского муниципального района путем издания постановления N 4076 от 11.07.2014. В преамбуле указанного постановления приведены ссылки на положения статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также решение об утверждении генерального плана, правил землепользования и застройки Мирненского сельского поселения Сосновского района.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 74:19:0701001:599 относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование - для производства сельскохозяйственной продукции, вышеназванный ненормативный правовой акт органа местного самоуправления не подлежит применению в качестве основания для изменения разрешенного использования земельного участка (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Ссылка подателя жалобы о неправомерности распространения действия Градостроительного кодекса Российской Федерации на земли сельскохозяйственного назначения подлежит отклонению, поскольку такие выводы приведены судом первой инстанции в контексте несоблюдения установленного порядка изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Также подлежит отклонению утверждение апеллянта о том, что изменение разрешенного использования с вида "для производства сельскохозяйственной продукции" на вид разрешенного использования "для ведения садоводства" соответствует принципу сохранения целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, так как постановление Администрации Сосновского муниципального района N 4076 от 11.07.2014 имеет ссылку на положения статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующую вопросы реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В силу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
В соответствии с порядком, установленным статьей 14 названного Закона, допускается использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан (с учетом ограничений, указанных в статье 15 названного Закона).
Вместе с тем, законом установлен особый порядок предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Так, в силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель (статья 80 Земельного кодекса Российской Федерации), о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков (пункт 1 указанной статьи).
Согласно пункту 2 указанной статьи орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 названной статьи).
В силу пункта 4 названной статьи после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В настоящем случае земельный участок был приобретен заявителем по гражданско-правовой сделке купли-продажи, а не в изложенном выше порядке из фонда перераспределения земель, поэтому применение норм о реорганизации садоводческого объединения (статья 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации) является необоснованным.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
При вышеназванных обстоятельствах судом первой инстанции правильно установлено, что изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка, относящегося к сельскохозяйственным угодьям, невозможно без изменения категории земель.
Довод апеллянта о том, что изменяемый вид использования земельного участка предполагает осуществление деятельности, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур в рамках задач обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации - импортозамещения по продуктам питания, предотвращения сокращения сельскохозяйственных земель и повышение ценности угодий, что соответствует принципу сохранения целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, противоречит пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации и подлежит отклонению.
Указанная норма определяет приоритет в использовании и особую охрану в составе земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных угодий, включая пашни, к которым относится земельный участок с кадастровым номером 74:19:0701001:599.
Мнение апеллянта о повышении ценности угодий при переводе из пашни кормового севооборота в участок многолетних насаждений плодовых деревьев в силу повышения удельного показателя земельной ренты в соответствии с методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель, ошибочно. В контексте приведенных положений ценность сельскохозяйственных угодий определяется не материальным показателем кадастровой стоимости земельного участка, а целями использования для обеспечения продовольственной безопасности страны.
Вопреки доводам апеллянта, в силу установленного подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа определения правового режима земель, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования, отказ в изменении разрешенного вида использования не противоречит конституционному праву на свободу экономической деятельности (статья 8 Конституции Российской Федерации).
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.03.2015 по делу N А76-27777/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества Ордена Трудового Красного Знамени Племенной завод "Россия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА

Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
М.И.КАРПАЧЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)