Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимченко О.Х.
судей М.В. Ильиной, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вербицкой А.В.,
при участии:
- от истца: представители Криволапов П.В. и Горбунов А.И. по доверенностям от 28.02.2014;
- от ответчика: не явился, извещен надлежаще;
- от третьих лиц: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Пансионат "Шепси",
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.12.2013 по делу N А32-27370/2013
по иску закрытого акционерного общества "Пансионат "Шепси"
к Администрации муниципального образования Туапсинский район
при участии третьих лиц: Департамента имущественных отношений Краснодарского края; Русиной Нины Николаевны; Понятых Ирины Николаевны
о признании действий незаконными
принятое в составе судьи Гречко О.А.
установил:
закрытое акционерное общество "Пансионат "Шепси" (далее - далее общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Администрации муниципального образования Туапсинский район (далее - администрация) с требованиями:
- признать незаконными действия Администрации муниципального образования Туапсинский район, выраженные в отказе в предоставлении ЗАО "Пансионат "Шепси" в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 23:33:0204005:61, 23:33:0204005:64, 23:33:0204005:65, 23:33:0204005:66, 23:33:0204005:67, 23:33:0204005:69, 23:33:0204005:76, 23:33:1405001:420, 23:33:1405001:421, 23:33:1405001:422, 23:33:0204011:294, 23:33:0204011:295, 23:33:0204011:296, 23:33:0204011:297, 23:33:1405001:418, 23:33:1405001:424, 23:33:1405001:425, 23:33:1405001:417, 23:33:1405001:419, 23:33:0204005:62, 23:33:0204005:63, 23:33:0204005:74, 23:33:0204005:71, 23:33:0204005:70 расположенных по адресу Туапсинский район, с. Шепси, с видом разрешенного использования "для строительства пансионата отдыха "Шепси" и детского сада", категория земель - земли населенных пунктов;
- обязать Администрацию муниципального образования Туапсинский район в месячный срок направить заявителю проекты договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 23:33:0204005:61, 23:33:0204005:64, 23:33:0204005:65, 23:33:0204005:66, 23:33:0204005:67, 23:33:0204005:69, 23:33:0204005:76, 23:33:1405001:420, 23:33:1405001:421, 23:33:1405001:422, 23:33:0204011:294, 23:33:0204011:295, 23:33:0204011:296, 23:33:0204011:297, 23:33:1405001:418, 23:33:1405001:424, 23:33:1405001:425, 23:33:1405001:417, 23:33:1405001:419, 23:33:0204005:62, 23:33:0204005:63, 23:33:0204005:74, 23:33:0204005:71, 23:33:0204005:70 расположенных по адресу Туапсинский район, с. Шепси, с видом разрешенного использования "для строительства пансионата отдыха "Шепси" и детского сада", категория земель - земли населенных пунктов с предложением о заключении соответствующих договоров.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11 декабря 2013 г. в удовлетворении требований отказано. Суд пришел к выводу, что земельные участки относятся к собственности Краснодарского края, общество обратилось к ненадлежащему лицу.
Закрытое акционерное общество "Пансионат "Шепси" обратилось с апелляционной жалобой, указав следующие доводы. Суд необоснованно отклонил ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения спора по делу N А32-39649/2013 об оспаривании общестсвом изменения категории земельных участков.
Доказательства нахождения земельного участка с кадастровым номером 23:33:00000000:86 в границах курортов краевого значения Туапсинского района не представлены в дело. Документов, подтверждающие проведение(соблюдение) процедуры разграничения государственной собственности в отношении спорного участка в деле не имеется, следовательно, спорные участки не являются курортом регионального значения, не находятся в собственности Краснодарского края, у администрации отсутствуют основания для отказа обществу в предоставлении земельных участков в аренду.
Суд сослался на прежнюю редакцию статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако, из указанной статьи исключены слова: "земли лечебно-оздоровительных территорий и курортов".Заявитель жалобы просит решение отменить, требования удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация муниципального образования Туапсинский район указала, что в июне 2013 г. ЗАО Пансионат "Шепси" обратилось с заявлением о переоформлении права постоянного(бессрочного) пользования на земельные участки образованные из земельного участка с кадастровым номером 23:33:00000000:86, в удовлетворении заявления отказано, поскольку не представлены документы удостоверяющие заявленное право бессрочного пользования. Администрация действовала в соответствии требованиями законодательства. Администрация Туапсинского района считает, поскольку границы курортов Туапсинского района в порядке, установленном законом Краснодарского края, не утверждены, вывод суда об отнесении земельных участков, указанных в исковом заявлении к собственности субъекта Российской Федерации, является ошибочным.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент имущественных отношений Краснодарского края указал, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:00000000:86 в силу закона относится к собственности Краснодарского края, департамент принимает меры для регистрации права собственности субъекта федерации на спорный участок. На основании положения о департаменте, утвержденного постановлением главы Администрации Краснодарского края от 23.04.2007 г. N 345, департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в собственности края. Департамент просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители ЗАО Пансионат "Шепкси" доводы жалобы поддержали.
На вопрос суда представители пояснили, что с заявлением о заключении договора в Департамент имущественных отношений Краснодарского края не обращались, заявили ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения дела N А32-39649/2013.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.12.2009 по заказу ЗАО "Пансионат Шепси" ООО "Служба заказчика" изготовлен межевой план по Государственному акту N 180480 на земельный участок площадью 42,7 га. В отношении указанного земельного участка осуществлен государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 23:33:1405002:37, уточненная площадь составила 427 181 кв. м. В результате переноса сведений данного земельного участка в актуальный кадастровый квартал ему присвоен новый кадастровый номер 23:33:0000000:86.
Путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:33:0000000:86 образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 23:33:0204005:61, 23:33:0204005:64, 23:33:0204005:65, 23:33:0204005:66, 23:33:0204005:67, 23:33:0204005:69, 23:33:0204005:76, 23:33:1405001:420, 23:33:1405001:421, 23:33:1405001:422, 23:33:0204011:294, 23:33:0204011:295, 23:33:0204011:296, 23:33:0204011:297, 23:33:1405001:418, 23:33:1405001:424, 23:33:1405001:425, 23:33:1405001:417, 23:33:1405001:419, 23:33:0204005:62, 23:33:0204005:63, 23:33:0204005:74, 23:33:0204005:71, 23:33:0204005:70.
В июне 2013 года ЗАО "Пансионат "Шепси" обратился в администрацию муниципального образования Туапсинский район с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на указанные земельные участки на право аренды.
Согласно ответу администрации муниципального образования Туапсинский район в удовлетворении просьбы отказано, поскольку не представлены документы, удостоверяющие право постоянного бессрочного пользования ЗАО "Пансионат "Шепси" на земельный участок с кадастровым номером 23:33:1405002:37.
Считая отказ администрации муниципального образования Туапсинский район незаконным, ЗАО "Пансионат "Шепси" обратилось в суд с настоящим иском.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Приведенными нормами права разграничиваются полномочия органов федеральной, региональной власти и органов местного самоуправления, в том числе в сфере распоряжения земельными участками.
В силу пункта 2 статьи 10 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края в ходе рассмотрения дела предоставлял информацию о принадлежности испрашиваемого участка к землям курорта краевого значения, (особо охраняемых территорий и объектов) и соответственно собственности Краснодарского края, что исключает распоряжение спорными участками Администрацией МО Туапсинский район. (том 2, лист дела 167)
Согласно п. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ,вступившим в законную силу с 01.01.2014 г.).
На дату вынесения решения судом первой инстанции от 11.12.2013 г. ст. 95 ЗК РФ действовала в другой редакции. Так, к особо охраняемым природным территориям были отнесены земли лечебно-оздоровительные местности и курорты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
К категории особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты (п. 1 ст. 2 Федеральный закон Российской Федерации от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях). Согласно п. 7 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона Об особо охраняемых природных территориях в прежней редакции, Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).
Согласно ст. 3 названного Закона в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в редакции Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ) признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Согласно пункту 2 приведенной статьи территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 2 статьи 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" и Постановлением главы Администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 1098 "О курортах краевого значения" курортам Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа в границах утвержденных округов санитарной охраны придан статус курортов краевого значения, находящихся в ведении органов государственной власти Краснодарского края.
Согласно статье 10 приведенного краевого закона N 41-КЗ природные лечебные ресурсы на территории Краснодарского края, относящиеся к государственной собственности, могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации либо Краснодарскому краю.
Первоначально статус курорта ряд местностей Туапсинского района получили с принятием Постановления Совета Министров РСФСР от 04.08.1972 N 83 "О некоторых вопросах землепользования", которым был утвержден перечень курортных местностей Краснодарского края, куда вошли курорты Шепси, Гизель-Дере, Небуг, Новомихайловский, Джубга.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 27.09.1988 N 406 "Об установлении границ и режима курортов округа санитарной охраны курортов Туапсинского района (Джубга, Ново-Михайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси) в Краснодарского крае" утверждены границы и режим санитарной охраны курортов Туапсинского района.
В то же время согласно статье 4.1 Закона Краснодарского края от 02.07.2004 N 745-КЗ "Об установлении границ муниципального образования Туапсинский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований - городских и сельских поселений - и установлении их границ" в состав муниципального образования Туапсинский район входит в том числе Шепсинское сельское поселение, включающее село Шепси. (статья 4)
Таким образом, пунктом 2 статьи 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" и постановлением главы Администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 1098 "О курортах краевого значения" курортам Туапсинского района, городов Ейска, Горячего ключа в границах утвержденных округов санитарной охраны присвоен статус курортов краевого значения, находящихся в ведении органов государственной власти Краснодарского края.
Статьей 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" закреплено, что внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района). Округ санитарной охраны определен как особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.
- В редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ также указано, что внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);
- Границы курорта Туапсинского района установлены и описаны в Приложении к Постановлению Совета Министров РСФСР от 27.09.1988 N 406.
Учитывая, то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:86, из которого были образованы спорные земельные участки, находится в границах курортов краевого значения Туапсинского район, спорные земельные участки также входят в границы курортов краевого значения Туапсинского района и в силу закона относятся к государственной собственности Краснодарского края.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд неправомерно сослался на прежнюю редакцию ст. 95 ЗК РФ отклонен. Решение суда принято 11 декабря 2013 г., а Федеральный Закон N 406-ФЗ "Внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым изменена и ст. 95 ЗК РФ, принят 28.12.2013.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы представителем общества заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу N А32-27370/2013 до рассмотрения дела N А32-39649/2013 об оспаривании изменения категории земель.
Указанное ходатайство отклонено судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Решая вопрос о приостановлении производства по делу, в связи с невозможностью разрешения данного спора по заявленному основанию, суд исходит из того, что он должен выяснить, связано ли другое дело, рассматриваемое в арбитражном суде, с настоящим делом. Принятие арбитражным судом решения может оказаться невозможным, если обстоятельства, которые могут быть установлены судом при разрешении другого дела, имеют преюдициальное значение для дела, производство по которому подлежит приостановлению, а также, если другое дело может повлиять на состав сторон, объем требований, предмет иска.
Нормы статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлены на устранение конкуренции между судебными актами по делам, пересекающимся предметом доказывания.
Предметом спора по настоящему делу является оспаривание действий Администрации МО Туапсинский район, в связи с отказом предоставить земельные участки в аренду, в ходе рассмотрения которого суд пришел к выводу об обращении с заявлением к ненадлежащему лицу. В рамках дела N А32-39649/2013 общество оспаривает действия ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Краснодарского филиала об изменении категории земельных участков с "земли населенных пунктов" на категорию "землю особо охраняемых природных территорий".
В рассматриваемом случае суд правомерно не установил оснований для применения пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не приостановил производство по заявлению общества. Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для приостановления производства по настоящему делу, поскольку иных оснований, кроме заявленных в суде первой инстанции, общество не привело, в связи с чем, заявленное в судебном заседании апелляционной инстанции ходатайство о приостановлении производства по делу удовлетворению также не подлежит.
В соответствии со ст. 110АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы отнесены на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
ходатайство о приостановлении производства по делу N А32-27370/2013 отклонить.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2013 по делу N А32-27370/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Х.ТИМЧЕНКО
Судьи
М.В.ИЛЬИНА
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2014 N 15АП-1854/2014 ПО ДЕЛУ N А32-27370/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2014 г. N 15АП-1854/2014
Дело N А32-27370/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимченко О.Х.
судей М.В. Ильиной, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вербицкой А.В.,
при участии:
- от истца: представители Криволапов П.В. и Горбунов А.И. по доверенностям от 28.02.2014;
- от ответчика: не явился, извещен надлежаще;
- от третьих лиц: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Пансионат "Шепси",
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.12.2013 по делу N А32-27370/2013
по иску закрытого акционерного общества "Пансионат "Шепси"
к Администрации муниципального образования Туапсинский район
при участии третьих лиц: Департамента имущественных отношений Краснодарского края; Русиной Нины Николаевны; Понятых Ирины Николаевны
о признании действий незаконными
принятое в составе судьи Гречко О.А.
установил:
закрытое акционерное общество "Пансионат "Шепси" (далее - далее общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Администрации муниципального образования Туапсинский район (далее - администрация) с требованиями:
- признать незаконными действия Администрации муниципального образования Туапсинский район, выраженные в отказе в предоставлении ЗАО "Пансионат "Шепси" в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 23:33:0204005:61, 23:33:0204005:64, 23:33:0204005:65, 23:33:0204005:66, 23:33:0204005:67, 23:33:0204005:69, 23:33:0204005:76, 23:33:1405001:420, 23:33:1405001:421, 23:33:1405001:422, 23:33:0204011:294, 23:33:0204011:295, 23:33:0204011:296, 23:33:0204011:297, 23:33:1405001:418, 23:33:1405001:424, 23:33:1405001:425, 23:33:1405001:417, 23:33:1405001:419, 23:33:0204005:62, 23:33:0204005:63, 23:33:0204005:74, 23:33:0204005:71, 23:33:0204005:70 расположенных по адресу Туапсинский район, с. Шепси, с видом разрешенного использования "для строительства пансионата отдыха "Шепси" и детского сада", категория земель - земли населенных пунктов;
- обязать Администрацию муниципального образования Туапсинский район в месячный срок направить заявителю проекты договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 23:33:0204005:61, 23:33:0204005:64, 23:33:0204005:65, 23:33:0204005:66, 23:33:0204005:67, 23:33:0204005:69, 23:33:0204005:76, 23:33:1405001:420, 23:33:1405001:421, 23:33:1405001:422, 23:33:0204011:294, 23:33:0204011:295, 23:33:0204011:296, 23:33:0204011:297, 23:33:1405001:418, 23:33:1405001:424, 23:33:1405001:425, 23:33:1405001:417, 23:33:1405001:419, 23:33:0204005:62, 23:33:0204005:63, 23:33:0204005:74, 23:33:0204005:71, 23:33:0204005:70 расположенных по адресу Туапсинский район, с. Шепси, с видом разрешенного использования "для строительства пансионата отдыха "Шепси" и детского сада", категория земель - земли населенных пунктов с предложением о заключении соответствующих договоров.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11 декабря 2013 г. в удовлетворении требований отказано. Суд пришел к выводу, что земельные участки относятся к собственности Краснодарского края, общество обратилось к ненадлежащему лицу.
Закрытое акционерное общество "Пансионат "Шепси" обратилось с апелляционной жалобой, указав следующие доводы. Суд необоснованно отклонил ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения спора по делу N А32-39649/2013 об оспаривании общестсвом изменения категории земельных участков.
Доказательства нахождения земельного участка с кадастровым номером 23:33:00000000:86 в границах курортов краевого значения Туапсинского района не представлены в дело. Документов, подтверждающие проведение(соблюдение) процедуры разграничения государственной собственности в отношении спорного участка в деле не имеется, следовательно, спорные участки не являются курортом регионального значения, не находятся в собственности Краснодарского края, у администрации отсутствуют основания для отказа обществу в предоставлении земельных участков в аренду.
Суд сослался на прежнюю редакцию статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако, из указанной статьи исключены слова: "земли лечебно-оздоровительных территорий и курортов".Заявитель жалобы просит решение отменить, требования удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация муниципального образования Туапсинский район указала, что в июне 2013 г. ЗАО Пансионат "Шепси" обратилось с заявлением о переоформлении права постоянного(бессрочного) пользования на земельные участки образованные из земельного участка с кадастровым номером 23:33:00000000:86, в удовлетворении заявления отказано, поскольку не представлены документы удостоверяющие заявленное право бессрочного пользования. Администрация действовала в соответствии требованиями законодательства. Администрация Туапсинского района считает, поскольку границы курортов Туапсинского района в порядке, установленном законом Краснодарского края, не утверждены, вывод суда об отнесении земельных участков, указанных в исковом заявлении к собственности субъекта Российской Федерации, является ошибочным.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент имущественных отношений Краснодарского края указал, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:00000000:86 в силу закона относится к собственности Краснодарского края, департамент принимает меры для регистрации права собственности субъекта федерации на спорный участок. На основании положения о департаменте, утвержденного постановлением главы Администрации Краснодарского края от 23.04.2007 г. N 345, департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в собственности края. Департамент просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители ЗАО Пансионат "Шепкси" доводы жалобы поддержали.
На вопрос суда представители пояснили, что с заявлением о заключении договора в Департамент имущественных отношений Краснодарского края не обращались, заявили ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения дела N А32-39649/2013.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.12.2009 по заказу ЗАО "Пансионат Шепси" ООО "Служба заказчика" изготовлен межевой план по Государственному акту N 180480 на земельный участок площадью 42,7 га. В отношении указанного земельного участка осуществлен государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 23:33:1405002:37, уточненная площадь составила 427 181 кв. м. В результате переноса сведений данного земельного участка в актуальный кадастровый квартал ему присвоен новый кадастровый номер 23:33:0000000:86.
Путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:33:0000000:86 образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 23:33:0204005:61, 23:33:0204005:64, 23:33:0204005:65, 23:33:0204005:66, 23:33:0204005:67, 23:33:0204005:69, 23:33:0204005:76, 23:33:1405001:420, 23:33:1405001:421, 23:33:1405001:422, 23:33:0204011:294, 23:33:0204011:295, 23:33:0204011:296, 23:33:0204011:297, 23:33:1405001:418, 23:33:1405001:424, 23:33:1405001:425, 23:33:1405001:417, 23:33:1405001:419, 23:33:0204005:62, 23:33:0204005:63, 23:33:0204005:74, 23:33:0204005:71, 23:33:0204005:70.
В июне 2013 года ЗАО "Пансионат "Шепси" обратился в администрацию муниципального образования Туапсинский район с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на указанные земельные участки на право аренды.
Согласно ответу администрации муниципального образования Туапсинский район в удовлетворении просьбы отказано, поскольку не представлены документы, удостоверяющие право постоянного бессрочного пользования ЗАО "Пансионат "Шепси" на земельный участок с кадастровым номером 23:33:1405002:37.
Считая отказ администрации муниципального образования Туапсинский район незаконным, ЗАО "Пансионат "Шепси" обратилось в суд с настоящим иском.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Приведенными нормами права разграничиваются полномочия органов федеральной, региональной власти и органов местного самоуправления, в том числе в сфере распоряжения земельными участками.
В силу пункта 2 статьи 10 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края в ходе рассмотрения дела предоставлял информацию о принадлежности испрашиваемого участка к землям курорта краевого значения, (особо охраняемых территорий и объектов) и соответственно собственности Краснодарского края, что исключает распоряжение спорными участками Администрацией МО Туапсинский район. (том 2, лист дела 167)
Согласно п. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ,вступившим в законную силу с 01.01.2014 г.).
На дату вынесения решения судом первой инстанции от 11.12.2013 г. ст. 95 ЗК РФ действовала в другой редакции. Так, к особо охраняемым природным территориям были отнесены земли лечебно-оздоровительные местности и курорты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
К категории особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты (п. 1 ст. 2 Федеральный закон Российской Федерации от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях). Согласно п. 7 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона Об особо охраняемых природных территориях в прежней редакции, Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).
Согласно ст. 3 названного Закона в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в редакции Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ) признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Согласно пункту 2 приведенной статьи территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 2 статьи 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" и Постановлением главы Администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 1098 "О курортах краевого значения" курортам Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа в границах утвержденных округов санитарной охраны придан статус курортов краевого значения, находящихся в ведении органов государственной власти Краснодарского края.
Согласно статье 10 приведенного краевого закона N 41-КЗ природные лечебные ресурсы на территории Краснодарского края, относящиеся к государственной собственности, могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации либо Краснодарскому краю.
Первоначально статус курорта ряд местностей Туапсинского района получили с принятием Постановления Совета Министров РСФСР от 04.08.1972 N 83 "О некоторых вопросах землепользования", которым был утвержден перечень курортных местностей Краснодарского края, куда вошли курорты Шепси, Гизель-Дере, Небуг, Новомихайловский, Джубга.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 27.09.1988 N 406 "Об установлении границ и режима курортов округа санитарной охраны курортов Туапсинского района (Джубга, Ново-Михайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси) в Краснодарского крае" утверждены границы и режим санитарной охраны курортов Туапсинского района.
В то же время согласно статье 4.1 Закона Краснодарского края от 02.07.2004 N 745-КЗ "Об установлении границ муниципального образования Туапсинский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований - городских и сельских поселений - и установлении их границ" в состав муниципального образования Туапсинский район входит в том числе Шепсинское сельское поселение, включающее село Шепси. (статья 4)
Таким образом, пунктом 2 статьи 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" и постановлением главы Администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 1098 "О курортах краевого значения" курортам Туапсинского района, городов Ейска, Горячего ключа в границах утвержденных округов санитарной охраны присвоен статус курортов краевого значения, находящихся в ведении органов государственной власти Краснодарского края.
Статьей 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" закреплено, что внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района). Округ санитарной охраны определен как особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.
- В редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ также указано, что внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);
- Границы курорта Туапсинского района установлены и описаны в Приложении к Постановлению Совета Министров РСФСР от 27.09.1988 N 406.
Учитывая, то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:86, из которого были образованы спорные земельные участки, находится в границах курортов краевого значения Туапсинского район, спорные земельные участки также входят в границы курортов краевого значения Туапсинского района и в силу закона относятся к государственной собственности Краснодарского края.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд неправомерно сослался на прежнюю редакцию ст. 95 ЗК РФ отклонен. Решение суда принято 11 декабря 2013 г., а Федеральный Закон N 406-ФЗ "Внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым изменена и ст. 95 ЗК РФ, принят 28.12.2013.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы представителем общества заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу N А32-27370/2013 до рассмотрения дела N А32-39649/2013 об оспаривании изменения категории земель.
Указанное ходатайство отклонено судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Решая вопрос о приостановлении производства по делу, в связи с невозможностью разрешения данного спора по заявленному основанию, суд исходит из того, что он должен выяснить, связано ли другое дело, рассматриваемое в арбитражном суде, с настоящим делом. Принятие арбитражным судом решения может оказаться невозможным, если обстоятельства, которые могут быть установлены судом при разрешении другого дела, имеют преюдициальное значение для дела, производство по которому подлежит приостановлению, а также, если другое дело может повлиять на состав сторон, объем требований, предмет иска.
Нормы статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлены на устранение конкуренции между судебными актами по делам, пересекающимся предметом доказывания.
Предметом спора по настоящему делу является оспаривание действий Администрации МО Туапсинский район, в связи с отказом предоставить земельные участки в аренду, в ходе рассмотрения которого суд пришел к выводу об обращении с заявлением к ненадлежащему лицу. В рамках дела N А32-39649/2013 общество оспаривает действия ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Краснодарского филиала об изменении категории земельных участков с "земли населенных пунктов" на категорию "землю особо охраняемых природных территорий".
В рассматриваемом случае суд правомерно не установил оснований для применения пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не приостановил производство по заявлению общества. Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для приостановления производства по настоящему делу, поскольку иных оснований, кроме заявленных в суде первой инстанции, общество не привело, в связи с чем, заявленное в судебном заседании апелляционной инстанции ходатайство о приостановлении производства по делу удовлетворению также не подлежит.
В соответствии со ст. 110АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы отнесены на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
ходатайство о приостановлении производства по делу N А32-27370/2013 отклонить.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2013 по делу N А32-27370/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Х.ТИМЧЕНКО
Судьи
М.В.ИЛЬИНА
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)