Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4157/2015

Требование: О признании незаконным решения государственного органа.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель, являясь собственником гаража, обратился к ответчику за предоставлением в собственность за выкуп земельного участка, однако ему было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 апреля 2015 г. по делу N 33-4157/2015


Судья: Родивилова Е.О.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
судей Сивохина Д.А. (докладчик) и З.,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Л.С.В. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 19 января 2015 года, которым постановлено:
"Заявление Л.С.В. о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений по Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка в собственность - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Л.С.В. - М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Л.С.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) в предоставлении земельного участка.
В обоснование своего заявления указал, что является собственником нежилого помещения - гаража N 47, площадью 33,9 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н ГСК-<данные изъяты>, Радиоцентр, с кадастровым номером N. 09.06.2014 года он обратился в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, площадью 35,00 кв. м, по вышеуказанному адресу. Уведомлением от 24.07.2014 г. N 12-1/1316/14 Л.С.В. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, так как он расположен на землях иных категорий в квартале N 15 Самарского лесничества.
Просил суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ему в собственность за плату земельного участка площадью 35,00 кв. м кадастровый номер N, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н ГСК-<данные изъяты> Радиоцентр, гараж N 47; обязать Министерство в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу направить в его адрес проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
В судебном заседании представитель Л.С.В. - М. (по доверенности) заявленные требования поддержал. Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области - Х. (по доверенности) в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 93-94).
В апелляционной жалобе Л.С.В. в лице представителя по доверенности М. просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение об удовлетворении его требований (л.д. 104-109).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Статья 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относит коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 28 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 года) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 29 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 года) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" с 01.07.2006 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании решения Кировского районного суда г. Самары от 31.05.2011 года Л.С.А. на праве собственности принадлежит нежилое помещение - гараж N 47, площадью 33,9 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н ГСК-<данные изъяты>, Радиоцентр, с кадастровым номером N Право на указанный объект зарегистрировано 12.07.2011 года. (л.д. 11).
09.06.2014 года он обратился в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, площадью 35,00 кв. м, по вышеуказанному адресу под занимаемым вышеназванным гаражом. (л.д. 10).
Уведомлением от 24.07.2014 г. N 12-1/1316/14 Л.С.В. отказано в предоставлении земельного участка за плату, со ссылками на полученную в рамках межведомственного взаимодействия из Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области информации о том, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях иных категорий в квартале N 15 Самарского лесничества (л.д. 7-9).
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона РФ от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что отчуждению не подлежат земельные участки, в том числе в составе земель лесного фонда.
Лесным кодексом также не предусмотрена возможность передачи в собственность гражданину части лесного участка. В силу положений п. 2 ст. 3 Лесного кодекса РФ, для имущественных отношений по владению, пользованию, распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
Пунктом 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ установлено в качестве одного из основания для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков.
При таких обстоятельствах, поскольку испрашиваемый земельный участок, площадью 36,00 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, участок б/н ГСК-<данные изъяты>, Радиоцентр находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий и в силу действующего законодательства не может быть передан в частную собственность, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Министерством имущественных отношений Самарской области правомерно отказано Л.С.В. в предоставлении в собственность указанного земельного участка.
При этом установлено, что решение Министерством имущественных отношений Самарской области принято в рамках предоставленных ему полномочий, и порядок принятия решения министерством соблюден, требования законодательства при принятии решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, а также права и свободы заявителя, нарушены не были.
Принимая во внимание вышеустановленные обстоятельства, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства дела, правомерно отказал Л.С.В. в удовлетворении требований о признании отказа Министерства имущественных отношений Самарской области неправомерным, и обоснованно отказал и в удовлетворении и данных требований.
Ссылки заявителя на то, что земельный участок, на котором расположен гараж, поставлен на кадастровый учет и находится на землях населенных пунктов, что подтверждается сведениями государственного земельного кадастра, не могут быть приняты во внимание.
На основании ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
По смыслу ст. 7, 8 ЗК РФ во взаимосвязи с положениями Федерального закона РФ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" с учетом изменений, внесенных ст. 25 и 33 Федерального закона РФ от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ", отнесение в черте поселений (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений (населенных пунктов) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 ст. 7 ЗК РФ.
Таким образом, нахождение лесных участков на землях населенных пунктов само по себе не изменяет правового статуса лесных участков, а является основанием для проведения процедуры перевода лесных участков в нелесные земли и изъятия их из земель лесного фонда в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Между тем доказательств того, что органами Российской Федерации, уполномоченными на распоряжение земельными участками в состав земель лесного фонда, принималось решение о передаче спорного земельного участка какому-либо субъекту в собственность или во владение и пользование не представлено.
Из положений ст. ст. 3, 6, 11 Лесного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со ст. ст. 3, 85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно - правовой режим земельных участков общего пользования и приватизации не подлежат.
Таким образом, сам по себе факт нахождения спорного земельного участка в пределах городской черты не влечет за собой изменение его категории с земель лесного фонда на земли населенных пунктов, и не прекращает права собственника в данном случае Российской Федерации на указанный земельный участок как на земли лесного фонда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок к землям лесного фонда или общего пользования не относится и расположен на территории зоны жилой застройки средней этажности (Ж-3), о возможности его использования под гараж не свидетельствуют, ввиду наличия установленных законом запретов на предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в составе земель лесного фонда.
Так же судебная коллегия не может не согласиться с выводами суда о том, что доказательств, свидетельствующих о нарушении Министерством норм действующего законодательства не установлено. При обязании государственного органа совершить конкретные действия, это условие является обязательным.
Иные доводы апелляционной жалобы о незаконности оспариваемого отказа Министерства имущественных отношений Самарской области и о наличии у Л.С.В. права на приобретение в собственности за плату испрашиваемого земельного участка, со ссылками на постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в постановлении от 28.02.2012 г. N 13763/11, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут явиться основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а также не свидетельствуют о нарушении процессуальных норм, равно как и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах законных оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 19 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Л.С.В. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)