Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Дубровиной О.А., Жаткиной С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чуклиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета земельных ресурсов Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435111294, ОГРН 1073435002464),
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 сентября 2014 года
по делу N А12-22189/2014 (судья Костерин А.В.)
по исковому заявлению Комитета земельных ресурсов Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435111294, ОГРН 1073435002464),
к обществу с ограниченной ответственностью "Ахтуба-Лада" (ИНН 3428088510, ОГРН 1023405174165),
с участием:
представителя Комитета земельных ресурсов Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Рода Д.А., действующей по доверенности от 09.11.2014 N 13/2-сп,
представителей общества с ограниченной ответственностью "Ахтуба-Лада" Табашниковой Ю.Ф., действующей по доверенности от 12.08.2014, Антонова В.С., действующего по доверенности от 12.08.2013,
установил:
Комитет земельных ресурсов Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ахтуба-Лада" (далее - ООО "Ахтуба-Лада", Общество, ответчик) о взыскании 660 057,70 руб., в том числе 609 825,83 руб. - задолженность по арендной плате за период с 01.05.2013 по 31.05.2014 по договору N 20592 аз от 10.02.2012, 50 231,87 руб. - пени за просрочку платежей в период с 11.05.2013 по 31.05.2014.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23 сентября 2014 года в удовлетворении заявленных Комитетом исковых требований отказано в полном объеме.
Комитет, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме. В обоснование данной позиции податель жалобы, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в индивидуальном порядке не оценивалась и не определялась. Податель жалобы указывает, что в соответствии с Законом Волгоградской области от 25.03.2005 N 1032-ОД "Об установлении границ и наделении статусом города Волжского Волгоградской области" спорный земельный участок вошел в состав городского округа - город Волжский, что также подтверждается и договором аренды, который заключен не со Средней Ахтубой Волгоградской области, а с Комитетом земельных ресурсов администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области. В связи с этим, апеллянт настаивает на правильности применения истцом при исчислении размера арендной платы, подлежащей уплате в спорном периоде, среднего уровня кадастровой стоимости за 1 кв. м земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Волгоградской области, утвержденного Приложением N 3 к постановлению Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", равного 8 069,84 руб. /кв. м.
ООО "Ахтуба-Лада" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило в материалы дела письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Комитета, ООО "Ахтуба-Лада" поддержали правовые позиции, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, дали аналогичные пояснения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей истца и ответчика, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 10.02.2012 между администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области (арендодатель) и ООО "Ахтуба-Лада" (арендатор) заключен договор аренды N 10592 АЗ земельного участка с кадастровым номером 34:28:070006:57, площадью 6.000 кв. м, расположенного по адресу: г. Волжский, ул. Ленина, 326 "г", под строительство авторынка, на срок с 28.11.2011 по 28.10.2012 (далее - Договор).
Дополнительным соглашением N 2 от 27.11.2012 к Договору стороны продлили срок действия договора по 28.11.2014.
В силу положений статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации.
Договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке, что подтверждается уведомлением о государственной регистрации договора аренды от 09.01.2013 (л.д. 23).
Пунктом 4.2 Договора установлено, что годовая арендная плата с 28.11.2011 составляет - 370 350,34 руб.
Согласно пунктам 4.3 Договора арендатор обязан своевременно вносить арендную плату, которая уплачивается ежемесячно, равными частями до 10-го числа текущего месяца.
Пунктом 4.5 Договора (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 01.03.2012) предусмотрена возможность изменения арендодателем размера арендной платы в одностороннем порядке в случаях изменения кадастровой стоимости земельного участка, коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельный участок, льгот по ее уплате в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации, Волгоградской области и органов местного самоуправления.
Независимо от момента направления арендодателем и получения арендатором уведомления об одностороннем изменении размера арендной платы условия настоящего Договора о размере арендной платы, порядке и сроках ее внесения считаются измененными с момента введения в действие соответствующего нормативного правового акта (пункт 4.6 Договора в редакции дополнительного соглашения N 1 от 01.03.2012).
В соответствии с пунктом 4.7 Договора (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 01.03.2012) арендодатель направляет арендатору уведомление об одностороннем изменении размера арендной платы. Арендатор обязан принять данное уведомление к исполнению без подписания дополнительного соглашения и произвести доплату в месячный срок с момента получения уведомления об одностороннем изменении размера арендной платы. Уведомление является обязательным для арендатора и составляет неотъемлемую часть настоящего Договора.
31.03.2014 арендодателем в адрес арендатора направлено извещение, согласно которому в соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", Городским положением от 25.07.2008 N 367-ВГД "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в границах городского округа - город Волжский Волгоградской области" с 10.05.2013 годовая арендная плата установлена в размере 968 380,80 руб.
ООО "Ахтуба-Лада" условия Договора в части внесения арендной платы исполнялись ненадлежащим образом, в результате чего образовалась задолженность по арендной плате за период с 01.05.2013 по 31.05.2014 в сумме 609 825,83 руб.
В силу пункта 7.1 Договора в случае невнесения арендной платы в установленный договором срок арендатор уплачивает арендодателю пени в размере 0,05% за каждый день просрочки от суммы платежей, подлежащих перечислению арендодателю.
За период с 11.05.2013 по 31.05.2014 истец начислил ответчику пени в размере 50 231,87 руб.
Поскольку Обществом задолженность по вышеуказанному Договору не погашена, пени не уплачены, Комитет обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование земельным участком (арендную плату), проверив расчет предъявленных ко взысканию сумм арендных платежей и пени, исследовав представленные в материалы дела кадастровые справки о кадастровой стоимости земельного участка, установил отсутствие задолженности арендатора за спорный период перед арендодателем.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование земельным участком (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В рассматриваемом случае, арендуемый земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов.
В силу того, что регулирование арендной платы за находящиеся в публичной собственности земли осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В рассматриваемом случае Договор заключен в 2010 году, то есть после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы (25.10.2001, Земельный кодекс Российской Федерации, статья 65), в связи с чем, при определении размера арендной платы, надлежит руководствоваться порядком определения размера арендной платы, устанавливаемым уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом и новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Расчет арендной платы за земельный участок за спорный период произведен истцом в соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", Городским положением от 25.07.2008 N 367-ВГД "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в границах городского округа - город Волжский Волгоградской области" следующим образом:
6000,0 кв. м х 8 069,84 руб. /кв. м х 2% = 968 380,80 руб., где
6000,0 кв. м - площадь земельного участка,
8 069,84 руб. /кв. м - средний уровень кадастровой стоимости за 1 кв. м земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Волгоградской области, утвержденный Приложением N 3 к постановлению Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области",
2% - утверждено Постановлением Администрации Волгоградской обл. от 22.08.2011 N 469-п, в котором указано, что арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 2 процента в отношении земельного участка, право аренды на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Не соглашаясь с данным расчетом задолженности по арендной плате за спорный период, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 4.1., подпунктом 5 пункта 1.5.1. Постановления Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п (в редакции действовавшей до 24.02.2014) при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды арендная плата за использование указанных земельных участков определяется от кадастровой стоимости земельного участка в размере 2% кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, расположенного на территории иных муниципальных образований Волгоградской области.
Согласно Постановлению администрации городского округа - город Волжский N 6121 от 28.11.2011 ООО "Ахтуба-Лада" право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 34:28:070006:57 было переоформлено на право аренды.
Таким образом, применение истцом при расчете в спорном периоде 2% кадастровой стоимости арендуемого земельного участка является верным.
В соответствии с пунктом 2.1.2 Постановления Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п для определения кадастровой стоимости земельного участка произведение удельного показателя кадастровой стоимости земли, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", и площади земельного участка применяется в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка.
В ходе изучения и исследования представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции установил, что по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:28:070006:57 составляла 9 456 240 руб., по состоянию на 01.01.2013 и на 16.09.2014-3 979 380 руб.
К данному выводу суд первой инстанции пришел на основании кадастровых справок о кадастровой стоимости спорного земельного участка (л.д. 66-69)
По сути, доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию Комитета с содержащимися в государственном кадастре недвижимости сведениями о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции представитель апеллянта пояснил, что Комитет неоднократно направлял запросы в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области о причинах, по которым в государственном кадастре недвижимости, по мнению Комитета, содержатся неверные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, однако до настоящего времени никакой информации от органа не поступило.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в Соответствии с законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, т.д. (далее также - объекты недвижимости).
В состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости входят, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципа обеспечения непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. 1 Пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" также регламентировано, что результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный кадастр.
В силу статьи 14 Федерального закона N 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
- кадастровой выписки об объекте недвижимости;
- кадастрового паспорта объекта недвижимости;
- кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", ФГБУ "ФКП Росреестра" переданы полномочия органа кадастрового учета, который осуществляет функции ведения государственного кадастра недвижимости и определения кадастровой стоимости учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их характеристик, то есть является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 3 979 380 руб. содержатся в государственном кадастре недвижимости, который является официальным государственным информационным ресурсом, внесены уполномоченным на то органом, никем не оспорены, являются актуальными и достоверными.
Доказательств о наличии в государственном кадастре недвижимости технических ошибок при внесении сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, а равно их устранении в установленном законом порядке в материалы дела не представлено.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно счел, что в спорный период размер годовой арендной платы за спорный земельный участок должен исчисляться по формуле 3 979 380 руб. (кадастровая стоимость земельного участка, содержащаяся в государственном информационном ресурсе) х 2% и составит 79 587,60 руб.
Вывод суда первой инстанции о недоказанности истцом расчета задолженности по арендной плате за спорный период подателем жалобы не опровергнут.
С учетом установленного в спорный период размера годовой арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 34:28:070006:57, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии доказательств наличия у арендатора спорной задолженности по оплате арендной платы и правовых оснований для начисления пени.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу Комитета следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета земельных ресурсов Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
С.А.ЖАТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.11.2014 ПО ДЕЛУ N А12-22189/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2014 г. по делу N А12-22189/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Дубровиной О.А., Жаткиной С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чуклиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета земельных ресурсов Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435111294, ОГРН 1073435002464),
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 сентября 2014 года
по делу N А12-22189/2014 (судья Костерин А.В.)
по исковому заявлению Комитета земельных ресурсов Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435111294, ОГРН 1073435002464),
к обществу с ограниченной ответственностью "Ахтуба-Лада" (ИНН 3428088510, ОГРН 1023405174165),
с участием:
представителя Комитета земельных ресурсов Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Рода Д.А., действующей по доверенности от 09.11.2014 N 13/2-сп,
представителей общества с ограниченной ответственностью "Ахтуба-Лада" Табашниковой Ю.Ф., действующей по доверенности от 12.08.2014, Антонова В.С., действующего по доверенности от 12.08.2013,
установил:
Комитет земельных ресурсов Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ахтуба-Лада" (далее - ООО "Ахтуба-Лада", Общество, ответчик) о взыскании 660 057,70 руб., в том числе 609 825,83 руб. - задолженность по арендной плате за период с 01.05.2013 по 31.05.2014 по договору N 20592 аз от 10.02.2012, 50 231,87 руб. - пени за просрочку платежей в период с 11.05.2013 по 31.05.2014.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23 сентября 2014 года в удовлетворении заявленных Комитетом исковых требований отказано в полном объеме.
Комитет, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме. В обоснование данной позиции податель жалобы, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в индивидуальном порядке не оценивалась и не определялась. Податель жалобы указывает, что в соответствии с Законом Волгоградской области от 25.03.2005 N 1032-ОД "Об установлении границ и наделении статусом города Волжского Волгоградской области" спорный земельный участок вошел в состав городского округа - город Волжский, что также подтверждается и договором аренды, который заключен не со Средней Ахтубой Волгоградской области, а с Комитетом земельных ресурсов администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области. В связи с этим, апеллянт настаивает на правильности применения истцом при исчислении размера арендной платы, подлежащей уплате в спорном периоде, среднего уровня кадастровой стоимости за 1 кв. м земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Волгоградской области, утвержденного Приложением N 3 к постановлению Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", равного 8 069,84 руб. /кв. м.
ООО "Ахтуба-Лада" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило в материалы дела письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Комитета, ООО "Ахтуба-Лада" поддержали правовые позиции, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, дали аналогичные пояснения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей истца и ответчика, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 10.02.2012 между администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области (арендодатель) и ООО "Ахтуба-Лада" (арендатор) заключен договор аренды N 10592 АЗ земельного участка с кадастровым номером 34:28:070006:57, площадью 6.000 кв. м, расположенного по адресу: г. Волжский, ул. Ленина, 326 "г", под строительство авторынка, на срок с 28.11.2011 по 28.10.2012 (далее - Договор).
Дополнительным соглашением N 2 от 27.11.2012 к Договору стороны продлили срок действия договора по 28.11.2014.
В силу положений статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации.
Договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке, что подтверждается уведомлением о государственной регистрации договора аренды от 09.01.2013 (л.д. 23).
Пунктом 4.2 Договора установлено, что годовая арендная плата с 28.11.2011 составляет - 370 350,34 руб.
Согласно пунктам 4.3 Договора арендатор обязан своевременно вносить арендную плату, которая уплачивается ежемесячно, равными частями до 10-го числа текущего месяца.
Пунктом 4.5 Договора (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 01.03.2012) предусмотрена возможность изменения арендодателем размера арендной платы в одностороннем порядке в случаях изменения кадастровой стоимости земельного участка, коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельный участок, льгот по ее уплате в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации, Волгоградской области и органов местного самоуправления.
Независимо от момента направления арендодателем и получения арендатором уведомления об одностороннем изменении размера арендной платы условия настоящего Договора о размере арендной платы, порядке и сроках ее внесения считаются измененными с момента введения в действие соответствующего нормативного правового акта (пункт 4.6 Договора в редакции дополнительного соглашения N 1 от 01.03.2012).
В соответствии с пунктом 4.7 Договора (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 01.03.2012) арендодатель направляет арендатору уведомление об одностороннем изменении размера арендной платы. Арендатор обязан принять данное уведомление к исполнению без подписания дополнительного соглашения и произвести доплату в месячный срок с момента получения уведомления об одностороннем изменении размера арендной платы. Уведомление является обязательным для арендатора и составляет неотъемлемую часть настоящего Договора.
31.03.2014 арендодателем в адрес арендатора направлено извещение, согласно которому в соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", Городским положением от 25.07.2008 N 367-ВГД "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в границах городского округа - город Волжский Волгоградской области" с 10.05.2013 годовая арендная плата установлена в размере 968 380,80 руб.
ООО "Ахтуба-Лада" условия Договора в части внесения арендной платы исполнялись ненадлежащим образом, в результате чего образовалась задолженность по арендной плате за период с 01.05.2013 по 31.05.2014 в сумме 609 825,83 руб.
В силу пункта 7.1 Договора в случае невнесения арендной платы в установленный договором срок арендатор уплачивает арендодателю пени в размере 0,05% за каждый день просрочки от суммы платежей, подлежащих перечислению арендодателю.
За период с 11.05.2013 по 31.05.2014 истец начислил ответчику пени в размере 50 231,87 руб.
Поскольку Обществом задолженность по вышеуказанному Договору не погашена, пени не уплачены, Комитет обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование земельным участком (арендную плату), проверив расчет предъявленных ко взысканию сумм арендных платежей и пени, исследовав представленные в материалы дела кадастровые справки о кадастровой стоимости земельного участка, установил отсутствие задолженности арендатора за спорный период перед арендодателем.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование земельным участком (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В рассматриваемом случае, арендуемый земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов.
В силу того, что регулирование арендной платы за находящиеся в публичной собственности земли осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В рассматриваемом случае Договор заключен в 2010 году, то есть после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы (25.10.2001, Земельный кодекс Российской Федерации, статья 65), в связи с чем, при определении размера арендной платы, надлежит руководствоваться порядком определения размера арендной платы, устанавливаемым уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом и новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Расчет арендной платы за земельный участок за спорный период произведен истцом в соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", Городским положением от 25.07.2008 N 367-ВГД "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в границах городского округа - город Волжский Волгоградской области" следующим образом:
6000,0 кв. м х 8 069,84 руб. /кв. м х 2% = 968 380,80 руб., где
6000,0 кв. м - площадь земельного участка,
8 069,84 руб. /кв. м - средний уровень кадастровой стоимости за 1 кв. м земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Волгоградской области, утвержденный Приложением N 3 к постановлению Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области",
2% - утверждено Постановлением Администрации Волгоградской обл. от 22.08.2011 N 469-п, в котором указано, что арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 2 процента в отношении земельного участка, право аренды на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Не соглашаясь с данным расчетом задолженности по арендной плате за спорный период, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 4.1., подпунктом 5 пункта 1.5.1. Постановления Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п (в редакции действовавшей до 24.02.2014) при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды арендная плата за использование указанных земельных участков определяется от кадастровой стоимости земельного участка в размере 2% кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, расположенного на территории иных муниципальных образований Волгоградской области.
Согласно Постановлению администрации городского округа - город Волжский N 6121 от 28.11.2011 ООО "Ахтуба-Лада" право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 34:28:070006:57 было переоформлено на право аренды.
Таким образом, применение истцом при расчете в спорном периоде 2% кадастровой стоимости арендуемого земельного участка является верным.
В соответствии с пунктом 2.1.2 Постановления Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п для определения кадастровой стоимости земельного участка произведение удельного показателя кадастровой стоимости земли, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", и площади земельного участка применяется в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка.
В ходе изучения и исследования представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции установил, что по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:28:070006:57 составляла 9 456 240 руб., по состоянию на 01.01.2013 и на 16.09.2014-3 979 380 руб.
К данному выводу суд первой инстанции пришел на основании кадастровых справок о кадастровой стоимости спорного земельного участка (л.д. 66-69)
По сути, доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию Комитета с содержащимися в государственном кадастре недвижимости сведениями о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции представитель апеллянта пояснил, что Комитет неоднократно направлял запросы в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области о причинах, по которым в государственном кадастре недвижимости, по мнению Комитета, содержатся неверные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, однако до настоящего времени никакой информации от органа не поступило.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в Соответствии с законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, т.д. (далее также - объекты недвижимости).
В состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости входят, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципа обеспечения непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. 1 Пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" также регламентировано, что результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный кадастр.
В силу статьи 14 Федерального закона N 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
- кадастровой выписки об объекте недвижимости;
- кадастрового паспорта объекта недвижимости;
- кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", ФГБУ "ФКП Росреестра" переданы полномочия органа кадастрового учета, который осуществляет функции ведения государственного кадастра недвижимости и определения кадастровой стоимости учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их характеристик, то есть является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 3 979 380 руб. содержатся в государственном кадастре недвижимости, который является официальным государственным информационным ресурсом, внесены уполномоченным на то органом, никем не оспорены, являются актуальными и достоверными.
Доказательств о наличии в государственном кадастре недвижимости технических ошибок при внесении сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, а равно их устранении в установленном законом порядке в материалы дела не представлено.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно счел, что в спорный период размер годовой арендной платы за спорный земельный участок должен исчисляться по формуле 3 979 380 руб. (кадастровая стоимость земельного участка, содержащаяся в государственном информационном ресурсе) х 2% и составит 79 587,60 руб.
Вывод суда первой инстанции о недоказанности истцом расчета задолженности по арендной плате за спорный период подателем жалобы не опровергнут.
С учетом установленного в спорный период размера годовой арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 34:28:070006:57, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии доказательств наличия у арендатора спорной задолженности по оплате арендной платы и правовых оснований для начисления пени.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу Комитета следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета земельных ресурсов Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
С.А.ЖАТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)