Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Ховалыг Ш.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Салчак А.А.
судей Кунгаа Т.В., Канзая А.А.
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Канзая А.А. апелляционную жалобу представителей Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерства финансов Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 апреля 2014 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва об обязании обеспечить организацию строительства скотомогильников (биометрических ям), приведении их в соответствие требованиям ветеринарно-санитарных правил, финансировании, включении в реестр, государственной регистрации права,
установила:
Прокурор Республики Тыва обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Правительству Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва об обязании обеспечить организацию строительства скотомогильников (биометрических ям), приведении их в соответствие требованиям ветеринарно-санитарных правил, финансировании, включении в реестр, государственной регистрации права указывая, что на территории республики расположено 2 городских округа, 4 городских поселения и 17 муниципальных районов со 120 сельскими поселениями, всего 126 населенных пунктов, из 119 населенных пунктов (6 скотомогильников сельских поселений Чеди-Хольского района и 1 скотомогильник г. Кызыла включены в реестры муниципальной собственности) только в 48 расположены 50 действующих скотомогильников, на которые оформлены ветеринарно-санитарные карточки. В 71 муниципальных образованиях отсутствуют скотомогильники (биотермические ямы), принятые на учет органами ветеринарного контроля в соответствии с установленным порядком. На территориях этих муниципальных образований имеются крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи, происходит их падеж. Скотомогильники (биотермические ямы) предназначены для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными инфекционными заболеваниями. Отсутствие на территории указанных сельских поселений и городского округа скотомогильников (биотермических ям) влечет невозможность соблюсти владельцами животных требования санитарных правил, которые призваны определять условия нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных, предупреждения заболевания людей зооантропонозными болезнями и охраны окружающей среды от загрязнения. Бездействие органов государственной власти Республики Тыва по строительству скотомогильников в указанных сельских поселениях в данном случае нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, а также на защиту окружающей среды от негативного воздействия. В соответствии с положениями действующего законодательства обязанность по строительству и содержанию новых скотомогильников на территории сельских и городских поселений, городских округов Республики Тыва возложена на Правительство Республики Тыва. Скотомогильники и сибиреязвенные захоронения относятся к государственной собственности субъекта Российской Федерации, в данном случае - Республики Тыва. Имеющиеся на территории республики скотомогильники в реестрах муниципальной, федеральной и республиканской собственности не числятся, на балансе сельских администраций не состоят. Таким образом, скотомогильники, расположенные на территории республики, бесхозяйные, отсутствие собственника скотомогильников влечет невозможность обеспечения его сохранности, а, соответственно, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 апреля 2014 года исковое заявление прокурора удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представители Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерства финансов Республики Тыва подали апелляционную жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит его отменить. Считают, что решение суда не соответствует нормам материального права.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что из 119 населенных пунктов республики только в 48 расположены 50 действующих скотомогильников, на которые оформлены ветеринарно-санитарные карточки, в 71 названных муниципальных образованиях отсутствуют скотомогильники (биотермические ямы), принятые на учет органами ветеринарного контроля в соответствии с установленным порядком, на территориях этих муниципальных образований имеется скот, происходит их падеж, часть указанных скотомогильников не соответствует ветеринарно-санитарным правилам, построенные скотомогильники являются бесхозяйными, на балансе не состоят, отсутствуют в Реестре государственного имущества Республики Тыва.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции согласна, он подтверждается материалами дела и основан на нормах материального права.
Из ответа Службы по ветеринарному надзору Республики Тыва от 20.11.2013 года N 8/1026 на требование прокурора следует, что на 46 административных территориях Республики Тыва работы по строительству скотомогильников завершены, из них на 37 оформлены ветеринарно-санитарные карточки на скотомогильники, из построенных 46 скотомогильников только 13 соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям.
Согласно ответу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на требование прокурора, в Реестре государственного имущества Республики Тыва скотомогильники и сибиреязвенные захоронения, расположенные на территории республики, не числятся.
Суд правильно установил, что скотомогильники (биотермические ямы), ненадлежащее состояние которых в силу того, что они никому не принадлежат, реально угрожают созданием чрезвычайных экологических ситуаций, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей, природы.
Статьей 72 Конституции РФ предусмотрено, что осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 7.1 "СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 N 56, организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника органам местного самоуправления Республики Тыва не передавались.
При таких обстоятельствах, суд правильно возложил обязанности по организации мер по обеспечению безопасности скотомогильников (биометрических ям) на органы власти республики.
Доводы апелляционных жалоб не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы представителя ответчика не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 апреля 2014 года оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 июня 2014 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ОТ 17.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-750/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июня 2014 г. по делу N 33-750/2014
Судья Ховалыг Ш.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Салчак А.А.
судей Кунгаа Т.В., Канзая А.А.
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Канзая А.А. апелляционную жалобу представителей Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерства финансов Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 апреля 2014 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва об обязании обеспечить организацию строительства скотомогильников (биометрических ям), приведении их в соответствие требованиям ветеринарно-санитарных правил, финансировании, включении в реестр, государственной регистрации права,
установила:
Прокурор Республики Тыва обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Правительству Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва об обязании обеспечить организацию строительства скотомогильников (биометрических ям), приведении их в соответствие требованиям ветеринарно-санитарных правил, финансировании, включении в реестр, государственной регистрации права указывая, что на территории республики расположено 2 городских округа, 4 городских поселения и 17 муниципальных районов со 120 сельскими поселениями, всего 126 населенных пунктов, из 119 населенных пунктов (6 скотомогильников сельских поселений Чеди-Хольского района и 1 скотомогильник г. Кызыла включены в реестры муниципальной собственности) только в 48 расположены 50 действующих скотомогильников, на которые оформлены ветеринарно-санитарные карточки. В 71 муниципальных образованиях отсутствуют скотомогильники (биотермические ямы), принятые на учет органами ветеринарного контроля в соответствии с установленным порядком. На территориях этих муниципальных образований имеются крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи, происходит их падеж. Скотомогильники (биотермические ямы) предназначены для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными инфекционными заболеваниями. Отсутствие на территории указанных сельских поселений и городского округа скотомогильников (биотермических ям) влечет невозможность соблюсти владельцами животных требования санитарных правил, которые призваны определять условия нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных, предупреждения заболевания людей зооантропонозными болезнями и охраны окружающей среды от загрязнения. Бездействие органов государственной власти Республики Тыва по строительству скотомогильников в указанных сельских поселениях в данном случае нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, а также на защиту окружающей среды от негативного воздействия. В соответствии с положениями действующего законодательства обязанность по строительству и содержанию новых скотомогильников на территории сельских и городских поселений, городских округов Республики Тыва возложена на Правительство Республики Тыва. Скотомогильники и сибиреязвенные захоронения относятся к государственной собственности субъекта Российской Федерации, в данном случае - Республики Тыва. Имеющиеся на территории республики скотомогильники в реестрах муниципальной, федеральной и республиканской собственности не числятся, на балансе сельских администраций не состоят. Таким образом, скотомогильники, расположенные на территории республики, бесхозяйные, отсутствие собственника скотомогильников влечет невозможность обеспечения его сохранности, а, соответственно, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 апреля 2014 года исковое заявление прокурора удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представители Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерства финансов Республики Тыва подали апелляционную жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит его отменить. Считают, что решение суда не соответствует нормам материального права.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что из 119 населенных пунктов республики только в 48 расположены 50 действующих скотомогильников, на которые оформлены ветеринарно-санитарные карточки, в 71 названных муниципальных образованиях отсутствуют скотомогильники (биотермические ямы), принятые на учет органами ветеринарного контроля в соответствии с установленным порядком, на территориях этих муниципальных образований имеется скот, происходит их падеж, часть указанных скотомогильников не соответствует ветеринарно-санитарным правилам, построенные скотомогильники являются бесхозяйными, на балансе не состоят, отсутствуют в Реестре государственного имущества Республики Тыва.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции согласна, он подтверждается материалами дела и основан на нормах материального права.
Из ответа Службы по ветеринарному надзору Республики Тыва от 20.11.2013 года N 8/1026 на требование прокурора следует, что на 46 административных территориях Республики Тыва работы по строительству скотомогильников завершены, из них на 37 оформлены ветеринарно-санитарные карточки на скотомогильники, из построенных 46 скотомогильников только 13 соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям.
Согласно ответу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на требование прокурора, в Реестре государственного имущества Республики Тыва скотомогильники и сибиреязвенные захоронения, расположенные на территории республики, не числятся.
Суд правильно установил, что скотомогильники (биотермические ямы), ненадлежащее состояние которых в силу того, что они никому не принадлежат, реально угрожают созданием чрезвычайных экологических ситуаций, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей, природы.
Статьей 72 Конституции РФ предусмотрено, что осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 7.1 "СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 N 56, организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника органам местного самоуправления Республики Тыва не передавались.
При таких обстоятельствах, суд правильно возложил обязанности по организации мер по обеспечению безопасности скотомогильников (биометрических ям) на органы власти республики.
Доводы апелляционных жалоб не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы представителя ответчика не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 апреля 2014 года оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 июня 2014 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)