Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.08.2014 ПО ДЕЛУ N А41-61026/13

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2014 г. по делу N А41-61026/13


Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ногинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28.04.2014 по делу N А41-61026/13, принятое судьей Гриневой А.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ПНФ-2" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений требований):
признать с момента внесения в государственный кадастр недвижимости по 31.12.2013 не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования в размере 2 438 рублей 48 копеек и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 83 908 096 рублей 80 копеек, земельного участка с кадастровым номером 50:16:0301017:356, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Ногинск, ул. Индустриальная, д. 40, восточная часть кадастрового квартала 50:16:0301017, и обязать филиал кадастровую палату исключить из Государственного кадастра недвижимости вышеуказанные сведения, с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости по 31.12.2013 года.
обязать кадастровую палату внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав с 25.11.2011 по 31.12.2013 включительно в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость 1 кв. м и в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:16:0301017:356, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Ногинск, ул. Индустриальная, д. 40, восточная часть кадастрового квартала 50:16:0301017.
признать с момента вступления в силу распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области", не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования в размере 1722 рублей 39 копеек и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 59 267 439 рублей 90 копеек, земельного участка с кадастровым номером 50:16:0301017:356, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Ногинск, ул. Индустриальная, д. 40, восточная часть кадастрового квартала 50:16:0301017, и обязать кадастровую палату исключить из Государственного кадастра недвижимости вышеуказанные сведения, с момента вступления в силу распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области".
обязать кадастровую палату внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав с 01.01.2014, то есть с момента вступления в силу распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области", в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость в размере 1 271 рублей за 1 кв. м и в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость в размере 43 741 928 рублей, земельного участка с кадастровым номером 50:16:0301017:356, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Ногинск, ул. Индустриальная, д. 40, восточная часть кадастрового квартала 50:16:0301017.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Правительство Московской области (далее - Правительство), администрация Ногинского муниципального района (далее - администрация), ИФНС России по г. Ногинску Московской области (далее - инспекция), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), Министерство имущественных отношений Московской области (далее - МИО МО).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.04.2014 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель администрации района в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель МИО МО в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей общества, кадастровой палаты, управления, инспекции, Правительства.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Обществу принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 34 410 кв. м с кадастровым номером 50:16:0301017:356, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружения промышленности, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Ногинск, ул. Индустриальная, д. 40 (далее - спорный земельный участок).
Распоряжением Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию 01.01.2010.
В соответствии с указанным распоряжением в отношении спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 434 рублей 48 копеек за 1 кв. м, что повлекло соответствующее изменение их кадастровой стоимости, исчисляемой путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь каждого земельного участка.
Для определения рыночной стоимости земельного участка общество обратилось к независимому оценщику. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка рыночная стоимость меньше кадастровой стоимости.
В связи с тем, что завышенная кадастровая стоимость земельного участка увеличивает налогооблагаемую базу, истец обратился в Арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что:
- решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения требований: о признании не соответствующей рыночной стоимости удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка; обязания кадастровой палаты исключить из государственного кадастра недвижимости вышеуказанные сведения, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости по 31.12.2013; обязания кадастровой палаты внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав с 25.11.2011 по 31.12.2013 включительно в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость 1 кв. м и в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка;
- остальную часть удовлетворенных требований изменить, указав, что данные сведения о земельном участке подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости с момента вступления судебного акта в законную силу и что кадастровая палата обязана внести в Государственный кадастр недвижимости такие сведения с момента вступления судебного акта в законную силу, ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В подпункте 11 пункта 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельного кодекса, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки).
Исходя из взаимосвязи положений пунктов 5, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, при этом в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости) и в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктом 12.25 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27, действовавшего в 2013 году, утверждение в порядке, установленном законодательством, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области относилось к полномочиям Министерства экологии и природопользования Московской области.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Для определения рыночной стоимости земельного участка судом может быть назначена экспертиза.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости. В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области.
Согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка удельный показатель кадастровой стоимости составляет 2438 рублей 48 копеек за 1 кв. м.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. Как следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11, согласно правилам части 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2013 N ВАС-8076/13 содержатся следующие выводы. В Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 указано, что то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 указывается, что правовые последствия установления судом рыночной стоимости земельного участка и внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости наступают с момента вступления в силу соответствующего судебного акта.
Исходя из названных позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не следует, что кадастровая стоимость, установленная судом в размере рыночной, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости с более раннего момента.
Аналогичные выводы содержатся и в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.01.2013 N ВАС-17879/12, в котором указано, что из правовой позиции, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, следует, что согласно правилам части 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Следовательно, требование об установлении судом рыночной стоимости земельного участка с иного момента не соответствует вышеуказанной позиции высшей судебной инстанции.
Кроме того, статья 24.19 Закона об оценочной деятельности, которой предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, подлежит применению с учетом положений статьи 24.20 данного закона, устанавливающей, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Поскольку статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает два способа оспаривания кадастровой стоимости - в арбитражный суд и в административный орган, то положения статьи 24.20 об обязанности органа кадастрового учета вносить изменения в ГКН также должны распространяться на случаи изменения кадастровой стоимости как судом, так и административным органом. Данные выводы суда соответствуют сложившейся судебной практике, в частности, постановлению ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.02.2013 по делу N А74-4866/2011. Согласно данной норме, сведения об измененной кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, установление кадастровой стоимости в размере рыночной не означает недостоверности прежней кадастровой стоимости, и новая кадастровая стоимость может применяться лишь с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как установлено апелляционным судом, на момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ признано утратившим силу. В государственный кадастр недвижимости внесена новая кадастровая стоимость спорных земельных участков в ноябре 2013 года.
Определением Арбитражного суда Московской области была назначена экспертиза рыночной стоимости спорных земельных участков.
Согласно заключению эксперта от 04.03.2014 N 80/2014: рыночная стоимость 1 кв. метра земельного участка, по состоянию на 01.01.2014, составляет: 43 741 928 рублей; рыночная стоимость 1 кв. метра земельного участка, по состоянию на 01.01.2014, составляет 1 271 рублей.
Учитывая то, что кадастровая стоимость, установленная судом в размере рыночной, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу решения суда, удовлетворение требований истца об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости даже без установления того периода, о котором просит истец (по 31.12.2013, с 25.11.2011 по 31.12.2013), повлечет в соответствии с вышеуказанными положениями закона и постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязанность органа кадастрового учета внести изменения в ГКН и исключить из него вновь установленную в ноябре 2013 года кадастровую стоимость, которая обществом не оспаривалась.
Действие судебного акта по спору данной категории не может распространяться на правоотношения, предшествующие его принятию.
Решение по иску об оспаривании кадастровой стоимости может породить правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу только с момента вступления решения в законную силу и внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка, оно не является основанием для аннулирования ранее внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Соответственно, датой внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка является дата вступления в силу судебного акта. Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время, во всех правоотношениях, в которых она применяется, новый, определенный судом размер, может применяться не ранее вступления в законную силу судебного акта.
Таким образом, требования общества, направленные на временной промежуток ранее 01.01.2014 удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 28.04.2014 по делу N А41-61026/13 отменить в части удовлетворения следующих требований:
- о признании не соответствующей рыночной стоимости удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:16:0301017:356,
- обязания филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости вышеуказанные сведения, с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости по 31.12.2013,
- обязания филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав с 25.11.2011 по 31.12.2013 включительно в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость 1 кв. м и в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:16:0301017:356, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Ногинск, ул. Индустриальная, д. 40, восточная часть кадастрового квартала 50:16:0301017.
В удовлетворении иска в указанной части отказать.
Решение суда изменить в следующей части:
- - в части указания на исключение из Государственного кадастра недвижимости с момента вступления в силу Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 г. N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области", т.е. с 01.01.2014 сведений о признании не соответствующей рыночной стоимости удельного показателя кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования в размере 1722, 39 руб. и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 59 267 439,90 руб., земельного участка с кадастровым номером 50:16:0301017:356, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Ногинск, ул. Индустриальная, д. 40, восточная часть кадастрового квартала 50:16:0301017;
- - в части обязания филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость в размере 1 271 руб. за 1 кв. м и в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость в размере 43 741 928 руб., земельного участка с кадастровым номером 50:16:0301017:356, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Ногинск, ул. Индустриальная, д. 40, восточная часть кадастрового квартала 50:16:0301017 с 01.01.2014, указав, что данные сведения о земельном участке подлежат исключению из Государственного кадастра недвижимости с момента вступления судебного акта в законную силу и что Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области обязано внести в Государственный кадастр недвижимости такие сведения с момента вступления судебного акта в законную силу.

Председательствующий судья
В.Ю.БАРХАТОВ

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)