Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Коноплевой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Вещеваловой Н.Н. (доверенность от 21.06.2013),
общества с ограниченной ответственностью "Ной" - Мезникова Г.Д. (протокол от 10.03.2012), Дроботовой Н.В. (доверенность от 01.02.2013),
в отсутствие:
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области и общества с ограниченной ответственностью "Нейс-Тревелинг"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.05.2013 (судья Пономарев А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-634/2013
по заявлению Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, г. Волгоград (ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540), к администрации Волгограда г. Волгоград (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "Ной", г. Волгоград (ОГРН 1023403436176, ИНН 3442020136), Комитет земельных ресурсов администрации г. Волгограда, г. Волгоград (ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679), Комитет по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда, г. Волгоград (ОГРН 1023403447374, ИНН 3444052045), о признании недействительным постановления,
установил:
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит восстановить Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области срок обжалования постановления администрации Волгограда от 10.02.2012 N 325 "О предварительном согласовании места размещения автовокзала по ул. им. Маршала Рокоссовского в квартале 04-01-005 в Центральном районе", признать недействительным постановление администрации Волгограда от 10.02.2012 N 325 "О предварительном согласовании места размещения автовокзала по ул. им. Маршала Рокоссовского в квартале 04-01-005 в Центральном районе".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.05.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013, отказано в удовлетворении требований Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
В кассационной жалобе Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.05.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 отменить, удовлетворить заявленные требования.
В кассационной жалобе, поданной на основании статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "Нейс-Тревелинг" просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.05.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 отменить, удовлетворить заявленные требования.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.10.2009 общество с ограниченной ответственностью "Ной" (далее - ООО "Ной") обратилось в администрацию Волгограда с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 16 880 кв. м, и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - автовокзала по ул. Рокоссовского в Центральном районе Волгограда.
19 октября 2009 года Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда подготовлено градостроительное заключение N 04-09-0082, согласно которому земельный участок соответствует функциональной зоне генерального плана Волгограда, целесообразно рассмотреть вопрос о формировании земельного участка для указанных целей площадью 16 880 кв. м, на комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда.
Согласно заключению администрации Центрального района Волгограда от 02.11.2009 N 3138/04 возможно рассмотрение вопроса о выделении земельного участка площадью 16 880 кв. м, для размещения заявленного объекта после утверждения проекта планировки и межевания территории.
Испрашиваемый земельный участок правами третьих лиц не обременен, что подтверждается заключением комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от 02.11.2009 N 19095, возможно его формирование.
Комиссией по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от 16.12.2009 - 17.12.2009 по указанному заявлению принято решение о возможности формирования земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Информация о возможном предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - автовокзала общей площадью 16 880 кв. м, по ул. им. Маршала Рокоссовского в Центральном районе Волгограда по градостроительному заключению от 17.10.2009 N 04-09-0082, была размещена в газете "Городские вести. Царицын. Сталинград. Волгоград" от 31.12.2009 и на официальном сайте администрации Волгограда в сети Интернет.
Поскольку иных последующих заявлений на указанный земельный участок согласно письму комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 28.01.2010 N ар357-10 не поступало ООО "Ной" имело право приступить к разработке схемы расположения земельного участка.
16 апреля 2010 года (входящий N 3638-10) общество обратилось с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, уточненное заявление поступило 18.01.2011.
Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда 12.05.2010 подготовлено градостроительное заключение по результатам рассмотрения схемы расположения земельного участка, согласно которому формирование участка возможно после утверждения проекта планировки и межевания территории.
Рассмотрев обращение ООО "Ной" от 30.09.2010, администрация Волгограда издала постановление от 21.12.2010 N 3599 "О внесении изменений в сводный план красных линий в Волгограде, постановление главы Волгограда от 25.06.2009 N 1371 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 11.06.2004 N 777 "Об установлении красных линий в Волгограде", утверждении красных линий п. Гумрак Дзержинского района Волгограда, перечня кварталов, сформированных красными линиями", которым утверждены красные квартала на территории, ограниченной мостовым переходом через р. Волгу кварталом 04_01_002 и отводом железной дороги в Центральном районе, границы которого устанавливаются (прилагаются), кварталу присвоен номер 04_01_005.
Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда подготовлено градостроительное заключение от 19.01.2011 N 62 о возможности формирования земельного участка площадью 10 833 кв. м, в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в связи с повторным заявлением ООО "Ной" от 18.01.2011 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, с учетом постановления администрации Волгограда от 21.12.2010 N 3599.
По результатам рассмотрения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории поступили положительные заключения департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда (от 19.12.2011 N 4983/Д), комитета гражданской защиты населения (от 28.02.2011 N 389-и).
Кроме того, ООО "Ной" получило положительные заключения Нижне-Волжского управления Росохранкультуры (от 02.12.2010 N 02-06/948) и комитета по культуре администрации Волгоградской области (от 24.11.2010 N 01-13/2259), поскольку испрашиваемый земельный участок попадает в зону регулируемой застройки и хозяйственной деятельности Мамаева кургана.
Схема расположения земельного участка так же была согласована комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда 10.02.2011.
31 марта 2011 года на комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда принято положительное решение по схеме расположения земельного участка для размещения автовокзала по ул. Рокоссовского в квартале 04 01 005 в центральном районе Волгограда площадью 10 833 кв. м. При этом по результатам выполнения схемы расположения земельного участка его площадь уменьшилась с 16 880 кв. м, до 10 833 кв. м.
Уточнение границ заявленного ООО "Ной" земельного участка произошло за счет установления красных линий квартала 04 01 005 с учетом полосы отвода мостового перехода через р. Волга, полосы отвода железной дороги, трассы для строительства канализационного коллектора "Разгуляевский" (постановлением администрации Волгограда от 30.11.2011 N 3943 земельный участок с учетным номером 3-0-354 зарезервирован для муниципальных нужд в целях строительства коллектора Д200 в Дзержинском и Центральном районах).
06 октября 2011 года в газете "Городские вести. Царицын. Сталинград. Волгоград" администрацией Волгограда выполнена уточняющая публикация в части площади земельного участка, которая составила 10 833 кв. м, кроме того, информация была размещена на официальном сайте администрации Волгограда в сети Интернет.
На основании рассмотрения схемы расположения земельного участка, с учетом положительных заключений структурных подразделений администрации Волгограда и комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда, а следовательно, с учетом отсутствия оснований для отказа, у администрации Волгограда возникло не только право, но и обязанность в силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации издать соответствующее постановление о предварительном согласовании места размещения объекта.
Постановлением администрации Волгограда от 10.02.2012 N 325 "О предварительном согласовании места размещения автовокзала по ул. им. Маршала Рокоссовского в квартале 04_01_005 в Центральном районе" ООО "Ной" предварительно согласовано место размещения объекта на земельном участке общей площадью 10833 кв. м, утвержден акт о выборе участка от 30.05.2011 N АВ-11-41.
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области полагая, что при принятии администрацией постановления от 10.02.2012 N 325 нарушены нормы статей 30 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным оспариваемого постановления.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта с указанием примерного размера земельного участка.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Земельным кодексом Российской Федерации срок (часть 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Помимо того, после определения участка (ов), подходящих для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, часть 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того что акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования.
Информация о возможном предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - автовокзала общей площадью 16 880 кв. м, по ул. им. Маршала Рокоссовского в Центральном районе Волгограда по градостроительному заключению от 17.10.2009 N 04-09-0082, была размещена в газете "Городские вести. Царицын. Сталинград. Волгоград" от 31.12.2009 и на официальном сайте администрации Волгограда в сети Интернет (т. 1 л.д. 30).
Кроме того, 18.01.2011 общество обратилось с уточненным заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.
Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда подготовлено градостроительное заключение от 19.01.2011 N 62 о возможности формирования земельного участка площадью 10 833 кв. м, в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Уточнение границ заявленного ООО "Ной" земельного участка произошло за счет установления красных линий квартала 04 01 005 с учетом полосы отвода мостового перехода через р. Волга, полосы отвода железной дороги, трассы для строительства канализационного коллектора "Разгуляевский" (постановлением администрации Волгограда от 30.11.2011 N 3943 земельный участок с учетным номером 3-0-354 зарезервирован для муниципальных нужд в целях строительства коллектора Д200 в Дзержинском и Центральном районах).
По результатам выполнения схемы расположения земельного участка его площадь уменьшилась с 16 880 кв. м, до 10 833 кв. м.
При этом администрацией Волгограда выполнена уточняющая публикация в части площади земельного участка, которая составила 10 833 кв. м, в газете "Городские вести. Царицын. Сталинград. Волгоград" от 06.10.2011, а также указанная информация была размещена на официальном сайте администрации Волгограда в сети Интернет (т. 1 л.д. 85).
Изменение площади испрашиваемого земельного участка произошло по объективным причинам, в том числе в связи с установлением красных линий квартала, в котором планируется строительство объекта.
Площадь земельного участка уменьшена с заявленной 16 880 кв. м, до 10 833 кв. м, что говорит лишь о нарушении прав самого заявителя, но никак о том, что нарушены права иных лиц, в том числе Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Точная площадь и расположение земельного участка определяется только в результате разработки документации по формированию земельного участка, а именно схемы расположения земельного участка, и следовательно не может быть определена на этапе решения вопроса о возможности формирования земельного участка и публикации в СМИ в принципе, на стадии, предшествующей стадии утверждения СРЗУ.
Администрацией Волгограда исполнена обязанность по информированию о возможном предоставлении земельного участка 31.12.2009, а также осуществлена уточняющая публикация 06.10.2011 в части площади планируемого к предоставлению земельного участка.
Требования об оспаривании постановления администрации Волгограда от 10.02.2012 N 325 "О предварительном согласовании места размещения автовокзала по ул. им. Маршала Рокоссовского в квартале 04-01-005 в Центральном районе" заявлены Министерством в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Моментом, с которого начинает течь исчисление установленного законом трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления, будет являться день, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Министерство об оспариваемом им постановлении узнало 26.07.2012 согласно письма ООО "Ной" от 25.07.2012 N 156 к которому было приложено оспариваемое постановление. Указанное письмо получено Министерством 26.07.2012, что подтверждается штампом входящей корреспонденции (т. 1 л.д. 38).
С заявлением об оспаривании постановление администрации Волгограда от 10.02.2012 N 325 "О предварительном согласовании места размещения автовокзала по ул. им. Маршала Рокоссовского в квартале 04-01-005 в Центральном районе" Министерство обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области 17.01.2013, то есть с нарушением установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта органа местного самоуправления.
Пропуск установленного срока для обжалования ненормативного правового акта органа местного самоуправления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Нейс-Тревелинг" у суда кассационной инстанции также не имеется.
Согласно статье 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных данным Кодексом, вправе обжаловать в порядке кассационного производства решение арбитражного суда первой инстанции, вступившее в законную силу и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части.
Согласно статье 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным данным Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
Лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в случае, если он принят о их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Изложенные в кассационной жалобе доводы общества с ограниченной ответственностью "Нейс-Тревелинг", не привлеченного к участию в деле, не служат основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку участниками правоотношений, рассмотренных судами, они не являются, и ими не доказано, что оспариваемыми судебными актами нарушены их права и законные интересы.
При таких обстоятельствах производство по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Нейс-Тревелинг" подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.05.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 по делу N А12-634/2013 оставить без изменения.
Производство по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Нейс-Тревелинг" прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
М.В.КОНОПЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 15.01.2014 ПО ДЕЛУ N А12-634/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2014 г. по делу N А12-634/2013
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Коноплевой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Вещеваловой Н.Н. (доверенность от 21.06.2013),
общества с ограниченной ответственностью "Ной" - Мезникова Г.Д. (протокол от 10.03.2012), Дроботовой Н.В. (доверенность от 01.02.2013),
в отсутствие:
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области и общества с ограниченной ответственностью "Нейс-Тревелинг"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.05.2013 (судья Пономарев А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-634/2013
по заявлению Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, г. Волгоград (ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540), к администрации Волгограда г. Волгоград (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "Ной", г. Волгоград (ОГРН 1023403436176, ИНН 3442020136), Комитет земельных ресурсов администрации г. Волгограда, г. Волгоград (ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679), Комитет по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда, г. Волгоград (ОГРН 1023403447374, ИНН 3444052045), о признании недействительным постановления,
установил:
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит восстановить Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области срок обжалования постановления администрации Волгограда от 10.02.2012 N 325 "О предварительном согласовании места размещения автовокзала по ул. им. Маршала Рокоссовского в квартале 04-01-005 в Центральном районе", признать недействительным постановление администрации Волгограда от 10.02.2012 N 325 "О предварительном согласовании места размещения автовокзала по ул. им. Маршала Рокоссовского в квартале 04-01-005 в Центральном районе".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.05.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013, отказано в удовлетворении требований Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
В кассационной жалобе Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.05.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 отменить, удовлетворить заявленные требования.
В кассационной жалобе, поданной на основании статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "Нейс-Тревелинг" просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.05.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 отменить, удовлетворить заявленные требования.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.10.2009 общество с ограниченной ответственностью "Ной" (далее - ООО "Ной") обратилось в администрацию Волгограда с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 16 880 кв. м, и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - автовокзала по ул. Рокоссовского в Центральном районе Волгограда.
19 октября 2009 года Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда подготовлено градостроительное заключение N 04-09-0082, согласно которому земельный участок соответствует функциональной зоне генерального плана Волгограда, целесообразно рассмотреть вопрос о формировании земельного участка для указанных целей площадью 16 880 кв. м, на комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда.
Согласно заключению администрации Центрального района Волгограда от 02.11.2009 N 3138/04 возможно рассмотрение вопроса о выделении земельного участка площадью 16 880 кв. м, для размещения заявленного объекта после утверждения проекта планировки и межевания территории.
Испрашиваемый земельный участок правами третьих лиц не обременен, что подтверждается заключением комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от 02.11.2009 N 19095, возможно его формирование.
Комиссией по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от 16.12.2009 - 17.12.2009 по указанному заявлению принято решение о возможности формирования земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Информация о возможном предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - автовокзала общей площадью 16 880 кв. м, по ул. им. Маршала Рокоссовского в Центральном районе Волгограда по градостроительному заключению от 17.10.2009 N 04-09-0082, была размещена в газете "Городские вести. Царицын. Сталинград. Волгоград" от 31.12.2009 и на официальном сайте администрации Волгограда в сети Интернет.
Поскольку иных последующих заявлений на указанный земельный участок согласно письму комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 28.01.2010 N ар357-10 не поступало ООО "Ной" имело право приступить к разработке схемы расположения земельного участка.
16 апреля 2010 года (входящий N 3638-10) общество обратилось с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, уточненное заявление поступило 18.01.2011.
Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда 12.05.2010 подготовлено градостроительное заключение по результатам рассмотрения схемы расположения земельного участка, согласно которому формирование участка возможно после утверждения проекта планировки и межевания территории.
Рассмотрев обращение ООО "Ной" от 30.09.2010, администрация Волгограда издала постановление от 21.12.2010 N 3599 "О внесении изменений в сводный план красных линий в Волгограде, постановление главы Волгограда от 25.06.2009 N 1371 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 11.06.2004 N 777 "Об установлении красных линий в Волгограде", утверждении красных линий п. Гумрак Дзержинского района Волгограда, перечня кварталов, сформированных красными линиями", которым утверждены красные квартала на территории, ограниченной мостовым переходом через р. Волгу кварталом 04_01_002 и отводом железной дороги в Центральном районе, границы которого устанавливаются (прилагаются), кварталу присвоен номер 04_01_005.
Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда подготовлено градостроительное заключение от 19.01.2011 N 62 о возможности формирования земельного участка площадью 10 833 кв. м, в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в связи с повторным заявлением ООО "Ной" от 18.01.2011 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, с учетом постановления администрации Волгограда от 21.12.2010 N 3599.
По результатам рассмотрения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории поступили положительные заключения департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда (от 19.12.2011 N 4983/Д), комитета гражданской защиты населения (от 28.02.2011 N 389-и).
Кроме того, ООО "Ной" получило положительные заключения Нижне-Волжского управления Росохранкультуры (от 02.12.2010 N 02-06/948) и комитета по культуре администрации Волгоградской области (от 24.11.2010 N 01-13/2259), поскольку испрашиваемый земельный участок попадает в зону регулируемой застройки и хозяйственной деятельности Мамаева кургана.
Схема расположения земельного участка так же была согласована комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда 10.02.2011.
31 марта 2011 года на комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда принято положительное решение по схеме расположения земельного участка для размещения автовокзала по ул. Рокоссовского в квартале 04 01 005 в центральном районе Волгограда площадью 10 833 кв. м. При этом по результатам выполнения схемы расположения земельного участка его площадь уменьшилась с 16 880 кв. м, до 10 833 кв. м.
Уточнение границ заявленного ООО "Ной" земельного участка произошло за счет установления красных линий квартала 04 01 005 с учетом полосы отвода мостового перехода через р. Волга, полосы отвода железной дороги, трассы для строительства канализационного коллектора "Разгуляевский" (постановлением администрации Волгограда от 30.11.2011 N 3943 земельный участок с учетным номером 3-0-354 зарезервирован для муниципальных нужд в целях строительства коллектора Д200 в Дзержинском и Центральном районах).
06 октября 2011 года в газете "Городские вести. Царицын. Сталинград. Волгоград" администрацией Волгограда выполнена уточняющая публикация в части площади земельного участка, которая составила 10 833 кв. м, кроме того, информация была размещена на официальном сайте администрации Волгограда в сети Интернет.
На основании рассмотрения схемы расположения земельного участка, с учетом положительных заключений структурных подразделений администрации Волгограда и комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда, а следовательно, с учетом отсутствия оснований для отказа, у администрации Волгограда возникло не только право, но и обязанность в силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации издать соответствующее постановление о предварительном согласовании места размещения объекта.
Постановлением администрации Волгограда от 10.02.2012 N 325 "О предварительном согласовании места размещения автовокзала по ул. им. Маршала Рокоссовского в квартале 04_01_005 в Центральном районе" ООО "Ной" предварительно согласовано место размещения объекта на земельном участке общей площадью 10833 кв. м, утвержден акт о выборе участка от 30.05.2011 N АВ-11-41.
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области полагая, что при принятии администрацией постановления от 10.02.2012 N 325 нарушены нормы статей 30 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным оспариваемого постановления.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта с указанием примерного размера земельного участка.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Земельным кодексом Российской Федерации срок (часть 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Помимо того, после определения участка (ов), подходящих для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, часть 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того что акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования.
Информация о возможном предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - автовокзала общей площадью 16 880 кв. м, по ул. им. Маршала Рокоссовского в Центральном районе Волгограда по градостроительному заключению от 17.10.2009 N 04-09-0082, была размещена в газете "Городские вести. Царицын. Сталинград. Волгоград" от 31.12.2009 и на официальном сайте администрации Волгограда в сети Интернет (т. 1 л.д. 30).
Кроме того, 18.01.2011 общество обратилось с уточненным заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.
Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда подготовлено градостроительное заключение от 19.01.2011 N 62 о возможности формирования земельного участка площадью 10 833 кв. м, в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Уточнение границ заявленного ООО "Ной" земельного участка произошло за счет установления красных линий квартала 04 01 005 с учетом полосы отвода мостового перехода через р. Волга, полосы отвода железной дороги, трассы для строительства канализационного коллектора "Разгуляевский" (постановлением администрации Волгограда от 30.11.2011 N 3943 земельный участок с учетным номером 3-0-354 зарезервирован для муниципальных нужд в целях строительства коллектора Д200 в Дзержинском и Центральном районах).
По результатам выполнения схемы расположения земельного участка его площадь уменьшилась с 16 880 кв. м, до 10 833 кв. м.
При этом администрацией Волгограда выполнена уточняющая публикация в части площади земельного участка, которая составила 10 833 кв. м, в газете "Городские вести. Царицын. Сталинград. Волгоград" от 06.10.2011, а также указанная информация была размещена на официальном сайте администрации Волгограда в сети Интернет (т. 1 л.д. 85).
Изменение площади испрашиваемого земельного участка произошло по объективным причинам, в том числе в связи с установлением красных линий квартала, в котором планируется строительство объекта.
Площадь земельного участка уменьшена с заявленной 16 880 кв. м, до 10 833 кв. м, что говорит лишь о нарушении прав самого заявителя, но никак о том, что нарушены права иных лиц, в том числе Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Точная площадь и расположение земельного участка определяется только в результате разработки документации по формированию земельного участка, а именно схемы расположения земельного участка, и следовательно не может быть определена на этапе решения вопроса о возможности формирования земельного участка и публикации в СМИ в принципе, на стадии, предшествующей стадии утверждения СРЗУ.
Администрацией Волгограда исполнена обязанность по информированию о возможном предоставлении земельного участка 31.12.2009, а также осуществлена уточняющая публикация 06.10.2011 в части площади планируемого к предоставлению земельного участка.
Требования об оспаривании постановления администрации Волгограда от 10.02.2012 N 325 "О предварительном согласовании места размещения автовокзала по ул. им. Маршала Рокоссовского в квартале 04-01-005 в Центральном районе" заявлены Министерством в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Моментом, с которого начинает течь исчисление установленного законом трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления, будет являться день, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Министерство об оспариваемом им постановлении узнало 26.07.2012 согласно письма ООО "Ной" от 25.07.2012 N 156 к которому было приложено оспариваемое постановление. Указанное письмо получено Министерством 26.07.2012, что подтверждается штампом входящей корреспонденции (т. 1 л.д. 38).
С заявлением об оспаривании постановление администрации Волгограда от 10.02.2012 N 325 "О предварительном согласовании места размещения автовокзала по ул. им. Маршала Рокоссовского в квартале 04-01-005 в Центральном районе" Министерство обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области 17.01.2013, то есть с нарушением установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта органа местного самоуправления.
Пропуск установленного срока для обжалования ненормативного правового акта органа местного самоуправления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Нейс-Тревелинг" у суда кассационной инстанции также не имеется.
Согласно статье 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных данным Кодексом, вправе обжаловать в порядке кассационного производства решение арбитражного суда первой инстанции, вступившее в законную силу и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части.
Согласно статье 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным данным Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
Лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в случае, если он принят о их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Изложенные в кассационной жалобе доводы общества с ограниченной ответственностью "Нейс-Тревелинг", не привлеченного к участию в деле, не служат основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку участниками правоотношений, рассмотренных судами, они не являются, и ими не доказано, что оспариваемыми судебными актами нарушены их права и законные интересы.
При таких обстоятельствах производство по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Нейс-Тревелинг" подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.05.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 по делу N А12-634/2013 оставить без изменения.
Производство по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Нейс-Тревелинг" прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
М.В.КОНОПЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)