Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2013 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Соловьевой М.В.,
судей Логиновой О.А., Малышкиной Е.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.В.,
при участии представителей сторон:
от истца - Карпов С.Л. доверенности от 09.01.2013 (сроком на один год),
от ТУ ФАУГИ по Владимирской области - Котова Е.Л. по доверенности от 21.10.2013 N 232 (сроком до 31.12.2013),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Рязанского открытого акционерного общества трубопроводного транспорта нефтепродуктов на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.08.2013 по делу N А11-4827/2012, принятое судьей Киселевой М.Ф.,
по иску Рязанского открытого акционерного общества трубопроводного транспорта нефтепродуктов, г. Рязань (ОГРН 1026200870080), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, г. Владимир (ОГРН 1033303414990), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва (ОГРН 1087746829994),
об обязании принять решение о предоставлении земельного участка в собственность; подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка,
Рязанское открытое акционерное общество трубопроводного транспорта нефтепродуктов обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом,
- - об обязании принять в установленном порядке решение о представлении ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" в собственность земельного участка с кадастровым номером 33:06:112001:318, площадью 149 207 кв. м, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, примерно в 1500 метрах по направлению на юго-запад от ориентира д. Марьинка;
- - об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области подготовить и направить Рязанскому открытому акционерному обществу трубопроводного транспорта нефтепродуктов проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 33:06:112001:318, общей площадью 149 207 кв. м, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, примерно в 1500 метрах по направлению на юго-запад от ориентира д. Марьинка. С учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 07.08.2013 Арбитражный суд Владимирской области в иске отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Рязанское открытое акционерное общество трубопроводного транспорта нефтепродуктов обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что на спорном земельном участке расположено оборудование, здания и сооружения промежуточной перекачивающей станции "Второво", принадлежащие на праве собственности ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" и предназначенные для эксплуатации магистрального нефтепродуктопровода "Горький-Новки" на участке "Кстово-Второво". Заявитель, ссылаясь на статью 36 ЗК РФ, указывает, что имеет исключительное право на приватизацию земельных участков, как собственник зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции об отказе в иске на основании подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Федеральным законом от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" установлено, что под объектами топливно-энергетического комплекса понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, в число которых входят линейные объекты, определяемые как система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса. В соответствии с указанным законом заявитель полагает, что ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" является субъектом топливно-энергетического комплекса, а земельные участки, на которых находятся данные объекты, в соответствии со статьей 27 ЗК РФ, в обороте не ограничены.
Заявитель жалобы в заседании суда поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик (ТУ ФАУГИ по Владимирской области) в заседании суда просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене, а жалобу подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела 17.07.2008 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области (арендодатель) и ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" (арендатор) заключен договор N 629-ф аренды земельного участка, из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, площадью 149 207 кв. м, с кадастровым номером 33:06:112001:318, находящегося по адресу: примерно в 1500 м по направлению на юго-запад от ориентира д. Марьинка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Владимирская область, Камешковский район, для эксплуатации объектов магистрального нефтепродуктопровода "Горький-Новки" на участке "Кстово-Второво" ППС "Второво".
В пункте 3.1 определен срок действия указанного договора с 17.07.2008 по 17.07.2057.
Договор 29.08.2008 зарегистрирован в установленном законом порядке.
21.11.2011 ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области с письмом N 7803/21 о приобретении в собственность земельного участка площадью 149 207 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для эксплуатации объектов магистрального нефтепродуктопровода "Горький-Новки" на участке "Кстово-Второво, ППС "Второво", адрес земельного участка: Владимирская область, Камешковский район, примерно в 1500 м по направлению на юго-запад от ориентира д. Марьинка, кадастровый номер 33:06:112001:318. Также ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" указало, что на земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве собственности.
Письмом от 16.12.2011 N 10199-05 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области сообщило, что им запрошены выписки из Единого государственного реестра прав на объекты недвижимости, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 33:06:112001:318 и кадастровый паспорт на данный земельный участок.
В письме от 06.02.2012 N 705-05 первый ответчик сообщил истцу, что им запрошены в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области сведения об изъятии из оборота или ограничении в оборотоспособности земельного участка с кадастровым номером 33:06:112001:318.
Письмом от 02.03.2012 N 1404-05 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области уведомило ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" о том, что им направлен в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом комплект документов в отношении испрашиваемого земельного участка для принятия соответствующего решения.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в письме от 17.07.2012 N ПП-10/27095 "О приватизации земельного участка" сообщило, что предоставление земельного участка с кадастровым номером 33:06:112001:318 в собственность ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" не представляется возможным. В обоснование указало, что согласно сведениям, приведенным в кадастровом паспорте земельного участка от 20.12.2011, земельный участок с кадастровым номером 33:06:112001:318 относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; разрешенное использование участка - для эксплуатации объектов магистрального нефтепродуктопровода "Горький-Новки" на участке "Кстово-Второво" ППС Второво. В соответствии с пунктом 5.2 статьи 5 устава ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" основным видом деятельности Общества является транспортирование нефтепродуктов по магистральным трубопроводам (нефтепродуктопроводам). В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в том числе: предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров. В силу подпункта 2 пункта 2 указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" посчитав, что действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по непринятию решения о предоставлении в собственность истцу земельного участка с кадастровым номером 33:06:112001:318, общей площадью 149 207 кв. м, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, примерно в 1500 метрах по направлению на юго-запад от ориентира д. Марьинка, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок относится к землям ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
Апелляционная инстанция считает решение суда подлежащим отмене исходя из следующего.
Условия и порядок приобретения юридическими лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения, установлены статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с данной нормой указанные лица имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков (абзац 2 пункта 1); для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5); в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6).
Предусмотренный пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370.
Подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса к числу ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, отнесены земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Поскольку Земельный кодекс не содержит исчерпывающего перечня организаций транспорта, для целей определения содержания этого понятия могут быть применены соответствующие положения специальных законов.
Согласно пунктам 5 и 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Пунктами 7, 9, 13 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" установлено, что под субъектами топливно-энергетического комплекса понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, в число которых входят линейные объекты, определяемые как система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.
Следовательно, собственники трубопроводов нефти, газа и нефтепродуктов относятся к организациям топливно-энергетического комплекса, а не к организациям транспорта.
С учетом изложенного земли, на которых расположены такие трубопроводы, не подпадают под действие подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса и не относятся к ограниченным в обороте.
Соответствующий вывод не противоречит положениям статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации о землях транспорта и, в частности, трубопроводного транспорта.
Согласно пунктам 6 - 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации собственникам подземных трубопроводов не требуется оформление прав собственности на земельные участки, под которыми они проходят. Напротив, установление охранных зон таких объектов влечет ограничение прав собственников земельных участков, включая их изъятие на период реконструкции, строительства и ремонта объектов всякого трубопроводного транспорта.
Таким образом, упомянутые пункты статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают ограничения не по обороту земельных участков (переходу прав), а по фактическому использованию земельных участков, на и под которыми расположены трубопроводы, а также в границах охранных зон объектов газоснабжения, действующие в отношении всякого собственника и пользователя соответствующего земельного участка.
При этом из положений статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации не следует вывод о том, что собственник всякого объекта трубопроводного транспорта должен считаться организацией транспорта.
К транспортным организациям должны быть причислены все владельцы магистральных трубопроводов, транспортирующие ресурсы.
По общему правилу земельные участки, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) не являются ограниченными в обороте.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок относится к землям ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность, не соответствует обстоятельствам дела.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, таковым исполнительным органом государственной власти является Росимущество на основании Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432.
Вместе с тем согласно данному Положению указанный исполнительный орган государственной власти осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
В соответствии с утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 типовым положением о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом территориальный орган осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1); осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам (пункт 4.1); заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 4.6).
Системное толкование приведенных норм о полномочиях Росимущества и его территориальных органов с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что именно Управление Росимущества является полномочным исполнительным органом государственной власти, обладающим правом предоставления испрашиваемого обществом земельного участка, а не Росимущество.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что общество обратилось с соответствующим заявлением и приложенными к нему достаточными и необходимыми документами о предоставлении земельного участка в собственность в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области 21.11.2011, которое не совершило предусмотренные пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации действия в установленные сроки.
При таких обстоятельствах решение суда от 07.08.2013 подлежит отмене, на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы по делу на основании статей 106 - 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
1. решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.08.2013 по делу N А11-4827/2012 отменить, апелляционную жалобу Рязанского открытого акционерного общества трубопроводного транспорта нефтепродуктов - удовлетворить.
2. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, г. Владимир (ОГРН 1033303414990), принять в установленном порядке решение о представлении ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" в собственность земельного участка с кадастровым номером 33:06:112001:318, общей площадью 149 207 кв. м, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, примерно в 1500 метрах по направлению на юго-запад от ориентира д. Марьинка.
3. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области подготовить и направить Рязанскому открытому акционерному обществу трубопроводного транспорта нефтепродуктов проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 33:06:112001:318, общей площадью 149 207 кв. м, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, примерно в 1500 метрах по направлению на юго-запад от ориентира д. Марьинка.
4. Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, г. Владимир (ОГРН 1033303414990) в пользу Рязанского открытого акционерного общества трубопроводного транспорта нефтепродуктов, г. Рязань (ОГРН 1026200870080), 2000 руб. расходов по государственной пошлине за рассмотрение иска, 2000 руб. расходов по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы.
5. В иске к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва, - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2013 ПО ДЕЛУ N А11-4827/2012
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2013 г. по делу N А11-4827/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2013 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Соловьевой М.В.,
судей Логиновой О.А., Малышкиной Е.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.В.,
при участии представителей сторон:
от истца - Карпов С.Л. доверенности от 09.01.2013 (сроком на один год),
от ТУ ФАУГИ по Владимирской области - Котова Е.Л. по доверенности от 21.10.2013 N 232 (сроком до 31.12.2013),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Рязанского открытого акционерного общества трубопроводного транспорта нефтепродуктов на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.08.2013 по делу N А11-4827/2012, принятое судьей Киселевой М.Ф.,
по иску Рязанского открытого акционерного общества трубопроводного транспорта нефтепродуктов, г. Рязань (ОГРН 1026200870080), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, г. Владимир (ОГРН 1033303414990), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва (ОГРН 1087746829994),
об обязании принять решение о предоставлении земельного участка в собственность; подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка,
установил:
Рязанское открытое акционерное общество трубопроводного транспорта нефтепродуктов обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом,
- - об обязании принять в установленном порядке решение о представлении ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" в собственность земельного участка с кадастровым номером 33:06:112001:318, площадью 149 207 кв. м, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, примерно в 1500 метрах по направлению на юго-запад от ориентира д. Марьинка;
- - об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области подготовить и направить Рязанскому открытому акционерному обществу трубопроводного транспорта нефтепродуктов проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 33:06:112001:318, общей площадью 149 207 кв. м, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, примерно в 1500 метрах по направлению на юго-запад от ориентира д. Марьинка. С учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 07.08.2013 Арбитражный суд Владимирской области в иске отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Рязанское открытое акционерное общество трубопроводного транспорта нефтепродуктов обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что на спорном земельном участке расположено оборудование, здания и сооружения промежуточной перекачивающей станции "Второво", принадлежащие на праве собственности ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" и предназначенные для эксплуатации магистрального нефтепродуктопровода "Горький-Новки" на участке "Кстово-Второво". Заявитель, ссылаясь на статью 36 ЗК РФ, указывает, что имеет исключительное право на приватизацию земельных участков, как собственник зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции об отказе в иске на основании подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Федеральным законом от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" установлено, что под объектами топливно-энергетического комплекса понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, в число которых входят линейные объекты, определяемые как система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса. В соответствии с указанным законом заявитель полагает, что ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" является субъектом топливно-энергетического комплекса, а земельные участки, на которых находятся данные объекты, в соответствии со статьей 27 ЗК РФ, в обороте не ограничены.
Заявитель жалобы в заседании суда поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик (ТУ ФАУГИ по Владимирской области) в заседании суда просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене, а жалобу подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела 17.07.2008 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области (арендодатель) и ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" (арендатор) заключен договор N 629-ф аренды земельного участка, из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, площадью 149 207 кв. м, с кадастровым номером 33:06:112001:318, находящегося по адресу: примерно в 1500 м по направлению на юго-запад от ориентира д. Марьинка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Владимирская область, Камешковский район, для эксплуатации объектов магистрального нефтепродуктопровода "Горький-Новки" на участке "Кстово-Второво" ППС "Второво".
В пункте 3.1 определен срок действия указанного договора с 17.07.2008 по 17.07.2057.
Договор 29.08.2008 зарегистрирован в установленном законом порядке.
21.11.2011 ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области с письмом N 7803/21 о приобретении в собственность земельного участка площадью 149 207 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для эксплуатации объектов магистрального нефтепродуктопровода "Горький-Новки" на участке "Кстово-Второво, ППС "Второво", адрес земельного участка: Владимирская область, Камешковский район, примерно в 1500 м по направлению на юго-запад от ориентира д. Марьинка, кадастровый номер 33:06:112001:318. Также ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" указало, что на земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве собственности.
Письмом от 16.12.2011 N 10199-05 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области сообщило, что им запрошены выписки из Единого государственного реестра прав на объекты недвижимости, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 33:06:112001:318 и кадастровый паспорт на данный земельный участок.
В письме от 06.02.2012 N 705-05 первый ответчик сообщил истцу, что им запрошены в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области сведения об изъятии из оборота или ограничении в оборотоспособности земельного участка с кадастровым номером 33:06:112001:318.
Письмом от 02.03.2012 N 1404-05 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области уведомило ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" о том, что им направлен в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом комплект документов в отношении испрашиваемого земельного участка для принятия соответствующего решения.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в письме от 17.07.2012 N ПП-10/27095 "О приватизации земельного участка" сообщило, что предоставление земельного участка с кадастровым номером 33:06:112001:318 в собственность ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" не представляется возможным. В обоснование указало, что согласно сведениям, приведенным в кадастровом паспорте земельного участка от 20.12.2011, земельный участок с кадастровым номером 33:06:112001:318 относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; разрешенное использование участка - для эксплуатации объектов магистрального нефтепродуктопровода "Горький-Новки" на участке "Кстово-Второво" ППС Второво. В соответствии с пунктом 5.2 статьи 5 устава ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" основным видом деятельности Общества является транспортирование нефтепродуктов по магистральным трубопроводам (нефтепродуктопроводам). В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в том числе: предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров. В силу подпункта 2 пункта 2 указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" посчитав, что действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по непринятию решения о предоставлении в собственность истцу земельного участка с кадастровым номером 33:06:112001:318, общей площадью 149 207 кв. м, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, примерно в 1500 метрах по направлению на юго-запад от ориентира д. Марьинка, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок относится к землям ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
Апелляционная инстанция считает решение суда подлежащим отмене исходя из следующего.
Условия и порядок приобретения юридическими лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения, установлены статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с данной нормой указанные лица имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков (абзац 2 пункта 1); для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5); в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6).
Предусмотренный пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370.
Подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса к числу ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, отнесены земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Поскольку Земельный кодекс не содержит исчерпывающего перечня организаций транспорта, для целей определения содержания этого понятия могут быть применены соответствующие положения специальных законов.
Согласно пунктам 5 и 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Пунктами 7, 9, 13 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" установлено, что под субъектами топливно-энергетического комплекса понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, в число которых входят линейные объекты, определяемые как система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.
Следовательно, собственники трубопроводов нефти, газа и нефтепродуктов относятся к организациям топливно-энергетического комплекса, а не к организациям транспорта.
С учетом изложенного земли, на которых расположены такие трубопроводы, не подпадают под действие подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса и не относятся к ограниченным в обороте.
Соответствующий вывод не противоречит положениям статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации о землях транспорта и, в частности, трубопроводного транспорта.
Согласно пунктам 6 - 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации собственникам подземных трубопроводов не требуется оформление прав собственности на земельные участки, под которыми они проходят. Напротив, установление охранных зон таких объектов влечет ограничение прав собственников земельных участков, включая их изъятие на период реконструкции, строительства и ремонта объектов всякого трубопроводного транспорта.
Таким образом, упомянутые пункты статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают ограничения не по обороту земельных участков (переходу прав), а по фактическому использованию земельных участков, на и под которыми расположены трубопроводы, а также в границах охранных зон объектов газоснабжения, действующие в отношении всякого собственника и пользователя соответствующего земельного участка.
При этом из положений статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации не следует вывод о том, что собственник всякого объекта трубопроводного транспорта должен считаться организацией транспорта.
К транспортным организациям должны быть причислены все владельцы магистральных трубопроводов, транспортирующие ресурсы.
По общему правилу земельные участки, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) не являются ограниченными в обороте.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок относится к землям ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность, не соответствует обстоятельствам дела.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, таковым исполнительным органом государственной власти является Росимущество на основании Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432.
Вместе с тем согласно данному Положению указанный исполнительный орган государственной власти осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
В соответствии с утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 типовым положением о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом территориальный орган осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1); осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам (пункт 4.1); заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 4.6).
Системное толкование приведенных норм о полномочиях Росимущества и его территориальных органов с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что именно Управление Росимущества является полномочным исполнительным органом государственной власти, обладающим правом предоставления испрашиваемого обществом земельного участка, а не Росимущество.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что общество обратилось с соответствующим заявлением и приложенными к нему достаточными и необходимыми документами о предоставлении земельного участка в собственность в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области 21.11.2011, которое не совершило предусмотренные пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации действия в установленные сроки.
При таких обстоятельствах решение суда от 07.08.2013 подлежит отмене, на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы по делу на основании статей 106 - 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
1. решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.08.2013 по делу N А11-4827/2012 отменить, апелляционную жалобу Рязанского открытого акционерного общества трубопроводного транспорта нефтепродуктов - удовлетворить.
2. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, г. Владимир (ОГРН 1033303414990), принять в установленном порядке решение о представлении ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" в собственность земельного участка с кадастровым номером 33:06:112001:318, общей площадью 149 207 кв. м, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, примерно в 1500 метрах по направлению на юго-запад от ориентира д. Марьинка.
3. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области подготовить и направить Рязанскому открытому акционерному обществу трубопроводного транспорта нефтепродуктов проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 33:06:112001:318, общей площадью 149 207 кв. м, расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, примерно в 1500 метрах по направлению на юго-запад от ориентира д. Марьинка.
4. Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, г. Владимир (ОГРН 1033303414990) в пользу Рязанского открытого акционерного общества трубопроводного транспорта нефтепродуктов, г. Рязань (ОГРН 1026200870080), 2000 руб. расходов по государственной пошлине за рассмотрение иска, 2000 руб. расходов по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы.
5. В иске к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва, - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья
М.В.СОЛОВЬЕВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
О.А.ЛОГИНОВА
Е.Л.МАЛЫШКИНА
О.А.ЛОГИНОВА
Е.Л.МАЛЫШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)