Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 06.08.2014 ПО ДЕЛУ N 33-7488/2014, А-57

Требование: О взыскании затрат на юридические услуги по составлению искового заявления и государственной пошлины.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец считает действия органа местного самоуправления незаконными, поскольку нарушен порядок согласования предоставления участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 августа 2014 г. по делу N 33-7488/2014, А-57


Судья Савватеева М.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Провалинской Т.Б.
судей Кучеровой С.М., Славской Л.А.
при секретаре П.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Провалинской Т.Б. гражданское дело по иску С.М.А, к администрации города Назарово Красноярского края о взыскании убытков,
по апелляционной жалобе С.М.А,
на решение Назаровского городского суда Красноярского края от 20 мая 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований С.М.А, к администрации города Назарово Красноярского края о взыскании в ее пользу 173930 рублей, затрат на юридические услуги по составлению искового заявления в размере 3000 рублей, оплаченной ею государственной пошлины в суд в размере 4679 рублей - отказать".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия

установила:

С.М.А, обратилась в суд с иском к администрации г. Назарово Красноярского края о взыскании убытков. Требования мотивированы тем, что 19.03.2013 года Постановлением администрации г. Назарово "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте по адресу: <адрес> (стр.)" была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте категории земель - земли населенных пунктов, находящегося в государственной собственности, для строительства здания медицинского центра площадью 300 кв. м по адресу: <адрес>.
<адрес> ей было предложено обратиться в филиал "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по
Красноярскому краю для постановки данного земельного участка на учет. 29.03.2013 года земельный участок с кадастровым номером N, был внесен в государственный кадастр недвижимости, 01.04.2013 года ей был выдан кадастровый паспорт земельного участка N. За оформление кадастрового паспорта она оплатила 8000 рублей по договору N от 21.12.2012 г. Постановлением администрации г. Назарово N от 29.04.2013 года утвержден акт выбора земельного участка площадью 300 кв. м для строительства здания медицинского центра по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации г. Назарово от 28.06.2013 года N 1292-п утвержден градостроительный план земельного участка N КУ24300000467, площадью 300 кв. м для строительства медицинского центра по адресу: <адрес>.
После принятия указанных Постановлений администрации г. Назарово истцом были заключены договоры:
31.01.2013 договор с ООО "Сибирский кадастровый центр" на выполнение схемы планировочной организации земельного участка под строительство медицинского центра, по указанному договору ею оплачено 7000 рублей.
04.07.2013 договор с ООО "Бриз" на выполнение инженерно-геологических изысканий на объекте "Медицинский центр в <адрес> по которому оплачено 60000 рублей.
10.07.2013 договор с ООО "ЦПИ ГеоКад" на выполнение работ по топографической съемке масштаба 1:500 земельного участка, по указанному договору она оплатила 18000 рублей.
- 29.08.2013 договор с ООО "Елена" на выполнение проектной документации на двухэтажное нежилое здание медицинского центра по адресу: <адрес> по которому оплачено 80000 рублей.
Кроме того, 26.02.2013 ею оплачено 900 рублей в филиал ОАО "МРСК Сибири"-"Красноярскэнерго" за согласование земельного участка под строительство 242004010/855.
Всего истцом потрачено денежных средств - 173 930 рублей.
03.10.2013 года на основании обращения депутата Назаровского городского совета депутатов, комиссией администрации г. Назарово, было повторно рассмотрено предварительное согласование места расположения объекта капитального строительства- здания медицинского центра по адресу: <адрес> по итогам которого администрацией г. Назарово принято решение о несогласовании земельного участка для строительства здания медицинского центра.
Истец считает действия администрации незаконными, поскольку нарушен порядок согласования, в связи с незаконными действиями администрации она понесла убытки, которые просила взыскать с ответчика в размере 173 930 рублей, а также затраты на юридические услуги в размере 3 000 рублей, оплаченную госпошлину - 4 679 рублей.
Судом постановлено решение вышеприведенного содержания.
В апелляционной жалобе С.М.А, просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять новое решение об удовлетворении ее требований в полном объеме. В доводах жалобы указывает, что судом не дана надлежащая оценка всем обстоятельствам и представленным материалам. Администрацией г. Назарово был нарушен порядок согласования выбора земельного участка, поскольку информация для населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, была опубликовано в СМИ 15.05.2013 года, т.е. после рассмотрения комиссией ее заявления и принятия постановления администрации г. Назарово от 29.04.2013. Также после поступления в администрацию г. Назарово жалоб от населения по данному вопросу, администрация приняла Постановление 28.06.2013 г. об утверждении градостроительного плана земельного участка для строительства медицинского центра.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом (л.д. 130-134), ходатайств об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции не направляли, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Статьей 11 ЗК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса. (ч. 5 ст. 32 ЗК РФ).
На основании ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решение о предварительном согласовании места размещения объект или лоб отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которых усматривается, что протоколом предварительного согласования места размещения объекта от 17.12.2012 года С.М.А, согласован земельный участок по адресу <адрес> для строительства объекта капитального строительства. Далее по заявлению С.М.А, постановлением администрации г. Назарово от 19.03.2013 года N 534-п утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте по адресу: <адрес> Истцу предложено произвести кадастровые работы для постановки земельного участка на кадастровый учет.
Постановлением администрации г. Назарово от 29.04.2013 года N 865-п утвержден акт выбора земельного участка площадью 300 кв. м для строительства здания медицинского центра по адресу: <адрес>
Согласно протоколу об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта от 03.10.2013 года, комиссией не согласован земельный участок для строительства здания медицинского центра по строительному адресу: <адрес> Основанием отказа в выборе земельного участка явилось обращение депутата Назаровского Совета депутатов и многочисленные жалобы жителей домов N 46 и N 48 по ул. Карла Маркса.
На основании указанного протокола от 03.10.2013 года, Постановлением администрации г. Назарово от 23.12.2013 года N 2500-п С.М.А, отказано в выборе земельного участка под строительство объекта капитального строительства - здания медицинского центра по строительному адресу: <адрес> отменены постановление от 19.03.2013 г. N 534-п, и от 29.04.2013 г. N 865-п.
Истцом были организованы и проведены ряд работ, на выполнение которых понесены следующие расходы: по оплате за межевание земельного участка - 8 000 рублей, за выполнение схемы планировочной организации земельного участка под строительство медицинского центра -7 000 рублей, инженерно-геологических изысканий на объекте "Медицинский центр в <адрес> в размере 60 000 рублей, топографическая съемка земельного участка по адресу: <адрес> в сумме 18 000 рублей, проектная документация на двухэтажное нежилое здание медицинского центра по адресу: <адрес> "Г", в размере 80 000 рублей, оплата согласования строительства на земельном участке - 900 рублей, всего в сумме 173900 рублей.
Оценив указанные обстоятельства и отказывая в иске, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, кадастровые работы в отношении спорного земельного участка, осуществленные в рамках предварительного согласования выбора земельного участка, произведены в силу прямого указания закона в связи с чем затраты на их проведение возмещению не подлежат. Расходы, понесенные истцом в связи с организацией и выполнением работ по изготовлению схемы планировочной организации земельного участка, инженерно-геологических изысканий на объекте "Медицинский центр", топографической съемке земельного участка, изготовлению проектной документации на двухэтажное нежилое здание медицинского центра, согласование строительства на земельном участке не подлежат взысканию с ответчика, поскольку произведены истцом преждевременно, по своей инициативе, указанные виды работ необходимо выполнять в рамках получения разрешения на строительство объекта недвижимости, при условии наличия правоустанавливающего документа на земельный участок, предназначенный для строительства объекта недвижимости.
Как видно из материалов дела, земельный участок по адресу <адрес> для строительства здания медицинского центра истцу на каком-либо праве предоставлен не был.
Давая оценку доводам истца о незаконности действий администрации г. Назарово по проведению повторного рассмотрения вопроса о предварительном согласовании места расположения объекта капитального строительства, суд первой инстанции обоснованно счел их несостоятельными, поскольку ответчик действовал в соответствии с предусмотренными и установленными законодательством РФ полномочиями органа местного самоуправления, при этом принял во внимание то обстоятельство, что на принятие решения органа местного самоуправления повлияли многочисленные жалобы граждан и обращение депутата Назаровского городского совета, поскольку как усматривается из материалов дела, испрашиваемый истцом земельный участок находится в границах придомовых территорий и детской площадки жилых домов N 46 и N 48 по ул. Карла Маркса в г. Назарово.
При указанных обстоятельствах Судебная коллегия считает необходимым согласиться с решением суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы С.М.А, являлись предметом исследования суда первой инстанции, признаны обоснованно несостоятельными с приведением убедительных доводов в решении, с которыми Судебная коллегия согласилась.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

Решение Назаровского городского суда Красноярского края от 20 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.М.А, - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)