Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Купреенкова В.А., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент) на решение Арбитражного суда Пермского края от 19.07.2013 по делу N А50-6678/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Городские сады" (далее - товарищество "Городские сады") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента, изложенного в письме от 16.01.2013 N И-21-01-09-530, об отказе в утверждении и выдаче схем расположения двух земельных участков:
- - общей площадью 6092 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский р-н, ул. Александра Пархоменко, восточнее дома N 20;
- - общей площадью 2736 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский р-н, западнее коллективного сада "Васильевка" (ул. Водозаборная); об обязании Департамента утвердить и выдать схемы расположения указанных земельных участков на кадастровой схеме.
Решением суда от 19.07.2013 (судья Ремянникова И.Е.) заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Департамента, изложенное в письме от 16.01.2013 N И-21-01-09-530, об отказе в утверждении и выдаче схем расположения двух земельных участков:
- - общей площадью 6092 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский р-н, ул. Александра Пархоменко, восточнее дома N 20;
- - общей площадью 2736 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский р-н, западнее коллективного сада "Васильевка" (ул. Водозаборная).
На Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление товарищества "Городские сады" в соответствии с требованиями ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, Порядком предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (далее - Порядок предоставления земельных участков); при принятии решения о возможности предоставления земельных участков осуществить действия, предусмотренные ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и указанным Порядком, по информированию о предстоящем предоставлении земельных участков в печатных средствах массовой информации, утверждению и выдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 (судьи Панькова Г.Л., Голубцова Ю.А., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя кассационной жалобы, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан) определено, что цели ведения садоводства предусматривают осуществление строительства, в связи с чем нормы ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления земельных участков, регулирующие порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не подлежат применению к рассматриваемым отношениям. Департамент также указывает на то, что Порядок предоставления земельных участков носит заявительный характер и предусматривает стадию утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории только после рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка. Однако товарищество "Городские сады" обращалось в Департамент с заявлением от 03.12.2012 об утверждении и выдаче заявителю схем расположения названных ранее земельных участков, которое не может быть рассмотрено как заявление о предоставлении земельных участков. Заявитель жалобы ссылается и на отсутствие обязанности у Департамента по изготовлению схемы расположения земельного участка.
Как установлено судами и следует из материалов дела, товарищество "Городские сады" 30.08.2012 обратилось в Департамент с двумя заявлениями о предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев для целей, не связанных со строительством, под садоводство, земельных участков:
- - общей площадью 6092 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский р-н, ул. Александра Пархоменко, восточнее дома N 20;
- - общей площадью 2736 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский р-н, западнее коллективного сада "Васильевка" (ул. Водозаборная).
Департамент 24.09.2012 сообщил о невозможности удовлетворения заявления товарищества "Городские сады". Ответ мотивирован тем, что в соответствии с п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения, которые по смыслу ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации находятся за границами населенных пунктов.
Товарищество "Городские сады" 03.12.2012 обратилось в Департамент с заявлением об утверждении и выдаче схем расположения указанных земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Департамент письмом от 16.01.2013 N И-21-01-09-530 отказал заявителю в утверждении и выдаче схем расположения названных выше земельных участков, указав, что Порядок предоставления земельных участков утвержден решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260, который не предусматривает предоставления земельных участков для размещения садоводческих объединений в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Департамент также указал на причины отказа, сформулированные в письме от 24.09.2013.
Товарищество "Городские сады", полагая, что решение об отказе в утверждении и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории является незаконным, на основании ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 14 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования товарищества "Городские сады" в части признания незаконным решения Департамента, изложенного в письме от 16.01.2013 N И-21-01-09-530, на основании ст. 34, п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 12, 14 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, Порядка предоставления земельных участков, которым установлены критерии предоставления земельных участков, а также случаи, когда предоставление земельных участков невозможно, установил отсутствие оснований, препятствующих предоставлению указанных выше земельных участков.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, установив отсутствие нарушений или неправильного применения норм права и соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе Департамента, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 данного Кодекса).
В соответствии с п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 2, 3 указанной статьи названного Кодекса).
Согласно п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается данным Кодексом, Законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Из указанного следует, что порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства регламентирован также и Законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, нормы которого являются специальными по отношению к Земельного кодексу Российской Федерации и устанавливают процедуру предоставления земельных участков для названных целей.
В силу п. 1, 2 ст. 12 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
В соответствии с п. 1 ст. 14 названного Закона орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (п. 2 ст. 14 этого же Закона).
В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (п. 1, 2 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 15 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми. Ограничений по предоставлению земельных участков для садоводства данным решением не предусмотрено.
В соответствии со ст. 1 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений); садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
На основании изложенного суды правомерно признали незаконным оспариваемое решение Департамента, как противоречащее названным нормам права, сделав вывод о том, что цели, для которых были запрошены земельные участки, не связаны с их использованием в целях строительства.
Ввиду того, что заявление товарищества "Городские сады" от 03.12.2012 об утверждении и выдаче заявителю схем расположения земельных участков не было рассмотрено по существу, суды обоснованно возложили обязанность на Департамент повторно его рассмотреть.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у Департамента обязанности по изготовлению схемы расположения земельного участка не принимается судом кассационной инстанции как несостоятельный в силу п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 19.07.2013 по делу N А50-6678/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации города Перми - без удовлетворения.
Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА
Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Н.Г.БЕЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 17.01.2014 N Ф09-13319/13 ПО ДЕЛУ N А50-6678/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2014 г. N Ф09-13319/13
Дело N А50-6678/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Купреенкова В.А., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент) на решение Арбитражного суда Пермского края от 19.07.2013 по делу N А50-6678/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Городские сады" (далее - товарищество "Городские сады") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента, изложенного в письме от 16.01.2013 N И-21-01-09-530, об отказе в утверждении и выдаче схем расположения двух земельных участков:
- - общей площадью 6092 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский р-н, ул. Александра Пархоменко, восточнее дома N 20;
- - общей площадью 2736 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский р-н, западнее коллективного сада "Васильевка" (ул. Водозаборная); об обязании Департамента утвердить и выдать схемы расположения указанных земельных участков на кадастровой схеме.
Решением суда от 19.07.2013 (судья Ремянникова И.Е.) заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Департамента, изложенное в письме от 16.01.2013 N И-21-01-09-530, об отказе в утверждении и выдаче схем расположения двух земельных участков:
- - общей площадью 6092 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский р-н, ул. Александра Пархоменко, восточнее дома N 20;
- - общей площадью 2736 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский р-н, западнее коллективного сада "Васильевка" (ул. Водозаборная).
На Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление товарищества "Городские сады" в соответствии с требованиями ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, Порядком предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (далее - Порядок предоставления земельных участков); при принятии решения о возможности предоставления земельных участков осуществить действия, предусмотренные ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и указанным Порядком, по информированию о предстоящем предоставлении земельных участков в печатных средствах массовой информации, утверждению и выдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 (судьи Панькова Г.Л., Голубцова Ю.А., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя кассационной жалобы, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан) определено, что цели ведения садоводства предусматривают осуществление строительства, в связи с чем нормы ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления земельных участков, регулирующие порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не подлежат применению к рассматриваемым отношениям. Департамент также указывает на то, что Порядок предоставления земельных участков носит заявительный характер и предусматривает стадию утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории только после рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка. Однако товарищество "Городские сады" обращалось в Департамент с заявлением от 03.12.2012 об утверждении и выдаче заявителю схем расположения названных ранее земельных участков, которое не может быть рассмотрено как заявление о предоставлении земельных участков. Заявитель жалобы ссылается и на отсутствие обязанности у Департамента по изготовлению схемы расположения земельного участка.
Как установлено судами и следует из материалов дела, товарищество "Городские сады" 30.08.2012 обратилось в Департамент с двумя заявлениями о предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев для целей, не связанных со строительством, под садоводство, земельных участков:
- - общей площадью 6092 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский р-н, ул. Александра Пархоменко, восточнее дома N 20;
- - общей площадью 2736 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский р-н, западнее коллективного сада "Васильевка" (ул. Водозаборная).
Департамент 24.09.2012 сообщил о невозможности удовлетворения заявления товарищества "Городские сады". Ответ мотивирован тем, что в соответствии с п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения, которые по смыслу ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации находятся за границами населенных пунктов.
Товарищество "Городские сады" 03.12.2012 обратилось в Департамент с заявлением об утверждении и выдаче схем расположения указанных земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Департамент письмом от 16.01.2013 N И-21-01-09-530 отказал заявителю в утверждении и выдаче схем расположения названных выше земельных участков, указав, что Порядок предоставления земельных участков утвержден решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260, который не предусматривает предоставления земельных участков для размещения садоводческих объединений в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Департамент также указал на причины отказа, сформулированные в письме от 24.09.2013.
Товарищество "Городские сады", полагая, что решение об отказе в утверждении и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории является незаконным, на основании ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 14 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования товарищества "Городские сады" в части признания незаконным решения Департамента, изложенного в письме от 16.01.2013 N И-21-01-09-530, на основании ст. 34, п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 12, 14 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, Порядка предоставления земельных участков, которым установлены критерии предоставления земельных участков, а также случаи, когда предоставление земельных участков невозможно, установил отсутствие оснований, препятствующих предоставлению указанных выше земельных участков.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, установив отсутствие нарушений или неправильного применения норм права и соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе Департамента, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 данного Кодекса).
В соответствии с п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 2, 3 указанной статьи названного Кодекса).
Согласно п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается данным Кодексом, Законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Из указанного следует, что порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства регламентирован также и Законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, нормы которого являются специальными по отношению к Земельного кодексу Российской Федерации и устанавливают процедуру предоставления земельных участков для названных целей.
В силу п. 1, 2 ст. 12 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
В соответствии с п. 1 ст. 14 названного Закона орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (п. 2 ст. 14 этого же Закона).
В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (п. 1, 2 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 15 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми. Ограничений по предоставлению земельных участков для садоводства данным решением не предусмотрено.
В соответствии со ст. 1 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений); садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
На основании изложенного суды правомерно признали незаконным оспариваемое решение Департамента, как противоречащее названным нормам права, сделав вывод о том, что цели, для которых были запрошены земельные участки, не связаны с их использованием в целях строительства.
Ввиду того, что заявление товарищества "Городские сады" от 03.12.2012 об утверждении и выдаче заявителю схем расположения земельных участков не было рассмотрено по существу, суды обоснованно возложили обязанность на Департамент повторно его рассмотреть.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у Департамента обязанности по изготовлению схемы расположения земельного участка не принимается судом кассационной инстанции как несостоятельный в силу п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 19.07.2013 по делу N А50-6678/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации города Перми - без удовлетворения.
Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА
Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Н.Г.БЕЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)