Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от ООО "УК "Представитель - Андрианов Е.Л. доверенность от 12.01.2015 г.,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился,
от Администрации городского округа Самара - извещен, не явился,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился,
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 августа 2015 года, в помещении суда, апелляционные жалобы
Министерства имущественных отношений Самарской области,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2015 года по делу N А55-266/2015 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению ООО "УК "Представитель", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Администрации городского округа Самара, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа и обязании,
общество с ограниченной ответственностью "УК "Представитель" (далее - заявитель, Общество) с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство) в предоставлении ООО "УК "Представитель" в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:55, площадью 80 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Стара-Загора/ул. Г. Димитрова для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, содержащийся в сообщении N 12-1/0588/13 от 11.09.2013 г. и обязании Администрацию городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "УК "Представитель" путем принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:55, площадью 80 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Стара-Загора/ул. Г. Димитрова для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе (том 1 л.д. 5-6).
Решением суда первой инстанции от 02.06.2015 года заявление удовлетворено.
Суд признал незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ООО "УК "Представитель" в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:55 площадью 80 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Стара-Загора/ул. Г. Димитрова для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, содержащийся в сообщении N 12-1/0588/13 от 11.09.2013 г., и обязал Министерство имущественных отношений Самарской области в установленном Законом порядке передать в Администрацию городского округа Самары заявление общества с ограниченной ответственностью "УК "Представитель" от 26.02.2013 г. N 12-1/0588/13 с приложениями к нему.
Обязал Администрацию городского округа Самары по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:55 площадью 80 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора/ул. Г. Димитрова для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, в порядке, установленном Законом.
Взыскал с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ООО "УК "Представитель", г. Самара расходы по уплате государственной пошлине в сумме 2 000 руб. (том 1 л.д. 120-128).
При этом суд удовлетворил ходатайство заявителя о восстановлении процессуального срока на обращение в арбитражный суд с заявлением.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении исковых требований ООО "УК "Представитель" в полном объеме.
В обоснование поданной апелляционной жалобы Министерство указывает на то, что судом первой инстанции не верно сделан вывод о том, что фактически заявленный ООО УК "Представитель" вид использования испрашиваемого земельного участка является основным разрешенным видом использования земельных участков в зоне Р-2.
Считает, что департамент строительства и архитектуры городского округа Самара является органом, дающим заключение об отнесении земельных участков к конкретной зоне и соответствия указанным зонам видов разрешенного использования земельных участков.
При принятии указанного решения министерство руководствовалось строго нормами действующего законодательства, определяющими порядок предоставления земельных участков, находящихся в неразграниченной собственности.
Основные виды разрешенного использования трактуются буквально и расширительному толкованию не подлежат.
В соответствии с основными видами разрешенного использования в зоне Р-2 вид разрешенного использования "для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе" не указан.
Кроме этого, в соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0217003:55 вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка указан "под временное мини-кафе".
Указанный вид разрешенного использования в зоне Р-2 вообще не предусмотрен.
Кроме этого, суд обязал провести торги по продаже земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:55 с указанием вида разрешенного использования "для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе", который противоречит сведениям государственного кадастра недвижимости.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований ООО "УК Представитель".
В обоснование поданной апелляционной жалобы Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара указывает на то, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (далее - ИСОГД), указанный земельный участок расположен в зоне парков, бульваров, набережных (Р-2) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61. Вид использования объекта соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне.
Однако суд первой инстанции не учел, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах планируемой территории общегородской системы обслуживания, предусмотренной Генеральным планом городского округа Самара, в связи с чем оспариваемый отказ министерства является правомерным.
Разделом 4.2.8 Генерального плана городского округа Самара "Развитие объектов транспортной инфраструктуры" предусмотрено мероприятие по реконструкции магистрали районного значения - регулируемого движения: ул. Мичурина, ул. Самарская, ул. Вольская, пр. Металлургов, ул. Красноармейская, ул. Стара-Загора, ул. Аэродромная и др.
Департаментом также было указано на то что, испрашиваемый земельный участок расположен в водоохранной зоне озера.
Судом первой инстанции не исследован вопрос о расположении указанного земельного участка в границах береговой линии озера.
В материалах дела доказательства того, что испрашиваемый земельный участок не располагается в пределах береговой полосы водного объекта, отсутствуют.
Таким образом, у суда не имелось оснований полагать, что отсутствуют какие-либо препятствия для обеспечения процедуры предоставления испрашиваемого земельного участка в силу прямого запрета закона.
Министерство на момент принятия настоящего решения не имеет полномочий по принятию решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, и, следовательно не может устранить допущенные им нарушения прав и законных интересов заявителя.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве (вх. от 10.08.2015 г.).
Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Обстоятельства, отраженные в апелляционных жалобах Министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не являлись основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Запрашиваемый вид использования земельного участка соответствует основному разрешенному виду.
Считает, что ссылка Министерства на данные, отраженные в кадастровом паспорте земельного участка является не состоятельной, поскольку Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает внесение изменений сведений в государственном кадастре недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка.
Довод Министерства и Департамента о том, что земельный участок является территорией общего пользования является несостоятельным, и опровергается материалами дела.
Считает довод о том, что препятствием для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность за плату является расположение спорного земельного участка в водоохранной зоне озера основанным на неверном толковании норм действующего законодательства.
Наличие водоохранной зоны не является основанием для отказа в выкупе земельного участка, а является основанием для ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Администрация городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара отзывы на жалобы в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Ответчики и третьи лица, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения участника процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 г. были возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г. был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В связи с принятием Закона Самарской области от 26.02.2015 г. N 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и статью 5.1 Закона Самарской области "О земле", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в городском округе Самара осуществляются органами местного самоуправления.
С 01.03.2015 г. порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен главой V.I Земельного кодекса РФ, Законом Самарской области "О земле", из которых также следует, что полномочия по предоставлению земельных участков на территории г. Самары осуществляют органы местного самоуправления городского округа Самара.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции заявитель 26.02.2013 г. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора/ул. Г.Димитрова, площадью 80 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0217003:55 для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе.
Письмом N 12-1/0588/13 от 11.09.2013 г. ответчик в предоставлении в собственность земельного участка заявителю отказал, мотивировав тем, что в соответствии с Картой правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, испрашиваемый земельный участок находится в зоне Р-2 (зона парков, бульваров, набережных).
Заявитель, посчитав отказ незаконным, нарушающим его права и интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
02.06.2015 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, правильно применил нормы материального права и обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Судом установлено, что Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара была представлена информация (л.д. 18-19) о нахождении испрашиваемого земельного участка в зоне Р-2 по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования, утвержденных постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 г. N 61; вид использования объекта не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне.
Данная информация послужила основанием для принятия оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка.
Фактически заявленный вид использования является основным разрешенным видом использования земельных участков в зоне Р-2, что следует из Правил застройки и землепользования, утвержденных постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 г. N 61, согласно которым основными разрешенными видами использования земельных участков являются: прогулочные аллеи, некапитальные вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха на природе, элементы благоустройства, малые архитектурные формы.
Кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка был предоставлен заявителем в Министерство вместе с заявлением (л.д. 7).
Суд апелляционной инстанции считает необоснованным довод подателя жалобы о том, что земельные участки, находящиеся в зоне Р-2 не подлежат приватизации в силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ.
Поскольку нахождение земельного участка в зоне Р-2 само по себе не порождает запрет на его приватизацию. Правовое значение имеет расположение на нем площадей, улиц, проездов, автомобильных дорог, набережных, скверов, бульваров, водных объектов, пляжей и других объектов общего пользования.
В силу частей 4, 5 статьи 23, подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории города, которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями являются линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезде набережные, скверы, бульвары), границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Материалы данного не содержат доказательств того, что спорный земельный участок находится в границах красных линий согласно градостроительной документации, оформленной в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Отсутствуют доказательства того, что испрашиваемый заявителем земельный участок не относится к территории общего пользования, равно как и доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом и др., которые могли бы послужить основанием в соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ для отказа в его выкупе.
Несостоятельны доводы подателей жалобы о том, что препятствием для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность за плату является расположение спорного земельного участка в водоохранной зоне озера.
Согласно статье 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В этой связи наличие водоохранной зоны само по себе не является основанием для отказа в выкупе земельного участка, а является основанием для ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Суд первой инстанции, принимая во внимание Закон Самарской области от 29.12.2014 года N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и принятый Самарской Губернской Думой 24.02.2015 года Закон Самарской области 26.02.2015 года N 11-ГД о внесении в указанный нормативный правовой акт изменений, а также Постановление Администрации городского округа Самара от 01.04.2015 года N 287 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (вступающего в силу с 01.04.2015 года и распространяющего свое действие на правоотношения, возникшие с 01.03.2015 года), с учетом оспаривания заявителем конкретного ненормативного правового акта, принятого Министерством имущественных отношений Самарской области, а не допущенного последним незаконного бездействия по не рассмотрению заявления от 26.02.2013 "О предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством" обоснованно пришел к выводу о том, что в качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности необходимо обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в установленном Законом порядке передать в Администрацию городского округа Самары заявление ООО "УК "Представитель" от 26.02.2013 г. N 12-1/0588/13 с приложениями к нему; обязать Администрацию городского округа Самары по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:55 площадью 80 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Стара-Загора/ул. Г. Димитрова для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, в порядке, установленном Законом.
В связи с чем, доводы подателей жалобы относительно указанного обстоятельства не принимается судом апелляционной инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не содержат.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2015 года по делу N А55-266/2015 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.08.2015 N 11АП-9868/2015 ПО ДЕЛУ N А55-266/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2015 г. по делу N А55-266/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от ООО "УК "Представитель - Андрианов Е.Л. доверенность от 12.01.2015 г.,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился,
от Администрации городского округа Самара - извещен, не явился,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился,
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 августа 2015 года, в помещении суда, апелляционные жалобы
Министерства имущественных отношений Самарской области,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2015 года по делу N А55-266/2015 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению ООО "УК "Представитель", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Администрации городского округа Самара, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа и обязании,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УК "Представитель" (далее - заявитель, Общество) с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство) в предоставлении ООО "УК "Представитель" в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:55, площадью 80 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Стара-Загора/ул. Г. Димитрова для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, содержащийся в сообщении N 12-1/0588/13 от 11.09.2013 г. и обязании Администрацию городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "УК "Представитель" путем принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:55, площадью 80 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Стара-Загора/ул. Г. Димитрова для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе (том 1 л.д. 5-6).
Решением суда первой инстанции от 02.06.2015 года заявление удовлетворено.
Суд признал незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ООО "УК "Представитель" в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:55 площадью 80 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Стара-Загора/ул. Г. Димитрова для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, содержащийся в сообщении N 12-1/0588/13 от 11.09.2013 г., и обязал Министерство имущественных отношений Самарской области в установленном Законом порядке передать в Администрацию городского округа Самары заявление общества с ограниченной ответственностью "УК "Представитель" от 26.02.2013 г. N 12-1/0588/13 с приложениями к нему.
Обязал Администрацию городского округа Самары по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:55 площадью 80 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора/ул. Г. Димитрова для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, в порядке, установленном Законом.
Взыскал с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ООО "УК "Представитель", г. Самара расходы по уплате государственной пошлине в сумме 2 000 руб. (том 1 л.д. 120-128).
При этом суд удовлетворил ходатайство заявителя о восстановлении процессуального срока на обращение в арбитражный суд с заявлением.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении исковых требований ООО "УК "Представитель" в полном объеме.
В обоснование поданной апелляционной жалобы Министерство указывает на то, что судом первой инстанции не верно сделан вывод о том, что фактически заявленный ООО УК "Представитель" вид использования испрашиваемого земельного участка является основным разрешенным видом использования земельных участков в зоне Р-2.
Считает, что департамент строительства и архитектуры городского округа Самара является органом, дающим заключение об отнесении земельных участков к конкретной зоне и соответствия указанным зонам видов разрешенного использования земельных участков.
При принятии указанного решения министерство руководствовалось строго нормами действующего законодательства, определяющими порядок предоставления земельных участков, находящихся в неразграниченной собственности.
Основные виды разрешенного использования трактуются буквально и расширительному толкованию не подлежат.
В соответствии с основными видами разрешенного использования в зоне Р-2 вид разрешенного использования "для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе" не указан.
Кроме этого, в соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0217003:55 вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка указан "под временное мини-кафе".
Указанный вид разрешенного использования в зоне Р-2 вообще не предусмотрен.
Кроме этого, суд обязал провести торги по продаже земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:55 с указанием вида разрешенного использования "для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе", который противоречит сведениям государственного кадастра недвижимости.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований ООО "УК Представитель".
В обоснование поданной апелляционной жалобы Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара указывает на то, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (далее - ИСОГД), указанный земельный участок расположен в зоне парков, бульваров, набережных (Р-2) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61. Вид использования объекта соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне.
Однако суд первой инстанции не учел, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах планируемой территории общегородской системы обслуживания, предусмотренной Генеральным планом городского округа Самара, в связи с чем оспариваемый отказ министерства является правомерным.
Разделом 4.2.8 Генерального плана городского округа Самара "Развитие объектов транспортной инфраструктуры" предусмотрено мероприятие по реконструкции магистрали районного значения - регулируемого движения: ул. Мичурина, ул. Самарская, ул. Вольская, пр. Металлургов, ул. Красноармейская, ул. Стара-Загора, ул. Аэродромная и др.
Департаментом также было указано на то что, испрашиваемый земельный участок расположен в водоохранной зоне озера.
Судом первой инстанции не исследован вопрос о расположении указанного земельного участка в границах береговой линии озера.
В материалах дела доказательства того, что испрашиваемый земельный участок не располагается в пределах береговой полосы водного объекта, отсутствуют.
Таким образом, у суда не имелось оснований полагать, что отсутствуют какие-либо препятствия для обеспечения процедуры предоставления испрашиваемого земельного участка в силу прямого запрета закона.
Министерство на момент принятия настоящего решения не имеет полномочий по принятию решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, и, следовательно не может устранить допущенные им нарушения прав и законных интересов заявителя.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве (вх. от 10.08.2015 г.).
Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Обстоятельства, отраженные в апелляционных жалобах Министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не являлись основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Запрашиваемый вид использования земельного участка соответствует основному разрешенному виду.
Считает, что ссылка Министерства на данные, отраженные в кадастровом паспорте земельного участка является не состоятельной, поскольку Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает внесение изменений сведений в государственном кадастре недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка.
Довод Министерства и Департамента о том, что земельный участок является территорией общего пользования является несостоятельным, и опровергается материалами дела.
Считает довод о том, что препятствием для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность за плату является расположение спорного земельного участка в водоохранной зоне озера основанным на неверном толковании норм действующего законодательства.
Наличие водоохранной зоны не является основанием для отказа в выкупе земельного участка, а является основанием для ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Администрация городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара отзывы на жалобы в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Ответчики и третьи лица, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения участника процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 г. были возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г. был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В связи с принятием Закона Самарской области от 26.02.2015 г. N 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и статью 5.1 Закона Самарской области "О земле", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в городском округе Самара осуществляются органами местного самоуправления.
С 01.03.2015 г. порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен главой V.I Земельного кодекса РФ, Законом Самарской области "О земле", из которых также следует, что полномочия по предоставлению земельных участков на территории г. Самары осуществляют органы местного самоуправления городского округа Самара.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции заявитель 26.02.2013 г. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора/ул. Г.Димитрова, площадью 80 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0217003:55 для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе.
Письмом N 12-1/0588/13 от 11.09.2013 г. ответчик в предоставлении в собственность земельного участка заявителю отказал, мотивировав тем, что в соответствии с Картой правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, испрашиваемый земельный участок находится в зоне Р-2 (зона парков, бульваров, набережных).
Заявитель, посчитав отказ незаконным, нарушающим его права и интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
02.06.2015 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, правильно применил нормы материального права и обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Судом установлено, что Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара была представлена информация (л.д. 18-19) о нахождении испрашиваемого земельного участка в зоне Р-2 по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования, утвержденных постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 г. N 61; вид использования объекта не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне.
Данная информация послужила основанием для принятия оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка.
Фактически заявленный вид использования является основным разрешенным видом использования земельных участков в зоне Р-2, что следует из Правил застройки и землепользования, утвержденных постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 г. N 61, согласно которым основными разрешенными видами использования земельных участков являются: прогулочные аллеи, некапитальные вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха на природе, элементы благоустройства, малые архитектурные формы.
Кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка был предоставлен заявителем в Министерство вместе с заявлением (л.д. 7).
Суд апелляционной инстанции считает необоснованным довод подателя жалобы о том, что земельные участки, находящиеся в зоне Р-2 не подлежат приватизации в силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ.
Поскольку нахождение земельного участка в зоне Р-2 само по себе не порождает запрет на его приватизацию. Правовое значение имеет расположение на нем площадей, улиц, проездов, автомобильных дорог, набережных, скверов, бульваров, водных объектов, пляжей и других объектов общего пользования.
В силу частей 4, 5 статьи 23, подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории города, которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями являются линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезде набережные, скверы, бульвары), границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Материалы данного не содержат доказательств того, что спорный земельный участок находится в границах красных линий согласно градостроительной документации, оформленной в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Отсутствуют доказательства того, что испрашиваемый заявителем земельный участок не относится к территории общего пользования, равно как и доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом и др., которые могли бы послужить основанием в соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ для отказа в его выкупе.
Несостоятельны доводы подателей жалобы о том, что препятствием для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность за плату является расположение спорного земельного участка в водоохранной зоне озера.
Согласно статье 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В этой связи наличие водоохранной зоны само по себе не является основанием для отказа в выкупе земельного участка, а является основанием для ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Суд первой инстанции, принимая во внимание Закон Самарской области от 29.12.2014 года N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и принятый Самарской Губернской Думой 24.02.2015 года Закон Самарской области 26.02.2015 года N 11-ГД о внесении в указанный нормативный правовой акт изменений, а также Постановление Администрации городского округа Самара от 01.04.2015 года N 287 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (вступающего в силу с 01.04.2015 года и распространяющего свое действие на правоотношения, возникшие с 01.03.2015 года), с учетом оспаривания заявителем конкретного ненормативного правового акта, принятого Министерством имущественных отношений Самарской области, а не допущенного последним незаконного бездействия по не рассмотрению заявления от 26.02.2013 "О предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством" обоснованно пришел к выводу о том, что в качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности необходимо обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в установленном Законом порядке передать в Администрацию городского округа Самары заявление ООО "УК "Представитель" от 26.02.2013 г. N 12-1/0588/13 с приложениями к нему; обязать Администрацию городского округа Самары по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:55 площадью 80 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Стара-Загора/ул. Г. Димитрова для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, в порядке, установленном Законом.
В связи с чем, доводы подателей жалобы относительно указанного обстоятельства не принимается судом апелляционной инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не содержат.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2015 года по делу N А55-266/2015 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
П.В.БАЖАН
В.Е.КУВШИНОВ
П.В.БАЖАН
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)