Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой К.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 октября 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 июля 2013 г. по делу N А65-8356/2013 (судья Юшков А.Ю.),
по иску муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани" (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань (ОГРН 1021603478533, ИНН 1659036709) о признании сведений земельного участка с кадастровым номером 16:50:290501:21 в части стоимости земельного участка кадастровой ошибкой, об обязании исправить кадастровую ошибку; при участии третьих лиц: Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал", г. Казань, Кабинет Министров Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
установил:
Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее Комитет, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (далее Кадастровая палата, ответчик) о признании сведений о земельном участке кадастровый номер 16:50:290501:21 в части кадастровой стоимости земельного участка, определенной в размере 2 057 556,90 руб. кадастровой ошибкой, как не соответствующей 9-му виду разрешенного использования земель, и обязании ответчика исправить данную кадастровую ошибку путем внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:50:290501:21, указав ее в размере 3 021 741,42 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для вида разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Определением суда от 29.04.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное унитарное предприятие города Казани "Водоканал" (далее МУП "Водоканал"), Кабинет Министров Республики Татарстан (далее Кабинет Министров), Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее Исполком), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее Управление Росреестра по Республике Татарстан).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.07.2013 исковые требования оставлены без удовлетворения. При этом суд первой инстанции исходил из того, что целью, которую преследует истец, является изменение кадастровой стоимости находящегося в пользовании МУП "Водоканал" земельного участка за счет устранения в кадастре недостоверных сведений о номере вида разрешенного использования, присвоенного земельному участку органом кадастрового учета. Сторонами не оспаривается, что на спорном земельном участке располагаются объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, а именно водопроводная сеть, состоящая из водопроводной насосной станции и системы труб, предназначенных для водоснабжения потребителей МУП "Водоканал".
Суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка кадастровый номер 16:50:290501:21 соответствуют функциональному назначению расположенных на земельном участке линейных объектов инженерной инфраструктуры и фактическому использованию земельного участка, правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Данный вывод суд первой инстанции обосновал правовой позицией, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 13016/11 от 29.05.2012, согласно которой различными законодательными актами к линейным объектам отнесены дороги, линии связи и электропередачи, трубопроводы и подобные им объекты. Под инженерной инфраструктурой населенных пунктом понимается совокупность соединяющих различных пользователей сетей, проводящих связь, воду, газ, электроэнергию, а также технических устройств, обслуживающих эти сети. Отнесение земельного участка к "линейным объектам и инженерной инфраструктуре" влечет присвоение ему 13-го номера вида разрешенного использования и, соответственно, определения кадастровой стоимости этого земельного участка, исходя из ставки удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, установленной для данного вида разрешенного использования земельного участка.
Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить, исковые требования удовлетворить.
Истец считает выводы суда первой инстанции ошибочными. При этом истец исходит из того, что МУП "Водоканал", оказывая услуги по водоснабжению и водоотведению, относится к предприятиям коммунального хозяйства. В соответствии с кадастровым паспортом разрешенное использование земельного участка кадастровый номер 16:50:290501:21 под санитарно-защитную зону канализационной насосной станции. Деятельность МУП "Водоканал" на данном земельном участке является коммунальной услугой по водоснабжению и водоотведению, оказываемая населению. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг к объектам жилищно-коммунального хозяйства отнесены: водопроводные станции - код 4527351, канализации - код 4527372, станции насосной канализации - код 4527373.
Истец также исходит из того, что Министерство экономического развития Российской Федерации в письме от 14.10.2011 N Д06-5143, разъяснило, что земельные участки, занятые водозаборами, канализационными насосными станциями, водопроводными насосными станциями, отнесенными к коммунальному хозяйству, могут быть оценены как земельные участки, указанные в п. 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, то есть 9-му виду разрешенного использования.
Истец, основываясь на указанных доводах, считает, что земельные участки под объектами МУП "Водоканал" с учетом их функционального использования относятся к 9-му виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, строений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Сторонами не оспаривается, что на спорном земельном участке располагаются объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому у ответчика не имелось правовых оснований для проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости и отнесения спорного земельного участка к линейным объектам и инженерной инфраструктуре с присвоением ему 13-го номера вида разрешенного использования.
Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на 14.05.2013 N 01/029/2013-514 земельный участок кадастровый номер 16:50:290501:21 площадью 501 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Кировский район, является собственностью муниципального образовании "Город Казань Республики Татарстан". Земельный участок относится к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием - под санитарно-защитную зону канализационной станции. Земельный участок предоставлен в аренду МУП "Водоканал" (л.д. 35).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка кадастровый номер 16:50:290501:21 земельный участок поставлен на кадастровый учет 29.12.2007, разрешенное использование - санитарно-защитная зона под канализационно-насосной станцией, кадастровая стоимость земельного участка - 2 057 556,90 руб., удельный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра составляет 4 106 руб. 90 коп. (л.д. 10).
Кадастровая стоимость земельного участка определена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (Таблица для отображения результатов расчета кадастровой стоимости земельных участков по городу Казань, строка 150500).
В соответствии с утвержденными указанным постановлением средними взвешенными по площади значениями удельных показателей кадастровой стоимости земель города Казани удельный показатель кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 16:50:290501 в размере 4106 руб. 90 коп. соответствует 13-му виду разрешенного использования (строка 3339).
Согласно пункту 1.2.13 Методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007, 13-му виду разрешенного использования соответствуют земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.
Истец считает, что имеет место кадастровая ошибка. Кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 16:50:290501:21 подлежит определению с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 16:50:290501 в размере 6 031 руб. 42 коп. соответствующего 9-му виду разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровой ошибкой в сведениях государственного кадастра недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 1.2.9 Методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007, 9-му виду разрешенного использования соответствуют земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, земельный участок кадастровый номер 16:50:290501:21 фактически используется МУП "Водоканал" в соответствии с разрешенным использованием - под канализационно-насосную станцию, это не производственная зона.
Методическими указаниями по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007, и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" разрешенное использование земельного участка под санитарно-защитную зону канализационно-насосной станции не предусмотрено.
Поэтому при присвоении спорному земельному участку номера вида разрешенного использования, указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования этого участка подлежит соотнесению с видами разрешенного использования, которые установлены Методическими указаниями по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007, и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" для целей кадастровой оценки. При этом должно учитываться функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом экономической деятельности МУП "Водоканал" является сбор, очистка и распределение воды.
Как было указано, на земельном участке кадастровый номер 16:50:290501:21 расположена и функционирует канализационно-насосная станция.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение), а водопроводная сеть это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Согласно Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости N П/0152 от 29.06.2007, действовавшим на момент принятия постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", земельные участки для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта, относятся к 13-му виду разрешенного использования земельных участков.
Принимая во внимание, что канализационно-насосная станция входит в комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки и подачи воды потребителям, кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 16:50:290501:21 обоснованно определена с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель города Казани кадастрового квартала 16:50:290501 соответствующего 13-му виду разрешенного использования - 4106 руб. 90 коп.
Данный вывод основан на правовой позиции, сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 12651/11 от 15.12.2011 по делу N А46-13112/2010, а также на правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 13016 от 29.05.2012 по делу N А27-12216/2010.
Суд отклоняет ссылку истца на письмо Министерство экономического развития Российской Федерации от 14.10.2011 N Д06-5143, поскольку, как следует из самого письма, оно содержит лишь мнение Департамента инновационного развития и корпоративного управления, которое не является обязательным для правоприменителя.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, арбитражный апелляционный суд считает, что ошибка при определении кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:50:290501:21, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Кировский район, отсутствует, поэтому основания для удовлетворения требования истца об исправлении кадастровой ошибки также отсутствуют.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с нормами материального и процессуального права и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 июля 2013 г. по делу N А65-8356/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Н.Ю.ПЫШКИНА
Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.10.2013 ПО ДЕЛУ N А65-8356/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2013 г. по делу N А65-8356/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой К.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 октября 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 июля 2013 г. по делу N А65-8356/2013 (судья Юшков А.Ю.),
по иску муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани" (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань (ОГРН 1021603478533, ИНН 1659036709) о признании сведений земельного участка с кадастровым номером 16:50:290501:21 в части стоимости земельного участка кадастровой ошибкой, об обязании исправить кадастровую ошибку; при участии третьих лиц: Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал", г. Казань, Кабинет Министров Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
установил:
Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее Комитет, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (далее Кадастровая палата, ответчик) о признании сведений о земельном участке кадастровый номер 16:50:290501:21 в части кадастровой стоимости земельного участка, определенной в размере 2 057 556,90 руб. кадастровой ошибкой, как не соответствующей 9-му виду разрешенного использования земель, и обязании ответчика исправить данную кадастровую ошибку путем внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:50:290501:21, указав ее в размере 3 021 741,42 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для вида разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Определением суда от 29.04.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное унитарное предприятие города Казани "Водоканал" (далее МУП "Водоканал"), Кабинет Министров Республики Татарстан (далее Кабинет Министров), Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее Исполком), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее Управление Росреестра по Республике Татарстан).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.07.2013 исковые требования оставлены без удовлетворения. При этом суд первой инстанции исходил из того, что целью, которую преследует истец, является изменение кадастровой стоимости находящегося в пользовании МУП "Водоканал" земельного участка за счет устранения в кадастре недостоверных сведений о номере вида разрешенного использования, присвоенного земельному участку органом кадастрового учета. Сторонами не оспаривается, что на спорном земельном участке располагаются объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, а именно водопроводная сеть, состоящая из водопроводной насосной станции и системы труб, предназначенных для водоснабжения потребителей МУП "Водоканал".
Суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка кадастровый номер 16:50:290501:21 соответствуют функциональному назначению расположенных на земельном участке линейных объектов инженерной инфраструктуры и фактическому использованию земельного участка, правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Данный вывод суд первой инстанции обосновал правовой позицией, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 13016/11 от 29.05.2012, согласно которой различными законодательными актами к линейным объектам отнесены дороги, линии связи и электропередачи, трубопроводы и подобные им объекты. Под инженерной инфраструктурой населенных пунктом понимается совокупность соединяющих различных пользователей сетей, проводящих связь, воду, газ, электроэнергию, а также технических устройств, обслуживающих эти сети. Отнесение земельного участка к "линейным объектам и инженерной инфраструктуре" влечет присвоение ему 13-го номера вида разрешенного использования и, соответственно, определения кадастровой стоимости этого земельного участка, исходя из ставки удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, установленной для данного вида разрешенного использования земельного участка.
Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить, исковые требования удовлетворить.
Истец считает выводы суда первой инстанции ошибочными. При этом истец исходит из того, что МУП "Водоканал", оказывая услуги по водоснабжению и водоотведению, относится к предприятиям коммунального хозяйства. В соответствии с кадастровым паспортом разрешенное использование земельного участка кадастровый номер 16:50:290501:21 под санитарно-защитную зону канализационной насосной станции. Деятельность МУП "Водоканал" на данном земельном участке является коммунальной услугой по водоснабжению и водоотведению, оказываемая населению. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг к объектам жилищно-коммунального хозяйства отнесены: водопроводные станции - код 4527351, канализации - код 4527372, станции насосной канализации - код 4527373.
Истец также исходит из того, что Министерство экономического развития Российской Федерации в письме от 14.10.2011 N Д06-5143, разъяснило, что земельные участки, занятые водозаборами, канализационными насосными станциями, водопроводными насосными станциями, отнесенными к коммунальному хозяйству, могут быть оценены как земельные участки, указанные в п. 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, то есть 9-му виду разрешенного использования.
Истец, основываясь на указанных доводах, считает, что земельные участки под объектами МУП "Водоканал" с учетом их функционального использования относятся к 9-му виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, строений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Сторонами не оспаривается, что на спорном земельном участке располагаются объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому у ответчика не имелось правовых оснований для проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости и отнесения спорного земельного участка к линейным объектам и инженерной инфраструктуре с присвоением ему 13-го номера вида разрешенного использования.
Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на 14.05.2013 N 01/029/2013-514 земельный участок кадастровый номер 16:50:290501:21 площадью 501 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Кировский район, является собственностью муниципального образовании "Город Казань Республики Татарстан". Земельный участок относится к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием - под санитарно-защитную зону канализационной станции. Земельный участок предоставлен в аренду МУП "Водоканал" (л.д. 35).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка кадастровый номер 16:50:290501:21 земельный участок поставлен на кадастровый учет 29.12.2007, разрешенное использование - санитарно-защитная зона под канализационно-насосной станцией, кадастровая стоимость земельного участка - 2 057 556,90 руб., удельный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра составляет 4 106 руб. 90 коп. (л.д. 10).
Кадастровая стоимость земельного участка определена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (Таблица для отображения результатов расчета кадастровой стоимости земельных участков по городу Казань, строка 150500).
В соответствии с утвержденными указанным постановлением средними взвешенными по площади значениями удельных показателей кадастровой стоимости земель города Казани удельный показатель кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 16:50:290501 в размере 4106 руб. 90 коп. соответствует 13-му виду разрешенного использования (строка 3339).
Согласно пункту 1.2.13 Методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007, 13-му виду разрешенного использования соответствуют земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.
Истец считает, что имеет место кадастровая ошибка. Кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 16:50:290501:21 подлежит определению с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 16:50:290501 в размере 6 031 руб. 42 коп. соответствующего 9-му виду разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровой ошибкой в сведениях государственного кадастра недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 1.2.9 Методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007, 9-му виду разрешенного использования соответствуют земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, земельный участок кадастровый номер 16:50:290501:21 фактически используется МУП "Водоканал" в соответствии с разрешенным использованием - под канализационно-насосную станцию, это не производственная зона.
Методическими указаниями по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007, и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" разрешенное использование земельного участка под санитарно-защитную зону канализационно-насосной станции не предусмотрено.
Поэтому при присвоении спорному земельному участку номера вида разрешенного использования, указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования этого участка подлежит соотнесению с видами разрешенного использования, которые установлены Методическими указаниями по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007, и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" для целей кадастровой оценки. При этом должно учитываться функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом экономической деятельности МУП "Водоканал" является сбор, очистка и распределение воды.
Как было указано, на земельном участке кадастровый номер 16:50:290501:21 расположена и функционирует канализационно-насосная станция.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение), а водопроводная сеть это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Согласно Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости N П/0152 от 29.06.2007, действовавшим на момент принятия постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", земельные участки для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта, относятся к 13-му виду разрешенного использования земельных участков.
Принимая во внимание, что канализационно-насосная станция входит в комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки и подачи воды потребителям, кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 16:50:290501:21 обоснованно определена с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель города Казани кадастрового квартала 16:50:290501 соответствующего 13-му виду разрешенного использования - 4106 руб. 90 коп.
Данный вывод основан на правовой позиции, сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 12651/11 от 15.12.2011 по делу N А46-13112/2010, а также на правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 13016 от 29.05.2012 по делу N А27-12216/2010.
Суд отклоняет ссылку истца на письмо Министерство экономического развития Российской Федерации от 14.10.2011 N Д06-5143, поскольку, как следует из самого письма, оно содержит лишь мнение Департамента инновационного развития и корпоративного управления, которое не является обязательным для правоприменителя.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, арбитражный апелляционный суд считает, что ошибка при определении кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:50:290501:21, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Кировский район, отсутствует, поэтому основания для удовлетворения требования истца об исправлении кадастровой ошибки также отсутствуют.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с нормами материального и процессуального права и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 июля 2013 г. по делу N А65-8356/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Н.Ю.ПЫШКИНА
Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)