Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Ответчик отказал истцу в предоставлении земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Лукашенок Е.А.
А-54
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.,
судей Беляковой Н.В., Кучеровой С.Н.,
при секретаре З.,
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Гайдук О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску прокурора Емельяновского района в интересах П.В.В. к администрации Емельяновского района и МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, об оспаривании действий (бездействия) о неутверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района"
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 20 августа 2014 года, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора Емельяновского района в интересах П.В.В. к администрации Емельяновского района и МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, об оспаривании действий (бездействия) о неутверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка, - удовлетворить частично.
Обязать администрацию Емельяновского района в лице МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" повторно в течение 14 дней рассмотреть заявления П.В.В. от 19.06.2013 г. (вх. N 3674) о предоставлении в аренду, утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ, на основании Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; обязать администрацию Емельяновского района в лице МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" утвердить и выдать П.В.В. схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, согласно ранее поданного заявления".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
Прокурор Емельяновского района обратился в суд с иском в интересах П.В.В. к администрации Емельяновского района и МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, действий (бездействия) по неутверждению и невыдаче схемы расположения земельного участка.
Требования мотивированы тем, что П.В.В., являясь инвалидом 2 группы, в соответствии со ст. 17 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. 19.06.2013 года он обратился к ответчику с соответствующим заявлением, на которое получил ответ о том, что испрашиваемый им земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет лицом по ранее поданному заявлению, другой участок заявителю также не был предоставлен. Между тем, на дату обращения истца с заявлением указанный земельный участок не был согласован другому лицу, оснований для отказа П.В.В. в выделении земельного участка не имелось.
В указанной связи прокурор, обращаясь в суд с настоящим иском (с учетом уточнений), просил признать незаконными действия администрации Емельяновского района, выразившиеся в отказе в предоставлении П.В.В. земельного участка, расположенного <...> обязать администрацию Емельяновского района надлежащим образом рассмотреть заявление П.В.В. от 19.06.2013 г. в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ, на основании Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в течение 14 дней со дня вынесения решения обязать администрацию Емельяновского района утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, согласно ранее поданного заявления.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права и неправильным определением фактических обстоятельств дела. Считает необоснованным вывод суда о наличии у П.В.В. льготного права на получение земельного участка, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт нуждаемости П.В.В. в улучшении жилищных условий. Кроме того, полагает, что суд преждевременно возложил на ответчика обязанность по утверждению и выдаче схемы расположения испрашиваемого П.В.В. земельного участка, поскольку утверждение и выдача указанной схемы возможно только после рассмотрения градостроительной комиссией заявления о предоставлении земельного участка с учетом зонирования территории.
В судебное заседание П.В.В., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратился, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского район", администрации Емельяновского района В.А. (доверенности от 20.10.2014 года, от 03.09.2014 года), поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя П.В.В. - Ш. (доверенность от 06.06.2013 года), просившую решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Гайдук О.В., полагавшую решение суда отменить, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что П.В.В. является инвалидом второй группы и проживает по адресу: <...> кв. 85.10.06.2013 года (вх. N 3674 от 19.06.2013 г.) он обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером 24:11:0090101:121, при невозможности выделить данный земельный участок просил выделить ему альтернативный.
В письме от 25.06.2013 года исх. N 3754 администрация Емельяновского района сообщила, что испрашиваемый П.В.В. земельный участок согласован к предоставлению другому гражданину по ранее поданному заявлению (вх. N 855 от 20.02.2013 г.), альтернативные варианты земельных участков в указанном микрорайоне отсутствуют, он также уведомлен о включении в реестр граждан, обладающих правом на льготное предоставление земельных участков в порядке очередности (очередь N 295).
Признавая незаконным отказ П.В.В. в предоставлении указанного земельного участка, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на день подачи истцом заявления и на день отказа в предоставлении земельного участка данный земельный участок не был предоставлен другому лицу как и соседний участок, который впоследствии был передан другому лицу. Предоставление П.В.В. по его заявлению от 03.09.2013 года другого земельного участка в <...> по мнению суда первой инстанции, не свидетельствует о реализации истцом права на земельный участок, так как П.В.В. вынужден был отказаться от земельного участка из-за его отдаленности, переуступив право аренды другому лицу.
Данные выводы суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, основаны на неверно примененных и истолкованных положениях материального закона, противоречат имеющимся в деле доказательствам, которым не дано надлежащей оценки. Согласно пункту 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 ст. 24 Кодекса.
В силу п. 2 ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается этим Кодексом и Федеральным законом от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан".
Действующее законодательство не ограничивает возможность предоставления гражданину земельного участка для ведения садоводства индивидуально, следовательно, граждане вправе подавать заявление о предоставлении земельного участка для указанных целей в общем порядке, установленном Земельным кодексом РФ.
Статья 34 Земельного кодекса РФ регулирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. В соответствии с указанным порядком после поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка, орган местного самоуправления на основании этого заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В свою очередь заявитель обязан обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратится с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусматривает право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на обеспечение в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в силу пунктов 17 и 18 которых инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Правилами предусмотрены основания признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий и порядок их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, который осуществляется по месту жительства инвалида.
Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина, поданного в указанный орган по месту своего жительства.
Таким образом, действующее законодательство (ст. 17 Закона N 181-ФЗ) ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.
Как следует из материалов дела, В.П. обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением 20.02.2013 года (вх. N 855), в которых он просил предоставить в собственность земельный участок в <...>.
25.07.2013 г. администрацией Емельяновского района подготовлен и выдан акт местоположения испрашиваемого В.П. земельного участка.
Таким образом, на момент обращения П.В.В. с заявлением о выделении земельного участка - 10.06.2013 года на данный земельный участок поступило ранее (20.02.2013 года) заявление от В.П. Учитывая, что истец не представил доказательств, свидетельствующих о его первоочередном праве на предоставление земельного участка (нуждаемость в улучшении жилищных условий в силу ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), ответчик обоснованно разъяснил ему право на предоставление иного земельного участка, которым П.В.В. воспользовался, обратившись 10.07.2013 года с заявлением о предоставлении ему земельного участка в <...>.
Постановлением администрации Емельяновского района от 09.10.2013 года П.В.В. предоставлен указанный земельный участок в аренду сроком на 4 года. 15.10.2013 года с П.В.В. заключен договор аренды земельного участка.
При указанных обстоятельствах выводы суда первой инстанции о возложении на ответчиков обязанность повторно рассмотреть заявление П.В.В. от 19.06.2013 года, утвердить и выдать схему расположения земельного участка, согласно ранее поданного заявления, не основаны на законе и противоречат обстоятельствам дела.
Ссылка суда первой инстанции о том, что на момент подготовки ответа П.В.В. альтернативный земельный участок имелся <...>, но заявителю об этом сообщено не было, по мнению судебной коллегии, не свидетельствует о нарушении прав истца, так как последний с заявлением о его предоставлении не обращался, указанный участок по заявлению инвалида 3 группы Б. от 04.07.2013 г., имеющей право на первоочередное получение земельного участка, был предоставлен последней. Ранее на данный участок подавал заявление 19.06.2013 г. А., являющийся многодетным, которому в дополнение к положительному ответу от 26.06.2013 г. было сообщено 19.07.2013 г. о согласовании земельного участка гражданину, имеющему первоочередное право на получение земельного участка.
Вывод суда первой инстанции о том, что право истца на получение земельного участка осталось нереализованным, поскольку он вынужден был отказаться от земельного участка по пер. Вербный 2, переуступив право аренды К., судебная коллегия также не считает возможным принять во внимание, так как истцом выполнены все необходимые действия для его получения и распоряжения земельным участком по своему усмотрению.
Принимая во внимание, что истцу было разъяснено право на повторное обращение с заявлением о предоставлении иного земельного участка, которым истец воспользовался, оснований для признания незаконным действий ответчиков и возложения на них обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно ранее поданного истцом заявления, не имеется.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе прокурору Емельяновского района в интересах П.В.В. в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Емельяновского районного суда от 20 августа 2014 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Емельяновского района в интересах П.В.В. к администрации Емельяновского района и МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, об оспаривании действий (бездействия) по неутверждению и невыдаче схемы расположения земельного участка, - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 10.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-10138/2014
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, об оспаривании действий по неутверждению и невыдаче схемы расположения земельного участка.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Ответчик отказал истцу в предоставлении земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 ноября 2014 г. по делу N 33-10138/2014
Судья: Лукашенок Е.А.
А-54
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.,
судей Беляковой Н.В., Кучеровой С.Н.,
при секретаре З.,
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Гайдук О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску прокурора Емельяновского района в интересах П.В.В. к администрации Емельяновского района и МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, об оспаривании действий (бездействия) о неутверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района"
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 20 августа 2014 года, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора Емельяновского района в интересах П.В.В. к администрации Емельяновского района и МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, об оспаривании действий (бездействия) о неутверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка, - удовлетворить частично.
Обязать администрацию Емельяновского района в лице МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" повторно в течение 14 дней рассмотреть заявления П.В.В. от 19.06.2013 г. (вх. N 3674) о предоставлении в аренду, утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ, на основании Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; обязать администрацию Емельяновского района в лице МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" утвердить и выдать П.В.В. схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, согласно ранее поданного заявления".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
Прокурор Емельяновского района обратился в суд с иском в интересах П.В.В. к администрации Емельяновского района и МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, действий (бездействия) по неутверждению и невыдаче схемы расположения земельного участка.
Требования мотивированы тем, что П.В.В., являясь инвалидом 2 группы, в соответствии со ст. 17 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. 19.06.2013 года он обратился к ответчику с соответствующим заявлением, на которое получил ответ о том, что испрашиваемый им земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет лицом по ранее поданному заявлению, другой участок заявителю также не был предоставлен. Между тем, на дату обращения истца с заявлением указанный земельный участок не был согласован другому лицу, оснований для отказа П.В.В. в выделении земельного участка не имелось.
В указанной связи прокурор, обращаясь в суд с настоящим иском (с учетом уточнений), просил признать незаконными действия администрации Емельяновского района, выразившиеся в отказе в предоставлении П.В.В. земельного участка, расположенного <...> обязать администрацию Емельяновского района надлежащим образом рассмотреть заявление П.В.В. от 19.06.2013 г. в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ, на основании Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в течение 14 дней со дня вынесения решения обязать администрацию Емельяновского района утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, согласно ранее поданного заявления.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права и неправильным определением фактических обстоятельств дела. Считает необоснованным вывод суда о наличии у П.В.В. льготного права на получение земельного участка, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт нуждаемости П.В.В. в улучшении жилищных условий. Кроме того, полагает, что суд преждевременно возложил на ответчика обязанность по утверждению и выдаче схемы расположения испрашиваемого П.В.В. земельного участка, поскольку утверждение и выдача указанной схемы возможно только после рассмотрения градостроительной комиссией заявления о предоставлении земельного участка с учетом зонирования территории.
В судебное заседание П.В.В., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратился, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского район", администрации Емельяновского района В.А. (доверенности от 20.10.2014 года, от 03.09.2014 года), поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя П.В.В. - Ш. (доверенность от 06.06.2013 года), просившую решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Гайдук О.В., полагавшую решение суда отменить, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что П.В.В. является инвалидом второй группы и проживает по адресу: <...> кв. 85.10.06.2013 года (вх. N 3674 от 19.06.2013 г.) он обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером 24:11:0090101:121, при невозможности выделить данный земельный участок просил выделить ему альтернативный.
В письме от 25.06.2013 года исх. N 3754 администрация Емельяновского района сообщила, что испрашиваемый П.В.В. земельный участок согласован к предоставлению другому гражданину по ранее поданному заявлению (вх. N 855 от 20.02.2013 г.), альтернативные варианты земельных участков в указанном микрорайоне отсутствуют, он также уведомлен о включении в реестр граждан, обладающих правом на льготное предоставление земельных участков в порядке очередности (очередь N 295).
Признавая незаконным отказ П.В.В. в предоставлении указанного земельного участка, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на день подачи истцом заявления и на день отказа в предоставлении земельного участка данный земельный участок не был предоставлен другому лицу как и соседний участок, который впоследствии был передан другому лицу. Предоставление П.В.В. по его заявлению от 03.09.2013 года другого земельного участка в <...> по мнению суда первой инстанции, не свидетельствует о реализации истцом права на земельный участок, так как П.В.В. вынужден был отказаться от земельного участка из-за его отдаленности, переуступив право аренды другому лицу.
Данные выводы суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, основаны на неверно примененных и истолкованных положениях материального закона, противоречат имеющимся в деле доказательствам, которым не дано надлежащей оценки. Согласно пункту 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 ст. 24 Кодекса.
В силу п. 2 ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается этим Кодексом и Федеральным законом от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан".
Действующее законодательство не ограничивает возможность предоставления гражданину земельного участка для ведения садоводства индивидуально, следовательно, граждане вправе подавать заявление о предоставлении земельного участка для указанных целей в общем порядке, установленном Земельным кодексом РФ.
Статья 34 Земельного кодекса РФ регулирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. В соответствии с указанным порядком после поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка, орган местного самоуправления на основании этого заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В свою очередь заявитель обязан обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратится с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусматривает право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на обеспечение в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в силу пунктов 17 и 18 которых инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Правилами предусмотрены основания признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий и порядок их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, который осуществляется по месту жительства инвалида.
Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина, поданного в указанный орган по месту своего жительства.
Таким образом, действующее законодательство (ст. 17 Закона N 181-ФЗ) ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.
Как следует из материалов дела, В.П. обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением 20.02.2013 года (вх. N 855), в которых он просил предоставить в собственность земельный участок в <...>.
25.07.2013 г. администрацией Емельяновского района подготовлен и выдан акт местоположения испрашиваемого В.П. земельного участка.
Таким образом, на момент обращения П.В.В. с заявлением о выделении земельного участка - 10.06.2013 года на данный земельный участок поступило ранее (20.02.2013 года) заявление от В.П. Учитывая, что истец не представил доказательств, свидетельствующих о его первоочередном праве на предоставление земельного участка (нуждаемость в улучшении жилищных условий в силу ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), ответчик обоснованно разъяснил ему право на предоставление иного земельного участка, которым П.В.В. воспользовался, обратившись 10.07.2013 года с заявлением о предоставлении ему земельного участка в <...>.
Постановлением администрации Емельяновского района от 09.10.2013 года П.В.В. предоставлен указанный земельный участок в аренду сроком на 4 года. 15.10.2013 года с П.В.В. заключен договор аренды земельного участка.
При указанных обстоятельствах выводы суда первой инстанции о возложении на ответчиков обязанность повторно рассмотреть заявление П.В.В. от 19.06.2013 года, утвердить и выдать схему расположения земельного участка, согласно ранее поданного заявления, не основаны на законе и противоречат обстоятельствам дела.
Ссылка суда первой инстанции о том, что на момент подготовки ответа П.В.В. альтернативный земельный участок имелся <...>, но заявителю об этом сообщено не было, по мнению судебной коллегии, не свидетельствует о нарушении прав истца, так как последний с заявлением о его предоставлении не обращался, указанный участок по заявлению инвалида 3 группы Б. от 04.07.2013 г., имеющей право на первоочередное получение земельного участка, был предоставлен последней. Ранее на данный участок подавал заявление 19.06.2013 г. А., являющийся многодетным, которому в дополнение к положительному ответу от 26.06.2013 г. было сообщено 19.07.2013 г. о согласовании земельного участка гражданину, имеющему первоочередное право на получение земельного участка.
Вывод суда первой инстанции о том, что право истца на получение земельного участка осталось нереализованным, поскольку он вынужден был отказаться от земельного участка по пер. Вербный 2, переуступив право аренды К., судебная коллегия также не считает возможным принять во внимание, так как истцом выполнены все необходимые действия для его получения и распоряжения земельным участком по своему усмотрению.
Принимая во внимание, что истцу было разъяснено право на повторное обращение с заявлением о предоставлении иного земельного участка, которым истец воспользовался, оснований для признания незаконным действий ответчиков и возложения на них обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно ранее поданного истцом заявления, не имеется.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе прокурору Емельяновского района в интересах П.В.В. в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Емельяновского районного суда от 20 августа 2014 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Емельяновского района в интересах П.В.В. к администрации Емельяновского района и МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, об оспаривании действий (бездействия) по неутверждению и невыдаче схемы расположения земельного участка, - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)